Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Программа расчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_10_klass.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ Лицей г. Истры
О.А. Оличева
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет или внеурочная деятельность ______________________________________________________________________
Учебный год _______________________________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________________________
Количество часов в год _______________________________________________________________________________
Количество часов в неделю _______________________________________________________________________________
Учитель ____________________________________
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Обществознанию для средней общеобразовательной школы (10 класс) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Программы по истории для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
- ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
6. Рабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской линии учебника «Обществознание , 10 класс». Боголюбов, Аверьянов, Белявский.
Она отражает образовательные и воспитательные задачи школы. Учебный план отводит на изучение Обществознания в 10 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Место предмета в учебном плане.
Программа курса «Обществознания» разработана для проведения учебных занятий (уроков, факультативных занятий) для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы – 68 часов (2 часа в неделю).
УУД, которые необходимо сформировать
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- мотивацию учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
- умение высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;
- стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников;
- ориентацию учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Познавательные: уметь
- осуществлять поиск необходимой информации;
- использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме, осуществлять смысловое чтение.
Регулятивные: уметь
- организовывать своѐ рабочее место и работу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать еѐ по критериям, выработанным в классе;
- договариваться, находить общее решение,
- организовывать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- обосновывать и доказывать своѐ мнение;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникативные: уметь
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию;
- строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- обосновывать высказанное суждение;
- осознанно читать вслух;
- работать по предложенному учителем плану;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | Авторская программа Боголюбов Л.Н «Обществознание 10 класс» |
Учебник, учебное пособие** | Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение |
Методическое пособие с поурочными разработками* | Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение |
Список используемой литературы* | Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2015 Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва.2015. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | http://nsportal.ru |
Технические средства обучения | Компьютер, проектор. |
План
психолого-педагогической характеристики класса 10 « »
- Количество обучающихся в классе -
- Общая оценка уровня успеваемости ( ).
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся ( ).
- Уровень сформированности универсальных учебных действий ( ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | |||
диктантов | тестов | лаборатор. работ | практических | |||
1 | Раздел 1. Общество и человек | 16 | 2 | |||
2 | Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. | 38 | 3 | 2 | ||
3 | Раздел 3. Право | 14 | 2 |
Календарно-тематический план
(альбомный формат)
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание** | ||
Дата | |||||
триместр: | |||||
1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. | Общество, государство, страна. Узкий и широкий смысл понятия «общества» | |||
2 | Общество и природа. Общество и культура. | Экономическая , политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. | |||
3 | Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. | Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. | |||
4 | Общество. (повторительно-обобщающий) | Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | |||
5 | Природа человека | ||||
6 | Науки о человеке. | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. | |||
7 | Человек как духовное существо. | Антропогенные нагрузки. | |||
8 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. | |||
9 | Деятельность – способ существования людей. | Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | |||
10 | Многообразие деятельности | Виды деятельности: творческая, трудовая, игра, учебная. Соотношение деятельности и общения. | |||
11 | Познание и знание. | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие путей познания. | |||
12 | Истина и ее критерии. | Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. | |||
13 | Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний. | Социальное и гуманитарное знание | |||
14 | Человек в системе социальных связей. | Социальное и гуманитарное знание | |||
15 | Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности | Социальное и гуманитарное знание | |||
16 | Общество и человек. (повторительно | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы, отвечать на вопросы. | |||
17 | Культура и духовная жизнь общества. | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. | |||
18 | Многообразие культур. | Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. | |||
19 | Наука и образование. | Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. | |||
20 | Наука и образование | Правовые основы школьного образования. | |||
21 | Мораль | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. | |||
22 | Религия. | Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. | |||
23 | Искусство и духовная жизнь. | Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. | |||
24 | Духовная культура. (повторительно-обобщающий) | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |||
25 | Роль экономики в жизни общества | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
26 | Структура экономики. Экономические системы | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
27 | Экономическая культура. | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
28 | Экономика. (повторительно-обобщающий) | Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. | |||
29 | Социальная структура общества. | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. | |||
30 | Социальная структура общества. | Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов | |||
31 | Социальные отношения и взаимодействия. | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт | |||
32 | Социальные аспекты труда, культура труда | Определение измерение богатства. Источники дохода класса богатых. Средний класс. Социальные аспекты труда. Культура труда. Неравенство, богатство и бедность. | |||
33 | Повторение «Социальные взаимодействия» | Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль. | |||
34 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль. | |||
35 | Девиантное поведение. | Девиантное поведение. | |||
36 | Можно ли победить преступность? | Отклоняющееся поведение. Преступность. | |||
37 | Нации и межнациональные отношения. | Отношения между национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государствами. | |||
38 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | |||
39 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | Этноцентризм и национальная нетерпимость. | |||
40 | Семья и быт. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. | |||
41 | Семья и быт. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. | |||
42 | Социальное развитие и молодёжь. | Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. | |||
43 | Социальная сфера. | Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. | |||
44 | Повторительно-обобщающий урок | Анализировать, делать выводы, решение тестов | |||
45 | Политика и власть. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
46 | Политические институты и отношения. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
47 | Государство как политический институт и его функции. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
48 | Политические режимы | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
49 | Правовое государство. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
50 | Гражданское общество. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
51 | Средства массовой коммуникации, их роль в повседневной жизни общества | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
52 | Демократические выборы и политические партии. Партийные системы. | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
53 | Избирательная система. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
54 | Участие гражданина в политической жизни. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
55 | Политическая культура, ее типы | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
56 | Политическая сфера. Повторительно-обобщающий урок | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
57 | Право в системе социальных норм | Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Социальные нормы. | |||
58 | Система права. Нормы права. | Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Социальные нормы. | |||
59 | Источник права. | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. | |||
60 | Правоотношения и правонарушения. | Что такое правоотношения. | |||
61 | Система судебной защиты РФ. | Что такое правонарушения. Юридическая ответственность. | |||
62 | Современное российское законодательство. Конституционное право | Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. | |||
63 | Основы административного, гражданского права. | Административное право. Гражданское право. | |||
64 | Основы трудового, семейного права. | Трудовое право. Семейное право. | |||
65 | Основы уголовного, экономического права. | Уголовное право. Экологическое право. | |||
66 | Предпосылки правомерного поведения. | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | |||
67 | Правовая культура | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | |||
68 | Человек и общество (итоговый урок). | Уметь анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Зав.каф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....