РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал по английскому языку по теме
Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эффективности данного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Балахонова Наталья Николаевна ГБОУ СОШ № 254 с углублённым изучением английского языка Кировского района Санкт-Петербурга
Введение стандартов второго поколения ещё больше повысило требования к процессу и результатам современного образовательного процесса. Основная задача, которая стоит перед педагогом – формирование универсальных учебных действий. В широком значении сформировать УУД обозначает научить ребёнка учиться. В более узком смысле термин УУД обозначает совокупность способов и действий ученика, с помощью которых он может самостоятельно добывать и усваивать новые знания. Таким образом, формирование универсальных учебных действий должно помочь ребёнку понять, как учиться, как и где добывать необходимую информацию, как использовать полученные знания на практике, как применить знания и умения, полученные в рамках одного учебного курса в новой ситуации или при изучении другого учебного предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве главных результатов обучения определил не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответ-ствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»
К метапредметным УУД относятся регулятивные УУД (отражают умение ученика организовывать свою деятельность), познавательные УУД (умение находить, исследовать, перерабатывать, использовать необходимую информацию, делать соответствующие выводы), коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с окружающими для решения коммуникативных задач).
На начальном этапе обучения любое учебное действие формируется как предметное, но впоследствии анализ способов выполнения заданий в рамках разных предметов приводит к формированию учебного действия как метапредметного. Увидеть и понять универсальность некоторых приёмов и способов выполнения заданий помогают интегрированные уроки. В начальной школе можно интегрировать различные предметы (в зависимости от преследуемых целей): русский язык и литературное чтение, литературное чтение и ИЗО, математику и технологию и т.п. Как учитель английского языка, я бы хотела остановиться на интеграции с иностранным языком. По своей сути предмет «иностранный язык» является интегрированным, в нём чётко прослеживаются межпредметные связи, изучаемые темы отражают различные области науки, культуры, истории, а также реальной жизни. Всё это и предоставляет широкие возможности для интеграции.
При организации интегрированного урока учителям необходимо помнить об обоснованности интеграции. В противном случае урок распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью. В начальной школе интегрированные уроки – это, в основном, уроки-обобщения полученных знаний. В связи с этим, педагогам при подготовке интегрированного урока необходимо чётко определить цель, к каким выводам должны прийти учащиеся в конце урока и отобрать для урока тот материал, подобрать методы и приёмы работы, которые помогут реализовать поставленную задачу и обосновать целесообразность интеграции.
В 1-2 классе английский язык лучше всего интегрировать с ИЗО или технологией. Развитие мелкой моторики руки, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи и мышления ребёнка, очень актуально в возрасте 6-8 лет. На подобных уроках учащиеся могут делать групповую работу (календарь с названием месяцев и времён года на английском языке), так и индивидуальную (карточки, открытка). Обычно в начале таких уроков вместе с учителем английского языка ребята повторяют необходимую лексику, фразы, делают зарядку в середине урока. Учитель начальных классов обсуждает с учениками технику безопасности, этапы работы. В конце урока обязательно нужно обсудить и оценить проделанную работу. В 3-4 классах чаще проводят уроки, интегрируя английский язык с литературным чтением, окружающим миром, русским языком, математикой. Такие уроки более сложные по структуре и требуют не только интеллектуальную, но и психологическую и организационную готовность учащихся, чтобы предметные действия успешно перешли в разряд метапредметных.
Совместно с учителем начальных классов мной проводился интегрированный урок английского языка и окружающего мира «Животные в опасности» (“Animals in danger”). Основные задачи, которые мы ставили перед собой – это формирование у учащихся цельного представления о живой природе, знакомство с организациями, охраняющими животных, Красной книгой, обобщение знаний детей об исчезающих видах животных. На данном уроке мы старались формировать у учащихся регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД за счёт подготовки детьми рассказов о животных (развитие целеполагания, планирования и прогнозирования результатов, саморегуляция), работы в группах и парах (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, умение выражать свои мысли), чтения текста (развитие умения вычленять запрашиваемую информацию, объяснить свой выбор), выполнения заданий мини - викторины (умение сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания, применить их на практике).
Таким образом, обоснованная интеграция позволяет учителю успешно формировать у учащихся метапредметные универсальные учебные действия, что является одной из основных задач, обозначенных во ФГОС второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Роль системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на о...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова
Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в осн...
Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.
В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...
Упражнения, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
Упражнения, направленные на формирование РУУД в начальной школе...
Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...