РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал по английскому языку по теме

Балахонова Наталья Николаевна

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эффективности данного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Балахонова Наталья Николаевна ГБОУ СОШ № 254 с углублённым изучением английского языка Кировского района Санкт-Петербурга

nnb@rambler.ru

        Введение стандартов второго поколения ещё больше повысило требования к процессу и результатам современного образовательного процесса. Основная задача, которая стоит перед педагогом – формирование универсальных учебных действий. В широком значении сформировать УУД обозначает  научить ребёнка учиться. В более узком смысле термин УУД обозначает совокупность способов и действий ученика, с помощью которых он может самостоятельно добывать и усваивать новые знания. Таким образом, формирование универсальных учебных действий должно помочь ребёнку понять, как учиться, как и где добывать необходимую информацию,  как использовать полученные знания на практике, как применить знания и умения, полученные в рамках одного учебного курса в новой ситуации или при изучении другого  учебного предмета.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве главных результатов обучения определил не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответ-ствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»

        К метапредметным УУД относятся регулятивные УУД (отражают умение ученика организовывать свою деятельность), познавательные УУД  (умение находить, исследовать, перерабатывать, использовать необходимую  информацию, делать соответствующие выводы), коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с окружающими для решения коммуникативных задач).

        На начальном этапе обучения любое учебное действие формируется как предметное, но впоследствии анализ способов выполнения заданий в рамках разных предметов приводит к формированию учебного действия как метапредметного. Увидеть и понять универсальность некоторых приёмов и способов выполнения заданий помогают интегрированные уроки. В начальной школе можно интегрировать различные предметы (в зависимости от преследуемых целей): русский язык и литературное чтение, литературное чтение и ИЗО, математику и технологию и т.п. Как учитель английского языка, я бы хотела остановиться на интеграции с иностранным языком. По своей сути предмет «иностранный язык» является интегрированным, в нём чётко прослеживаются межпредметные связи, изучаемые темы отражают различные области науки, культуры, истории, а также реальной жизни. Всё это и предоставляет широкие возможности для интеграции.

        При организации интегрированного урока учителям необходимо помнить об обоснованности интеграции. В противном случае урок распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью. В начальной школе интегрированные уроки – это, в основном, уроки-обобщения полученных знаний. В связи с этим, педагогам при подготовке интегрированного урока необходимо чётко определить цель, к каким выводам должны прийти учащиеся в конце урока и отобрать для урока тот материал, подобрать методы и приёмы работы, которые помогут реализовать поставленную задачу и обосновать целесообразность интеграции.

        В 1-2 классе английский язык лучше всего интегрировать с ИЗО или технологией. Развитие мелкой моторики руки, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи и мышления ребёнка, очень актуально в возрасте 6-8 лет. На подобных уроках учащиеся могут делать  групповую  работу (календарь с названием месяцев и времён года на английском языке), так и индивидуальную (карточки, открытка). Обычно в начале таких уроков вместе с учителем английского языка ребята повторяют необходимую лексику, фразы, делают зарядку в середине урока. Учитель начальных классов обсуждает с учениками технику безопасности, этапы работы. В конце урока обязательно нужно обсудить и оценить проделанную работу.  В 3-4 классах чаще проводят уроки, интегрируя английский язык с литературным чтением, окружающим миром, русским языком, математикой.  Такие уроки более сложные по структуре и требуют не только интеллектуальную, но и психологическую и организационную готовность учащихся, чтобы предметные действия успешно перешли в разряд метапредметных.

        Совместно с учителем начальных классов мной проводился интегрированный урок английского языка и окружающего мира «Животные в опасности» (“Animals in danger”).  Основные задачи, которые мы ставили перед собой – это формирование у учащихся цельного представления о  живой природе, знакомство с организациями, охраняющими животных, Красной книгой, обобщение знаний детей об исчезающих видах животных. На данном уроке мы старались формировать у учащихся регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД за счёт подготовки детьми рассказов о животных (развитие целеполагания, планирования и прогнозирования результатов, саморегуляция),  работы в группах и парах (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, умение выражать свои мысли), чтения текста (развитие умения вычленять запрашиваемую информацию, объяснить свой выбор), выполнения заданий мини - викторины (умение сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания, применить их на практике).

        Таким образом, обоснованная интеграция позволяет учителю успешно формировать у учащихся метапредметные универсальные учебные действия, что является одной из основных задач, обозначенных во ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

Роль системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на о...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в осн...

Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.

     В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...

Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...