Урок обществознания "Кто стоит на страже закона?" (7 класс ФГОС ООО)
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Открытый урок обществознания по теме "Кто стоит на страже закона?" по учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

На уроке на доступном уровне формируется представление о правоохранительных органах, решаются познавательные правовые задачи, идёт работа с текстом Конституции РФ текстовая информация представляется в другой знаковой системе в виде схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_stoit_na_strazhe_zakona._7_kl.docx82.4 КБ

Предварительный просмотр:

                               МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

         Разработка открытого урока по обществознанию на тему

                                  «Кто стоит на страже закона»

                                                   (7 класс)

                                                                       Разработала учитель

                                                                       истории и обществознания

                                                                       Усова Е.В.

                   

                                       

.

Цель: формирование на доступном уровне представления о деятельности правоохранительных органов и системы правосудия.

Основные задачи урока:

-формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям;

-знакомство учащихся со структурой правоохранительных органов; работой суда, основными принципами судопроизводства;

-развитие умения работы с текстом источника (Конституция)

Характеристика основных видов деятельности ученика:

После проведения урока учащиеся смогут:

  1. Называть правоохранительные  органы Российского государства,
  2. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы;
  3. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов;
  4. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.
  5. Извлекать  информацию из неадаптированных источников, в данном случае текста Конституции РФ

Ход урока:

Разминка:

1)Составить предложения со словами: ущерб, закон, проступок, штраф.

2) «Четвёртый лишний»

Найти  понятие, которое выпадает из логического ряда,  и объяснить почему.
кража, грабёж, разбой, вымогательство

(варианты: кража - тайное хищение, разбой-с использованием оружия, вымогательство - вынуждают человека отдать собственность для решения каких - либо его проблем)

Беседа с классом по вопросам домашнего задания:

  1. Почему все правонарушения делятся на различные группы? Какая между ними разница? (составить на доске схему «Виды правонарушений».  Приложение 1)

  1. Что значит законопослушный человек?
  2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясните на примере.
  3. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? С какого возраста наступает ответственность за нарушение закона?
  4. Решение правовых задач. (Приложение 2)
  5. Тестирование по вариантам. (Приложение 3-4)

Изучение нового материала:

Актуализация знаний:

Учитель:

1)Итак, ребята, давайте  вспомним, что такое закон и почему нужно соблюдать законы?

2)Как мы выяснили - закон защищает нас, но бывают ситуации, когда в защите нуждается закон. И сегодня на уроке мы постараемся выяснить…

«Кто стоит на страже закона»

3)Что вы хотите и можете узнать сегодня на уроке?
(Какие правоохранительные органы существуют?  Какие   функции они выполняют? Что составляет систему правосудия?)

4)Что вы знаете о правоохранительных органах?

5)Назовите их. Чем  они занимаются?

6)Посмотрите в учебнике, какие правоохранительные органы там упоминаются? (учебник стр. 55-57)

Учитель:

А ещё, ребята, у меня есть таинственный ящик. Давайте посмотрим, что в нём находится. (Весы и повязка)

Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к сегодняшнему уроку? (дети высказывают свои предположения)

- открываем в учебнике на стр.61 картину «Фемида», такая же картина-на доске. (Работа по картине и вопросам к ней.)

-Почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами и с весами в руках?

 Зачем нужен меч? Мы ответим на эти вопросы после того как познакомимся с органами, осуществляющими правосудие.

- Я предлагаю вам сделать это, используя текст нашего основного закона-Конституции.

(Идет работа в парах по тексту Конституции с последующим обсуждением и записью на доске)

(Карточки с заданиями - приложения 5-7)

- А теперь давайте вернёмся к вопросу: «Почему греки изображали богиню Правосудия с завязанными глазами, весами и мечом?»

(Предполагаемые ответы детей:

так как перед законом все равны, судья не должен смотреть на того, кого он судит и должен быть беспристрастным – завязанные глаза. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон – на весах взвешиваются доказательства ЗА и ПРОТИВ. А меч символизирует неизбежность наказания.)

- Я хочу предложить одному из вас испытать себя в роли Фемиды. (Кто-то из уч-ся завязывает глаза и берёт в правую руку весы). Сейчас каждый из вас возьмёт фасолинку. На правую чашу весов кладут фасоль те, кто считает, что многое узнали и многому научились сегодня на уроке. На левую чашу кладут фасоль те, кто считает, что не узнали сегодня ничего нового. Наша Фемида попробует определить с завязанными глазами, какая же чаша перевесила, а потом поделится впечатлениями - трудно ли осуществлять правосудие? От вас и решения Фемиды зависит сегодня моя судьба.  (после выполнения упражнения и обсуждения, проводится рефлексия)

Рефлексия:

На доске написаны вопросы:

  1. Сегодня я узнал, что…
  2. Мне было трудно…
  3. Я понял, что…
  4. Мне понравилось…
  5. Меня заинтересовало (а, и)…
  6. Сначала я думал…, а потом…

Детям предлагается закончить любое из этих предложений.

Домашнее задание:

  1. прочитать параграф 7 п.1-2,  выучить основные понятия по теме,
  2. подготовить сообщения  или презентации о богинях Правосудия греков и римлян. Чем похожи и чем различаются Фемида и Юстиция?(индивидуальные задания)

                                       

Приложение1.

        


                                                                                                  Приложение 2.

« Прокомментировать ситуации из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик»

1.Лиса Алиса и Кот Базилио, чтобы завладеть деньгами Буратино, совершили противоправные действия: схватили его, накинув на голову мешок, стали трясти изо всех сил, пытаясь вытрясти деньги, которые он спрятал во рту, а потом подвесили на дереве вниз головой и стали  ждать, когда деньги выпадут у него изо рта. (Разбой, похищение, вымогательство)

2. Лиса Алиса и Кот Базилио привели Буратино  на Поле Чудес в стране Дураков и уговорили закопать деньги на пустыре, чтобы вырастить денежное дерево, а потом, когда  Буратино уснул, они их украли. (Мошенничество)

3. Карабас Барабас жестоко наказывал кукол и заставлял их бесплатно работать. (эксплуатация несовершеннолетних, нарушение прав детей)

4. Карабас Барабас обвинил Папу Карло в краже его кукол, хотя куклы сбежали сами, не выдержав тяжёлой жизни в театре. (Клевета)

5.Мальвина посадила Буратино в тёмный чулан за то, что он поставил кляксу в тетради. Справедливо ли это наказание? Свою точку зрения обоснуйте.


                                 Приложение 3.

Тест №7 по теме: «Виновен - отвечай»

                 Вариант№1.

1.Противозаконное поведение всегда:

  1. Совершается с умыслом
  2. Совершается группой лиц
  3. Причиняет вред обществу
  4. Совершается ночью

2. Нормы права,  в отличие от норм морали:

1) служат образцами поведения

2) возникли в первобытном обществе

3)чётко зафиксированы в письменной форме

4) являются необязательными для соблюдения.

3. Ученик 11 класса Витя К. шутя толкнул одноклассника на лестнице. Тот упал и при падении получил серьёзные телесные повреждения. Этот поступок Вити относится к:

  1. преступлениям против чести и достоинства
  2. преступлениям против жизни и здоровья
  3. нарушению устава школы
  4. нарушению норм этикета

4. Ответственность за особо тяжкие правонарушения наступает с:

1) 14 лет                                 3)16 лет

2) 15 лет                                 4) 18 лет

5. Для привлечения к ответственности человека необходимо, чтобы он:

  1. знал законы    
  2. совершил особо опасное деяние
  3. имел соучастников преступления
  4. осознал недопустимость своего поведения

6. Найдите в приведённом списке три правонарушения, которые относятся к преступлениям:

  1.  Убийство из ревности
  2. Переход улицы в неположенном месте
  3.  Распространение наркотических веществ
  4. Нецензурная брань в общественных местах
  5. Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве.

                                                                                        Приложение 4.

Тест №7 по теме «Виновен - отвечай»

                  Вариант № 2

  1. Поведение, соответствующее нормам закона:
  1. Правоверное
  2. Законодательное
  3. Законопослушное
  4. Законосовещательное

      2.Нормы права,  в отличие от норм морали:

  1. Устанавливаются государством
  2. Являются социальными нормами
  3. Регулируют общественные отношения
  4. Охватывают все сферы человеческой деятельности

       3.Ученик 11 класса Витя К. позвонил в полицию и сообщил о якобы готовящемся взрыве пассажирского поезда.  Этот проступок относится к:

  1. Нарушению норм этикета
  2. Нарушению устава школы
  3. Преступлениям против собственности
  4. Преступлениям против общественной безопасности

4. ответственность за все виды правонарушений наступает с:

  1. 14 лет                   3) 16 лет
  2. 15 лет                   4) 18 лет

5. Степень наказания за правонарушения зависит от:

  1. Пола человека
  2. Желания судьи
  3. Национальности человека
  4. Вреда, причиняемого обществу

6. Найдите в приведённом списке три правонарушения, которые относятся к проступкам:

  1. Продажа оружия
  2. Опоздание на работу
  3. Дача взятки должностному лицу
  4. Проезд в общественном транспорте без билета
  5. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

                                                                                                  Приложение 5.

            Вопросы для работы с текстом Конституции.

                           Глава 7. «Судебная власть»

1. Просмотрите  статьи Конституции. Какие виды судов там упоминаются? Представьте их в виде схемы.

        

  1. Какие вопросы решают эти суды?

                                                                                        Приложение  6.

Вопросы для работы с текстом Конституции.

                           Глава 7. «Судебная власть»

  1. Кто может быть судьёй? Назовите не менее трёх требований к кандидатуре судьи.
  2. Чтобы осуществлять справедливое правосудие, судьи наделены особыми статусами. В тексте Конституции найдите эти статусы. Представьте их в виде схемы.

 

        

                                                                                          Приложение 7.

Вопросы для работы с текстом Конституции.

                           Глава 7. «Судебная власть»

На протяжении веков складывались основные принципы (положения) судопроизводства и правосудия. Прочитайте их и найдите в  Конституции статьи, в которых они закреплены.

  1. Принцип  законности.
  2. Принцип осуществления правосудия только судом.
  3. Принцип независимости судей.
  4. Принцип осуществления правосудия на основах равенства всех перед законом.
  5. Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод.
  6. Принцип презумпции невиновности.
  7. Принцип обеспечения подсудимому права на защиту.
  8. Принцип состязательности и равноправия сторон.
  9. Принцип гласности судопроизводства
  10. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства.

Объясните, как вы понимаете эти принципы. Используйте так же учебник стр. 58-59

Ответы:

Тесты:
Вариант-1: 1-3; 2-3; 3-3; 4-1; 5-4; 6-135
Вариант-2: 1-3; 2-1;3-4; 4-3; 5-4; 6-245

Приложение 5:
1)Виды судов – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ (суд общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд РФ  ( по экономическим спорам. Существовал в РФ с 1992 по 2014гг.)
2)Вопросы ведения судов в статьях 125,126, 127.

Приложение 6:
1) Ст.119 Судьями могут быть граждане РФ.  Достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
2) Судьи: независимы, несменяемы, неприкосновенны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физической культуре в 5 классе (ФГОС)

Методическая разработка урока по физической культуре в 5 классе "Путешествие в страну"Олимпия"...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Технологическая карта урока "Кто стоит на страже закона"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГ ГОДА (2015)...

Конспект урока Закон стоит на страже природы

Закон стоит на страже природы...

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2-ом классе ФГОС 3+ (рассчитан на 2 часа в неделю, спланировано 68 уроков)

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начальног...