Эссе «Я - учитель»
статья по обществознанию на тему

Олия Фаризулловна Шафикова

Жизнь – великий дар человечеству  в этом прекрасном  мире. Мимолётно проходят дни, года, столетия. Из крупинок  миллиардов  судеб  людей, из творений  тысяч великих личностей, из миллионов  исторических фактов и событий  создается представление  о той или иной эпохе. Складывается история государств, народов, поколений. Человек оставляет о себе память. Память своими делами, творениями, жизнью. У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился личностью, познавал мир и достигал успехов, сформировался тем, кем он стал.

 Подводя итог своей 33-х летней  педагогической деятельности, хочу сказать, учитель - профессия широкой специализации и требует высокой квалификации. Неважно, какой предмет ты преподаешь, а важно, как и чему учишь. Тем более в селе, так как сельский учитель вынужден быть универсалом, обязан расширять рамки познания мира детьми за пределами местности, расширять ограниченные возможности периферии до уровня современной  конкурентоспособности с мегаполисами.

   Пропуском в профессию должна оставаться любовь и уважение к своим ученикам; ведь учитель должен принимать  детей  такими,  какие  они  есть,  быть терпимым к их ошибкам, требовательным к себе. Я уверена, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты мира и красоту, таинство истории, культуры, искусства. Это и есть смысл моей жизни. Думаю, что многим моим ученикам  пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Стараюсь наполнить их жизнь радостью познания, помогать ощутить ее ценность и полноту. Это и есть мое учительское кредо.

     И самое главное, я считаю, учитель должен быть любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шафикова Олия Фаризулловна,

учитель истории, обществознания, МХК

МОБУ СОШ села Тарказы,

Ермекеевский район

Республика Башкортостан

Эссе «Я - учитель»

                       Учителями славится Россия.
                                              Ученики приносят славу ей.  /А. Дементьев/

      Жизнь – великий дар человечеству  в этом прекрасном  мире. Мимолётно проходят дни, года, столетия. Из крупинок  миллиардов  судеб  людей, из творений  тысяч великих личностей, из миллионов  исторических фактов и событий  создаётся представление  о той или иной эпохе. Складывается история государств, народов, поколений. Человек оставляет о себе память. Память своими делами, творениями, жизнью. Одни тяжким трудом  работают на земле, другие строят дома и дороги, третьи создают  что-то новое - нужное, благоустраивают. Да мало ли было и есть сегодня вереница профессий. Мир стремительно меняется, одни ценности  начинают преобладать над другими, приспосабливаясь к веяниям времени. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые  со временем,  постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство, общество. Это возникшая ещё в древности профессия – педагог, учитель. Как сказал  в своё время философ И. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! Да, учительское соучастие, сопереживания,  учительская оценка сохраняются в душе  на всю жизнь. У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился личностью, познавал мир и достигал успехов, сформировался тем, кем он стал.

        Как и множество других профессий, труд учителя нельзя назвать лёгкой. Она требует много душевных сил, терпения и энергии. Люди вкладывают разные смыслы в слово «учитель». Для кого-то учитель – это преподаватель учебного предмета,  для кого-то воспитатель, инструктор. А для меня учитель – это, прежде всего Человек - наставник подрастающего поколения, способный всегда поддержать, направить, научить, прийти на помощь. Неизмеримо велика роль учителя в  детской жизни и в жизни всего общества. Именно учитель вводит  ребёнка в мир знаний, дарит встречу с новым – интересным и прекрасным! Свою любовь,  искреннюю веру и светлую надежду, отдаёт учитель ученикам. Как же оценить то, что сделано, вложено в своих учеников? Результат работы учителя – это успехи его учеников, и не только выраженные в оценках, баллах, количествах призов, дипломов, грамот и наград. Наверное, и ими тоже, но главные критерии, по-моему, и в другом. Спустя годы, с искренним чувством признательности приходят бывшие ученики к своему Учителю, чтобы просто поговорить, рассказать о себе, поделиться личным - сокровенным, просто помочь, запросто вспомнить  вложенные в детские души добро и любовь из прошлого, просто освежить детские благодарности и сказать «спасибо».

Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. В том, что позволило кому-то из обучающихся стать увереннее в себе,  психологически здоровее и крепче физически, красивее внутренне; что позволило увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений. Кто-то пойдет дальше других. Кто-то из моих учеников обгонит меня в знаниях, окажется выше в социуме, ближе к совершенству в познании и творчестве. В таком случае моя работа была выполнена достойно. По моему мнению, быть  учителем - это не просто быть хорошим педагогом, воспитателем, наставником. Это значит быть Человеком, способным увлечь других своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. В современной школе сейчас важна информационно-технологическая компетенция учителя. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством. В этом также заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела. Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими технологиями, знаниями и способностями. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится», поэтому любой учитель - это всегда  сам ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, систематизировать и   профессионально её использовать во благо обучающимся.

     Учитель - это личность, всесторонне развитая, постоянно работающая над собой и способная интересоваться всем, что его окружает. 

     Учитель - это организатор, это та движущая сила, которая пробуждает и побуждает учащихся к знанию, развитию и совершенствованию. Большинство детей, как губка, впитывают морально-этическое поведение учителя, а затем и копируют его. Для ребёнка в учителе важно всё: как он говорит, как он ест, как ходит, какие у него привычки, как одевается и т. д. Вот почему моральный облик учителя, его поведение, его общий интеллектуальный кругозор, а также его внешние качества не являются его частным делом. Это профессиональные ценности. Учитель должен быть искренним с детьми, естественным – везде и всегда! Сделал ошибку, признай ее прямо и открыто – авторитет не поколеблется. Насколько дети не терпят обмана от взрослых, настолько же они способны прощать ошибки и просчеты – понимать, что все ошибаются. Ещё Конфуций говорил: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку».

     Учитель - это творчески работающая личность, разнообразно использующая современные информационные и коммуникационные технологии. Учитель должен обладать умением не только разбираться в потоках поступающей информации, но и уметь ее систематизировать и разумно, вариативно использовать в учебном процессе. Ведь творчески работающий учитель – это творческий ученик. Главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство - интерес. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту учеников. В моем представлении учитель – это друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий их в ее поиске. В процессе живого творческого общения и сотрудничества с учащимися на уроке учитель разрешает как образовательные, развивающие, так и воспитательные задачи. Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику.

И наконец, учитель должен иметь активную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, края, родной земли. Учитель – это социально активный человек, он должен принимать участие в ценностном реформировании общества, образования, отстаивая свои взгляды на развитие возможностей личности, позитивную направленность деятельности и демократический стиль общения, гуманизм и толерантность. Естественно, за время школьной жизни обучающийся получит и знания, и умения, но все это как результат трудовой деятельности каждого и всех вместе. При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Подводя итог своей 33-х летней  педагогической деятельности, хочу сказать, учитель - профессия широкой специализации и требует высокой квалификации. Неважно, какой предмет ты преподаёшь, а важно, как и чему учишь. Тем более в селе, так как сельский учитель вынужден быть универсалом, обязан расширять рамки познания мира детьми за пределами местности, расширять ограниченные возможности периферии до уровня современной  конкурентоспособности с мегаполисами.

   Пропуском в профессию должна оставаться любовь и уважение к своим ученикам; ведь учитель должен принимать  детей  такими,  какие  они  есть,  быть терпимым к их ошибкам, требовательным к себе. Я уверена, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты мира и красоту, таинство истории, культуры, искусства. Это и есть смысл моей жизни. Думаю, что многим моим ученикам  пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Стараюсь наполнить их жизнь радостью познания, помогать ощутить ее ценность и полноту. Это и есть мое учительское кредо.

     И самое главное, я считаю, учитель должен быть любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...