Правомерное поведение и правонарушение.
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему
цель: Обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie.doc | 56.5 КБ |
pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie.pptx | 182.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 10 классе
Учитель Степанова Марина Олеговна, г. Симферополь
Тема: Правомерное поведение и правонарушение.
Цель: обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.
Задачи урока: 1.Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения, как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.
2.Формирование навыков работы с информацией, умение правильно организовывать информационный процесс.
3. Воспитание негативного отношения к противоправному поведению представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.
Основные понятия: правомерное поведение, правонарушение.
Метод проведения: Беседа с элементами мозговой атаки.
Оборудование: Конституция РФ, , выставка тематической литературы, записанный эпиграф к уроку: «В беду падают, как в пропасть, внезапно, а к преступлению сходят по ступенькам» - А.А. Бестужев-Марлинский.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель, приветствуя класс. Я рада видеть вас на уроке правоведения. Хочу напомнить - 45 минут - это не только вопросы - ответы - отметка в дневнике. Это 45 минут из вашей жизни. Проведите их содержательно, с пользой для себя и творчески.
II. Проверка знаний и умений.
1) Заполнить таблицу «Систематизация законодательства».
2) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово:
- Система ... является внешним проявлением ..., то есть ... - это внешние проявление ....
3) Укажите верное уравнение:
1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты.
2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты.
3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.
4) Решите кроссворд. Слова на букву «3»:
1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу;
2) документ, предшествующий принятию закона;
3) система всех нормативно - правовых актов государства.
(выполнить на доске)
5) Прокомментируйте афоризмы:
1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон.
2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.
6. Фронтальный опрос.
Повторим понятия: закон - это ...;
верховенство закона - это ...;
законодательство - это ...;
законодательная власть - это ...;
законодательная инициатива - это ...;
Вопросы:
1) назовите законодательный орган в РФ
2) согласны ли вы с суждением: «В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом»?
Аргументируйте
Подведение итогов опроса, оценивание итогов.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ежедневно мы смотрим телепередачи, читаем периодические издания: «В городе обезврежена банда, разбойничавшая более двух лет», «Кровавый металл», «Смерть в Нирване», «Криминальный профессионализм» ... (название статей зачитывается из газетных подборок). Доминирует (как вчера, позавчера, еще будет долго) одна тема: закон, право, правовое государство. И, пожалуй, один из проблемных вопросов - правомерное поведение и правонарушение.
Давай задумаемся, как соприкасается право с конкретной жизнью?
- Почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания?
- Чем объяснить, что преступной среде есть люди случайные и те, кто живет только на средства, добытые преступным путем?
- Почему среди них есть выходцы из бедных слоев населения и люди «благородного» происхождения?
- Об этом - тема сегодня: «Правомерное поведение и правонарушение». Цели урока (кратко назвать).
В связи со сложностью поставленных вопросов, я приглашаю вас быть не просто слушателями, а соавторами урока, помогая мне в исследовании проблемы.
Мы уже обратили внимание на огромный печатный материал, который затрагивает поступки людей и возмущает все общество. Как правило, эти события оцениваются с морально-этической точки зрения - что полезно или вредно для общества.
Право рассматривает события или поведение человека с позиции, соответствует ли оно положению действующего законодательства или нет.
Давайте подумаем над определением понятий «правомерное поведение» и «правонарушение» (при необходимости учитель корректирует, записываем в рабочих тетрадях).
Учитель: Как вы считаете: правонарушение - явление нового времени, или всякому обществу присущее , не зависящее от государственного устройства? (вспомним историю: Древний Рим, Библия, «Русская правда», Законы XII таблиц (451 - 450 гг. до н.э.)).
Характерно и то, что каждая эпоха имела свое представление о правонарушениях (в XVI в. торговля наркотиками не считалась преступлением, зато любые высказывания против господствующей католической религии вело «еретиков» на костер). Исходя из чтения газет, просмотра телепередач, жизненных наблюдений, как вы полагаете, в чем причина правонарушений?
1) Опишите реальную ситуацию, где представлено правонарушение. - 1 минута.
2) Какие социальные нормы нарушены:
A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках;
Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты;
B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.
3) Учащиеся 9-го класса Иванов, Петров, Сидоров, сидя у своего дома вечером, увидели незнакомого парня, их ровесника. Иванов предложил «проучить» «чужого», чтоб не приходил на их территорию. Петров колебался, Иванов настаивал, Сидоров отказался.
- Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?
(Может быть шутка ослабит напряжение; толково аргументировать - решит исход ситуации).
4) Начертим таблицу и по мере изучения материала заполним ее.
Правонарушения
Виды: Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения) | Признаки: Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения | Элементы: Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность. Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность. Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию |
Учитель: Итак, вывод: с точки зрения права, правонарушение - это ... (проявление произвола, пренебрежение к правилам, принятым и установленным государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан).
С социальной точки зрения правонарушение - поступок, наносящий вред интересам отдельных граждан или юридических лиц, или интересам всего общества.
Что, по-вашему, является основанием для привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности?
Но при совершение действия (бездействия) проявляется психическое отношение к осуществлению этих действий (бездействий) и их последствиям. Это психическое отношение - вина лица в противоправном поступке - признак правонарушения (запись в таблице).
Вина в совершение действия правонарушения может быть умышленной или неосторожной (подумаем над примерами):
1) ученик 9-го класса после уроков решил выяснить отношение с одноклассником, толкнул его.
Последний , падая, ударился головой о ступеньку получил сотрясение мозга;
2) ученик бежал по лестнице, на повороте сбил другого. От удара головой получил сотрясение мозга.
Проанализируйте ситуации.
Кроме совершения противоправного действия (бездействия), основанием для привлечения лица к ответственности необходим субъект (работаем с учебником «Обществознание.» под ред Л.Н. Боголюбова )
Что такое юридическая ответственность?
Назовите виды юридической ответственности?
Положения об ответственности содержатся и в Конституции РФ:
- закрепляет личный характер ответственности.
А кто отвечает, если противоправное действие совершено несовершеннолетним?
- «презумпция невиновности»
- как вы это объясните?
- Ответственность должна основываться только на законе.
Какой вывод можем сделать в отношении ответственности за противоправное поведение?
Далее вашему вниманию предлагается очень серьезный проблемный вопрос.
Представьте, что вы - супер существо из какой-то далекой планетной системы и ваш звездочет приближается к Земле. Показания ваших Энергетических зондов свидетельствует о том, что эта планета слишком молода и не обладает высокоразвитой цивилизацией.
Все живые существа окружены жизненной аурой, которую способны улавливать другие живые существа. Приблизившись к Земле, вы настраиваетесь на ее ауру. Вас поражает ее жизненная сила. Существами на этой планете движет невероятное желание выжить. Но вот корабль подлетает к Земле ближе, и вы начинаете ощущать странную беспокойную вибрацию - этакий космический аналог неприятного запаха. Это означает, что некоторые из наиболее высокоразвитых обитателей планеты одержимы также огромным желанием повелевать. Аура планеты дышит трагедией. Неделю спустя заканчивается ваше исследование бело-голубого шара и результаты его подвергают вас в уныние. Существа, населяющие ваш родной дом, очень благоразумны, благожелательны, поступки их всегда осознаны и мотивированы. Конфликтных ситуаций здесь практически не бывает. Однако жизнь обитателей этой планеты перебывает в состоянии непрерывного кризиса. Многие ее существа достигли высокой степени интеллектуального развития, и это объясняет технические достижения земной цивилизации. Но даже они не смогли повиноваться воле разума. Они знают, что такое здравы смысл, но относятся к нему с недоверием. Слишком много времени тратят на то, чтобы учиться на собственном опыте. К тому же жизнь этих созданий так коротка (менее столетия) ... Едва они начинают постигать высшую премудрость жизни, как их способности угасают.
Но еще большее беспокойство вы ощутили, ознакомившись с историческими источниками и узнав о присущей человечеству жестокости. Оказалось, вся человеческая история состоит из войн, революций, кровавых боен. Значительное количество лидеров не испытывает никаких социальных обязательств по отношению к своим соплеменникам и тратит все силы на их преследование и уничтожение.
Вы - в роли супер существа с неограниченными возможностями. В ваших силах сделать все, чтобы положительно повлиять на жизнь человеческих существ, поднять их на более высокую ступень развития сознания.
Итак, что бы вы сделали, чтобы изменить к лучшему их теперешнее состояние?
Вношу несколько предложений.
К примеру, вы, будучи всемогущим, видите, что одной из наиболее важных проблем человечества является преступная деятельность, которой занимаются гангстеры, наживаясь на продаже наркотиков и сбывая их террористам. Тем, в свою очередь, ничего не стоит взорвать самолет, полный нив чем не повинных пассажиров. Существуют также убийцы, которые выбирают жертву случайно, в основном женщин или детей, мучают и убивают их. Их аура имеет кроваво-красный оттенок. Они страдают от «личных проблем», которые так же легко ощутимы физически, как и запах тела.
Итак, перед вами поставлена проблема. Дана вводная информация. За вами - анализ, выдвижение аналогий, на ваш взгляд, решение проблемы.
Время - 5 минут. Выдвигают предложения.
Учитель систематизирует.
1. Как «супер существо» вы должны осознавать, что упрощенный подход к делу - уничтожение всех «дегенератов» - это проявление все той же преступной потребности убивать, от которой вы хотите освободить человечество.
2. Если вы считаете, что массовое уничтожение преступников не способно повысить интеллектуальный уровень человечества, как вида, то возможно, вы согласитесь с тем, что нам следует подумать о менее радикальных мерах. Например, рассмотрим социальные условия, которые продолжают преступность. (Причины экономического характера; социальные причины; обстоятельства семейного характера; причины личного характера; несовершенство действующего законодательства и т.д.)
Вывод: ожидаемый положительный результат даст только совместимое, совокупное решение экономических, социальных, нравственных, воспитательных, межнациональных, правоохранительных проблем. Для этого надо время и усилия всего общества.
IV. Рефлексия Выполнить задание 3 к параграфу (с.217).
V. Домашние задание : Параграф 19, 20, подготовить развернутый план по теме: Юридическая ответственность
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В беду падают, как в пропасть, внезапно, а к преступлению сходят по ступенькам» - А.А. Бестужев-Марлинский.
1 ) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово: - Система ... является внешним проявлением ..., то есть ... - это внешние проявление ....
2 ) Укажите верное уравнение: 1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты. 2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты. 3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.
3 ) Решите кроссворд. Слова на букву «3»: 1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу; 2) документ, предшествующий принятию закона; 3) система всех нормативно - правовых актов государства .
5) Прокомментируйте афоризмы: 1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон. 2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.
4 ) Прокомментируйте афоризмы: 1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон. 2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.
A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках; Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты; B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.
Учащиеся 9-го класса Иванов, Петров, Сидоров, сидя у своего дома вечером, увидели незнакомого парня, их ровесника. Иванов предложил «проучить» «чужого», чтоб не приходил на их территорию. Петров колебался, Иванов настаивал, Сидоров отказался. - Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?
Виды: ) Признаки : Элементы :
Виды: Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения) Признаки: Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения Элементы: Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность . Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность. Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Правомерности агрессивного поведения"
Причина появления агрессии, выявление склонности к агрессивному поведению по шкале Басса-Дарки, возможные способы преодоления агрессивности...
Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.
Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.Задачи: 1. Формировать у подро...
Презентация"Предпосылки правомерного поведения"
Презентация" Предпосылки правомерного поведения" составлена к материалу учебника "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова.В материале представлены следующие вопросы: понятие"правосознани...
Конспект урока. Предпосылки правомерного поведения. Презентация.
В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. ...
ПРОГРАММА Профилактики асоциального поведения и правонарушений среди детей и подростков в процессе коллективного создания мультфильмов
Целью программы является1. создание условий для организации системной и эффективной работы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждени...
Презентация по обществознанию "Правоотношения. Правомерное поведение".
Презентация по обществознанию....
Конспект урока обществознания в 10 классе по теме "Правосознание" ("Предпосылки правомерного поведения").
На данном уроке начинается изучение темы «Предпосылки правомерного поведения», одной из важнейших тем раздела, посвященного праву. В соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельно...