Основные термины раздела "Политика"
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Список основных политических терминов, которых необходимо знать обучающимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_politika.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- 4. ПОЛИТИКА
- 4.1. Понятие власти
4.1.1. Понятие власти
В широком смысле – возможность навязывать свою волю другому.
(волевое воздействие на поведение людей).
Власть появляется одновременно с человеческим обществом.
Власть предполагает неравенство.
4.1.2. Компоненты власти
- Источники власти (Авторитет, Сила. Престиж, Закон, Богатство, Харизма, Тайна, Интерес и др.)
- Субъекты власти (Человек, Общность людей, Организация, Народ, Мировое сообщество в лице ООН….)
- Объекты власти: ( Индивид, Социальная группа, Класс и т. п.)
- Функции власти: (Господство, Руководство, Регуляция, Контроль, Управление, Координация, Организация, Мобилизация)
- Механизмы власти: (Принуждение Насилие Убеждение Поощрение Право Страх Традиции )
4.1.3. Политическая власть – это право претворять в жизнь определенные идеи, мобилизовывать на достижение цели.
Отличительные черты политической власти:
- Действует на основе права от имени всего общества
- Распространяется на всех людей, проживающих на территории данного государства
- Обладает правом использовать силу в пределах страны
- Наличие единого общегосударственного центра принятия политических решений
- Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
Разновидности политической власти:
- Законодательная, исполнительная, судебная.
- Центральная, региональная, местная
- Монархическая, республиканская
Основания легитимности (законности) политической власти
- Традиции – традиционная власть опирается на привычки, традиции
- Рациональность – легитимная власть опирается на рациональные законы
- Харизматичность (от греч. charisme – божий дар) – харизматическая власть опирается на особенную силу лидера, вождя
Функции политической власти:
- Формирование политической системы общества
- Организация политической жизни и политических отношений
- Регулирование политических отношений между:
- государством и обществом
- общественными институтами
- общественными классами
- Управление делами общества и государства на разных уровнях
Требования к политической власти:
В современном мире политическая власть должна быть:
- Ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
- Регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
- Институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
- Легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
4.1.4. Государственная власть – один из видов власти, где субъектом власти выступает государство, а объектом – население страны.
Соотношение понятий политической и государственной власти:
Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Отличительные черты государственной власти:
- Носит публичный характер, т. е. выступает от имени общества
- Имеет суверенный (от франц. souverain – верховный) характер:
- Внутренний суверенитет – верховенство по отношению к физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны
- Внешний суверенитет – независимость в решении всех вопросов в отношениях с другими государствами
- Ограничена территорией государства
Механизмы устойчивости государственной власти:
Чтобы быть устойчивой политическая власть должна:
- Легитимной:
- Иметь положительную оценку
- Иметь согласие на подчинение
- Иметь признание власти гражданским обществом
- Иметь признание власти мировым сообществом
- Результативной:
- Проводить успешную экономическую политику
- Обеспечить устойчивый рост благосостояния основной части населения;
- Заботиться об укреплении общественного порядка;
- Иметь авторитет на международной арене
4.1.5. Разделение властей – это государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Цель разделения властей – предотвратить возвышение одной из ветвей властей над другими.
Разделене властей – это механизм «сдержек и противовесов», направленный на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.
Теорию разделения властей в разное время разрабатывали Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон
Структура и функции ветвей власти:
- Законодательная власть (парламент) – представляет интересы граждан, издает законы
- Исполнительная власть (правительство) – управляет государственными делами
- Судебная власть (суды всех уровней) – следит за соблюдением законов органами власти
- 4.2. Государство, его функции
4.2.1. Понятие государства
Государство – организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях управления населением страны.
Государство является центром политической системы общества
Взгляды на сущность государства:
- Государство – это политический институт, выражающий общественные интересы в целом и защищающий их
- Государство – это механизм насилия, выражения интересов одних социальных групп и подавления других
4.2.2. Теории происхождения государства:
- Теологическая теория – государство сотворено Богом, правитель подчинен Божественной воле
- Патриархальная теория – государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху как дети к отцу
- Договорная – государство есть продукт договора между людьми о защите их естественных прав
- Классовая – государство есть продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов
- Теория насилия – государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных
4.2.3. Основные признаки государства:
- Наличие территории и населения
- Принудительный характер власти, применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений
- Публичный характер власти
- Суверенный характер власти
- Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
- Обязательность членства в государстве
- Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
- Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)
Дополнительные признаки государства:
- Наличие языка как средства общения на территории государства
- Наличие единой оборонной и внешней политики
- Наличие единых транспортных, информационных, энергетических и других систем.
4.2.4. Функции государства
- Внутренние функции государства
- Политическая – обеспечение деятельности политических и общественных институтов
- Экономическая – регулирование экономических
- Социальная – осуществление программ развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
- Идеологическая – воспитание активных членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей
- Внешние функции государства:
- Участие в решении глобальных проблем
- Обеспечение национальной безопасности
- Развитие взаимовыгодного сотрудничества
- Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
4.2.5. Формы государственного правления
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.
В современных условиях существуют две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Разновидности монархического правления:
- Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства;
- Дуалистическая монархия – (Иордания, Кувейт, Марокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной
- Парламентская монархия (Великобритания, Швеция, Норвегия), монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями.
Европейские монархии: Бельгия, Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
Республика (от лат. respublica – общественное дело) – источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.
Разновидности республиканского правления
Парламентская республика (Италия, Германия)
- Парламент образует правительство
- Правительство ответственно перед парламентом
- Правительство обладает исполнительской властью, иногда законодательной инициативой
- Президент выполняет представительские и протокольно-церемониальные функции.
Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия)
- Президент – глава государства и глава правительства
- Президент избирается независимо от парламента
- Президент юридически независим и не подотчетен парламенту
- Президент формирует правительство
- Кабинет министров подчинен президенту и ответственен перед ним
- Парламент, кроме законотворческой деятельности, формирует бюджет, контролирует деятельность кабинета и обладает правом вынесения вотума недоверия президенту
- Президент имеет право вето на решения парламента.
Полупрезидентская (смешанная)республика (Россия, Австрия, Франция)
- Сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства
- Главная черта ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.
4.2.6. Государственно-территориальное устройство
Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.
Виды государственно-территориального устройства
Унитарное (от фр. unitaire – единый) государство – представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Для унитарного государства характерно:
- единая система гражданства
- единая система права
- единый госаппарат
- единая система судопроизводства
- единая система налогообложения
Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением.
Разновидности унитарных государств:
- Централизованные (Великобритания, Швеция, Дания)
- местные органы управления не обладают значительной автономией и ориентированы на выполнение решений центра
- Децентрализованные (Франция, Италия, Испания).
- Регионы пользуются широкой автономией
- Располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами
- Однако в области налогообложения их компетенция сильно ограничена, что ставит их в финансовую зависимость от центра.
Федерация (от лат. foedus – союз, договор) – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.
Источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают как крупные территориальные образования (земли, республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.
Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строятся на основе распределения функций между субъектами федерации и центром:
- Федеральный уровень: федеральные органы власти и управления; федеральные нормативные акты
- Уровень субъектов федерации: органы власти и управления субъектов федерации нормативные акты субъектов федерации
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей.
Конфедерации: США (1776-1787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (1815-1867).
Характерные черты конфедерации:
- Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет
- Отдельные государства передают в компетенции конфедерации решение ограниченного числа вопросов (обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы)
- Конфедерация непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.
- 4.3. Политическая система, ее структура и функции
4.3.1. Понятие политической ситстемы
Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
4.3.2. Структура и компоненты (подсистемы) политической системы
- Институциональная подсистема включает:
- Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы;
- Политические партии – это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении);
- Общественно-политические движения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов;
- Иные политические институты.
- Нормативная подсистема включает:
- Политические принципы
- Политические традиции
- Нормы морали, воплощенные в конституциях, законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике
- Функциональная подсистема
- Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти
- Коммуникативная подсистема
- Совокупность связей и взаимодействий:
- Между подсистемами политической системы;
- Между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. П.;
- Между политическими системами различных стран
- Культурно-идеологическая подсистема включает:
- Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
- Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры;
- Политическая культуру – система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений (Виды политической культуры: патриархальная – непонимание и не участие, подданническая – понимание, но не участие, активистская – понимания и участие)
- 4.3.3. Функции политической системы
- Определение целей, задач, путей развития общества
- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ
- Распределение материальных и духовных ценностей
- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участью и деятельности
- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя
- Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе
- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы
- 4.4. Типология политических режимов
4.4.1. Понятие политического режима
Политический режим – система методов осуществления государственной власти.
Политический режим формируется в результате взаимодействия государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.
4.4.2. Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, целый, полный) – политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.
Сущность тоталитарного режима сформулировал лидер итальянских фашистов Б.Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".
Признаки тоталитарного режима:
- Опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения
- Однопартийная система
- Господство единственной массовой партии, лидер которой является лидером государства
- Единственно разрешенная, обязательная идеология
- Монополия партии и государства на средства массовой информации
- Разветвленная система политической полиции
- Систематический террор
- Всеобщий контроль за жизнью людей
- Централизованный характер управления экономикой
- Действует принцип: запрещено все, что не разрешено законом
Виды тоталитарных режимов:
- фашистские:
- Режим Муссолини в Италии
- Режим Гитлера в Германии
- леворадикальные
- Режим Сталина в СССР
- Режим Мао Цзэдуна в Китае
- Режим Ким Ир Сена в Серной Карее (КНДР)
4.4.3. Авторитарный режим (от лат. auctoritas – власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или член семьи) провозглашает сам себя имеющим право на власть
Сущность: жестокое подчинение личности государству, ограничивая свободу ее поступков и мыслей.
Признаки:
- Концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена и определяется решением входящих в нее лиц
- Осуществление политической власти главным образом методом принуждения применения или угрозы применения силы
- Разрешение определенного идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается
- Ограничение и регламентация политических и личных прав личности
- Ограничение свободы СМИ
- СМИ не отражают интересов всех слоев общества
- Сохранение относительно независимых от государства сфер общественной жизни (экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации)
- Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
Виды авторитарных режимов:
- Латиноамериканские хунты (исп. junta – собрание, комитет), например, хунта Пиночета в Чили
- Авторитарные режимы в странах арабского Востока, например, режим Саддама Хусейна в Ираке, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране
- СССР послесталинского периода
- Страны народной демократии периода 50-80х годов (режимы Хонекера, Чаушеску, Кастро)
4.4.4. Демократический политический режим. (Смотри следующий раздел)
- 4.5. Демократия. Демократическая политическая структура
4.5.1. Понятие демократии
Демократия (от греч. Demos – народ и kratos – власть) – политический режим, основанный на признании народа источником власти.
Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.
4.5.2. Принципы демократии
- Признание народа источником власти и носителем суверенитета
- Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возм ожность участия в политической жизни
- Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства
- Свободные выборы.
- Принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю
- Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства)
- Наличие независимых средств массовой информации
- Идеологическое многообразие и плюрализм мнений.
- Многопартийность
- Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции
- Правовое государство
- Система разделения властей
- Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества
- Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании
- Развитая система органов местного самоуправления
4.5.3. Достоинства и недостатки демократии
- Достоинства демократии:
- Избавление от деспотии
- Свобода граждан
- Развитие личности
- Благополучная жизнь
- Мирная жизнь
- Недостатки демократии:
- Юридическое равенство возможностей граждан и партий не означает их реального равенства
- Сильная зависимость политики от поддерживающих ее финансово-промышленных групп
- Слабы механизмы контроля за выдвижением кандидатов
- Распространены коррупция и лоббизм
4.5.3. Виды демократии
- Прямая демократия:
- Это исторически первый вид демократии
- Возникла в Древней Греции
- Одно из условий прямой демократии – относительно не большое число граждан, способные одновременно собраться на некотором пространстве: площади, рынке, театре
- Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений
- В настоящее время используется на уровне местного самоуправления
- Плебисцитная или плебисцитарная демократия:
- Осуществляется посредством проведения референдумов, плебисцитов
- Граждане голосуют по предлагаемому решению
- В подготовке решения граждане не участвуют
- Контролировать выполнение решения граждане не могут
- Представительная демократия:
- Осуществляется в опосредованном участии граждан в принятии решений
- Граждане выбирают:
- своих представителей (депутатов)
- главу государства
- главу своего региона
- Условия существования представительной демократии:
- Большая территории государства и невозможность собрать граждан в одном месте для принятия решения
- сложность политических решений требует высокого профессионализма и компетентности
- 4.6. Гражданское общество и государство
4.6.1. Понятие гражданского общества
Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций
Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.
4.6.2. Этапы формирования гражданского общества
- В античности, сформировался полис и res publica
- В XVII век – cформировано понятие «прав человека», идея личности с неотъемлемыми правами
- XIX век – Гегель разработка концепции. связи гражданского общества с государством
4.6.3. Условия и предпосылки формирования гражданского общества
- Экономические:
- Частная собственность
- Многоукладная экономика
- Свободный рынок и конкуренция
- Социальные:
- Большой удельный вес в обществе среднего класса
- Политико-правовые:
- Юридическое равенство граждан
- Обеспечение прав и их защита
- Децентрализация власти
- Политический плюрализм
- Культурные:
- Обеспечение прав человека на информацию
- Высокий образовательный уровень населения
- Свобода слова и совести
4.6.4. Основные элементы гражданского общества
- Отдельно взятая личность (с высокой политической культурой)
- Семья
- Социальные группы
- Производственные и трудовые коллективы
- Общественные организации
- СМИ
- Союзы предпринимателей
- Ассоциации потребителей
- Благотворительные фонды
- Кооперативы
- Арендные коллективы
- Акционерные общества
- Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы
- Ассоциации избирателей
- Политические клубы
- Научные и культурные организации, спортивные общества
- Национальные, религиозные, культурные символы, традиции, мифы
4.6.5. Функции гражданского общества
- Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы
- Защищает граждан их интересы и потребности от незаконного вмешательства государства
- Защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
- Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
- В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах через местное самоуправление
4.6.6. Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) называют муниципальными образованиями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община).
- Функции органов местного самоуправления
- Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
- Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
- Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
- Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных конституцией РФ.
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
- Придает гражданскому обществу, организованное самоуправляющееся начало
- Способствует более полной самореализации граждан
- Оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
- 4.7. Политическая элита
4.7.1. Понятие политических элит
Политическая элита (от франц. Elite – лучший, отборный) – это группа, отделяющая себя от из остального общества по критерию привилигированности. Различают политические, экономические, научные, военные, культурные элиты. Причины возникновения элит – неравенство людей.
4.7.2. Характеристики политической элиты
- В демократическом обществе:
- Вход в элитную группу относительно свободен
- Отбор происходит по личным качествам
- Назначение на высшие должности происходит в зависимости от уровня профессионализма
- Граница между элитой и массами размыта
- Элитные группы не консолидированы, конкурируют за степень влияния на массы
- Задачи элиты обусловлены общественными интересами
- В недемократическом обществе:
- Элитные группы закрыты, вход невозможен
- Элиты консолидированы
- Элиты преследуют свои групповые интересы
- Назначение на основные государственные должности происходит путем назначения сверху, как результат интриг и борьбы влияний
- Задачи элиты – сохранить своё привилегированное положение
4.7.3. Механизмы общественного и государственного контроля за элитами
- Режим гласности и информационной открытости власти
- Разделение властей, конкуренция центральной и местной власти
- Развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти
- Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп давления и т. П.), борющихся за власть
- Профессионализация управления
- Организация условий для конкурирования элит между собой
- Свободные СМИ
- Ответственность чиновников
- Избираемость представителей власти
- 4.8. Политические партии и движения
4.8.1. Понятие политической партии
Политическая партия (от лат. pars – часть) – активная часть народа, объединенная в политическую организацию с целью совместных действий по отстаиванию интересов определенной социальной группы.
Сущность политической партии – стремление к получению и отправлению власти
История возникновения партий. Этап предпартий.
- Партии известны уже в античности (антимакедонская партия в Афинах)
- В средневековье были – гвельфы и гибеллины (религиозные партии средневековья)
- Политические клубы XVII – XVII веков: тори и виги, якобинцы и жирондисты
Партии современного типа появились лишь в середине XIX века
4.8.2. Признаки современных партий
- Длительность существования
- Наличие членов партии, программы партии, устава
- Наличие развитых организационных структур на местном и национальном уровне
- Участие в борьбе за получение и осуществление власти в качестве основной цели партии
- Обеспечение народной поддержки
- Наличие определенной идейной позиции
4.8.3. Классификация политических партий
- по составу членов партии
- Кадровые
- Возникли в середине XIX века из политических клубов тори и виги
- Состоят из элит
- Численность не велика
- Отсутствует система обязательного членства, регистрация и уплаты взносов
- Активизируются в предвыборный период, между выборов деятельность затухает
- Предвыборная задача: – подбор престижного, кандидата, поиск средств и финансирование выборов
- Массовые
- Возникли во второй трети XIX века как социал-демократические партии
- Это мобилизационные партии
- Открыты для новых членов
- Стремятся расширить свои ряды
- Живет за счет первичных взносов
- Благополучие партий пропорционально её численности
- Строит работу по территориальному принципу
- Уделяют внимание развитию внутреннего строения партии
- Ориентируются на определенные социальные группы
- Предвыборная задача – мобилизовать как можно больше членов партии, провести агитацию.
- по отношению к будущим преобразованиям в обществе
- Реакционные
- Консервативные
- Реформистские
- Революционные
- по внутренней структуре
- Децентрализованные
- Централизованные
- по политическим взглядам
- Консервативные
- Христианские
- Либеральные
- Социал-демократические
- Социалистические
- Коммунистические
- фашистские
- по отношению к власти в данный момент
- Правящие
- Оппозиционные
4.8.4. Функции политических партий
- выражают социальные интересы групп
- выступая в качестве референтных групп
- трансформируют требования и предпочтения социальных групп в политические решения
- артикулируют коллективные цели
- занимаются рекрутированием политической элиты
4.8.5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Виды партийных систем:
- Однопартийная система:
- В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов например, КПСС до 1990 года
- Двухпартийная система:
- В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти: США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии
- Многопартийная система, подвиды:
- Многопартийной системы с монопольно правящей партией Японии, Испании
- Многопартийная система без доминирующий партии Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии
4.8.6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Виды общественно-политических движений
- За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека
- Антивоенные, антиядерные
- За новый экономический порядок (антиглобализм)
- Экологические
- Против расовой и национальной дискриминации
- Женские, молодежные, студенческие
- Неприсоединения
- За землю и социальные права крестьян
Отличительные признаки политических движений
- Не стремятся к достижению власти
- Воздействуют на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.)
- Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством
- Необязательность полного идеологического единения участников, в отличие от политической партии.
- Более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;
- Не имеют строгой иерархии, нет четкого распределения полномочий между центром и периферией
- Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей
4.8.7. Политическая идеология (от греч. idea – понятие и logos – учение, слово) – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности.
Либерализм, консерватизм и радикализм являются основными идейно-политическими течениями современности.
Идеология и политика
- Тесно связаны друг с другом
- Способны сливаться в единый политико-идеологический комплекс
- Идеология способна вытеснять политику и подчинять ее
- Недостаток политических идей компенсируется идеологией
- Идеология и политика способны на взаимные компромиссы
4.8.8. Либерализм – (от. лат. liberum – свобода) – идейно политическое течение, ставящее во главу угла самоценность индивида, его свободу.
Принципы либерализма:
- Самоценность личности
- Ответственность за свои действия
- Наличие частной собственности как условие личной свободы
- Свобода рынка
- Свобода конкуренции и предпринимательства
- Равенство возможностей
- Разделение властей
- Политика вдержек и противовесов
- Гарантии основных прав и свобод граждан (свобода совести, слова, собраний, ассоциаций, партий)
- Всеобщее избирательное право
Классический либерализм XVII-XIX век
- Отцы основатели: И.Кант, Ш.Монтескье, А.Смит, Т.Джефферсон, А. Де Токвиль и Дж. Милль, Г.Спенсер др.
- Сферы общественной жизни, в которых реализовались принципы либерализма: философия, политэкономия, политика, социология
- Заслуги: утверждение либеральных ценностей в демократическом обществе
Новый либерализм – вторая половина XX века
- Cущность: традиционные ценности либерализма должны быть пересмотрены в стороны делегирования полномочий государству
- Теоретики нового курса: Дж.Кейнс., Ф.Рузвельт
4.8.9. Консерватизм (от лат. Conserv – сохраняю) – идейно политическое течение, ориентированное на сохранение традиционных ценностей.
Теоретики: Платон, Макиавелли, Жозеф Де Местр, К.Н.Леонтьев
Принципы консерватизма
- Консерватизм исходит из религиозного постулата о греховности человека
- Зло и страдания неотделимы от человека
- Человек не может переустроить общество
- Залог выживаемости человека – следование традициям и мудрости прошедших поколений
- Задача правителя – свести к минимуму последствия зла
- Консерватизм отвергает идеи индивидуальной свободы, прав человека, общественного договора
- Политические принципы следует приспосабливать к обычаям
- В основу политической жизни кладется образец семейного поведения (преданность отцу, послушания, трудолюбие)
Новая консервативная волна
- Новая волна консерватизма приходится на 1980е годы, на правление Р.Рейгана в США, М.Тетчер Англии
4.8.10. Радикализм (от лат. radicalis – коренной) – идейно-политическое течение, направленное на решительное изменение существующих социальных и политических институтов.
Принципы радикализма:
- Стремление к быстрому темпу перемен
- Оправдание силовых методов достижения поставленных целей
- Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма.
- Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды
- Представлен:
- Леворадикальными течениями:
- анархизм, марксизм, маоизм, троцкизм
- они предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.
- Праворадикальными течениями:
- Фашизм, неофашизм, расизм
- Основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными
- 4. 9. Средства массовой информации
4.9.1. Понятие СМИ
Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.) занятые сбором, обработкой и публичной передачей информации для широких слоев населения.
К СМИ относится:
- ТВ
- Печать
- Радио
- Интернет
Последствие для политики появления широких СМИ
С появлением средств массовой информации (СМИ) в политике произошла настоящая революция:
- Прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участие в этом процессе партий, которые начинают терять свое значение в политической системе.
- Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.
- Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.
Различные взгляды на роль СМИ
- Государство должно иметь полный контроль над средствами массовой информации.
- СМИ должны быть независимы от государства.
- СМИ должны быть свободны от контроля государства, однако, необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления
4.8.2. Функции СМИ
- Информационная
- Формирование общественного мнения
- Образование и социализация граждан
- Осуществление общественного контроля за действиями
власти - Выражение общественных интересов
- Объединение граждан
4.8.3. Возможности манипулирования общественным мнением со стороны СМИ
СМИ обладают механизмами манипулирования общественным мнением:
- СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению
- СМИ определяют, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии
- СМИ содействуют созданию и распространению социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире
- СМИ наклеивают ярлыки: «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник»
- СМИ замалчивают неприятные для власти темы или подаются в искаженном виде
4.8.4. Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О средствах массовой информации».
- Закон устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются:
- Отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации
- Учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими
- Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ
- Цензура в Российской Федерации запрещается
- Закон запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. использование средств массовой информации в целях:
- Совершения уголовно наказуемых деяний
- Для разглашения сведений, составляющих государственную тайну
- Для осуществления экстремистской деятельности
- Для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости
- Закон регулирует порядок создания СМИ:
- Установлен порядок регистрации СМИ в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям
- 4.10. Избирательная кампания в РФ
4.10.1. Основные понятия
Избирательная система – политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования.
Избирательный процесс – регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов.
Избирательная кампания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчетов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Значение выборов:
- Являются важным средством систематического обновления властных структур;
- Выявляют реальные интересы и потребности народа;
- Способствуют приобщению граждан к политике;
- Предают власти легитимный характер.
Выборы различаются
- По объекту
- Президентские
- Парламентские
- Местного самоуправления
- По масштабу
- Федеральные
- Региональные
- Местные
- По срокам
- Очередные
- Досрочные
- Повторные
4.10.2. Принципы демократического избирательного права
- Принцип равенства – все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права.
- Принцип всеобщности – каждый дееспособный гражданин имеет право избираться и быть
- Принцип тайного голосования – голосование проходит тайно
- Принцип непосредственности – выборы прямые, избиратель голосует непосредственно за депутата, президента
- Принцип состязательности – выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора
- Принцип гласности допускает присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
- Принцип свободы выборов –любой гражданин участвует в выборах добровольно
- Принцип ограничения срока выборов – выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством
4.10.3. Стадии избирательного процесса
Назначение даты выборов:
- Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации
- Выборы Государственной Думы — Президентом РФ
- Выборы в субъектах Российской Федерации назначает глава администрации субъекта.
Образование избирательных округов и избирательных участков
- Избирательные округа – территория, от которой избирается депутат. Избирательные округа могут быть:
- Многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов; МСУ)
- Одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат; выборы в ГД и ЗакС)
- Выборы Президента РФ и выборы депутатов Государственной Думы в их пропорциональной части осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны.
- Избирательный участок – это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов
- Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ
- Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей
- В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки
- Каждому избирательному участку присваивается определенный номер.
Формирование избирательных комиссий
- Избирательные комиссии осуществляет подготовку и проведение выборов. Виды избирательных комиссии:
- Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризберком)
- Избирательные комиссии субъектов РФ
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Территориальные (районные, городские и др.) Комиссии
- Участковые комиссии.
- Они формируются органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке.
- Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.
Составление списков избирателей
- Все избиратели заносятся в списки по участкам
- Каждый гражданин может быть включен только в один список избирателей
- Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность
Право выдвигать кандидатов имеют:
- Партии
- Избирательные объединения граждан
- Самовыдвижение
Предвыборная агитация
- Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов
- При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия
- Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
Голосование и установление результатов голосования
- Голосование происходит на избирательном участке в день голосования
- Бюллетени опускаются в урну для голосования
- После завершения времени, отведенного на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчет голосов.
- Итоги голосования официально публикуются
Финансирование выборов и предоставление отчетов о расходовании средств на эти цели
Подготовка и проведение выборов финансируются:
- За счет средств государственного бюджета
- За счет избирательного фонда кандидата
5. Типы избирательных систем. Способы подсчета голосов
Мажоритарная система (от лат. majorite – большинство) – выбранным считается депутат, получивший большинство голосов.
Виды большинства:
- Абсолютное большинство избирателей: 50% + 1 голос.
- Относительное большинство – выбранным считается депутат, набравший голосов более чем его соперники.
Выборы президента РФ происходят по мажоритарной системе.
Достоинства и недостатки:
- Достоинства:
- Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
- Недостатки:
- При мажоритарной системе голоса, поданные сверх необходимого числа для победы, оказываются, как бы ненужными, в распределении мест в парламенте они не учитываются.
- Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах;
Пропорциональная система предполагает, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за нее на выборах.
В РФ выборы депутатов Государственной Думы происходят по пропорциональной системе.
Достоинства и недостатки:
- Достоинства:
- Позволяет мелким партиям пройти в парламент
- Отражает в парламенте волю меньшинства
- Недостатки:
- Избранные депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
- Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны;
- Множество мелких партий в парламенте препятствует принятию консолидированных решений
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
Предполагает введение нижнего предела (процентного барьера), который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. В РФ он равен 5%)
Выборы в Государственную Думу и законодательное собрание Санкт-Петербурга пройдут в 2016 г. по мешанной системе
- 4.11. Политический процесс
4.11.1. Понятие политического процесса
Политический процесс – это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.
Политический процесс есть движение политической системы во времени и пространстве.
4.11.2. Черты политического процесса
Развертывается в данной стране в рамках политической системы общества
- Действует в региональных и глобальных масштабах
- Осуществляется на государственном уровне, и в административно-территориальных районах
- Действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях
- Раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому.
4.11.3. Стадии политического процесса
- Демонстрация населением или частью населения своих политических интересов и требований
- Воспринятие политических требований населений властными политическими институтами
- Выработка и принятие политических решений политическими институтами
- Реализация политических решений
4.11.4. Пути политического процесса
Масштабный политически процесс предполагает множество путей и направлений:
- Революция
- Эволюция
- Регулируемое развитие
- Спонтанные изменения
- Восходящие тенденции развития (прогресс)
- Нисходящие тенденции развития (регресс)
- 4.12. Политическое участие
4.12.1. Понятие политического участия
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.
Политическое участие характеризует вовлеченность членов общества в политический процесс.
4.12.2. Виды политического участия:
- Непосредственное (прямое) воздействие гражданина на власть без посредников:
- Обращения и письма к власти
- Встречи с политическими деятелями
- Участие в митингах, пикетированиях
- Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
- Реакция на импульсы, исходящие от политической системы
- Опосредованное (представительное) осуществляется через избранных представителей
4.12.3. Способы политического участия:
- Случайное (разовое) участие
- Участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни, но она не является его основным родом деятельности
- Профессиональное участие – политика является профессией
4.12.4. Формы политического участия
- Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей
- Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения
- Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти
- Политическая активность в качестве члена партии, движения
- Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу
4.12.5. Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) – форма аполитичности, уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Абсентеизм противоположен политическому участию.
Причины абсентеизма:
- Недоверия к политическим лидерам и политическим институтам
- Мнение, что индивид неспособен повлиять на власть
- Удовлетворенность своим стабильным и благополучным положением, отсутствие интереса к политике
- 4.13. Политическое лидерство
4.13.1. Понятие политического лидера
Политический лидер - (от англ. Leader - ведущий, руководитель) самый авторитетный член партийной группы, которому поручено реализация политической программы
4.13.2. Типология лидерства (по М.Веберу)
- Традиционный лидер, опирается на сложившиеся привычки в обществе
- Бюрократический или рациональный, следует законам, конституции
- Харизматический культивирует веру людей в свои сверхъестественные качества
4.13.3. Функции политического лидера
- Выработка политического курса
- Определение способов и методов решения задач
- Инициирование изменений в обществе
- Объединение и согласование различных политических сил
- Обеспечение тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями
- Защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности
4.13.4. Типология лидеров по стилю работы
- Авторитарный лидер, ему присуще:
- Стиль общения деловой
- Самостоятельно принимает решения
- Не терпит чужого мнения
- Недвусмысленен в общении
- Ценит в подчиненных готовность безоговорочно выполнять все приказания
- Демократический лидер, ему присуще:
- Поощрение инициативы и самостоятельности у подчиненных
- Вовлечение в процесс принятия решения людей компетентных, способных отстаивать собственное мнение, не совпадающее с его собственным
4.13.5. Типологии лидеров по методам достижения поставленных целей:
Первая
- Лидеры-реформаторы – стремятся предвидеть последствия, принимаемых ими решений, рассчитывают на их перспективу
- Лидеры-революционеры – поддерживают решительные меры, дающие быстрый эффект, учитывая при этом возможности общества
- Лидеры-авантюристы – могут предлагать полезные идеи, но ориентированы на внешний эффект, как правило, не имеют программы действий
- Лидеры-популисты – добиваются успеха, предлагая "простые, ясные" решения сложных проблем. Программ действий не имеют
Вторая
- Лидер-знаменосец:
- Имеет собственный взгляд на реальность
- знает средства достижения поставленных целей
- Определяет характер происходящего
- Примеры: В. И. Ленин, Махатма Ганди, Мартин Л. Кинг
- Лидер-служитель:
- Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев
- Действует от их имени
- Руководствуется тем, чего ожидают от него
- Примеры: Генеральные секретари ЦК КПСС Л. И. Брежнев, К. У. Черненко
- Лидер-торговец:
- Обладает способностью убеждать
- Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить
- Примеры: Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган
- Лидер-пожарный:
- Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени
- Способен эффективно действовать в экстремальных условиях
- Быстро принимает решения
- Адекватно реагирует на ситуацию
- Примеры: большинство лидеров в современных обществах
- 4.14. Органы государственной власти
4.14.1. Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.
4.14.2. Государственные органы – составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.
Виды государственных органов:
- Глава государства;
- Органы законодательной власти;
- Органы исполнительной власти;
- Органы судебной власти;
- Органы государственного принуждения:
- Органы внутренних дел
- Органы государственной безопасности
- Прокуратура
- Исправительные учреждения
- Вооруженные силы.
Свойства государственных органов:
- Имеют юридическую основу деятельности
- Действуют от имени государства
- Могут применять принуждение
- Структурно обособлены
4.14.3. Государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями.
Виды государственных учреждений:
- Образовательные и научно-исследовательские учреждения
- Библиотеки
- Почты
- Телеграфы
- Вокзалы
4.14.4. Президент — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Основные функции Президента РФ
- Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
- Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
- Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
- Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях
Полномочия Президента РФ:
- Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
- Назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
- Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию РФ с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке
- Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам
- Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального Прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности
- Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение
- Ведет переговоры и подписывает международные договоры.
- Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях
4.14.5. Законодательная власть
Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию РФ, которое состоит из двух палат:
- Совета Федерации
- Государственной думы
Разберем их отдельно.
Совет Федерации (Верхняя палата)
Состав Совета Федерации
- Общее число членов Совета Федерации составляет 170
- В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один – от исполнительного органа власти
Предмет ведения Совета Федерации
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения
- Решение вопроса о возможности использовать вооруженные силы РФ за пределами территории России
- Назначение выборов Президента РФ
- Отрешение Президента РФ от должности
- Назначение на должности судей Конституционного, Верховного Суда РФ
- Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов
- Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии
- Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность
- Обращение в Конституционный Суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.
Государственная Дума (Нижняя палата)
Состав Государственной Думы:
- Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет.
Предмет ведения Государственной Думы:
- Принятие законов
- Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов
- Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
- Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
- Объявление амнистии
- Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
- Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе
- Обращение в Конституционный Суд РФ
4.14.6. Исполнительная власть в Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
Процедура формирования Правительства:
- Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия.
- Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели.
- Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава.
- В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
- После получения согласия Государственной Думы, Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Полномочия Правительства РФ
- Реализация внутренней и внешней политики государства
- Регулирования вопросов экономики и социальной сферы
- Обеспечение единства системы органов исполнительной власти
- Организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ
- Систематический контроля за их соблюдением законов
- Принятие мер по устранению нарушения российского законодательства
Министерства и ведомства, находящиеся в подчинении Президента РФ, а не Председателя Правительства:
- Министерства обороны
- Министерство внутренних дел
- Министерство иностранных дел
- Федеральная служба безопасности
- Некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
- 4.15. Федерация, ее субъекты
4.15.1. Понятие федерации
Федеративное государство или федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью.
При федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации. Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов.
4.15.2. Принципы федерализма в Российской Федерации
- Государственная целостность. Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права
- Равенство и самоопределение народов. Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов.
- Единство системы государственной власти. Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ
- Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ
- Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности
- Равенство субъектов Российской Федерации. Конституция защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов федерации
4.15.3. Видов субъектов Российской Федерации:
Республик 22
Автономная область 1
Автономный округ 4
Краёв 9
Областей 46
Городов федерального значения 3
Изначально было 89 субъектов. Идет процесс их объединения. Сегодня всего сего сегодня 83 субъекта.
Республики могут иметь:
- свою Конституцию
- свой государственный язык (второй)
- свое гражданство (второе, но не двойное)
4.15.4. Федеральные округа. Введены в 2000 для удобства управления страной. Президент отправляет своих представителей. Изначально было 7, сейчас 9: Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский (2010), Крымский (2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия».
Урок изучения нового материала, в котором нужно достичь следующих целей познакомить учащихся с краткой историей генетики, предметом этой науки – наследственностью и изменчивостью; начать формиров...
Дистанционная форма обучения.Основные термины и понятия по теме Энергетическое обеспечение клетки
Данные термины являются основными при изучении темы : "Обмен веществ и энергии в клетке"....
Краткий словарь основных терминов, употребляемых в обувном деле и их назначение (технологический справочник)
Настоящий краткий словарь терминов представляет интерес для учащихся и учителей, изучающих обувное дело на занятиях по профессионально трудовому обучению.Учащийся найдет в этом словаре краткое техниче...
Основные термины гимнастических упражнений
Презентация с тестом для проверки знаний...
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В данном материале представлено описание основных спутниковых навигационных технологий и возможность их применения в системе автомобильного транспорта. Изложено краткое описание спутниковой навигацион...
Словарь основных терминов ФГОС
Словарь основных терминов ФГОССоставлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2...
Основные термины речеведения
В материале истолковываются основные речеведческие понятия...