Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему
Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_gruppe_urok_po_obshchestvoznaniyu.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию
«Человек в группе».
Цель: Изучение и анализ взаимодействия человека и группы.
Задачи
Образовательные: Изучить особенности взаимодействия человека и группы.
Развивающие: Развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимодействия.
Воспитательные: Воспитывать необходимость принятия обучающимися ценностей человеческой жизни, свободы, равноправия, достоинства и уважения.
УУД
Личностные УУД: Формирование основ личностной позиции и группового взаимодействия;
Формирование норм и правил взаимоотношений человека с другими
людьми, группами;
Регулятивные УУД: Формирование умений постановки цели и задач, планирования деятельности, контроля, ее коррекции и оценки.
Коммуникативные УУД: Способствовать формированию умений взаимодействия в группе, чувства сплоченности;
Формировать умения работать в группе и индивидуально.
Познавательные УУД: Овладение навыками поиска информации, выделение понятий и формулировки выводов.
Планируемые результаты
Предметные:
- Изучить историю появления группы, ее отдельных признаков;
- Уметь анализировать источник, формулировать выводы.
Личностные: Развитие навыков по формированию собственного взгляда на события.
Метапредметные: Развитие коммуникативных качеств;
Развитие зрительного, слухового восприятия материала;
Умения анализа прочитанного материала;
Умения работать в группе.
Основные понятия
Группа, групповое давление, влияние, статус, роль.
Межпредметные связи
Русский язык, литература: умения работы с текстом учебника, умения анализировать полученную информацию, умения по формированию собственного взгляда на события, история: умения анализировать историческое становление групп.
Ресурсы:
- Презентация учителя « Человек в группе!»
- Видеосюжет.
- Дидактический материал: карточки с различными заданиями.
- Мультимедиапроектор, Маркерная доска.
Формы урока
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы работы:
Системно - деятельностный метод, словесный, наглядный, проблемный метод, Поисковый, Метод «Критического мышления», дискуссия, эвристическая беседа.
Ход урока.
Учитель: Здравствуй ребята. Присаживайтесь.
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие – игру – квест под названием «Большой секрет для маленькой компании». Мы с вами будем раскрывать секрет нашей компании.
(Дети сидят в группах).
А теперь посмотрите перед вами разноцветные кружочки, прошу вас сесть в таком порядке – за каждым столом один цвет.
Комфортно ли вам сейчас?
Путешествие будет проходить по удивительным волшебным станциям. Каждая станция - это маленькая ступенька на пути к нашей цели. И только поднявшись по этим ступеням мы сможем разгадать самый главный вопрос нашего квеста.
Перед вами раздаточный материал.
Я вам приготовила небольшую схему, подумайте и скажите пропущенное слово.
Музыкальная ________ Ясельная_______________
__________ Подслушано
Как вы думаете что за слово пропущенное в этих словосочетаниях? Оно одинаковое ! Группа!
Что мы можем сказать о группе?
Вопросы мы должны задать к этому слову?
Какие бывают группы?
Кто создает эти группы?
Из кого они состоят?
- Первая станция: Лингвистическая!
На столах у вас лежат словари и карточки! Каждая команда должна найти определение двух терминов и сказать эти определения нам!
Термины:
- Социальные группы
- Группа
- Статус
- Авторитет
- Роль
- Малая группа
- Формальные отношения
- Неформальные отношения
Одна команда называет слово, другая команда придумывает с этим словом предложение.
2. Следующая станция: детективная
Перед вами на столах характеристики групп. По определенным признакам можно определить что это за группа! Вы детективы – пожалуйста за дело!
1 характеристика
Группа состоит из 12 мальчиков и 13 девочек. Возраст членов группы 15 - 16 лет (1998-1999). Количество учеников из полных семей составляет 21 детей, из неполных 5 детей, 1 под опекой. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Все ученики начали посещать группу с 7 лет. Качество составляет 50-55%, успеваемость 100%. Отличники –Богданова Анна, Корнеева Надежда, Казакова Элина. Остальные ударники. Группа активная, дети принимают активное участие во всех мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера. Практически все мальчики занимаются спортом. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны.
2 характеристика
Структура и состав группы Ивановой Елены Рудольфовны. Отец - Иванов Рудольф Адикович 1969 года рождения, среднее техническое образование. Место работы - ООО "Колючий ежик". Должность - детский аниматор. Рабочий телефон (875)75-93-93. Мать - Иванова Клотильда Дмитриевна 1969 года рождения, образование высшее. Место работы - ЗАО "Газпромчик". Должность - уборщица. Рабочий телефон (872)35-14-55 Сестра - Иванова Изя Рудольфовна. Учащаяся техникума им. летчика Бабушкина, 2-й курс. Группа полная. Достаток невысок и составляет величину ниже прожиточного уровня для четырех человек. Это связано с низкооплачиваемой работой матери и отца. Однако дети одеты хорошо. Дети посещают кружки и секции данного района. Адрес проживания: г. Североюжск, ул. Коровогривова, д.33, кв. 2; тел.: (872)39-99-87 в общежитии от ЗАО "Газпромчик". На всю семью выделена только одна комната 20 кв.м. Что не способствует спокойным занятиям, чтению кник и выполнению домашнего задания.
3 характеристика
Хоккейная группа «Салават Юлаев» была создана в 1961 году. За полувековую историю «юлаевцы» становились неоднократными победителями и призерами чемпионатов России. В сезоне 2007-2008, играя в Суперлиге, «Салават Юлаев» стал чемпионом России. В сезоне 2010-2011 «Салават Юлаев» завоевал Кубок Гагарина - главный трофей КХЛ. Кроме того, «Салават Юлаев» серебряный (2014) и пятикратный «бронзовый» призер чемпионата страны (1995, 1996, 1997, 2010, 2016 г.г.). В последние годы «Салават Юлаев» вполне обоснованно считают одним из грандов российского и европейского хоккея. В разное время в составе группа играли ведущие хоккеисты, входящие в сборные команды России, Чехии, Словакии, Финляндии, Швеции, Белоруссии, Казахстана и Украины. АНО «ХК «Салават Юлаев» - это не только одноименная группа, выступающая в Континентальной хоккейной лиге. В состав клуба также входят: команда «Толпар» , играющая в группе «А» Молодежной хоккейной лиги; «Агидель» , выступающая в чемпионате России среди женских команд, а также детская хоккейная школа, в которой занимаются дети и подростки в 10 возрастных группах.
4 характеристика
В группу входят Маша, Петя, Саша, Зоя, Кристина. Мы много времени проводим вместе. Мы гуляем и общаемся, стараемся всегда быть рядом и помочь в трудную минуту.
Прошу капитанов назвать название групп зашифрованных в текстах.
Семья
Класс
Друзья
Команда
Отлично! Назовите по каким признакам вы поняли это!
Все группы, которые вы назвали относятся к малым социальным группам.
Но в нашем обществе существуют и большие группы.
Как вы думаете, какие группы у нас существуют.
Например, группа молодежь, дети, взрослые и пожилые – какой отличительный признак этих групп?
Еще какие отличительные признаки есть?
Мы граждане какого государства – РФ, а еще РБ. Какие группы присутствуют в нашем государстве? (татары, башкиры, русские). Какой отличительный признак – национальность!
Как мы должны относиться к другим народам? Уважительно!
Какое качество мы должны в себе воспитать? Толерантность.
Хорошо, а какие отношения в этих группах. Согласно словарным словам отношения могут быть: формальные и неформальные!
Какие отношения в семье, в классе, среди друзей, в команде.
Когда вы вошли в класс вы сели в свободном порядке, как вы выбрали с кем сесть? Дружеские отношения. Какие отношения были, а сейчас как вы сидите! Какой признак вас отличает? Формальные, кружочки одного цвета.
Отлично!
3. Следующая станция: Личностная!
В каждой команде я попрошу выбрать капитана команды.
На карточках, которые у вас на столе напишите качества вашего капитана.
Отлично.
В каждой группе человек имеет определенную роль, социальный статус.
В карточках напротив каждой роли напишите качества этих людей и давайте их проанализируем.
Каких качеств вы назвали больше: положительных или отрицательных.
Почему?
4. Следующая станция кинематографическая.
Президент России Владимир Путин объявил, что годом кино в России будет 2016 год. Президент, к слову, крайне заинтересован в развитии отечественного кинематографа, поэтому подготовка проекта данного указа – это личная инициатива Владимира Путина.
В связи с этим я хочу показать вам два ролика о взаимоотношениях внутри группы.
Первый ролик.
Второй ролик
В провинциальную школу приходит новая ученица — Лена Бессольцева. Открытость и наивная непосредственность девочки кажутся странными и смешными ее одноклассникам, и она получает прозвище «Чучело». Девочка в фильме взяла на себя вину парня, с которым дружила и который ей нравился. А мальчик этот " предал" весь класс, рассказав классной руководительнице, когда они сбежали с уроков в кино. За это их наказали: не пустили на экскурсию в Москву. Ребята назвали Чучело предательницей и стали её всячески преследовать. А парень так и не признался, что это он виноват... После того как она уехала они поняли свою ошибку и просили у нее прощения.
Что показали нам эти ролики? В первом случае девочка не смогла пойти против коллектива и высказать свое мнение, а во втором случае ученица осталась верна самой себе и доказала свою силу и независимость.
Каждый из нас личность и каждый из уникален. Нужно всегда оставаться человеком – личность что бы не произошло!
Итак, мы с вами раскрыли большой секрет маленькой компании.
Существует много групп и они различные, но самым важным является место человека в группе.
Так как ваш класс разгадал самый важный вопрос то вы получаете приз! Вы награждаетесь дипломом победителя в квест игре «Большой секрет для маленькой компании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дети в логопедической группе"
Рекомендовано родителям детей логогруппы....
Методическая разработка занятия младшей вокальной группы
В разработке представлены основные этапы занятия с младшей вокальной группой, приемы развития вокально-хоровых навыков , игровые и творческие приемы....
Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему: "До свиданья, детский сад!"
Сценарий праздника "До свиданья, детский сад"...
Методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему: Сценарий новогоднего утренника для детей дошкольного возраста «Царица Ночь»
Сценарий новогоднего праздника для старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка. Сценарий для средней группы "Весна-красна"
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава ...
Методическая разработка спортивного часа в группе продлённого дня "Путешествие по лесу"
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни.Задачи:Развитие физических качеств; красивой осанки, пластики движений.Развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно.Стимулирова...
Методическая разработка клубного часа в группе продлённого дня: «Голубь мира», приуроченного к празднованию 70-летия Великой Победы советсткого народа в ВОВ
Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.Задачи:Социально - коммуникативное развитие1. Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земл...