Конспект урока "Причины межличностных конфликтов и пути выхода из них"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

План - конспект урока "Причины межнациональных конфликтов и пути выхода из них"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._mezhnatsionalnye_konflikty.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Урок по обществознанию

для 8 класса

«Причины межнациональных конфликтов и пути выхода из них»

                       Разработала: учитель обществознания МБОУ

                                                                    «Средняя общеобразовательная школа №9»

                                                        Рузаевского муниципального района

                                Республики Мордовия

                                         Советова Елена Андреевна

Рузаевка, 2016

Тема урока «Причины межнациональных конфликтов и пути выхода из них»

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой»

Н.А. Добролюбов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

1.Обучающая:

-выяснить что такое этнос, нация.

-дать определение основным признакам нации.

-выяснить основные причины межнациональных конфликтов и попытаться найти пути выхода из них.

-познакомиться с понятием «толерантность».

2.Развивающая:

-продолжить формирование умений работать в группах, с документацией.

-формулировать несложные выводы, сравнивать термины.

Правильно употреблять и объяснять обществоведческие термины.

3.Воспитательная:

-воспитание толерантного отношения к людям.

Ход урока.

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

Россия - страна огромная. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или  Индия. Не удивительно, что в России проживают люди многих национальностей.

Конституция России начинается такими словами: « Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они один народ. Так говорит главный закон страны. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

Сегодня на уроке мы с вами и  поговорим о нациях и межнациональных отношениях.

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения». (слайд)

- Открываем тетради и записываем тему нашего урока.

В соответствии с данной темой мы должны с вами:

- выяснить,  что такое этнос, нация;

- определить основные признаки нации;

- поговорить о национальном самосознание;

- познакомиться с новым для вас понятием «толерантность»;

- охарактеризовать основные причины межнациональных конфликтов и       попытаемся найти пути выхода  из них.

Эпиграфом к уроку будут слова известного общественного деятеля Н.А.Добролюбова:

 «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».(слайд)

- Какой смысл вложил автор в данные слова? (Ответы детей)

II. Изучение новой темы

План урока. (слайд)

1. Нации. Основные признаки нации.

2. Национальное самосознание.

3. Межнациональные отношения.

1.Вступительное слово учителя.

- Из курса истории вы знаете, что кроме классов, сословий существуют исторически сложившиеся общности людей, которые называются этническими. Это род, племя, народность, нация. ( Слайд 4)

Наряду с этими понятиями утвердилось и понятие «Этнос».

Ребята, чем эти термины отличаются друг от друга? Сначала давайте выясним, что такое этнос? (Народ, народность, нация)

-Этнос - это совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства и отличия  от других подобных образований.( слайд)

                                          Этнос

Племя                                        Народность                                        Нация

- Что же такое нация?

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. (слайд)

- Назовите признаки, по которым можно отделить одну нацию от другой. (язык, религия, внешний вид)

Признаки нации

Единая раса                            Язык             Религия             Привычки    

                       Единые ценности      Черты солидарности

С одной стороны между понятиями этнос и нация можно поставить знак равенства, т.к. греческое слово этнос, буквально обозначает народ, нация.

 Но в русском языке слово народ многозначно: это и население государства, и основная масса людей, это и нация и национальность.

 Наше государство с исторических времен является многоконфессиональным ( многорелигиозным) значит много наций. В таком государстве бывают случаи ущемления или нарушения прав представителей национальных меньшинств.

- В каком документе у нас прописаны основные права и свободы человека? ( Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г.)

Работа с конституцией.

Ребята, у вас у каждого есть Конституция РФ, откройте ее. Найдите и прочитайте во 2 главе статьи 19,26,29.

- В чем значение приведенных выше статей Конституции? (Слайд)

- Какие проблемы национальных отношений подпадают под действие указанных статей? (слайд)

- Соблюдаются ли эти статьи Конституции в полной мере? Если нет, то чем вы объясните их не выполнение. (Слайд)

- Какие нации существуют в современном мире? (англичане, французы, итальянцы)

Конституция гарантирует свободу, защиту и развитие любой личности независимо от ее национальности. Между тем у каждого из нас есть свое мнение и представление о различных национальностях и народах и наша задача научиться уважать и прислушиваться к этим мнениям.

- Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество, а государств на земле около 200. Следовательно, почти все современные государства многонациональны.

В России насчитывается около тысячи  национальностей.

2. Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.

Национальное самосознание является самым важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой нации.

VII слайд.

Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании её членов и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, разделяет успех нации и способствует её развитию.

Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов.

Ярким наглядным примером является «патриотизм», чувство любви и преданности к своему народу, к своей стране, проявленные в разные периоды истории.

 - Ребята, используя ваши знания по истории, приведите примеры формирования национального самосознания. ( Борьба с монголо - татарами, борьба со шведами, немцами, польскими интервентами в период Смутного времени)

- Но если представитель той или иной нации будет заботиться о национальных ценностях, отгораживаться от других наций, противопоставлять свой народ, свои обычаи, свою культуру другим народам, принижать их культуру, обычаи, то такую жизненную позицию определяют как национализм.

VIII слайд.

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, недоверие к другим нациям.

- Что вы знаете о национализме?

(Сообщения учащихся)

 Ярким проявлением национализма был немецкий  фашизм, приведший мир ко второй мировой войне в 1939 – 1945 г.

Фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933г. задумал уничтожить целые народы: русских, украинцев, белорусов, евреев. Человеконенавистническая идея вылилась в  практику геноцида – истребление целых групп населения по национальному, расовому, религиозному признаку.

3.Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношение между ними были напряженными и даже трагическими.

Так, русские земли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков.

 И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

Подтверждением этого служат события в ряде территорий бывшего СССР.

- Какие примеры межнациональных проблем, существующих сегодня, вы можете назвать? (война в Чечне, грузино-осетинский конфликт, арабо – израильский конфликт)

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности.

- Что же такое межнациональный конфликт?

IX слайд.

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, культурных, религиозных проблем. ( определение в тетрадь)

- Каковы же причины межнациональных конфликтов?

X слайд.

Причины межнациональных конфликтов:

- территориальный спор.

-геноцид одного народа в отношении другого.

-непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

-создание собственного суверенного государства в составе федерации

-насаждение единой культуры, религии, языка.

-насильственные методы руководства.

-борьба этнических меньшинств за самоопределение.

Творческая работа в группах«Дерево дружбы»

-Ребята, можно ли создать условия, при которых могут мирно существовать люди, принадлежащие к разным национальностям.

 

- А чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Объединитесь в группы и каждая группа должна представить свой ответ на поставленный вопрос.

Инструкция: «На доске изображено дерево без листьев. Возьмите листок и напишите на нем условия мирного существования людей разных национальностей». Прикрепить листы.

На основе ваших выводов мы  нашли вместе пути преодоления межнациональных конфликтов.

Слайд  «Пути преодоления межнациональных конфликтов»

1. Отказ от насилия и принуждения

2. Признание прав и свобод человека важнейшей ценностью

3. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем

4. Наличие правового государства

5. Признание культурной автономии меньшинства

6. Соблюдение принципов сотрудничества и взаимопонимания

7. Запрет на проявление розни в любой его форме.

На нашей планете проживают более 6 миллиардов людей. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомым и чуждым им народом, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи, или манерой разговаривать, одеваться.

 Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, воевать? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними. Вот это и есть толерантность.

Давайте вместе попытаемся дать определение этому термину. А справиться с этим вам поможет следующее задание, представленное в форме синквейна. (слайд)

1-я строка-понятие (имя существительное); Терпимость, отношение.

2-строка-2-3 прилагательных, характеризующих тему; необходимая, всеобщая, направленная

3-я строка-2-3 глагола, дающих характеристику термину; примиряет, уважает, понимать, ладить, объединять, уравнивать.

4-я строка-фраза, выражающая отношение автора к теме; путь к решению конфликта

5-я строка - одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию к теме. Согласие, порядок

Таким образом, на основание вышесказанного можно дать определение. Толерантность – это терпимость, направленная на объединение, с целью решения конфликта для достижения согласия.

Иными словами толерантность- это терпимое отношение к другим мнениям, взглядам, верованиям.

Признаки толерантности (Слайд)

  1. Уважение человеческого достоинства;
  2. Умение понять и принять другого человека;
  3. Умение ладить с другими людьми

Мордовия как субъект Российской Федерации, является многонациональной республикой.

- Какие национальности проживают в Мордовии? (татары, мордва, русские, украинцы, белорусы)

Русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир.

Ты – мордвин, татарин – я. Но мы – добрые друзья!

Все в России мы живем, а Мордовия – наш дом.

На память о нашем уроке,  я хочу каждому из вас  раздать  правила как следует относиться к людям, принадлежащим к разным национальным группам.

III.Закрепление изученного материала.

Для того чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить следующие тестовые задания.

Тест:

1). Общность людей, возникающая в процессе разложения племенных отношений, на базе языка и территории, общности экономической жизни и культуры:

   а) Этнос.

   б) Народность.

   в) Нация.

2). Принадлежность человека к определённой нации или народности называется:

   а) Национальность.

   б) Этногенез.

   в) Национализм.

3). Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией – это:

   а) Община.

   б) Этнос.

   в) Класс.

4).В каком государстве можно решить национальные проблемы

   а) Тоталитарном

   б) Правовом

   в) Унитарном

5). Отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте:

   а) Религиозное верование.

   б) Национальное самосознание.

   в) Национальный вопрос.

6) Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:

   а) Расизм.

   б) Национализм.

   в) Апартеид.

7). Обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем:

   а) Национальное самосознание.

   б) Национальные отношения.

   в) Межнациональный конфликт.

8). Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам:

   а) Национализм.

   б) Геноцид.

   в) Убийство.

9). Терпение к другим мнениям, взглядам, верованиям, уважение человеческого достоинства, умение ладить с другими людьми:

   а) Толерантность.

   б) Самоопределение.

   в) Компромисс.

10). В каком документе РФ, нашли своё отражение права и свободы человека независимо от его пола, расы, национальности, языка.

   а) В Библии.

   б) В Конституции.

   в) В трудовом кодексе.

- подведение итогов теста, выставление оценок.

Итак, сегодня на уроке мы с вами

Выяснили, что такое этнос, нация;

- определили основные признаки нации;

- поговорили о национальном самосознание;

- познакомились с новым для вас понятием «толерантность»;

- охарактеризовали основные причины межнациональных конфликтов и  попытались найти пути выхода  из них. На память о нашем уроке,  я хочу каждому из вас  раздать  правила как следует относиться к людям, принадлежащим к разным национальным группам. (раздать памятки)

IV. Подведение итогов урока

Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Кроме оценок за тестовые задания, за работу на уроке оценки получили……

  V.Домашнее задание.

 Написать синквейн к словам народ, нация или составить кроссворд на тему: «Нации и межнациональные отношения».

Спасибо за работу, урок окончен.

Литература:

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. Акад. Наук , Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Антология мудрости/сост. В.Ю. Шойхер. – М.: Вече, 2005 .
  3. Бязрова Дж. Б. Глобализация и проблема национальных ценностей//Философия и общество, 2004 г. - №4
  4. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Человек в обществе: азбука по курсу «Граждановедение» для учащихся 8-9 классов. – М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 1997.
  5. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрес-Пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них

Доклад для родительского собрания. Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них.Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрел...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...

Конфликты и пути выхода из них

Конфликты и пути выхода из них...

Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»

Классный час на тему:«Межличностные конфликты и пути их разрешения»...