Основные термины раздела "Политика"
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Терентьев Антон Александрович

Список основных политических терминов, которых необходимо знать обучающимся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_politika.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:


  1. 4. ПОЛИТИКА

  1. 4.1. Понятие власти

4.1.1. Понятие власти

В широком смысле – возможность навязывать свою волю другому.

(волевое воздействие на поведение людей).

Власть появляется одновременно с человеческим обществом.

Власть предполагает неравенство.

4.1.2. Компоненты власти

  • Источники власти  (Авторитет, Сила. Престиж, Закон, Богатство, Харизма, Тайна, Интерес и др.)
  • Субъекты власти (Человек, Общность людей, Организация, Народ, Мировое сообщество в лице ООН….)
  • Объекты власти: ( Индивид, Социальная группа, Класс и т. п.)
  • Функции власти: (Господство, Руководство, Регуляция, Контроль, Управление, Координация, Организация, Мобилизация)
  • Механизмы власти: (Принуждение Насилие Убеждение Поощрение Право Страх Традиции )

4.1.3. Политическая власть –  это право претворять в жизнь определенные идеи, мобилизовывать на достижение цели.

Отличительные черты политической власти:

  • Действует на основе права от имени всего общества
  • Распространяется на всех людей, проживающих на территории данного государства
  • Обладает правом использовать силу в пределах страны
  • Наличие единого общегосударственного центра принятия политических решений
  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)

Разновидности политической власти:

  • Законодательная, исполнительная, судебная.
  • Центральная, региональная, местная
  • Монархическая, республиканская

Основания легитимности (законности) политической власти 

  • Традиции – традиционная власть опирается на привычки, традиции
  • Рациональность – легитимная власть опирается на рациональные законы
  • Харизматичность (от греч. charisme  – божий дар) – харизматическая власть опирается на особенную силу лидера, вождя

Функции политической власти:

  • Формирование политической системы общества
  • Организация политической жизни и политических отношений
  • Регулирование политических отношений между:
  • государством и обществом
  • общественными институтами
  • общественными классами
  • Управление делами общества и государства на разных уровнях

Требования к политической власти:

В современном мире политическая власть должна быть:

  • Ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • Регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • Институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • Легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

4.1.4. Государственная власть – один из видов власти, где субъектом власти выступает государство, а объектом – население страны.

Соотношение понятий политической и государственной власти:

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Отличительные черты государственной власти:

  • Носит публичный характер, т. е. выступает от имени общества
  • Имеет суверенный (от франц. souverain  – верховный) характер:
  • Внутренний суверенитет – верховенство по отношению к физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны
  • Внешний суверенитет – независимость в решении всех вопросов  в отношениях с другими государствами
  • Ограничена территорией государства

Механизмы устойчивости государственной власти:

Чтобы быть устойчивой политическая власть должна:

  • Легитимной:
  • Иметь положительную оценку
  • Иметь согласие на подчинение
  • Иметь признание власти гражданским обществом
  • Иметь признание власти мировым сообществом
  • Результативной:
  • Проводить успешную экономическую политику
  • Обеспечить устойчивый рост благосостояния основной части населения;
  • Заботиться об укреплении общественного порядка;
  • Иметь авторитет на международной арене

4.1.5. Разделение властей – это государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Цель разделения властей – предотвратить возвышение одной из ветвей властей над другими.

Разделене властей – это механизм «сдержек и противовесов», направленный на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Теорию разделения властей в разное время разрабатывали Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон

Структура и функции ветвей власти:

  • Законодательная власть (парламент) – представляет интересы граждан, издает законы
  • Исполнительная  власть (правительство) – управляет государственными делами
  • Судебная власть (суды всех уровней) – следит за соблюдением законов органами власти

  1. 4.2. Государство, его функции

4.2.1.  Понятие государства 

Государство – организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях управления населением страны.

Государство является центром политической системы общества

Взгляды на сущность государства:

  • Государство – это политический институт, выражающий общественные интересы в целом и защищающий их
  • Государство – это механизм насилия, выражения интересов одних социальных групп и подавления других

4.2.2. Теории происхождения государства:

  • Теологическая теория – государство сотворено Богом, правитель подчинен Божественной воле
  • Патриархальная теория – государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху как дети к отцу
  • Договорная – государство есть продукт договора между людьми о защите их естественных прав
  • Классовая – государство есть продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов
  • Теория насилия – государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных

4.2.3. Основные признаки государства:

  • Наличие территории и населения
  • Принудительный характер власти, применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений
  • Публичный характер власти
  • Суверенный характер власти
  • Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
  • Обязательность членства в государстве
  • Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
  • Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)

Дополнительные признаки государства:

  • Наличие языка как средства общения на территории государства
  • Наличие единой оборонной и внешней политики
  • Наличие единых транспортных, информационных, энергетических и других  систем.

4.2.4. Функции государства 

  • Внутренние функции государства
  • Политическая – обеспечение деятельности политических и общественных институтов
  • Экономическая – регулирование экономических
  • Социальная – осуществление программ развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
  • Идеологическая – воспитание активных членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей
  • Внешние функции государства:
  • Участие в решении глобальных проблем
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

4.2.5.  Формы государственного правления

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.

 В современных условиях существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархического правления:

  • Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства;
  • Дуалистическая монархия – (Иордания, Кувейт, Марокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично  законодательной
  • Парламентская монархия (Великобритания, Швеция, Норвегия), монарх  считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями.

Европейские монархии: Бельгия, Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

Республика (от лат. respublica – общественное дело) – источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

Разновидности республиканского правления

Парламентская республика (Италия, Германия)

  • Парламент образует правительство
  • Правительство ответственно перед парламентом
  • Правительство обладает исполнительской властью, иногда законодательной инициативой
  • Президент выполняет представительские и протокольно-церемониальные функции.

Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия)

  • Президент – глава государства и глава правительства
  • Президент избирается независимо от парламента
  • Президент юридически независим и не подотчетен парламенту
  • Президент формирует правительство
  • Кабинет министров подчинен президенту и ответственен перед ним
  • Парламент, кроме законотворческой деятельности, формирует бюджет, контролирует деятельность кабинета и обладает правом вынесения вотума недоверия президенту
  • Президент имеет право вето на решения парламента.

Полупрезидентская (смешанная)республика (Россия, Австрия, Франция)

  • Сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства
  • Главная черта ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.  

4.2.6. Государственно-территориальное устройство

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Виды государственно-территориального устройства

Унитарное (от фр. unitaire – единый) государство – представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Для унитарного государства характерно:

  • единая система гражданства
  • единая система права
  • единый госаппарат
  • единая система судопроизводства
  • единая система налогообложения

Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением.

Разновидности унитарных государств:

  • Централизованные (Великобритания, Швеция, Дания)
  • местные органы управления не обладают значительной автономией и ориентированы на выполнение решений центра
  • Децентрализованные (Франция, Италия, Испания).
  • Регионы пользуются широкой автономией
  • Располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами
  • Однако в области налогообложения их компетенция сильно ограничена, что ставит их в финансовую зависимость от центра.

Федерация  (от лат. foedus – союз, договор) это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают как крупные территориальные образования (земли, республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.

Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строятся на основе распределения функций между субъектами федерации и центром:

  • Федеральный уровень: федеральные органы власти и управления; федеральные нормативные акты
  • Уровень субъектов федерации: органы власти и управления субъектов федерации нормативные акты субъектов федерации

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей.

Конфедерации:  США (1776-1787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (1815-1867).

Характерные черты конфедерации:

  • Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет
  • Отдельные государства передают в компетенции конфедерации решение ограниченного числа вопросов (обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы)
  • Конфедерация непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.    

  1. 4.3. Политическая система, ее структура и функции

4.3.1. Понятие политической ситстемы

Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

4.3.2. Структура и  компоненты (подсистемы) политической системы

  • Институциональная подсистема включает:
  • Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы;
  • Политические партии – это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении);
  • Общественно-политические движения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов;
  • Иные политические институты.
  • Нормативная подсистема включает:
  • Политические принципы
  • Политические традиции
  • Нормы морали, воплощенные в конституциях, законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике
  • Функциональная подсистема
  • Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти
  • Коммуникативная подсистема
  • Совокупность связей и взаимодействий:
  • Между подсистемами политической системы;
  • Между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. П.;
  • Между политическими системами различных стран
  • Культурно-идеологическая подсистема включает:
  • Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
  • Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры;
  • Политическая культуру – система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений (Виды политической культуры: патриархальная – непонимание и не участие, подданническая – понимание, но не участие, активистская – понимания и участие)
  1. 4.3.3. Функции политической системы
  • Определение целей, задач, путей развития общества
  • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ
  • Распределение материальных и духовных ценностей
  • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участью и деятельности
  • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей
  • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя
  • Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе
  • Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы
  1. 4.4. Типология политических режимов

4.4.1. Понятие политического режима

Политический режим – система методов осуществления государственной власти.

Политический режим формируется в результате взаимодействия государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

4.4.2. Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, целый, полный) политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Сущность тоталитарного режима сформулировал лидер итальянских фашистов Б.Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Признаки тоталитарного режима:

  • Опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения
  • Однопартийная система
  • Господство единственной массовой партии, лидер которой является лидером государства
  • Единственно разрешенная, обязательная идеология
  • Монополия партии и государства на средства массовой информации
  • Разветвленная система политической полиции
  • Систематический террор
  • Всеобщий контроль за жизнью людей
  • Централизованный характер управления экономикой
  • Действует принцип: запрещено все, что не разрешено законом

Виды тоталитарных режимов:

  • фашистские:
  • Режим Муссолини в Италии
  • Режим Гитлера в Германии
  • леворадикальные
  • Режим Сталина в СССР
  • Режим Мао Цзэдуна в Китае
  • Режим Ким Ир Сена в Серной Карее (КНДР)

4.4.3. Авторитарный режим (от лат. auctoritas – власть, влияние) —  политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или член семьи) провозглашает сам себя имеющим право на власть

Сущность: жестокое подчинение личности государству, ограничивая свободу ее поступков и мыслей.

Признаки:

  • Концентрация реальной власти в руках  политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена и определяется решением входящих в нее лиц
  • Осуществление политической власти главным образом методом принуждения применения или угрозы применения силы
  • Разрешение определенного идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается
  • Ограничение и регламентация политических и личных прав личности
  • Ограничение свободы СМИ
  • СМИ не отражают интересов всех слоев общества
  • Сохранение относительно независимых от государства сфер общественной жизни (экономика, производство, повседневная жизнь,  общественные организации)
  • Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

Виды авторитарных режимов:

  • Латиноамериканские хунты (исп. junta – собрание, комитет), например, хунта Пиночета в  Чили
  • Авторитарные режимы в странах арабского Востока, например, режим Саддама Хусейна в Ираке, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране
  • СССР послесталинского периода
  • Страны народной демократии периода 50-80х годов (режимы Хонекера, Чаушеску, Кастро)

 4.4.4. Демократический политический режим. (Смотри следующий раздел)

  1. 4.5. Демократия. Демократическая политическая структура

4.5.1. Понятие демократии

Демократия (от греч. Demos – народ и kratos – власть) – политический режим, основанный на признании народа источником власти.

Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

4.5.2. Принципы демократии

  • Признание народа источником власти и носителем суверенитета
  • Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возм ожность участия в политической жизни
  • Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства
  • Свободные выборы.
  • Принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю
  • Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства)
  • Наличие независимых средств  массовой информации
  • Идеологическое многообразие и плюрализм мнений.
  • Многопартийность
  • Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции
  • Правовое государство
  • Система разделения властей
  • Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества
  • Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании
  • Развитая система органов местного самоуправления

4.5.3. Достоинства  и недостатки демократии

  • Достоинства демократии:
  • Избавление от деспотии
  • Свобода граждан
  • Развитие личности
  • Благополучная жизнь
  • Мирная жизнь
  • Недостатки демократии:
  • Юридическое равенство возможностей граждан и партий не означает их реального равенства
  • Сильная зависимость политики от поддерживающих ее финансово-промышленных групп
  • Слабы механизмы контроля за выдвижением кандидатов
  • Распространены коррупция и лоббизм

4.5.3. Виды демократии

  • Прямая демократия:
  • Это исторически первый вид демократии
  • Возникла в Древней Греции
  • Одно из условий прямой демократии – относительно не большое число граждан, способные одновременно собраться на некотором пространстве: площади, рынке, театре
  • Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений
  • В настоящее время используется на уровне местного самоуправления
  • Плебисцитная или плебисцитарная демократия:
  • Осуществляется посредством проведения референдумов, плебисцитов
  • Граждане голосуют по предлагаемому  решению
  • В подготовке решения граждане не участвуют
  • Контролировать выполнение решения граждане не могут
  • Представительная демократия:
  • Осуществляется в опосредованном участии граждан в принятии решений
  • Граждане выбирают:
  • своих представителей (депутатов)
  • главу государства
  • главу своего региона
  • Условия существования представительной демократии:
  • Большая территории государства и невозможность собрать граждан в одном месте для принятия решения
  •  сложность политических решений требует высокого профессионализма и компетентности
  1. 4.6. Гражданское общество и государство

4.6.1. Понятие гражданского общества

Гражданское общество  – это совокупность неполитических отношений, сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

4.6.2. Этапы формирования гражданского общества

  • В античности, сформировался полис и  res publica
  • В XVII век – cформировано понятие «прав человека», идея личности с неотъемлемыми правами
  • XIX век – Гегель разработка концепции. связи гражданского общества с государством

4.6.3. Условия и предпосылки формирования гражданского общества

  • Экономические:
  • Частная собственность
  • Многоукладная экономика
  • Свободный рынок и конкуренция
  • Социальные:
  • Большой удельный вес в обществе среднего класса
  • Политико-правовые:
  • Юридическое равенство граждан
  • Обеспечение прав и их защита
  • Децентрализация власти
  • Политический плюрализм
  • Культурные:
  • Обеспечение прав человека на информацию
  • Высокий образовательный уровень населения
  • Свобода слова и совести

4.6.4. Основные элементы гражданского общества

  • Отдельно взятая личность (с высокой политической культурой)
  • Семья
  • Социальные группы
  • Производственные и трудовые коллективы
  • Общественные организации
  • СМИ
  • Союзы предпринимателей
  • Ассоциации потребителей
  • Благотворительные фонды
  • Кооперативы
  • Арендные коллективы
  • Акционерные общества
  • Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы
  • Ассоциации избирателей
  • Политические клубы
  • Научные и культурные организации, спортивные общества
  • Национальные, религиозные, культурные символы, традиции, мифы

4.6.5. Функции гражданского общества

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы
  • Защищает граждан их интересы и потребности от незаконного вмешательства государства
  • Защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  • В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах через местное самоуправление

4.6.6. Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) называют муниципальными образованиями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община).

  1. Функции  органов местного самоуправления
  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
  • Придает гражданскому обществу, организованное самоуправляющееся начало
  • Способствует более полной самореализации граждан
  • Оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
  1. 4.7. Политическая элита

4.7.1.  Понятие политических элит

Политическая элита (от франц. Elite – лучший, отборный) – это группа, отделяющая себя от из остального общества по критерию привилигированности.  Различают политические, экономические, научные, военные, культурные элиты.  Причины возникновения элит – неравенство людей.

4.7.2. Характеристики политической элиты

  • В демократическом обществе:
  • Вход в элитную группу относительно свободен
  • Отбор происходит по личным качествам
  • Назначение на высшие должности происходит в зависимости от уровня профессионализма
  • Граница между элитой и массами размыта
  • Элитные группы не консолидированы, конкурируют за степень влияния на массы
  • Задачи элиты обусловлены общественными интересами
  • В недемократическом обществе:
  • Элитные группы закрыты, вход невозможен
  • Элиты консолидированы
  • Элиты преследуют свои групповые интересы
  • Назначение на основные государственные должности происходит путем назначения сверху, как результат интриг и борьбы влияний
  • Задачи элиты – сохранить своё привилегированное положение

4.7.3. Механизмы общественного и государственного контроля за элитами

  • Режим гласности и информационной открытости власти
  • Разделение властей, конкуренция центральной и местной власти
  • Развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти
  • Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп давления и т. П.), борющихся за власть
  • Профессионализация управления
  • Организация условий для конкурирования элит между собой
  • Свободные СМИ
  • Ответственность чиновников
  • Избираемость представителей власти

  1. 4.8. Политические партии и движения

4.8.1. Понятие политической партии

Политическая партия (от лат. pars – часть) – активная часть народа, объединенная в политическую организацию с целью совместных действий по отстаиванию интересов определенной социальной группы.

Сущность политической партии – стремление к получению и отправлению власти

История возникновения партий. Этап предпартий.

  • Партии известны уже в античности (антимакедонская партия в Афинах)
  • В средневековье были  –  гвельфы и гибеллины (религиозные партии средневековья)
  • Политические клубы XVII – XVII веков: тори и виги, якобинцы и  жирондисты

Партии современного типа появились лишь в середине XIX века

4.8.2. Признаки современных партий

  • Длительность существования
  • Наличие членов партии, программы партии, устава
  • Наличие развитых организационных структур на местном и национальном уровне
  • Участие в борьбе за получение и осуществление власти  в качестве основной цели партии
  • Обеспечение народной поддержки
  • Наличие определенной идейной позиции

4.8.3. Классификация политических партий

  • по составу членов партии
  • Кадровые
  • Возникли в середине XIX века из политических клубов тори и виги
  • Состоят из элит
  • Численность не велика
  • Отсутствует система обязательного членства, регистрация и уплаты взносов
  • Активизируются в предвыборный период, между выборов деятельность затухает
  • Предвыборная задача: – подбор престижного, кандидата, поиск средств и финансирование выборов
  • Массовые
  • Возникли во второй трети XIX века как социал-демократические партии
  • Это мобилизационные партии
  • Открыты для новых членов
  • Стремятся  расширить свои ряды
  • Живет за счет первичных взносов
  • Благополучие партий пропорционально её численности
  • Строит работу по территориальному принципу
  • Уделяют внимание развитию внутреннего строения партии
  • Ориентируются на определенные социальные группы
  • Предвыборная задача – мобилизовать как можно больше членов партии, провести агитацию.
  •  по отношению к будущим преобразованиям в обществе
  • Реакционные
  • Консервативные
  • Реформистские
  • Революционные
  • по внутренней структуре
  • Децентрализованные
  • Централизованные
  • по политическим взглядам
  • Консервативные
  • Христианские
  • Либеральные
  • Социал-демократические
  • Социалистические
  • Коммунистические
  • фашистские
  • по отношению к власти в данный момент
  • Правящие
  • Оппозиционные

4.8.4. Функции политических партий

  • выражают социальные интересы групп
  • выступая в качестве референтных групп
  • трансформируют требования и предпочтения социальных групп в политические решения
  • артикулируют коллективные цели
  • занимаются рекрутированием политической элиты

4.8.5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Виды партийных систем:

  • Однопартийная система:
  • В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов например, КПСС до 1990 года
  • Двухпартийная система:
  • В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти: США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии
  • Многопартийная система, подвиды:
  •  Многопартийной системы с монопольно правящей партией Японии, Испании
  • Многопартийная система без доминирующий партии Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии

4.8.6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Виды общественно-политических движений

  • За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека
  • Антивоенные, антиядерные
  • За новый экономический порядок (антиглобализм)
  • Экологические
  • Против расовой и национальной дискриминации
  • Женские, молодежные, студенческие
  • Неприсоединения
  • За землю и социальные права крестьян

Отличительные признаки политических движений

  • Не стремятся к достижению власти
  • Воздействуют на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.)
  • Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством
  • Необязательность полного идеологического единения участников, в отличие от политической партии.
  • Более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;
  • Не имеют строгой иерархии, нет четкого распределения полномочий между центром и периферией
  • Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей

4.8.7. Политическая идеология (от греч. idea – понятие и logos – учение, слово) – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности.

Либерализм, консерватизм и радикализм являются основными идейно-политическими течениями современности.

Идеология и политика

  • Тесно связаны друг с другом
  • Способны сливаться в единый политико-идеологический комплекс
  • Идеология способна вытеснять политику и подчинять ее
  • Недостаток политических идей компенсируется идеологией
  • Идеология и политика способны на взаимные компромиссы

4.8.8. Либерализм – (от. лат. liberum – свобода) – идейно политическое течение, ставящее во главу угла самоценность индивида, его свободу.

Принципы либерализма:

  • Самоценность личности
  • Ответственность за свои действия
  • Наличие частной собственности как условие личной свободы
  • Свобода рынка
  • Свобода конкуренции и предпринимательства
  • Равенство возможностей
  • Разделение властей
  • Политика вдержек и противовесов
  • Гарантии основных прав и свобод граждан (свобода совести, слова, собраний, ассоциаций, партий)
  • Всеобщее избирательное право

Классический либерализм XVII-XIX век

  • Отцы основатели: И.Кант, Ш.Монтескье, А.Смит, Т.Джефферсон, А. Де Токвиль и Дж. Милль, Г.Спенсер др.
  • Сферы общественной жизни, в которых реализовались принципы либерализма: философия, политэкономия, политика, социология
  • Заслуги: утверждение либеральных ценностей в демократическом обществе

Новый либерализм – вторая половина XX века

  • Cущность: традиционные ценности либерализма должны быть пересмотрены в стороны делегирования полномочий государству
  • Теоретики нового курса: Дж.Кейнс., Ф.Рузвельт

4.8.9. Консерватизм (от лат. Conserv – сохраняю) – идейно политическое течение, ориентированное на сохранение традиционных ценностей.

Теоретики: Платон, Макиавелли, Жозеф Де Местр, К.Н.Леонтьев

Принципы консерватизма

  • Консерватизм исходит из религиозного постулата о  греховности человека
  • Зло и страдания неотделимы от человека
  • Человек не может переустроить общество
  • Залог выживаемости человека – следование традициям и мудрости прошедших поколений
  • Задача правителя – свести к минимуму последствия зла
  • Консерватизм отвергает идеи индивидуальной свободы, прав человека, общественного договора
  • Политические принципы следует приспосабливать к обычаям
  • В основу политической жизни кладется образец семейного поведения (преданность отцу, послушания, трудолюбие)

Новая консервативная волна

  • Новая волна консерватизма приходится на 1980е годы, на правление Р.Рейгана в США, М.Тетчер  Англии

4.8.10.  Радикализм (от лат. radicalis – коренной) – идейно-политическое течение, направленное на решительное изменение существующих социальных и политических институтов.

Принципы радикализма:

  • Стремление к быстрому темпу перемен
  • Оправдание силовых методов достижения поставленных целей
  • Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма.
  • Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды
  • Представлен:
  • Леворадикальными течениями:
  • анархизм, марксизм, маоизм, троцкизм
  • они  предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.
  • Праворадикальными течениями:
  • Фашизм, неофашизм, расизм
  • Основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными

  1. 4. 9.  Средства массовой информации

4.9.1. Понятие СМИ

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.) занятые сбором, обработкой и публичной передачей информации для широких слоев населения.

К СМИ относится:

  • ТВ
  • Печать
  • Радио
  • Интернет

Последствие для политики появления широких СМИ

С появлением средств массовой информации (СМИ) в политике произошла настоящая революция:

  • Прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участие в этом процессе партий, которые начинают терять свое значение в политической системе.
  • Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от  местонахождения.
  • Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Различные взгляды на роль СМИ

  • Государство должно иметь полный контроль над средствами массовой информации.
  • СМИ должны быть независимы  от государства.
  • СМИ должны быть свободны от контроля государства, однако, необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления

4.8.2. Функции СМИ

  • Информационная
  • Формирование общественного мнения
  • Образование и социализация граждан
  • Осуществление общественного   контроля   за   действиями
    власти
  • Выражение общественных интересов
  • Объединение  граждан

4.8.3. Возможности манипулирования общественным мнением  со стороны СМИ

СМИ обладают механизмами манипулирования общественным мнением:

  • СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению
  • СМИ определяют, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии
  • СМИ содействуют созданию и распространению социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире
  • СМИ наклеивают ярлыки: «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник»
  • СМИ замалчивают неприятные для власти темы или подаются в искаженном виде

4.8.4. Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется  Федеральным законом «О средствах массовой информации».

  • Закон устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются:
  • Отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации
  • Учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими
  • Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ
  • Цензура в Российской Федерации запрещается
  • Закон запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. использование средств массовой информации в целях:
  • Совершения уголовно наказуемых деяний
  • Для разглашения сведений, составляющих государственную тайну
  • Для осуществления экстремистской деятельности
  • Для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости
  • Закон регулирует порядок создания СМИ:
  • Установлен порядок регистрации СМИ в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям
  1. 4.10. Избирательная кампания в РФ

4.10.1.  Основные понятия

Избирательная система – политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования.

Избирательный процесс – регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов.

Избирательная кампания  – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчетов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Значение выборов:

  • Являются важным средством систематического обновления властных структур;
  • Выявляют реальные интересы и потребности народа;
  • Способствуют приобщению граждан к политике;
  • Предают власти легитимный характер.

Выборы различаются

  • По объекту
  • Президентские
  • Парламентские
  • Местного самоуправления
  • По масштабу
  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные
  • По срокам
  • Очередные
  • Досрочные
  • Повторные

4.10.2. Принципы демократического избирательного права

  • Принцип равенства – все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права.
  • Принцип всеобщности – каждый дееспособный гражданин имеет право избираться и быть
  • Принцип тайного голосования – голосование проходит тайно
  • Принцип непосредственности – выборы прямые, избиратель голосует непосредственно за депутата, президента
  • Принцип состязательности – выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора
  • Принцип гласности допускает присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
  • Принцип свободы выборов –любой гражданин участвует в выборах добровольно
  • Принцип ограничения срока выборов – выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством

4.10.3. Стадии избирательного процесса

Назначение даты выборов:

  • Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации
  • Выборы Государственной Думы — Президентом РФ
  • Выборы в субъектах Российской Федерации назначает глава администрации субъекта.

Образование избирательных округов и избирательных участков

  • Избирательные округа – территория, от которой избирается депутат. Избирательные округа могут быть:
  • Многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов; МСУ)
  • Одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат; выборы в ГД и ЗакС)
  • Выборы Президента РФ и выборы депутатов Государственной Думы в их пропорциональной части осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны.
  • Избирательный участок – это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов
  • Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ
  • Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей
  • В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки
  • Каждому избирательному участку присваивается определенный номер.

Формирование избирательных комиссий

  • Избирательные комиссии осуществляет подготовку и проведение выборов. Виды избирательных комиссии:
  • Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризберком)
  • Избирательные комиссии субъектов РФ
  • Избирательные комиссии муниципальных образований
  • Окружные избирательные комиссии
  • Территориальные (районные, городские и др.) Комиссии
  • Участковые комиссии.
  • Они формируются органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке.
  • Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.

Составление списков избирателей

  • Все избиратели заносятся в списки по участкам
  • Каждый гражданин может быть включен только в один список избирателей
  • Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов имеют:

  • Партии
  • Избирательные объединения граждан
  • Самовыдвижение

Предвыборная агитация

  • Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов
  • При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия
  • Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

Голосование и установление результатов голосования

  • Голосование происходит на избирательном участке в день голосования
  • Бюллетени опускаются в урну для голосования
  • После завершения времени, отведенного на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчет голосов.
  • Итоги голосования официально публикуются

Финансирование выборов и предоставление отчетов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются:

  • За счет средств государственного бюджета
  • За счет избирательного фонда кандидата

5. Типы избирательных систем. Способы подсчета голосов

Мажоритарная система (от лат. majorite – большинство) – выбранным считается депутат, получивший большинство голосов.

Виды большинства:

  • Абсолютное большинство избирателей: 50% + 1 голос.
  • Относительное большинство – выбранным считается депутат, набравший голосов более чем его соперники.

Выборы президента РФ происходят по мажоритарной системе.

Достоинства и недостатки:

  • Достоинства:
  • Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
  • Недостатки:
  • При мажоритарной системе голоса, поданные сверх необходимого числа для победы, оказываются, как бы ненужными, в распределении мест в парламенте они не учитываются.
  • Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах;

Пропорциональная система предполагает, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за нее на выборах.

В РФ выборы депутатов Государственной Думы происходят по пропорциональной системе.

Достоинства и недостатки:

  • Достоинства:
  • Позволяет мелким партиям пройти в парламент
  • Отражает в парламенте волю меньшинства
  • Недостатки:
  • Избранные депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
  • Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны;
  • Множество мелких партий в парламенте препятствует принятию консолидированных решений

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Предполагает введение нижнего предела (процентного барьера), который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. В РФ он равен 5%)

Выборы в Государственную Думу и законодательное собрание Санкт-Петербурга пройдут в 2016 г. по мешанной системе

  1. 4.11. Политический процесс

4.11.1. Понятие политического процесса

Политический процесс – это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.

Политический процесс есть движение политической системы во времени и пространстве.

4.11.2. Черты политического процесса

Развертывается в данной стране в рамках политической системы общества

  • Действует в региональных и глобальных масштабах
  • Осуществляется на государственном  уровне, и в административно-территориальных районах
  • Действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях
  • Раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому.

4.11.3. Стадии политического процесса

  • Демонстрация населением или частью населения своих политических интересов и требований
  • Воспринятие политических требований населений властными политическими институтами
  • Выработка и принятие политических решений политическими институтами
  • Реализация политических решений

4.11.4. Пути политического процесса

Масштабный политически процесс предполагает множество путей и направлений:

  • Революция
  • Эволюция
  • Регулируемое развитие
  • Спонтанные изменения
  • Восходящие тенденции развития (прогресс)
  • Нисходящие тенденции развития (регресс)

  1. 4.12. Политическое участие

4.12.1. Понятие политического участия

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.

Политическое участие  характеризует вовлеченность членов общества в политический процесс.

 4.12.2. Виды политического участия:

  • Непосредственное (прямое) воздействие гражданина на власть без посредников:
  • Обращения и письма к власти
  • Встречи с политическими деятелями
  • Участие в митингах, пикетированиях
  • Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Реакция на импульсы, исходящие от политической системы
  • Опосредованное (представительное) осуществляется через избранных представителей

4.12.3. Способы политического участия:

  • Случайное (разовое) участие
  • Участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни, но она не является его основным родом деятельности
  • Профессиональное участие – политика является профессией

4.12.4. Формы политического участия

  • Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей
  • Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения
  • Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти
  • Политическая активность в качестве члена партии, движения
  • Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу

4.12.5. Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) – форма аполитичности, уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Абсентеизм противоположен политическому участию.

Причины абсентеизма:

  • Недоверия к политическим лидерам и политическим институтам
  • Мнение, что индивид неспособен повлиять на власть
  • Удовлетворенность своим стабильным и благополучным положением, отсутствие интереса к политике
  1. 4.13. Политическое лидерство

4.13.1. Понятие политического лидера

Политический лидер - (от англ. Leader - ведущий, руководитель)  самый авторитетный член партийной группы, которому поручено реализация политической программы

4.13.2. Типология лидерства (по М.Веберу)

  • Традиционный лидер, опирается на сложившиеся привычки в обществе
  • Бюрократический или рациональный, следует законам, конституции
  • Харизматический культивирует веру людей в свои сверхъестественные качества

4.13.3. Функции  политического лидера

  • Выработка политического курса
  • Определение способов и методов решения задач
  • Инициирование изменений в обществе
  • Объединение и согласование различных политических сил
  • Обеспечение тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями
  • Защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности

4.13.4. Типология лидеров по стилю работы

  • Авторитарный лидер, ему присуще:
  • Стиль общения деловой
  • Самостоятельно принимает решения
  • Не терпит чужого мнения
  • Недвусмысленен в общении
  • Ценит в подчиненных готовность безоговорочно выполнять все приказания
  • Демократический лидер, ему присуще:
  • Поощрение инициативы и самостоятельности у подчиненных
  • Вовлечение в процесс принятия решения людей компетентных, способных отстаивать собственное мнение, не совпадающее с его собственным

4.13.5. Типологии лидеров по методам достижения поставленных целей:

Первая

  • Лидеры-реформаторы – стремятся предвидеть последствия, принимаемых ими решений, рассчитывают на их перспективу
  • Лидеры-революционеры – поддерживают решительные меры, дающие быстрый эффект, учитывая при этом возможности общества
  • Лидеры-авантюристы – могут предлагать полезные идеи, но ориентированы на внешний эффект, как правило, не имеют программы действий
  • Лидеры-популисты – добиваются успеха, предлагая "простые, ясные" решения сложных проблем. Программ действий не имеют

Вторая

  • Лидер-знаменосец:
  • Имеет собственный взгляд на реальность
  • знает средства  достижения поставленных целей
  • Определяет характер происходящего
  • Примеры: В. И. Ленин, Махатма Ганди, Мартин Л. Кинг
  • Лидер-служитель:
  • Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев
  • Действует от их имени
  • Руководствуется тем, чего ожидают от него
  • Примеры: Генеральные секретари ЦК КПСС Л. И. Брежнев, К. У. Черненко
  • Лидер-торговец:
  • Обладает способностью убеждать
  • Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить
  • Примеры:  Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган
  • Лидер-пожарный:
  • Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени
  • Способен эффективно действовать в экстремальных условиях
  • Быстро принимает решения
  • Адекватно реагирует на ситуацию
  • Примеры: большинство лидеров в современных обществах
  1. 4.14. Органы государственной власти

4.14.1. Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.

4.14.2. Государственные органы – составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Виды государственных органов:

  • Глава государства;
  • Органы законодательной власти;
  • Органы исполнительной власти;
  • Органы судебной власти;
  • Органы государственного принуждения:
  • Органы внутренних дел
  • Органы государственной безопасности
  • Прокуратура
  • Исправительные учреждения
  • Вооруженные силы.

Свойства государственных органов:

  • Имеют юридическую основу деятельности
  • Действуют от имени государства
  • Могут применять принуждение
  • Структурно обособлены

4.14.3. Государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями.

Виды государственных учреждений:

  • Образовательные и научно-исследовательские учреждения
  • Библиотеки
  • Почты
  • Телеграфы
  • Вокзалы

4.14.4. Президент — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Основные функции Президента РФ

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
  • Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
  • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  • Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

Полномочия Президента РФ:

  • Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
  • Назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
  • Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию РФ с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке
  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам
  • Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального Прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности
  • Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение
  • Ведет переговоры и подписывает международные договоры.
  • Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях

4.14.5. Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию РФ, которое состоит из двух палат:

  • Совета Федерации
  • Государственной думы

Разберем их отдельно.

Совет Федерации (Верхняя палата)

Состав Совета Федерации

  • Общее число членов Совета Федерации составляет 170
  • В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один – от исполнительного органа власти

 Предмет ведения Совета Федерации

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения
  • Решение вопроса о возможности использовать вооруженные силы РФ за пределами территории России
  • Назначение выборов Президента РФ
  • Отрешение Президента РФ от должности
  • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного Суда РФ
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов
  • Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии
  • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность
  • Обращение в Конституционный Суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

Государственная Дума (Нижняя палата)

Состав Государственной Думы:

  • Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет.

Предмет ведения Государственной Думы:

  • Принятие законов
  • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • Объявление амнистии
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
  • Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе
  • Обращение в Конституционный Суд РФ

4.14.6. Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Процедура формирования Правительства:

  • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия.
  • Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели.
  • Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава.
  • В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
  • После получения согласия Государственной Думы, Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Полномочия Правительства РФ

  • Реализация внутренней и внешней политики государства
  • Регулирования вопросов экономики и социальной сферы
  • Обеспечение единства системы органов исполнительной власти
  • Организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ
  • Систематический контроля за их соблюдением законов
  • Принятие мер по устранению нарушения российского законодательства

Министерства и ведомства, находящиеся в подчинении Президента РФ, а не Председателя Правительства:

  • Министерства обороны
  • Министерство внутренних дел
  • Министерство иностранных дел
  • Федеральная служба безопасности
  • Некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
  1. 4.15. Федерация, ее субъекты

4.15.1. Понятие федерации

Федеративное государство или федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью.

При федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации. Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов.

4.15.2. Принципы федерализма в Российской Федерации

  • Государственная целостность. Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права
  • Равенство и самоопределение народов. Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов.
  • Единство системы государственной власти. Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ
  • Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности
  • Равенство субъектов Российской Федерации. Конституция защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов федерации

4.15.3. Видов субъектов Российской Федерации:

Республик 22

Автономная область 1

Автономный округ 4

Краёв 9

Областей 46

Городов федерального значения 3

Изначально было 89 субъектов. Идет процесс их объединения.  Сегодня всего сего сегодня 83 субъекта.

Республики могут иметь:

  • свою Конституцию
  • свой государственный язык (второй)
  • свое гражданство (второе, но не двойное)

4.15.4. Федеральные округа. Введены в 2000 для удобства управления страной. Президент отправляет своих представителей. Изначально было 7, сейчас 9: Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский (2010), Крымский (2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия».

Урок изучения нового материала, в котором нужно достичь следующих целей познакомить учащихся с краткой историей генетики, предметом этой науки – наследственностью и изменчивостью; начать формиров...

Дистанционная форма обучения.Основные термины и понятия по теме Энергетическое обеспечение клетки

Данные термины являются основными при изучении темы : "Обмен веществ и энергии в клетке"....

Краткий словарь основных терминов, употребляемых в обувном деле и их назначение (технологический справочник)

Настоящий краткий словарь терминов представляет интерес для учащихся и учителей, изучающих обувное дело на занятиях по профессионально трудовому обучению.Учащийся найдет в этом словаре краткое техниче...

Основные термины гимнастических упражнений

Презентация с тестом для проверки знаний...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В данном материале представлено описание основных спутниковых навигационных технологий и возможность их применения в системе автомобильного транспорта. Изложено краткое описание спутниковой навигацион...

Словарь основных терминов ФГОС

Словарь основных терминов ФГОССоставлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2...

Основные термины речеведения

В материале истолковываются основные речеведческие понятия...