Обществознание 10 класс
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Бозова Светлана Анатольевна

Данные презентации помогут в подготовке уроков по общестовзнию в 10 классе по учебнику Кравченко А.И.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Кто же такой человек?

Слайд 4

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Слайд 5

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Слайд 6

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Слайд 7

Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад

Слайд 8

Этапы антропогенеза:

Слайд 9

Факторы антропогенеза

Слайд 10

Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество. В процессе социогенеза каждый получил право на долю пищи независимо от его участия или неучастия в ее добычи. Возникли запреты на связи внутри материнского рода - первой социальной организации древности. Появляется парный брак и семья

Слайд 11

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Слайд 12

Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

Слайд 13

Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции

Слайд 14

Домашнее задание Сообщение на тему: «Концепции происхождения человека»

Слайд 15

Человек – биопсихосоциальное существо «Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Слайд 16

Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание

Слайд 17

эссе «Природа человека состоит в том, чтобы всё время идти вперёд» (Б. Паскаль. Французский учёный)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

повторение Продолжите фразы: «Человек отличается от животных тем, что…» «человек , как и животные…»

Слайд 2

Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы , сопровождающийся изменением генетического состава популяций , формированием адаптаций , видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Слайд 3

Чарлз Ро́берт Да́рвин ( англ. Charles Robert Darwin ; 12 февраля 1809 — 19 апреля 1882 ) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге « Происхождение видов », основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Слайд 4

О каком понятии идёт речь? совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение человека.

Слайд 5

Культурные составляющие эволюции.

Слайд 6

Потребность в культуре прямохождение речь навыки культура

Слайд 7

Антропологи трактуют понятие культуры как… Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение человека.

Слайд 8

Био социальный индивид Социализация ? Свобода ?

Слайд 9

Свобода - Ответственность

Слайд 10

Домашнее задание Параграф 2, вопросы. Зигмунд Фрейд как-то сказал: "Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит". Виктор Франкл: "Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каком смысле употребляют данные слова Цивильный Цивилизованный Цивилизованное общество Цивилизация

Слайд 2

Обществознание. 10 класс Тема: «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация»

Слайд 3

Цивилизация - (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) Термин ввел в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон

Слайд 4

Адам Фергюсон (1723-1816) Подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся 1) существованием общественных классов 2) городов, 3) письменности и т.д. Предложенная им стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века Линейно-стадиальная периодизация шотландский философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете

Слайд 5

дикость варварство цивилизация Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф, социолог, историк. «Древнее общество», 1877. Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884. Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 6

Теория Л. Моргана господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. возникает государство, классовое общество, города, торговля, деньги, религия, письменность дикость варварство цивилизация эволюционизм Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 7

Взгляды Ф. Энгельса появление товарного производства, разделение труда и отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление классов и государств. цивилизация исторический материализм Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 8

Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 9

цивилизация - Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого - Связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные, глобальные цивилизации ( например восточную и западную)

Слайд 10

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик. «Россия и Европа» (1871-1885) панславизм Основные культурно-исторические типы, уже реализовавшие себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Слайд 11

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю немецкий философ и культуролог. «Закат Европы» (1918-1922) История не линейна, а циклична: возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Слайд 12

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны: атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» ("Закат Европы"). Взгляды О. Шпенглера Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю культурология

Слайд 13

ц и в и л и з а ц и я Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовались такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Отношения между цивилизациями хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса британский историк. Автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций. «Постижение истории» (1934-1961) появление упадок становление история человечества подразделяется на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Слайд 14

независимые (13 цивилизаций): западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская, православная, среднеамериканская, шумеро-аккадская, индийская китайская. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Взгляды А. Тойнби 28 развившихся цивилизаций. сателлитные (15 цивилизаций): хеттская, иранская, русская, японская, Корейская, миссисипийская, юго-западная (в Северной Америке), северо-андская, южно-андская, эламская, урартская, вьетнамская, италийская, юго-восточно-азиатская, тибетская.

Слайд 15

Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации : эскимосы, кочевники, спартанцы, османы (иногда к ним причисляются полинезийцы и тогда их число доходит до пяти) и четыре недоразвитых (abortive) цивилизации: дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская первая сирийская. Взгляды А. Тойнби Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания

Слайд 16

С ростом популярности в конце XIX — начале XX века циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Слайд 17

Концепция мировых цивилизаций (Ю.В. Яковец) Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.) Средневековая (VI—XIV вв.) 3-е поколение (VI—XIV вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.) 4-е поколение (XV—XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз) 5-е поколение (XXI — начало XXIII в. — прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 класс Типология обществ

Слайд 2

Повторение. Каковы возможные определения понятия общества ? Почему общество можно считать целостной системой и какие сферы входят в эту систему?

Слайд 3

Типология обществ по общему уровню развития культуры. ДОПИСЬМЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ Данная типология использует в качестве определяющего критерия только один показатель духовного развития общества – наличие письменности

Слайд 4

Типология обществ по числу уровней управления обществом и по степени его дифференциации ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ Нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных Несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Слайд 5

Типология обществ по социально-экономической формации Первобытное общество Капиталистическое общество Рабовладельческое общество Феодальное общество Коммунистическое общество

Слайд 6

Типология обществ по технико-технологическому фактору Общество первобытных охотников и собирателей Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Пост- индустриальное общество Какой критерий положен в основу этой типологии?

Слайд 7

Традиционное (аграрное) общество Господство сельского натурального хозяйства. Преобладание экстенсивной технологии. Развитие ремесла. Сочетание общинной, корпоративной и государственной форм собственности. Сословная структура общества, стабильность и неподвижность социальной структуры. Поведение человека регулируется обычаями, традициями. Крайне ограниченное число образованных людей. Господство армии и церкви в политической сфере общества. Преимущество государственной власти перед законом.

Слайд 8

Индустриальное общество Резкое повышение производительности труда, широкое производство товаров массового потребления. Переход от экстенсивного хозяйства к интенсивному. Развитие средств коммуникации и транспорта. Реализация принципов рыночной экономики. Определяющая роль урбанизации в социальной жизни. Высокий уровень социальной мобильности. Разрушение традиционных сословных структур. Возрастание роли государства. Духовные ценности: индивидуализм, рационализм, секуляризация сознания.

Слайд 9

Постиндустриальное общество Выдвижение на первый план сферы услуг. Индивидуализация производства и потребления. Ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. Компьютеризация. Стирание классовых различий в обществе. Рост удельного веса среднего класса. Выработка нового отношения общества и человека к окружающей природной среде. Признание человека с его индивидуальными особенностями как центра цивилизации.

Слайд 10

Повторение. Какие критерии положены в основу типологии обществ? Перечислите основные типы обществ? Приведите примеры . Используя критерии , дайте характеристику современному российскому обществу.

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 11 , выучить конспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...