Требования к выбору и формулировке темы исследования.
презентация к уроку по обществознанию (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Куля Елена Валерьевна

Требования к выбору и формулировке темы исследования.

 «Выбор темы – залог успеха».

Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

  Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.

  Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность – научно-исследовательская Требования к выбору и формулировке темы исследования . «Выбор темы – залог успеха ».

Слайд 2

Тема конкретизирует основной замысел , создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Тема должна быть конкретна . Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Важнейшим требованием к теме является ее актуальность , т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность , она не должна быть слишком широкой. Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится нереальной задачей. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие , новую идею, не быть давно известным .

Слайд 3

Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой , новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы, знакомство с Интернет ресурсами, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента . «Поисковый способ» .

Слайд 4

Проектная работа должна быть построена по определенной структуре . Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: 1. титульный лист; 2. оглавление ; 3. введение ; 4. основная часть; 5. заключение ; 6. источники-библиографический список; 7. приложения. 1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу ( название проекта, указание автора проекта, состав проектной группы, имя научного руководителя, город, год ). Оформление и требования к проектной работе

Слайд 5

1. Требования к оформлению титульного листа В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения , отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается вид работы и название без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Ниже, по центру заголовка, указывается предметная область . Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс . Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и его место работы. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения .

Слайд 6

ТЕМА РАБОТЫ работу выполнил (а) ученик ( ца ) ___ класса ФИ (в родительном падеже) Руководитель работы: ФИО ГБОУ гимназия № 405 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ п о обществознанию Санкт-Петербург 20__ ___________________________________________________________________________ БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ЕЁ ПРИЧИНЫ ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА УЧЕНИЦЫ 8 «в» КЛАССА РУКОВОДИТЕЛЬ: КУЛЯ АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА 16

Слайд 7

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. Оформление содержания Содержание Содержание ............................................................................ 2 Введение ................................................................................... 3 Глава I . Название ................................................................................... 4 1.1.Название .......................................................................... 4 1.2 Название ......................................................................... 9 Глава II . Название ................................................................................. 14 2.1.Название ........................................................................ 18 2.2 Название ....................................................................... 23 Заключение . ........................................................................... 24 Список литературы ............................................................................ 25 2. Требования к оформлению оглавления .

Слайд 8

Пример оформления оглавления. В оглавлении размещаются названия разделов работы с указанием страниц (слайдов). Здесь располагаете пункты плана своего исследования (по раскрытию своей темы)

Слайд 9

3. Требования к оформлению введения Во введении почему выбрали эту тему, кратко обосновывается актуальность выбранной темы (почему важно исследовать эту тему, чем она значима сейчас) цель и содержание поставленных задач (какой( ие ) проблемный( ые ) вопрос(ы) собираетесь исследовать): в чем заключается значимость , дается краткий обзор имеющейся по данной теме литературы .

Слайд 10

ВВЕДЕНИЕ Безграмотность является одной из социальных глобальных проблем в современном мире. Она в общем означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности. Можно было бы предположить, что в XXI веке покончено с этим явлением, однако, по данным организации ЮНЕСКО 1 , в мире насчитывается 757 миллионов неграмотных людей. Это 15 % населения планеты (см. табл. 1). Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек. А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня. В то время, как в некоторых странах мира уровень грамотности населения достигает 90-100 %, в других не превышает и 50 %. (см. рис. 1). Поэтому давайте попытаемся выяснить: Каковы основные причины современной безграмотности? Необходима ли грамотность в современном обществе? Какие существуют пути предотвращения развития безграмотности? Иными словами, целью исследовательской работы является определение значимости такого явления, как грамотность, в современном социуме. Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015. URL : http://www . uis . unesco . org / literacy / Documents / fs 32-2015- literacy . pdf 1 ПРИМЕР ВВОДНОЙ ЧАСТИ. См. работу со сносками и ссылки на приложение

Слайд 11

Основная часть - основное содержание исследований, их результаты , включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных . Четко показать все то новое, что предложено самим автором , с обоснованием принятых решений. Самостоятельные рассуждения, сравнения. Демонстрация исследования проблемных вопросов . 4. Требования к оформлению основной части - ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 12

Грамотность – это средство расширения личных свобод и возможностей. Грамотность необходима для обеспечения устойчивого развития, искоренения нищеты, развития мира и демократии. Она лежит в основе базового образования и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ. «Фундаментом стабильного мира является соблюдение прав человека и социальная справедливость. Грамотность , составляющая основу любого вида образования и обучения на протяжении всей жизни, является одним из этих прав. Грамотность представляет собой одно из необходимых условий мира, поскольку она несет в себе многочисленные преимущества, затрагивающие гуманитарную, культурную, социальную, политическую и экономическую сферы». 1 «Быть грамотным» – понятие быть очень широкое. Это не просто уметь читать и писать, а быть образованным и развитым человеком, много читать, уметь грамотно излагать свои мысли. Ксения Туркова , современный журналист и кандидат филологических наук, считает , что грамотность – это наша вежливость по отношению к собеседнику. Это не только знание правил орфографии и пунктуации – это умение выражать свои мысли. 2 Учитель иностранных языков Анна Беловицкая тоже определяет грамотность как показатель культуры и степени уважения к собеседнику. 3 Пример основной части исследования 1 Послание генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности. 8 сентября 2011. URL : http :// unesdoc . unesco . org / images /0021/002113/211358 r . pdf 2 Мурашова А. Статья «Русский язык в котах». 3 Туркова К. Статья «Знание русского языка меня часто подводит» из курса «Русский язык для взрослых». URL: http://capablepeople.ru/articles/znanie-russkogo-yazyka-menya-chasto-podvodit/

Слайд 13

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Помимо изучения статистики, различных статей и других литературных источников , я провела социологический опрос . Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы . Я предложила 48 людям пройти опрос, целью которого было изучение мнения общества по вопросу необходимости грамотности в современном обществе (с соотношением пола и возраста o прошенных можно ознакомиться на рис. 2). Результаты опроса приведены на с. 6. Пример как проводить соц.опрос

Слайд 14

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС Проведённый социологический вопрос включал в себя четыре вопроса , помогающих выяснить общественное мнение, касающееся главной цели исследования (см. с.3). По результатам опроса 59 % людей считают себя грамотными (рис. 3). Среди них 68 % – женщины. Это несколько отличается от официальных данных Института статистики ЮНЕСКО (см. табл. 1). По данным Всемирной организации в 85 % людей являются грамотными. В то же время, 33 % опрошенных воздержались от ответа. Среди них, в основном, несовершеннолетние. Отвечая на другой проблемный вопрос исследовательской работы, подавляющее большинство людей считает грамотность необходимой современному обществу (рис. 4). Так что же тогда является причинами развития безграмотности? Основными причинами её развития в цивилизованном мире респонденты отметили развитие сети Интернет, отсутствие внутренней дисциплины, небольшое количество прочитанных книг, влияние окружения, невнимательность, плохую систему образования, недооценку значения орфографии и низкий уровень интереса к нематериальной стороне жизни (рис. 5). Между прочим, в бедных и слаборазвитых странах основной причиной неграмотности населения является нищета. 171 миллион человек выбрались бы из бедности, если бы все учащиеся в странах с низким уровнем доходов заканчивали школу с базовыми навыками чтения. Ведь каждый грамотный человек – маленькая победа в борьбе с нищетой. Тем не менее, 25 % опрошенных не считают проблему безграмотности глобальной (рис. 6). ПРИМЕР ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СОЦ.ОПРОСА

Слайд 15

Заключение содержит основные выводы по результатам работы ( краткие формулировки основных полученных результатов), уровень реализации поставленной цели ; самостоятельное суждение о результатах исследований и (или) всей работы в целом ; « самопродвижение » автора в результате работы над проектом: что нового узнал, чему научился, указать какой( ие ) источник(и) оказался(лися) основным(и) при решении проблемных вопросов. 5. Требования к оформлению заключения – ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 16

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ Благодаря проведению этой исследовательской работы, я поняла , как важно развивать свой кругозор, изучать родной язык, уметь грамотно излагать свои мысли, быть грамотным человеком. Полезно было узнать , что грамотность обладает способностью к преобразованию, расширяет личные свободы людей и положительно влияет на решения, которые они принимают. Исследование показало, как важно обращать внимание на серьёзные социальные проблемы, которые с первого взгляда могут показаться маловажными. Если найти причины возникновения этих проблем, можно найти и пути их решения. Исследовательскую работу можно считать удавшейся , если подобные выводы сделают для себя и другие. Нужно приложить все возможные усилия, чтобы сделать проблему безграмотности наименее актуальной. В ходе работы больше всего мне помогла статья Л.В. Щербы, от которой я и отталкивалась, создавая пункты своего исследования и углубляясь в тему проекта Пример подведения итогов исследования

Слайд 17

6. Требования к оформлению списка используемых ИСТОЧНИКОВ В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список ). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник . Возможно использование сведений из Интернета , но они должны быть дозированы, а в самой работе обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты .

Слайд 18

ИСТОЧНИКИ Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015. URL: http://www.uis.unesco.org/literacy/Documents/fs32-2015-literacy.pdf Белякова А.А. Социологический опрос, как инструмент совершенствования работы социальных служб. 2012. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s019/s019-016.pdf Послание генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности. 8 сентября 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002113/211358r.pdf Мурашова А. Статья «Русский язык в котах». Туркова К. Статья «Знание русского языка меня часто подводит» из курса «Русский язык для взрослых». URL: http://capablepeople.ru/articles/znanie-russkogo-yazyka-menya-chasto-podvodit/ Щерба Л. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз , 1957. С. 56–62. Сергачёва Э. Статья «Причины безграмотности современной молодёжи». 2007. URL: http://h.ua/story/52841/ Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г. ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 1. Л. 38-40. Положение о конкурсе «Активная грамотность 2013». URL : http://mosgram.mggu-sh.ru/nominations/item/12 Беловицкая А. Галерея «Русский язык в котах». URL: http://www.livemaster.ru/topic/194177-russkij-yazyk-v-kotah-kollektsiya-iz-67-kartinok Буклет кампании « Read on. Get on.». 2014. URL: https://www.savethechildren.org.uk/sites/default/files/images/Read_On_Get_On.pdf Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Международного дня распространения грамотности. 8 сентября 2011. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/literacyday.shtml Справка РИА Новости. 8 сентября 2014. URL: http://ria.ru/spravka/20140908/1022954176.html Пример приведения источников

Слайд 19

В приложении (можно без Приложения ) помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию полученных результатов. Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме , удобной для понимания и усвоения информации . 7. Требования к оформлению приложения

Слайд 20

ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Грамотность в мире. Данные на 2015 г. Показатель Взрослые (15 лет и старше) Молодёжь (15 лет - 24 года) Уровень грамотности, всего 85 % 91 % Уровень грамотности, среди мужчин 89 % 93 % Уровень грамотности, среди женщин 81 % 89 % Неграмотное население, всего 757 миллионов чел. 115 миллионов чел. Неграмотное население, женская часть 63 % 59 % Источник: Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015. Пример оформления

Слайд 21

Рис.1. Уровень грамотности в мире. Данные на 2013 г Источник: Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015.

Слайд 22

Рис.2-6 – результаты социологического опроса. Рис. 2. Соотношение пола и возраста опрошенных. Рис . 3. «Считаете ли Вы себя грамотным человеком

Слайд 23

Рис. 5. Каковы основные причины развития современной безграмотности?» Рис. 6. «Считаете ли Вы безграмотность глобальной проблемой?»

Слайд 24

Требования к оформлению проекта В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. При оценке работ учитывается и грамотность текста. Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор темы исследования - первый шаг к успеху" (статья в научно-образовательном электронном журнале "Академиан", №2, 2011

В работе освещены вопросы, связанные с поиском и выбором направления и темы ученического исследования. Приводятся основные правила, которые необходимо соблюдать, решая эту важную проблему....

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Гигиенические требования к выбору школьной формы. Памятка для родителей

Памятка для родителей по выбору школьной формы....

Разработка занятия по проектной деятельности " Выбор темы исследования"

Цель: формирование представлений» обучающихся о проектной деятельности, создать модель школы будущего.Задачи:1. Формирование знаний о проекте, структуре проекта;2....

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе

Данный мастер-класс познакомит с методикой работы над формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе. Учителя-словесники знают, что одна из наиболее распространенных ошибок, кот...

Консультация педагогов "Выбор темы исследования учащегося"

Консультация молодых и вновь прибывших педагогов проводится с целью повышения их профессиональной компетентности в вопросах методологии исследовательской и проектной деятельности учащихся....