Урок по обществознанию "Быть личностью", 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Титова Любовь Андреевна

Урок на тему: "Быть личностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu_byt_lichnostyu_8_klass.docx91.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по обществознанию в 8 классе учителя Титовой Любови Андреевны

Урок отнесен к разделу «Личность и общество».

В мире  много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего. Софокл.

Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам. Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину.

Ошо, известный неоиндуистский гуру и мистик.

Тема: Быть личностью

Цель: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.

Планируемые результаты:

  • познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.
  • работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
  • анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.
  • выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
  • оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
  • способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
  • формировать познавательный интерес к предмету.
  • соспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.

Задачи урока:

  1. Знать, что понимается под личностью в социуме.
  2. Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.
  3. Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.

Оборудование:

  1. Учебник, рабочая тетрадь.
  2. ПК, проектор.
  3. Презентация к уроку.

Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Формы  учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Предполагаемый результат:

  1. Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
  2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
  3. Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и  работы в парах.
  4. Умение работать с  информационными текстами, решать проблемные задания.
  5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.

План урока:

1.        Человек, индивид, личность.

2.        Жизненные ценности и ориентиры.

3.        Становление личности.

Ход урока

п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Вспомогательный материал

Время

 этапа

1.

Организационный момент

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

Перед каждым из вас лежит рабочая карта урока, она необходима вам для занесения новой информации, своих личных выводов.

1 мин

2.

Формулирование темы урока

??? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Начну урок  с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос "Что ты делаешь?" он отвечал "Ищу человека!".Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин.

Как вы думаете, кого он искал?

В каком значении Диоген употреблял слово "человек"? Почему?

В то время еще не было определения личность!

Как вы думаете, что такое личность? (в тетрадях напишите свое определение)

Личность - совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

= теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока? (отвечают)

Тема нашего урока: Быть личностью.

Подумайте, какая цель нашего урока?

=Цель урока: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.

Запись определения в тетрадь.

Ответы учеников.

Запись темы в тетрадь.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

4 мин

3.

Работа с новым материалом

План:

  1. Человек, индивид, личность.
  2. Жизненные ценности и ориентиры.
  3. Становление личности.

Итак, вы человек! Личность!

  Проблемный вопрос:

???  Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.

Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.

Как вы думаете, в вас преобладает природное или социальное начало?

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Биологическое существо                                               Социальное существо

Скажите,  чем человек отличается от животных?  

внешний вид:    животные покрыты шерстью, а люди покрыты кожей.

строение органов: у человека самое большое соотношение веса мозга к весу тела в отличие от животных

питание: человек готовит  продукты (жарит, моет, чистит), а животное ест, не перерабатывая продукты

общественный строй:  люди живут с  семьёй или по одиночки, в обществе, а   животные могут жить стаей , а могут по отдельности

творчество:  люди занимаются творчеством (рисованием, музыкой, скульптурами...), а животные не занимаются искусством, если только человек не научит обезьяну.

=Духовный мир человека: в повседневной жизни в окружающих нас людях мы видим внешнюю сторону, то есть красоту, одежду, улыбку, и т.д.. У нас в обществе принято говорить: « Встречаем по одежке, а провожаем по уму».  Но в человеке главное душа, ум доброта, которые должны направлять человека на хорошие дела и поступки. Такие как помощь близким, помочь бабушке перейти через дорогу, купить хлеба, покормить птиц, помочь родителям и т.д.

Перед каждым человеком встает философский вопрос, КТО Я?

Давайте подумаем, а кто вы?

Ответьте письменно на вопрос «Кто я?»  (у доски ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его).

Какие признаки вы выделяете?

Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?

 =все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда.

=Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид (от лат. individuum) - отдельный человек).

Попробуйте дать определение понятию «индивид» (выслушиваются версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу)

Индивид - это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью (отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.).

Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от другого, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими.  Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность» (писатели, поэты, художники, актеры, музыканты).

= Индивидуальность характеристика человека в обществе.

Еще один признак, присущий человеку,— быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

Индивид

Индивидуальность

Личность

это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью.

  • отпечатки пальцев,
  • тембр голоса.

характеристика человека в обществе

  • писатель,
  •  поэт,
  • художник,
  • актер,
  • музыкант.

- совокупность свойств, присущих определенному человеку.

НО, для того чтобы стать личностью — нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности (роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.).

Сейчас, мы посмотрим фрагмент фильма, ваша задача ответить на вопрос: Являлся ли Александр Македонский личностью, индивидом или имел только индивидуальность? Аргументируйте свой ответ.

Молодцы!

Попробуем создать графическую модель личности

Объясните модель личности

Что вы поставите на первое место? Почему? (проверка графической модели послайду)

Давайте назовем качества, которыми должна обладать личность. Таким образом, личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

В вопросе «КТО Я?»  также лежит внутреннее и внешнее открытие самого себя, через жизненные ценности и ориентиры.

Представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите?

Представьте , что вы уже взрослые, кто я?  Зачем Я?

Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.  Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной.  Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.

Перед вами профессии, выберите ту, которая вам интересна.

Почему вы выбрали именно ее?

Что вы ждете от будущей профессии.

 Какой вывод можно сделать?

= перед вами уже сейчас стоит вопрос - кем быть?

Обратимся к параграфу учебника, п. 1, стр. 9, прочитайте 2 абзац сверху, и ответьте на вопрос, что нужно сделать,  если вы не знаете, какую профессию выбрать?

Ответ: нужна осведомленность о профессии, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым, профессиональная консультация специалиста, семья.

= Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.

Как вы думаете, что такое мировоззрение?

Попробуйте дать определение понятию «мировоззрение».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.

Обратимся к параграфу учебника, п. 1. стр. 11, прочитайте документ, какой вывод вы можете сделать?

Перед вами структура мировоззрения, попытайтесь проанализировать данную схему, к какому выводу вы пришли?      

Структура мировоззрения.

В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее  внутреннего мира.

Как же проходит становление личности?

Фазы становления личности

адаптация (от лат. adaptation - приспособление).

индивидуализация

интеграция (от лат. integratio – востановление)

освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.

человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности

человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

=Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.        

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Первичная социализация

(ближайшее окружение)                        Вторичная социализация

                                                                                                  (формальное окружение)

Семья, друзья, приятели                                     школа, организации, больница, библиотеки

Работа в  группах (3) , у вас на столах лежат примеры  конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.

Пока выступают ребята, для каждой группы свое задание:

1. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.

2.Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности положительные и отрицательные. Свой ответ аргументируйте.

Давайте озвучим ваши результаты работы (читают задания и отвечают)

Резюме учителя.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Краткий рассказ учащегося, подготовленный  дома.

Ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его. Запись на доске в виде виноградной лозы.

Ответ учащихся.

Учащиеся предлагают свои версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу.

Проверка таблицы по слайду

Просмотр

Фрагмента (2 мин) из предложенного материала. Ответ на вопрос.

Учащиеся самостоятельно создают графическую модель личности.

Самопроверка модели по слайду.

Ответы учащихся.

Учащиеся выбирают профессию по слайду. Делают вывод.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.9.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.Запись в рабочую карту.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.11.

Ответы учащихся.

Учащиеся самостоятельно анализируют схему, делают выводы.

Рассказ учителя.

Краткий рассказ  учащегося.Учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся приводят примеры.

Групповая работа

Проверка работы групп

Слайд №5

Слайд №6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 9

Слайд № 9

Слайд № 10 Фрагмент

Слайд № 11

Слайд №11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Сайд № 16

Слайд № 17

Слайд №18

Слайд № 19, 20

32 мин

1 мин

2 мин

4 мин

3 мин

2 мин

1 мин

1мин

2 мин

3 мин

1 мин

 

1 мин

3 мин

2 мин

5 мин

2 мин

4.

Закрепление изученного материала

- Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ГИА):

  1. Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).
  2. Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).
  3. Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).
  4. Человек от  животного отличается:
  1. Теплокровной системой кровообращения
  2. Членораздельной речью
  3. Памятью
  4. Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)
  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».

Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)

  1. Как называется процесс становления личности ….(социализацией).
  2. К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).
  3. Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист.  (инфекционист)

Проверка теста.

Проблемный вопрос?  Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.  

Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гете).

Выполняют тест

слайд (в рамках подготовки к ГИА)

Самопроверка теста  по слайду

Ответ на проблемный вопрос

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

3 мин

1 мин

1 мин

5.

Домашнее задание

& 1,   р.т. зад. 3,5,6   стр. 5-7, индивидуальное  задание (2 ученика):  разработайте анкету «Популярная профессия».

Слайд № 25

1мин

6.

Итог урока

Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

Урок окончен. До свидания!

2 мин

7

Дополнительный материал

Р.т. стр. 6, № 5,6.

Подходят ли для личности следующие высказывания:

  1. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!
  2. Каждый человек - индивидуальность, даже если он не личность. (Илья Шевелев.).
  3. Каждый человек - исключение. (Кароль Ижиковский.)
  4. Каждый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом. (Сергей Николаевич Булгаков.).
  5. Человек от человека - как земля от неба.
  6. Если человек захочет, гору на гору поставит.
  7. Что испортит один, того не исправит и тысяча человек.

Свое мнение аргументируйте.

Список литературы:

  1. Обществознание.8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий и др.  - М.: 2010.
  2. Краюшкина. С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс. – М.: 2013.
  3. А.И.Кравченко Введение в социологию.М.: 1996.
  4. http://www.domovodstvo.kiev.ua/index.php/svoistil/173-poleznye-svedeniya/1364-otricatelnye-cherty-haraktera
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия
  6. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М.-2010.
  7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. - М.-2009.

Приложение №1.

№ 1.   Иоа́нн IV Васи́льевич(прозвание Иван Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское[2] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был СимеонБекбулатович).

Личность царя всегда притягивала к себе, что называется отрицательным обаянием. Это была яркая личность, индивидуальность, а не посредственность. Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Воспитанный в годы боярского правления, с 8-ми лет лишенный матери, он испытывал на себе ужасы боярских распрей и боярского разгула. Он видел кровь и лесть, очень рано начал задумываться о власти, о том, что он государь Московский и Всея Руси.

Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия 3. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия. После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки членов семибоярщины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику, но их согласию в скоре пришел конец. С гибелью Андрея Старицкого старшим среди опекунов стал князь Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было более 50 лет, женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана. Став членом великокняжеской семьи, князь Василий захотел устроить жизнь, приличную его новому положению, со старого подворья он переехал жить на двор Старицких. В то время как между феодалами шла борьба за власть, Иван, по собственному выражению, рос в “небреженьи” . Бояре мало заботились о подростке. И он и его младший брат Юрий терпели нужду даже в платье и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка, уже отдававшего себе отчет в происходящем. Поэтому Иван на всю жизнь сохранил недоброе отношение к опекунам. В своих письмах он не скрывал раздражения против них. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз вспоминал его сиротское детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему - заброшенному сироте - боярами. В душу сироты рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.

№ 2.

Цыденжапов, АлдарБаторович

Алда́рБаторовичЦыденжа́пов (1991—2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, он спас от возможной гибели сам корабль и экипаж в составе примерно 300 человек. Герой Российской Федерации (16.11.2010, посмертно).

Алдар родился 4 августа 1991 года в посёлке Агинское Агинского Бурятского АО (ныне Агинского района Забайкальского края). Он был младшим в семье вместе с сестрой-близнецом Арюной. Старшего брата зовут Булат, а сестру — Ирина. Его отец БаторЦыденжапов — пенсионер МВД, мать Билигма — медсестра детского сада.. В ноябре 2009 года был призван на службу, получил определение в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, город Фокино Приморского края.

Утром 24 сентября, когда весь экипаж эсминца находился на борту и готовился к боевому походу изФокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания проводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара, после устранения утечки он смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек.

Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца.

5 октября гроб с телом 19-летнего Алдара был доставлен в сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота в Агинское. 6 октября по бурятской традиции лама провёл в доме погибшего обряд перерождения души. 7 октября прошла церемония похорон.

Указом Президента России № 1431 от 16 ноября 2010 года Алдару присвоено звание Героя Российской Федерации.

 № 3.

Ю́рийАлексе́евичГага́рин(9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область) — первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни НовосёловоКиржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.

В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.

Приложение №2.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Быть личностью»

1. Обществоведческие и исторические  понятия:

1Личность -

2. Индивид –

3.Индивидуальность

4.Мировоззрение-        _________________________________________________________________________________________________

5.Социализация -________________________________________________________________________________________________

2. Графическая модель личности. Заполните пустые окна.              Биологический компонент:

        Социальный компонент:         Духовный компонент:

2.2.СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Приведите примеры социализации.

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

  2.3Работа в  группах, у вас на столах лежат примеры  конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.

1 ГРУППА. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.

ФИО

Можно ли назвать этого человека личностью?

Задание. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности или отрицательные или  положительные. Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

  1. Тест (в рамках ГИА).

Прочитайте вопросы и ответьте на них:

1.        Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….

2.        Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется ….

3.        Самой общей характеристикой человека является термин…….

4.        Человек от  животного отличается:

1)        Теплокровной системой кровообращения

2)        Членораздельной речью

3)        Памятью

4)        Навыками ориентации в пространстве.

5.        Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».

Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.

6.        Как называется процесс становления личности?

7.        К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация.

8.        Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист.  

Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.  

Какой вывод вы можете сделать?

Приложение № 3

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

АККУРАТНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЕЖЛИВОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

АКТИВНОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ДИСЦИПЛИНИРОВАНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

ЗЛОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

НЕАККУРАТНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

САМОКОНТРОЛЬ

ПАССИВНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

НЕ КРИТИЧНОСТЬ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ

ГОРДЫНЯ

САМОУВЕРЕННОСТЬ

ВЛАСТОЛЮБИЕ

ЭГОИЗМ

ЗАВИСТЬ

ТЩЕСЛАВИЕ

СЛАБОВОЛИЕ

ОБИДЧИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

СКУПОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "История и личность" (по творчеству А.Т. Твардовского)

По программе В.Я.Коровиной отведено 2 часа на изучение темы "Великая Отечественная война в поэзии русских поэтов". Одно из стихотворений - А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", которое побудило меня со...

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.

Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....