Урок в 8 классе по теме "Личностью не рождаются..."
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Кириллова Луиза Ивановна

Ключевые компетенции:

Научатся: определять признаки, характеризующие человека как  индивидуальность и личность,  этапы, которые проходит личность в процессе становления.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой

Основные понятия:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, способности, талант, гений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Личностью не рождаются…»

Ключевые компетенции:

Научатся: определять признаки, характеризующие человека как  индивидуальность и личность,  этапы, которые проходит личность в процессе становления.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой

Основные понятия:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, способности, талант, гений.

Оборудования: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация, дидактический раздаточный материал, УМК (А.И.Кравченко, учебник «Обществознание», изд-во «Русское слово», 2013 год.

Ход урока

1.Мотивационный этап.

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

1.Рассказ учителя о древнегреческом философе Диогене и вывод на тему урока.

- Предлагаю мысленно вернуться на 2500 лет назад в Древнюю Греции в город Афины. Знаменитый философ Диоген идет по улице, возглашая: «Ищу человека!». Странно, ведь улица полна людей: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Каждый из них человек.

Учащиеся воспринимают информацию и выдвигают различные  предположения –

человека, друга, философа, …

2.Актуализация знаний.

 Вопросы:

- Как вы думаете,кого искал философ Диоген?

Человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.

- О чем будем говорить сегодня на уроке, какова тема урока?

-Тема урока «Личностью не рождаются…»

2. Что вы знаете о личности человека? Вам вообще знакомо это понятие? Какие ассоциации складываются с понятием «личность»?

Учащиеся показывают свои знания о личности из курса обществознания за 7 класс и социального опыта: дают определения понятию «личность», перечисляют качества личности

Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. На доске шкала.

- Определите уровень своих знаний по  теме урока: низкий, средний или  высокий.

 Учащиеся на листочках по шкале оценивают собственные знания по данной теме и ставят определенный знак.

Как вы оценили свои знания? Высокий уровень или низкий?

4.Что вы хотите узнать сегодня на уроке по данной теме?

(Помогает учащимся постановке учебной задачи, вопросы записывает их на доске).

Формулируют цель урока:

-Что такое личность? Какими чертами характеризуется личность?

-Как становятся личностью?

-Когда формируется личность?

Каждый человек  - личность?

- Давайте определим с чего начнем изучать тему урока. Следующий вопрос для изучения темы …..

(Помогает составить план работы - нумерует вопросы, при помощи которой будут получены недостающие знания и умения учащихся).

5. Какова проблема урока по данной теме?

 Учащиеся формулируют проблему и дают свои предположения по проблеме.

Всякого ли человека можно считать личностью?

Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он индивидуальность!» Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие «индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия

1. Назовите их, ознакомившись с определениями, и подберите ключевое слово, пользуясь со словарём

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь

2. Человек как отдельная особь среди других людей. 

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.

Словарная работа

Индивид- каждый отдельный человек как представитель человеческого рода

Индивидуальность – свойственное данному человеку природное и социальное своеобразие

Определение в учебнике на стр. 43

2. Упражнение: разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность.

Высокий интеллект,  глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

Индивид:

Индивидуальность:

Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. (чтение вслух)

20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т. е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.

Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни: он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т. е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной.

Знакомство и работа с новым термином «личность»

- Как вы понимаете термин «личность?

(Учитель принимает все предположения учащихся без критики и поправок)

- Предлагаю вашему вниманию  определения  «личность», прочитайте и выделите ключевые слова.

Понятие личности в науках

Философия: личность - это разум, осознавший себя в окружающем мире.

История: личность - объект и субъект истории общества, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Биология: индивид — это человек как единичный биологический представитель рода homo sapiens - человек разумный. Его составляют два «тела»: физическое и психическое. Собственно психическое «тело» (эмоции вместе с сознанием) и составляет личность.

Психология: личность система отношений человека к окружающему миру и с миром, к себе и с самим собой. Здесь подчеркивается двойственность личности: извне - это качества, проявляющиеся в отношениях и деятельности человека в окружающей среде; изнутри личность - это качества, представляющие осознание своего «Я», отношение к себе, с самим собой.

Социология: личность системное качество, характеризующее включенность человека в общественные отношения.

Юриспруденция: личность - лицо, являющееся объектом и субъектом права.

Учащиеся продолжают работать в парах, обсуждают и далее высказывают свои предположения

Записывают определения личности в тетрадь.

Проблема - Всякого ли человека можно считать личностью?

Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ?

По ходу работы  попробуем составить кластер «Черты личности»

Задание: работа по тексту

Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

- Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. Откуда в наших местах антилопы?

- Да я лично видел! Она в лощине паслась!

– Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. Смеясь, мужики стали расходиться. Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– Ты точно антилопу видел?

– Точно! Видел! Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился.

– А зачем тебе, Колёк, антилопа? Лето ведь – мясо испортится!

– Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. Он знал, что ничего не найдёт. Так уж, видно, суждено. Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. Боль, похожая на большую чёрную кошку.

Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… Он молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

Вдруг Савушкин замер. В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. Савушкин вздохнул и попятился назад...

Солнце жгло прокалённую землю. Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.  

– Вкусно, миленькая?

– Вкусно!

Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А.П. Владимиров)

Какая проблема поднята автором в рассказе?

В рассказе А. Владимирова затрагивается проблема нравственного выбора.

Какой выбор он сделал?

Не убил антилопу

Выразите своё отношение к Савушкину.

Текст А. Владимирова  заставляет задуматься. Свой выбор мы должны совершать по совести, каким бы трудным он ни был. В любом случае, какой бы выбор мы ни совершали, следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша  жизнь, но и жизнь тех, кто с нами  рядом.

Савушкин – личность?

Да, так как личность способна  делать выбор в различных жизненных ситуациях и способна нести ответственность – записывать в кластер

Личность контролирует поведение, обладает силой воли – записать в кластер

Сценка “На лесной полянке” (ребята показывают сценку).

А сейчас мы с вами посмотрим сценку “На лесной полянке”.

На лесной полянке звери. Они собирают лекарственные растения. Появляется волк с трубкой во рту.

Волк: Ну что, малявки, дать закурить.

Заяц: Нет.

Белка: Мы не курим.

Еж: Фу-фу-фу – какая гадость! Ты разве не знаешь, что вредно курить?

Волк: Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это ЛЮБЯТ! Я вот у них трубку стащил. Слабо закурить?

Заяц: Мне не слабо! Я закурю! (Закуривает, кашляет, падает без сознания).

Белка: Ну, зачем ты это сделал? Зачем закурил?

Появляется Лиса.

Лиса: Ой! Ой! Ой! Какие мы нежные! В обморок упали. Ничего привыкнет.

Еж: Да привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Столько людей пытается бросить курить, а удается это немногим. Лучше уж не начинать совсем!

Белка: Ты прав, Еж, не нужно привыкать. Я уж лучше орехов поем. Хочешь, Ежик?

Еж: Спасибо, Белка. У меня вот яблоко есть – и приятно и полезно. Кстати, чтобы отказаться от первой выкуренной сигареты или от первой рюмки, нужно больше СМЕЛОСТИ, чем требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше тратить на что-то хорошее и полезное.

 - Что случилось на лесной полянке?
- Все ли звери смогли отказаться от предложения Волка закурить?
 

Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки? 

Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки?

Такие ситуации иногда бывают. Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?) 

– Трудно ли было отказаться? – Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)
Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

Почему не могут отказать? (Предложения учащихся)

Не хватает силы воли отказывать. Смелости, а самое главное не хватает самостоятельности в поступках.

Такие люди личности?

Значит, ещё одно важное качество личности – самостоятельность в поступках

Внимание на экран

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр I. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.

Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения - все это он выполнял охотно, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей... Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя.

Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодолевать препятствия. Какие же препятствия пришлось ему преодолевать? (Лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость и т. п.)

Суворов – личность?

Да!!! Да ещё какой? Выдающаяся!!!

Личность контролирует поведение, обладает силой воли – записать в кластер

А.В. Суворов – выдающаяся, великая  личность. В учебнике названы имена многих выдающихся личностей, назовите их (стр 40)

Как вы думаете, благодаря чему они достигли творческих вершин?

Благодаря неимоверному трудолюбию, они сформировались как личности.

Гениальным человека делает природа, а великим – общество!

Значит личность – продукт социальной среды, общества

Вернёмся к проблеме

Вернёмся к шкале

Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...