Урок по обществознанию "Быть личностью", 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
Урок на тему: "Быть личностью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu_byt_lichnostyu_8_klass.docx | 91.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по обществознанию в 8 классе учителя Титовой Любови Андреевны
Урок отнесен к разделу «Личность и общество».
В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего. Софокл.
Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам. Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину.
Ошо, известный неоиндуистский гуру и мистик.
Тема: Быть личностью
Цель: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.
Планируемые результаты:
- познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.
- работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
- анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.
- выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
- оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
- способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
- формировать познавательный интерес к предмету.
- соспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
Задачи урока:
- Знать, что понимается под личностью в социуме.
- Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.
- Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.
Оборудование:
- Учебник, рабочая тетрадь.
- ПК, проектор.
- Презентация к уроку.
Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый результат:
- Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
- Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
- Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и работы в парах.
- Умение работать с информационными текстами, решать проблемные задания.
- Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
План урока:
1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненные ценности и ориентиры.
3. Становление личности.
Ход урока
Список литературы:
- Обществознание.8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий и др. - М.: 2010.
- Краюшкина. С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс. – М.: 2013.
- А.И.Кравченко Введение в социологию.М.: 1996.
- http://www.domovodstvo.kiev.ua/index.php/svoistil/173-poleznye-svedeniya/1364-otricatelnye-cherty-haraktera
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М.-2010.
- Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. - М.-2009.
Приложение №1.
№ 1. Иоа́нн IV Васи́льевич(прозвание Иван Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское[2] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был СимеонБекбулатович).
Личность царя всегда притягивала к себе, что называется отрицательным обаянием. Это была яркая личность, индивидуальность, а не посредственность. Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Воспитанный в годы боярского правления, с 8-ми лет лишенный матери, он испытывал на себе ужасы боярских распрей и боярского разгула. Он видел кровь и лесть, очень рано начал задумываться о власти, о том, что он государь Московский и Всея Руси.
Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия 3. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия. После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки членов семибоярщины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику, но их согласию в скоре пришел конец. С гибелью Андрея Старицкого старшим среди опекунов стал князь Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было более 50 лет, женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана. Став членом великокняжеской семьи, князь Василий захотел устроить жизнь, приличную его новому положению, со старого подворья он переехал жить на двор Старицких. В то время как между феодалами шла борьба за власть, Иван, по собственному выражению, рос в “небреженьи” . Бояре мало заботились о подростке. И он и его младший брат Юрий терпели нужду даже в платье и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка, уже отдававшего себе отчет в происходящем. Поэтому Иван на всю жизнь сохранил недоброе отношение к опекунам. В своих письмах он не скрывал раздражения против них. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз вспоминал его сиротское детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему - заброшенному сироте - боярами. В душу сироты рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.
№ 2.
Цыденжапов, АлдарБаторович
Алда́рБаторовичЦыденжа́пов (1991—2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, он спас от возможной гибели сам корабль и экипаж в составе примерно 300 человек. Герой Российской Федерации (16.11.2010, посмертно).
Алдар родился 4 августа 1991 года в посёлке Агинское Агинского Бурятского АО (ныне Агинского района Забайкальского края). Он был младшим в семье вместе с сестрой-близнецом Арюной. Старшего брата зовут Булат, а сестру — Ирина. Его отец БаторЦыденжапов — пенсионер МВД, мать Билигма — медсестра детского сада.. В ноябре 2009 года был призван на службу, получил определение в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, город Фокино Приморского края.
Утром 24 сентября, когда весь экипаж эсминца находился на борту и готовился к боевому походу изФокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания проводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара, после устранения утечки он смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек.
Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца.
5 октября гроб с телом 19-летнего Алдара был доставлен в сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота в Агинское. 6 октября по бурятской традиции лама провёл в доме погибшего обряд перерождения души. 7 октября прошла церемония похорон.
Указом Президента России № 1431 от 16 ноября 2010 года Алдару присвоено звание Героя Российской Федерации.
№ 3.
Ю́рийАлексе́евичГага́рин(9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область) — первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни НовосёловоКиржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.
В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.
Приложение №2.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Быть личностью»
1. Обществоведческие и исторические понятия:
1Личность -
2. Индивид –
3.Индивидуальность —
4.Мировоззрение- _________________________________________________________________________________________________
5.Социализация -________________________________________________________________________________________________
2. Графическая модель личности. Заполните пустые окна. Биологический компонент:
Социальный компонент: Духовный компонент:
2.2.СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Приведите примеры социализации.
ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ | ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ |
2.3Работа в группах, у вас на столах лежат примеры конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.
1 ГРУППА. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.
ФИО | Можно ли назвать этого человека личностью? |
Задание. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности или отрицательные или положительные. Свой ответ аргументируйте.
Ответ:
- Тест (в рамках ГИА).
Прочитайте вопросы и ответьте на них:
1. Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….
2. Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется ….
3. Самой общей характеристикой человека является термин…….
4. Человек от животного отличается:
1) Теплокровной системой кровообращения
2) Членораздельной речью
3) Памятью
4) Навыками ориентации в пространстве.
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
6. Как называется процесс становления личности?
7. К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация.
8. Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист.
Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Какой вывод вы можете сделать?
Приложение № 3
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
АККУРАТНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ |
ВЕЖЛИВОСТЬ | ТРУДОЛЮБИЕ |
АКТИВНОСТЬ | УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
ДИСЦИПЛИНИРОВАНОСТЬ | ЖЕСТОКОСТЬ |
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ | ЗЛОСТЬ |
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ | НЕАККУРАТНОСТЬ |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | ЧЕСТНОСТЬ |
САМОКОНТРОЛЬ | ПАССИВНОСТЬ |
ГРУБОСТЬ | НЕ КРИТИЧНОСТЬ |
НЕУВЕРЕННОСТЬ | ЛЖИВОСТЬ |
ГОРДЫНЯ | САМОУВЕРЕННОСТЬ |
ВЛАСТОЛЮБИЕ | ЭГОИЗМ |
ЗАВИСТЬ | ТЩЕСЛАВИЕ |
СЛАБОВОЛИЕ | ОБИДЧИВОСТЬ |
ЖАДНОСТЬ | СКУПОСТЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "История и личность" (по творчеству А.Т. Твардовского)
По программе В.Я.Коровиной отведено 2 часа на изучение темы "Великая Отечественная война в поэзии русских поэтов". Одно из стихотворений - А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", которое побудило меня со...
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).
Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....
От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...
Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....
План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»
План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...
Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....
Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.
Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....