Безработица (8 класс)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Урок по обществознанию в 8 классе
по теме «Безработица»
Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezrabotitsa_8_kl.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 8 классе
по теме «Безработица»
Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
План изучения нового материала
I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий
Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся
– Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новое. Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1 слайд)
– Что изображено на слайде?
– Что их объединяет?
– Как будет звучать тема урока? (2 слайд)
– Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека. (3, 4 слайды)
Сообщение цели и задачи и план урока. Учащиеся сами определяют тему урока, после того как просмотрят слайд № 1.
Делают вывод: «Тема урока: Безработица», записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы.
3. Изучение нового материала.
Постановка проблемного вопроса (5 слайд)
– Безработица – это добро или зло?
На этот вопрос вы ответите в конце урока. (6 слайд)
1. Безработица – спутник рыночной экономики.
Предлагает индивидуальную работу с источником (37 статья Конституции РФ).
(7 слайд)
Вопрос учителя:
– Ребята, почему при командной экономике все работали, безработных не было; а при рыночной экономике появляется макроэкономическая проблема, как безработица?
(8, 9 слайды)
– Кого можно признать безработным?
– Что такое безработица?
Предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения.
Учитель объясняет определение уровня безработицы и обращает внимание на расчетную формулу. Анализируют статью 37 Конституции РФ.
Рассуждения ребят: труд – это право, а не обязанность; свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (вывод исходя из положения статьи 37).
Рассуждения ребят:
При командной экономике труд был обязанностью, а незанятость граждан была основанием привлечения их к юридической ответственности. При рыночной экономике труд – свободное волеизъявление (исходя из ранее изученных тем).
Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к слайду и к учебнику. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
Совместный анализ содержания слайда с учителем.
4. Работа в группах. (10 слайд)
2. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
Следующий пункт плана изучается школьниками самостоятельно в минигруппах.
Предлагается распределиться на группы по 3 человека. Проводится инструктаж.
Правила работы в группе:
активного сотрудничества;
терпимости к чужому мнению;
во время предложения идей отказаться от комментариев;
дать высказаться всем и всех выслушать;
руководителю группы выступать не более 30 сек, не повторяться;
не манипулировать мнениями;
по-джентельменски вести себя по отношению к коллегам;
все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;
не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;
развивать идеи других участников;
представлять свою идею как письменно, так и устно.
1. Причины безработицы.
2. Фрикционная безработица.
3. Структурная безработица.
4. Циклическая безработица.
5.Сезонная безработица.
6. Формы безработицы.
7. Последствия безработицы.
8. Роль государства в обеспечении занятости. Ребята разделяются по группам.
Распределение обязанностей в минигруппе, ребята договариваются,
в какой форме будут представлять конечный результат.
Работают самостоятельно. Обращаются к различным источникам информации.
Презентация проделанной работы.
5. Закрепление полученных знаний.Решение тестовых заданий. Проверяем и анализируем. Учитель обсуждает итоги выполнения тестов. (20 слайд)
Тест «Незаконченное предложение».
Предлагается ученикам закончить начатое предложение.
«Безработица – это …»
«Чтобы не стать безработным нужно …»
Самостоятельно выполняют тестовые задания (Тест с последующей самопроверкой и самооценкой по представленному в слайде ключу).
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель организует подведение итогов урока, проведение рефлексии.
– Какая цель была поставлена на уроке?
– Насколько она была реализована?
– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что хотели бы изменить?
– Как работали в группе?
– С чем уйдете с урока?
Учитель задает учащимся наводящие вопросы, чтобы ученики сами подвели итоги урока.
Вывод урока:
Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы есть и позитивные, и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать...
– Мне больше всего удалось ...
– За что я могу себя похвалить?
– За что я могу похвалить одноклассников?
– Что приобрёл?
– Что меня удивило?
– Для меня было открытием то, что ...
– Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?
– Что учесть на будущее?
Рассказывают, как они достигли цели, какие возникли проблемы. Что сделать, чтобы их решить.
7. Домашнее задание. Выполнить задание на выбор: §16
Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства».
Придумать по 2 примера к каждому виду безработицы.
Рабочий лист к уроку
Тест «Безработица, виды и формы безработицы».
1. Безработными считаются:
1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.
2. Формой проявления естественной безработицы является:
1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.
3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.
4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.
5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:
1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.
6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?
1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безработица. Причины, формы и последствия безработицы
Данный материал может быть использован на уроках обществознания в 9 классе, при изучении темы "Экономическая общественная сфера", возможно применение на уроках экономики. Способствует формированию осн...
Конспект плана урока по обществознанию "Безработица" (8 класс)
Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для конкретизации понятия «безработица», выявления причин безработицы и её последствия.Планируемые результаты: Научатся: определять, что...
Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс
Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс...
Проверочная работа по теме: Безработица. 11 класс. Базовый уровень.
Проверочная работа по теме: Безработица. Создана по материалам учебника для 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение, 2008. Содержит 16 зада...
Занятость и безработица 11 класс
Презентация к уроку обществознания в 11 кдассе (учебник Боголюбова) с элементами профориентации по теме "Занятость и безработица". Презентация требует актуальных данных. Поэтому следует обратить виман...
Презентация на тему "Виды безработицы. Уровень безработицы и занятости. Естественный уровень безработицы и занятости"
Презентация по предмету "Экономика" для 9 класса...
Презентация урок обществознания 10 класс "Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости"
Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования...