Права и свободы человека и гражданина
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках Парламентского урока по теме: «Гражданин. Общество. Государство»
для 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках Парламентского урока по теме: «Гражданин. Общество. Государство»
для 8 класса
Права и свободы человека и гражданина
Цель: подвести учащихся к пониманию значения понятия гражданин, к знанию своих прав и свобод, а также к умению работать с Конституцией РФ.
Задачи:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
- формировать чувства гордости и уважения к своей Родине;
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход занятия:
- Организационный момент: Здравствуйте ребята!
- Постановка проблемы:
- Ребята, ответьте мне на вопрос: «Как вы понимаете понятие государство»? (ответы учеников)
- Как вы думаете, что является высшей ценностью для государства? (Ответы учеников. Правильный ответ: человек, его права и свободы)
- А где это прописано? (Правильный ответ: Конституция РФ)
Итак, сегодня на уроке мы будем проходить тему: «Права и свободы человека и гражданина» (слайд 1).
- Открытие новых знаний:
В Конституции Российской Федерации 9 глав. Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конституции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. У меня к вам такой вопрос, как вы понимаете понятие «гражданин»? (Ответ учеников).
Вывод учителя: Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями (Слайд 2).
Как вы думаете, что такое права и свободы человека и гражданина? (Ответы учеников).
Дополнение учителя:
Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т. п.).
Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству (слайд 3).
Следует также различать понятия «права» и «свободы».
Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.
Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон (слайд 4).
- А теперь давайте внимательно изучим статьи с 17 по 64 Конституции РФ (на экране выводится текст Конституции РФ).
В статье 17 прописано, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
- Ребята, теперь изучите остальные статьи главы второй и ответьте на вопрос, какими основными правами и свободами обладает человек? (Ответы учеников).
- Ребята, а все ли права и свободы мы можем реализовать с рождения?
(Ответы учеников).
Учитель: Среди прав выделяют естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь); и возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий – а так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия) (слайд 5).
В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г. (слайд 6).
Работа в группах. Ученики делятся на 4 группы.
Первая группа – выделяет личные права; вторая группа – политические; третья – социально-экономические; четвертая – культурные. (Проверка выполненного задания).
Просмотрев главу вторую, вы должны были понять, что кроме прав и свобод человек и гражданин выполняет ряд обязанностей.
- Каких? (Ответы учеников).
Дополнение учителя:
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
заботиться о детях (ст. 38);
заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
получить основное общее образование (ст. 43);
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44) (слайд 7).
- Итог занятия:
Ребята, что вы поняли из сегодняшнего занятия? (Ответы учеников).
Ребята теперь вы знаете, кто такой гражданин, какими правами и свободами вы обладаете. Кроме того, чтобы реализовать свои права и свободы вы должны выполнять основные обязанности.
Сегодняшнее занятие закончу высказыванием: «Там где право, там и защита». Помните, зная свои права и обязанности, вы можете защититься от различных неприятных ситуаций, чувствовать себя защищенным, уверенным и свободным.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс
Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...
Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?
В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....
Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.
Познакомить учащихся с основными обязанностями человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...