Урок "Семья и семейные отношения"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок обществознания предназначен для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_semeynye_otnosheniya.docx | 21.6 КБ |
prilozhenie_1.docx | 11.75 КБ |
prilozhenie_2.docx | 10.13 КБ |
prilozhenie_3.docx | 12.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и семейные отношения.
Цели:
- дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
- объяснить, зачем люди создают семьи;
- охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
- раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
Задачи урока:
Предметные: давать характеристику семейных отношений
Метапредметные: - сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;
Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.
Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.
- Что за цветок у меня в руке?
Сейчас вы будете отрывать лепесточек и читать слово. Остальные запоминают все слова.
СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом
Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?
Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
- Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.
- А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 8 июля.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.
Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?
Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.
А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?
Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.
Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…
А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.
Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.
Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
В чем смысл этой притчи?
Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.
Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.
А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери.
Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?
А теперь давайте отгадаем загадки
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
А одним словом папу и маму мы как называем? Родители
А для чего нужны родители?
Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?
Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.
Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?
Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.
Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.
Что общего на этих картинках и чем они отличаются?
Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)
Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.
А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.
Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?
А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?
Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.
- ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН
А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.
Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.
Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.
Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.
Семьи, в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными
Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.
У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.
Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная.
Вова, мама Таня – неполная
Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.
Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.
Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча
- Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
- Государство никак не заботится о семье.
- Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
- Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
- Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
- Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.
Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).
- РЕФЛЕКСИЯ
И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3)
Предварительный просмотр:
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
Предварительный просмотр:
Бабушка Маша
Мама Нина
Папа Коля
Ваня
Вова
Мама Таня
Папа Дима
Мама Наташа
Катя
Папа Саша
Мама Ирина
Лена
Бабушка Соня
Предварительный просмотр:
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс
Тема урока: Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset Perfect -тренировка навыков перевода...
Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»
характеристика стилий семейного отношения.Определить пути,средства и приёмы формирование семейных отношений с детьми старшего школьного возраста....
Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"
Рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений....
Психология семейных отношений и воспитание детей.
Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....
Урок СБО в 9 классе "Семья. Семейные отношения".
Урок по теме "Семейные отношения" с презентацией....
Анкета "Изучение семейных отношений"
Анкета для пятиклассников....
открытый урок в 6 классе "Семейные отношения" с применением ИКТ
Цель: создать условия для подготовки проектной программы по теме "Семейные отношения" через поэтапную отработку материала с помощью всех видов речевой деятельности....