Рабочая программа по обществознанию (5 класс)
рабочая программа по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Павлово
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ /Г. Н. Ногтева/ Протокол № ______ от «____»___________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1 _________ /О. В. Юрина/ «____»____________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 __________ /М. Ю. Бородин/ Приказ № _______ от «____»____________ 2016 г. |
Рабочая учебная программа
по обществознанию
5 А, Б, классы
основное общее образование
Год разработки: 2016
Составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по обществознанию;
- авторской программы Соболевой О. Б., Медведевой О. В. Обществознание. 5 – 9 классы, - М.: «Вентана-Граф», 2014.
Программу составила:
Трухина Наталья Викторовна
Пояснительная записка.
Программа по курсу «Обществознание» 5 класс, составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по обществознанию;
- авторской программы Соболевой О. Б., Медведевой О. В. Обществознание. 5 – 9 классы, - М.: «Вентана-Граф», 2014.
Цели:
— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
— обеспечение планируемых результатов достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 5 классе учащимся предлагается пропедевтический курс «Введение в обществознание», построенный по интегративному принципу.
Общая характеристика учебного предмета.
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно-линейным, так и интегративно-концентрическим. В 5 классе учащимся предлагается пропедевтический курс «Введение в обществознание», построенный по интегративному принципу. В 6 – 9 классах курс «Обществознание» строится по модульно-линейному принципу – основной акцент делается на относительно завершенных и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно.
Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далекому» - от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создает условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету.
На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи – ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.).
Место учебного курса в учебном плане.
В соответствии с новым ФГОС изучение социальных знаний не прерывается, как это было раньше, - обучение обществознанию начинается не с 6, а уже с 5 класса. Согласно базисному учебному плану предмет изучается 35 часов в год (по одному часу в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты.
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты.
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития:
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного курса.
Начинаем изучать обществознание Что та кое обществознание? Какие науки входят в обществознание? Что они изучают? Какие составляющие нашей жизни являются обществоведческими? Чем изучение обществознания отличается от изучения других школьных предметов? Особенности раннего подросткового возраста и обучение в пятом классе. Зачем изучать обществознание? Как изучается обществознание в основной школе? Как правильно изучать обществознание? Как правильно работать с учебником?
Утро пятиклассника
Правильный сон, зарядка и завтрак, как составляющие здорового образа жизни (исторические образцы, национальные традиции, индивидуальные особенности, современные данные врачей и психологов). Правила самоорганизации. Как надо выглядеть в разных жизненных ситуациях. Мода, реклама и общество потребления. Школьная форма: за и против. Гендерные особенности в одежде и уходе за ней. Правила по ведения в общественных местах: на улице и в транспорте. Виды норм: необходимо, нельзя, можно. Способы оплаты проезда, услуга и льгота.
«Рабочий день пятиклассника»
Особенности образования в современной российской школе. Школьный устав. Профессия учителя. Дисциплина, как условие достижения результата. Правильная организация отдыха на перемене. Гендерные особенности поведения. Трудности построения взаимоотношений, репутация. Типичные проблемные ситуации школьного взаимодействия. Карманные деньги и первые шаги экономического поведения. Люди и их особенности. Друзья, враги, приятели. Люди с ограниченными возможностями. Взаимодействие людей разных национальностей. Школьная общественная жизнь как средство воспитания. Подростковые общественные организации. Внеурочное обучение обществознанию. Воспитание гражданственности и патриотизма. Смысл домашнего задания и правила его выполнения. Мотивы обучения. Дневники и оценки: история и современность.
Полезный досуг пятиклассника
Досуг подростка: вчера и сегодня. Роль уличной компании в становлении человека: плюсы и минусы. Правила безопасного поведения в общении с людьми и в отношении с природой. Охрана природы — обязанность гражданина. Роль дополнительного образования в современной жизни. Виды дополнительного образования. Спорт, виды спорта, роль занятий спортом в становлении человека. Компьютер и его возможности. Как правильно использовать компьютер для саморазвития? Вред и польза социальных сетей. Интернет-зависимость. Средства массовой информации. Телевидение. Осознанный подход к выбору телепередач. Влияние телевидения на человека. Телевизионная реклама. Что та кое искусство? Художественный образ. Познание мира через искусство. Мир театра. Киноискусство.
Вечер пятиклассника в семейном кругу
Что такое хорошая семья? Значение родительского дома в жизни человека. Современная семья и ее проблемы. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные роли. Разделение мужских и женских обязанностей в семье. Партнерская семья. Разные поколения в семье — роль бабушек и дедушек в современной российской семье. Братья и сестры — школа взаимоотношений. Взаимная забота о здоровье членов семьи. Сложные периоды в жизни семьи: распад семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные традиции России: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов России и мира. Значение семейных традиций в жизни человека и развитии общества. Виды домашнего тру да современного подростка. Правильная организация домашнего труда. Комната подростка. Значение порядка. Роль домашнего труда в развитии человека. Магазин: обмен денег на товары. Виды магазинов. Основные правила поведения покупателя. Рациональное питание. Опасные для здоровья продукты. Человек и животные — история взаимоотношений. Роль домашних питомцев в развитии человека. Защита животных в современном мире. Дела и поступки. Хорошие и плохие дела. Самовоспитание.
Итоговый коллективный проект «Твой микрорайон», направленный на развитие взаимодействия всех учеников класса и закрепление всего пройденного материала в деле изучения различных сторон организации общественной жизни ближайшей территории проживания учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Планируемые результаты | Плановые сроки прохождения. Корректировка | ||
Предметные | Метапредметные | 5 а | |||||
1. | Введение. Начинаем изучать обществознание. | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника. | Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах. Регулятивные УУД Составлять план своих действий. | ||
2. | Утро пятиклассника. | 4 | |||||
2.1 | С добрым утром! | 1 | Здоровый сон, пробуждение, утренняя зарядка, как надо есть. | Учащиеся смогут объяснить какую роль играет сон для человека, для чего нужно делать по утрам зарядку и на основе изученного показать свое творчество при защите. | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, как влияет утренний распорядок дня на здоровье человека. Познавательные УУД Проверять правильность своих действий по утрам. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос «Почему здоровье человека зависит от образа жизни»? Регулятивные УУД Составлять свой план текста. | ||
2.2 | Собираясь в школу. | 1 | Школьная форма, внешний вид. | Учащиеся смогут определить значение понятия «школьная форма» и увидеть важность когда собирать свой портфель – утром или вечером. | Личностные УУД Высказывать свое мнение о том, нужна школьная форма или нет. Познавательные УУД Определять как выглядела школьная форма на протяжении всей истории школьного общества. Коммуникативные УУД Провести опрос в классах Школьная форма: «за» и «против» и небольшое исследование по группам о школьной форме народов мира с использованием ресурсов Интернета. Регулятивные УУД Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | ||
2.3 | По дороге в школу. | 1 | Правила поведения на улице, плата за проезд, общественные места. | Учащиеся смогут определить правила поведения в общественных местах. | Личностные УУД Сравнивать свое поведение на улице с правилами в учебнике и определять, что не правильно делаешь. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно выписать правила поведения на улице в тетрадь при чтении текста. Приводить примеры нарушений в жизни. Понимать смыл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Коммуникативные УУД В группе обсудить как себя вести в той или другой ситуации. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
2.4 | Урок-проект «Идеальное утро». | 1 | Учащиеся смогут защитить свой проект «Идеальное утро» и показать свое творчество при защите. | Личностные УУД Отчет о своей проделанной работе. Познавательные УУД Описывать свое поведение за неделю. Приводить примеры нарушения в жизни. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Коммуникативные УУД В группе обсудить как себя вести в той или другой ситуации. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | |||
3. | «Рабочий день» пятиклассника. | 7 | |||||
3.1 | В школе. | 1 | Образование, Устав школы, поведение на уроке. | Учащиеся смогут объяснить значение понятия «образование» и раскрыть роль школы в его жизни, а также разработать правила поведения на уроке. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, как поведение на уроке влияет на успешность усвоения материала. Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, записывая свои мысли по теме. Раскрывать на конкретных примерах значение Устава школы для поддержания порядка. Коммуникативные УУД Составлять в парах памятку – советы «Как вести себя на уроке». Регулятивные УУД Прогнозировать свой результат. | ||
3.2 | На перемене. | 1 | Отдых – это смена деятельности, поведение на переменах и в столовой. | Учащиеся смогут определить роль перемен в школьной жизни и разработать правила поведения в столовой. | Личностные УУД Высказывать свое мнение о поведении учащихся на перемене и в столовой. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение – радиопередачу на перемене. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах. Регулятивные УУД Составлять меню школьной столовой. | ||
3.3 | Твои классные друзья. | 1 | Друзья, приятели, люди с ограниченными возможностями, родственники. | Учащиеся смогут определить разницу в понятиях «друзья», «приятели» и «враги». Смогут объяснить значение понятия «люди с ограниченными возможностями». | Личностные УУД Составить свой кодекс отношений с друзьями. Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение взаимоотношений. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы. | ||
3.4 | Участие в школьной жизни. | 1 | Общественная жизнь в школе, участие в ней, юный гражданин. | Обучающиеся смогут определить важность их участия в жизни школы и определить значение понятия «гражданин». | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с общественной жизнью в школе. Коммуникативные УУД Уметь отвечать на вопрос «С чего начинается Родина для тебя», работая в парах. Регулятивные УУД Составлять по плану рассказ об участии в общественной жизни школы. | ||
3.5 | Домашнее задание. | 1 | Каким бывает домашнее задание, как правильно его выполнять, дневники и оценки. | Учащиеся смогут определить значимость выполнения домашнего задания для себя. | Личностные УУД Формировать свою позицию. Познавательные УУД Готовить рассказ о выполнении домашнего задания. Описывать собственные обязанности по выполнению домашнего задания. Коммуникативные УУД Составлять рассказ, работая в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
3.6 | Рубежная контрольная работа. | 1 | Тестирование. | ||||
3.7 | Итоговый урок по теме: «Рабочий день пятиклассника». | 1 | Защита проектов «Идеальная школа». | Учащиеся смогут показать свое творчество при выполнении проекта с использованием ЦОР. | Личностные УУД Формировать свою позицию при защите. Познавательные УУД Рассказ о традициях школы. Коммуникативные УУД Защита проекта группой. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы в группе. | ||
4. | Полезный досуг пятиклассника. | 9 | |||||
4.1 | Прогулка. | 1 | Роль уличной компании, опасная прогулка, сохраняйте природу. | Обучающие смогут назвать мотивы для прогулки и перечислить основные правила поведения во время прогулки, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, иллюстрируя их конкретными примерами. | Личностные УУД Формулировать свои правила поведения во время прогулки и в компании. Познавательные УУД На основе текста записать правила поведения, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Коммуникативные УУД Мини-рассказ про Соню, работая в группе. Регулятивные УУД Контролировать свое поведение в работе с группой и вносить коррективы в рассказ про Соню. | ||
4.2 – 4.3 | Дополнительное образование. | 2 | Самообразование. Каким может быть образование, виды дополнительного образования, занятия спортом. Увлечение человека, Значимость здорового образа жизни. | Обучающие смогут определить значение понятий «самообразование» и «дополнительное образование» и их роль в своей жизни, а также выявить важность занятия спортом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из жизненного опыта. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, выявление значимости спорта для человека, работая в группах. Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Вносить коррективы в план. | ||
4.4 | В мире информации. | 1 | Роль информации в современном мире, СМИ, как правильно выбирать информацию. | Учащиеся смогут определить значение понятия «СМИ» в х жизни и жизни человека в целом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Составлять на основе текста таблицу по СМИ. Выявлять роль информации в современном мире по тексту. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем и выявлять роль информации в жизни современного общества. Регулятивные УУД Уметь самостоятельно формулировать цель своей деятельности. | ||
4.5 – 4.6 | Для чего нужен компьютер. | 2 | Возможности компьютера, Интернет, компьютерные игры, интернет-зависимость. | Обучающие смогут определить значение понятия «Всемирная паутина» и показать свои умения в работе с компьютером для поиска информации. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Работать в группе по выявлению значимости компьютера в жизни человека. Компьютер: вред или польза? Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. | ||
4.7 – 4.8 | Встреча с прекрасным. | 2 | Культура в жизни человека, что такое искусство, мир театра и кино. | Обучающие смогут определить значение понятия «искусство» и выделить их основные виды. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный рассказ по вымышленному посещению театра. Работа в группах. Регулятивные УУД Планировать свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | ||
4.9 | Защита проектов по группам | 1 | Темы см. стр. 84 | Личностные УУД Защитить свою творческую работу. Познавательные УУД Работая с учебником и дополнительной литературой, подготовить и защитить свой проект. Коммуникативные УУД Работая в группе, заполнять оценочный лист. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы как себя, так и своего товарища по группе. | |||
5. | Вечер в семейном кругу. | 11 | |||||
5.1 | Современная семья. | 1 | Роль семьи в жизни человека. Значение семьи для общества. Хорошая семья. | Учащиеся смогут определить значение понятия «семья» и каково значение семьи для человека и общества. | Личностные УУД Высказывать свое мнение о значении семьи для человека и общества. Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость семьи. Объяснять смысл поговорок про семью. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении значимости семьи для общества. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. | ||
5.2 | Сложные периоды в жизни семьи. | 1 | Проблемы современной семьи, распад семьи, дети без попечения родителей. | Учащиеся смогут определить основные проблемы в современной семье и как трудно ребенку при этом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда в семье нелады. Познавательные УУД Объяснять какие сложности современной жизни могут мешать благополучию семьи. Заполнять схему «вид семей». Извлекать информацию из текста и документа. Коммуникативные УУД Выполнять проект «Наш класс – моя семья». Регулятивные УУД Прогнозировать какой будет моя семья в будущем, написав сочинение. | ||
5.3 | Роль семьи. | 1 | Семейные роли, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. | Учащиеся смогут определить значение понятия «роль» в семье и на жизненных примерах определить свою роль в семье с родителями, бабушками, дедушками. | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я помогаю дома. Познавательные УУД Характеризовать свою работу по дому как обязанности. Выявлять позитивные результаты роли в семье, опираясь на примеры из художественных произведений или из жизненных ситуаций. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
5.4 | Братья и сестры. | 1 | Отношения в семье между братьями и сестрами. | Смогут дать характеристику взаимоотношений между братьями и сестрами, приводить конкретные примеры из жизни. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Оценивать собственные отношения в семье. Выявлять причины конфликтов между братьями и сестрами. Характеризовать значение взаимоотношений для семьи и для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу «Характеристика каждого члена семьи», работая с текстом учебника. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
5.5 | Семейные традиции. | 1 | Особенности семейных традиций, значение семьи и семейных традиций для общества в целом. | Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Выяснить, что подразумевается под семейными традициями и есть ли они в вашей семье. Иллюстрировать примерами значимость семейных традиций для семьи и общества в целом. Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о семье и дружбе. Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы. | ||
5.6 | Порядок в доме. | 1 | Домашний труд подростка и его значение, правильная организация домашнего труда подростка. | Учащиеся смогут определить важность понятия «труд» в их жизни и для чего нужен порядок в его комнате. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для партнерской семьи. Коммуникативные УУД Обсуждать в группе проблемы по теме урока. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений в семье. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
5.7 – 5.8 | Поход в магазин. | 2 | Обмен на товар, покупка, опасные продукты. | Учащиеся смогут определить, как важно знать что они покупают и выявить опасные продукты. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Выяснить через текст все об опасных продуктах. Приводить примеры из своей жизни о покупках. Определять собственное отношение «Все ли можно купить за деньги?». Коммуникативные УУД Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. | ||
5.9 | Домашние питомцы. | 1 | Животное в доме. | Смогут объяснить причины приручения человеком животных с помощью актуализации знаний по истории (приводя примеры) и объяснить высказывание «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Личностные УУД Высказывать свое мнение по теме урока. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «У меня в доме живет…». Коммуникативные УУД Обсуждение в группе жизненных ситуаций по отношению к домашним животным и ст. 8 «Требования к выгулу животных». Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | ||
5.10 | Перед сном. | 1 | Итоги дня, дела и поступки, самовоспитание. | Учащиеся смогут объяснить значение понятия «самовоспитание» и приводить примеры из жизни. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Характеризовать свои поступки через изучение материала. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Прогнозировать, какой будет результат, если будешь заниматься самообразованием. | ||
5.11 | Защита проекта «Семейный портрет». | 1 | Учимся быть достойными членами семьи. | Личностные УУД Принимать личное участие в защите проекта. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой, беседа с родителями при подготовке проекта. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «Семейный портрет класса». Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | |||
6. | Коллективный проект «Мой микрорайон». | 1 | Карта микрорайона. | Личностные УУД Принимать личное участие в составлении проекта. Познавательные УУД Познакомиться с картами через интернет. Коммуникативные УУД Составление карты своего микрорайона при обсуждении. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | |||
7. | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||
Учебно-методическое обеспечение.
- «Обществознание», 5 класс, авторы: О.Б. Соболева, О.В. Иванов, под ред. Г.А. Бордовского,
- О. Б. Соболева, К. К. Трухина. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь, - Вентана-Граф, 2015.
- Жадаев Д. Н. Брехач Р. А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания, - Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
Интернет – ресурсы:
- http://www.allend.ru/edu/social2htm - Образовательные ресурсы интернета – обществознание.
- http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
- http://www.lhtik.fib.ru/eneyel/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Контрольно- измерительный материал.
Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание»
5 класс
Вариант I.
Часть А.
А1. Качества, данные ребенку уже при рождении:
- инстинкт 2. воспитанность 3. речь 4. гуманность
А2. Что отличает человека от животных?
- воспитание потомства
- объединение в группы
- способность к творчеству
- использование природных материалов
А3. Врожденным качеством человека является:
1.речь 2. дыхание 3. нравственность 4. мораль
А4. Верно ли, что:
А. человек не может изменить свою наследственность;
Б. поведение человека полностью запрограммировано?
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба варианта
4. нет верного ответа
А5. Подростками являются:
А. Школьники 5-6-х классов
Б. Школьники 7-8-х классов.
1. верно только А
2. верно только Б
3. оба варианта верны
4. нет верного ответа
А6. Для государства и общества главной обязанностью семьи является:
- совместный труд
- объединение доходов
- проживание в одном городе
- воспитание детей
А7. В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка:
- на содержание семьи
- на труд вместе с членами семьи
- на общение с обоими родителями
- на получение образования
А8. Примером использования свободного времени может быть:
- выполнение домашнего задания
- уборка комнаты
- занятие спортом
- школьный урок
А9. Люди, близкие по возрасту:
- друзья
- родственники
- однофамильцы
- сверстники
А10. Продукт труда, выставленный на продажу:
- заработная плата
- товар
- земля
- премия
А11. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации
- Штат
- Департамент
- Край
- Муниципалитет
А12. Особенностью российского народа является:
- Многонациональность
- Многочисленность
- Внешнее сходство
- Общая культура
Часть В.
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
- Школа 2. Религия 3. Урок 4. Знания 5. Умения
В2. Найдите в приведенном ниже списке обязанности гражданина
- Платить налоги
- Защищать Родину
- Посещать театры и музеи
- Участвовать в митингах и демонстрациях
- Беречь природу
- Заниматься благотворительностью
В3. Заполните пропуски в предложении:
Русский язык - ___________ язык Российской Федерации
В4. Соотнесите:
1) Игра
А). Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
2)Общение
Б). Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых
3)Учение
В). Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям
4)Труд
Г).Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений
В5. Установите соответствие между предметами и их направленностью.
1. Гуманитарные предметы
2. Естественнонаучные предметы
А). Физика
Б). Химия
В). История
Г). Литература
Д). Обществознание
Часть С.
С1. Что такое спор? Составьте два предложения, содержащие информацию об умении спорить.
С2. Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных примера проявления
самостоятельности подростка.
С3. Чему учит школа? Сформулируйте ответ в трѐх предложениях.
Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание»
5 класс
Вариант II.
Часть А.
А1. К биологическим качествам человека относится:
1. потребность в воде
2. способность мыслить
3. желание творить
4. способность познавать мир
А2. Человека и животных объединяет:
1.обладание фантазией 3. способность действовать по плану
2. осознание самих себя 4. способность строить жилища
А3. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
- Эмоции 2. инстинкт 3.деятельность 4. Сознание
А4. Верны ли рассуждения:
А. наследственность животных проявляется в его инстинктах;
Б. ребенок наследует черты и свойства только одного из своих родителей?
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба варианта
4. нет верного ответа
А5. Период жизни, связанный с возникновением новых чувств, переживаний, со сменой
настроения:
- Детство 2. Юность 3. Отрочество 4. Старость
А6. Что является главным предназначением семьи как части общества?
1) физическое развитие человека 3) появление новых поколений
2) организация совместного труда 4) получение образования
А7. Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?
1) в Конституции РФ 3) в Трудовом Кодексе РФ
2) в гражданском Кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ
А8. Время, которое остается после выполнения основных дел:
1) свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее
А9. Люди, родившиеся в один год:
1) одноклассники;
2) сверстники;
3) друзья;
4) ровесники.
А10. Что является источником всякого богатства?
1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро
А11. Наиболее точное определение понятия «федерация»:
- Край
- Государство
- Союз, объединение
- Конституция
А12. Основной закон страны:
- Конституция
- Кодекс
- Устав
- Декларация
Часть В.
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «признаки нации». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
- Богатство
- Язык
- Осознание единства
- Культура
- Территория
В2. Найдите в приведѐнном списке то, что объединяет ваших сверстников.
1) Они переживают период взросления.
2) Они набираются знаний.
3) Они живут в одной стране.
4) Они трудятся и содержат своих родителей.
5) Они - будущее нашего мира.
В3. Заполните пропуск в предложении.
Конституция России начинается такими словами: «Мы, …народ Российской Федерации»
В4. Соотнесите:
1) Труд
А). деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
2) творчество
Б). высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной, художественной, практической
3) мастер
В).деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей
4) талант
Г).человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные
В5. Установите соответствие между содержанием первой и второй колонок. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Школы прошлого
2. Школы современные
А). В начальной школе изучали географию,
историю, начала геометрии.
Б). Обязательное общее школьное
образование.
В). Отсутствие телесных наказаний.
Г). Раздельное обучение в гимназии
мальчиков и девочек.
Часть С.
С1. Что такое спор? Приведите два примера, когда спор может принести пользу.
С2. Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных примера проявления
самостоятельности подростка.
С3. Ответьте на вопрос: что значит уметь учиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....