Разработка урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Богатова Анна Владимировна

Парламентский урок . Помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Парламентский урок. « Где рождаются законы?»

Цель урока:

 Помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РА; содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей учеников; способствовать процессу формирования политической культуры и активной гражданской позиции учащихся.

План урока:

 1. История развития парламентаризма в России. (Выступление учащихся).

2. Что такое парламент?

Беседа, работа в группах, обобщение, объяснение, работа со справочным материалом, социологический опрос,  электронная презентация Microsoft Office PowerPoint.

3. Кто такой депутат? 

Самостоятельный поиск политической информации в Интернете и её презентация, анализ правовых источников, социологический опрос, обобщение, выступление депутата с последующей беседой и дискуссией, осмысление материала.

Такой вариант планирования позволяет классифицировать данное занятие как урок вводной информации в форме познавательной беседы с последующим проблемным обсуждением, сочетать многие виды учебной деятельности для достижения следующих целей личностно-ориентированного обучения.

Цели:

1. Образовательные — получение и углубление учащимися знаний о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана.

2. Развивающие — создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с текстом, источниками политологической и социологической информации, применять компьютерные и интернет-технологии, делать анализ, сравнивать и обобщать.

3. Воспитательные — способствовать процессу формирования у учащихся активной гражданской позиции, убеждённости в необходимости и важности взаимодействия власти и общества в решении проблем страны, чувства сопереживания за судьбу своей большой и малой Родины.

Ход урока:

Учитель.

Сегодня мы проводим весьма необычный урок. «Парламентский урок» и его тема «Где рождаются законы?».

- «Что это за урок, почему в школе? Только ли у нас в школе, городе и республике он проводится?»

Для того чтобы выяснить это, первая учебная группа получила опережающее задание — рассказать об истории Парламентского урока в России.

Далее представитель этой группы докладывает о результатах своей работы.

Наша группа получила задание исследовать вопрос об истории проведения Парламентских уроков в нашей стране.

Столетний юбилей российского парламентаризма, широко отмеченный в 2006 г., стал важной отправной точкой в процессе разработки и проведения Парламентских уроков. В него включились уже многие регионы нашей страны, что стало значимым элементом в деле гражданского образования и воспитания школьников. Парламентские уроки должны способствовать формированию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников. С каждым годом молодые люди всё активней участвуют в политической жизни общества. Нельзя воспитывать чувство ответственности за своё государство и за свою собственную судьбу, не давая возможности влиять на политическую систему, быть непосредственно причастным к процессу принятия решений, формированию власти.

Учитель

Истоки отечественного парламентаризма можно искать в таких институтах народного представительства как вече, княжеские и боярские думы, земские соборы, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом. Однако самостоятельная законодательная власть начинается с образованием в 1906 году Государственной думы – первого всероссийского представительного органа, наделенного законодательными полномочиями.

Десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. 12 декабря 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу, – нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации, нового федерального органа законодательной власти страны.

1. Что такое парламент

Учитель. Чтобы выяснить это, обратимся к тексту Основного закона нашей страны — Конституции РФ (экземпляры заранее раздаются учащимся), статьям 1 и 10:

Ученик:

«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Учитель (организует беседу с учащимися). Вспомните из курса обществознания, какие органы в современной политической системе осуществляет исполнительную и судебную власть?

Как правило, ученики без труда называют правительство и различные суды.

Учитель. А высшая законодательная (представительная) государственная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламентом (учащиеся заносят определение в рабочую тетрадь).

Парламент (от французского parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции.

 А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где чётко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом.

Учитель. Исходя из этого определения, предположите, какова главная задача парламента?

 (Законодательные функции). 

Таким образом, главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте, рождаются законы.

Определите название российского парламента. Какие функции он  выполняет? (извлечения из Конституции РФ)

 «Система органов государственной власти в РФ» определить место и название российского парламента. (Схема №1)

Учитель. Структура, функции, деятельность парламента РФ достаточно широко раскрыта в учебниках по обществознанию, истории России, правоведению в профильных классах, кроме того, вопросы по этой теме включены в материал ЕГЭ, поэтому весьма глубоко рассматриваются на учебных занятиях.

А сейчас давайте посмотрим, как освещены в учебных пособиях проблемы деятельности парламента Республики Адыгея— субъекта РФ.

С этой целью вторая учебная группа получила задание провести контент-анализ учебников, задействованных в учебном процессе в 9–11-х классах для выявления наличия в них подобного материала. Группа приводит результаты своего исследования.

Ученик. Наша группа получила задание изучить материал современных школьных учебников по социально-гуманитарным предметам в старших классах федерального и регионального уровня, чтобы выяснить, как в них раскрываются вопросы деятельности современного парламента РА. Были просмотрены наиболее известные учебники по истории и обществознанию 2008—2010г.г. выпуска.

В результате можно сделать следующие выводы: 

1) в федеральных учебниках как базового, так и профильного уровня не приводится никаких упоминаний о парламенте РА;

2) в региональных учебниках этому вопросу отводится очень мало места ;

3) в целом в имеющихся учебных пособиях данная проблема рассматривается недостаточно.

Учитель. В этой связи возникает вопрос о степени осведомлённости старших школьников о парламенте РА. С этой целью третьей учебной группе было поручено провести социологический опрос учащихся 9—11-х классов, результаты которого она представляет.

Ученик. Наша группа получила задание выяснить степень осведомлённости учащихся старших классов о современном парламенте Республики Адыгея путём социологического опроса, методом интервьюирования. Необходимо было ответить на несколько вопросов. Интервьюирование проводилось в 9—11-х классах и охватило 42 человек.

Таблица

 Вопрос                                                                                  Кол-во    и      % правильных ответов

1. Есть ли в Республике Адыгея свой парламент?        

2. Как называется современный парламент Адыгеи?        

3. Кто возглавляет парламент Адыгеи?        

4. Назовите законы, принятые парламентом Адыгеи.        

По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы: 

1) подавляющее большинство опрошенных считает, что Республика Адыгея имеет свой парламент;

2) около половины из них знает точно, как называется современный парламент Адыгеи;

3) примерно две трети опрошенных не осведомлены о том, кто является председателем парламента;

4) только пятая часть старшеклассников сумела назвать хотя бы один закон, принятый парламентом Республики.

Учитель. Результаты опроса выявили важную проблему — значительная часть учащихся недостаточно осведомлена о деятельности парламента РА. А это означает, что уровень политической культуры школьников весьма невысок, и в таких условиях вряд ли можно говорить о сформированности активной гражданской позиции и возможности влияния молодёжи на разработку и принятие республиканских законов, на серьёзное взаимодействие общества и власти. Поэтому Парламентский урок и получение знаний об основах регионального парламентаризма, месте и роли парламента в системе органов государственной власти представляется крайне актуальным.

Учитель.  Итак, мы узнали, что собой представляет парламент РА— Государственный Совет, чем он занимается, и где рождаются республиканские законы, но теперь возникает другой вопрос:

 кто разрабатывает и принимает эти законы?

Затем выслушиваются ответы учащихся, которые определённо высказываются, что это делают парламентарии (депутаты).

Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, избранное в законодательный или представительный орган.

Далее учитель спрашивает: «Как вы считаете, в чём заключается главная задача депутата?»

 Ответы учащихся обычно показывают, что они верно её определяют как разработку и принятие законов.

Учитель.

Хотя главная задача депутата — законотворческая деятельность, его работа не ограничивается только этими рамками, она многообразна, важна и крайне ответственна. Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий парламентарий?

Давайте попробуем нарисовать словесный «портрет» идеального депутата.

Первая учебная группа «создаёт» обобщённый внешний облик (имидж);

вторая — описывает деловые, профессиональные качества;

третья — приводит черты характера и моральные качества.

После этого представители групп докладывают о результатах своей работы и записывают характеристики на классной доске, создавая в итоге «портрет» идеального депутата.

Внешний вид

1. Аккуратный

2. Подтянутый

3. Внушающий доверие

Профессиональные, деловые качества

1. Высшее образование

2. Глубокие знания

3. Высокий уровень общей, правовой и политической культуры

4. Ораторское искусство

5. Умение убеждать

6. Отличные организаторские качества

7. Демократичный, а не авторитарный стиль руководства

8. Открытость и готовность к диалогу

9. Умение правильно воспринимать критику

Черты характера

1. Пунктуальность

2. Тактичность

3. Толерантность

4. Доброжелательность

5. Принципиальность

6. Активность

7. Ответственность

8. Уважение и самоуважение

9. Трудолюбие

Морально-волевые, ценностные качества

1. Умный

2. Добрый

3. Честный

4. Справедливый

5. Порядочный

6. Миролюбивый

7. Гуманный

8. Бескорыстный

9. Патриотичный

10. Отзывчивый

Учитель.

 Мы видим, что общество, будущие избиратели очень требовательны к личности парламентария. Здесь, с нами, находится человек, который действительно отвечает всем этим условиям.

Затем слово предоставляется депутату, но перед этим учебные группы и все присутствующие учащиеся получают опережающее задание: на основании полученной информации в ходе урока, вопросы депутату о деятельности  Совета Народных депутатов и, возможно, свои вопросы и предложения. Ниже приведены некоторые наиболее интересные из них:

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. Часто ли возникают разногласия по различным вопросам и как они разрешаются?

3. Были ли вы инициатором каких-либо проектов, и какова их дальнейшая судьба?

4. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела у Вас?

Было вынесено также пожелание депутатам — регулярно встречаться и обсуждать проблемы не только с избирателями, но и теми, кто ещё не достиг избирательного возраста — будущим электоратом, школьниками, что способствовало бы формированию их правовой и политической культуры.

Особо останавливается учитель на объяснении домашнего задания. Оно имеет творческий характер. Каждая рабочая группа на основании полученной на занятии информации, а также работая с текстами Конституции РА, Закона о статусе депутата, этического кодекса депутата, должна подготовить презентацию PowerPoint Парламентского урока «Где рождаются законы» соответственно для 5, 6, 7, 8-х классов.

В завершении занятия учитель отмечает, что цели Парламентского урока созвучны с мыслями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, который в статье «Россия, вперёд!» отметил:

«Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать. Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка. Мы, безусловно, обязательно будем учиться у других народов. Будем перенимать их опыт, учитывать их успехи и просчёты в развитии демократических институтов. Но никто не проживёт нашу жизнь за нас. Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными. Только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать: мы свободны, мы ответственны, мы успешны».

В этой связи важным представляется пожелание учеников

— Парламентский урок нужен, и он должен быть не одноразовой показательной акцией, а постоянным серьёзным процессом совместной работы органов власти и общества по становлению гражданских институтов и ценностей.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...