Материал для урока практикума по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Прудилина Людмила Владимировна

Материал для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_k_uroku_praktikumu.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

 Задание 1  Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

2. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

 

ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне

Вертикальная

Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью

3. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в схеме

 

4. Задание 1 № 1094. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.

 

ФУНКЦИЯ СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе

 

5. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

6. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Биологическое воспроизводство человеческого рода

7. Задание 1 № 1575. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

НАЗВАНИЕ

ПРИЗНАКИ

Сословный

Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены

...

Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности

8. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный ...

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

9. Задание 1 Запишите термин, пропущенный в таблице.

 

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ

ПРИЗНАКИ

...

Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением

Нормы права

Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государств

10. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

...

Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о

добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,достоинстве и охраняются

силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Обычаи

Правила поведения, сложившиеся вследствие их применения в течение длительного

времени и являющиеся привычными для членов общества.

11. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Семья и её роль в жизни общества

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Психологическая

Создание благоприятного семейного климата,

поддержка членов семьи

Продолжение рода

12. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Избирательные системы

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Религия

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное

...

Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций

гуманизма, добра и справедливости

13. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Расширенная

Семья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений

...

Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей,

или одного из родителей со своими детьми

14. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Прогресс

Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

...

Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии.

15. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Материальная

Связана с созданием необходимых для удовлетворения

потребностей вещей, материальных ценностей.

...

Связана с созданием идей, образов, научных,

художественных и нравственных ценностей.

16. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Осознанный образ того результата, на достижение

которого направлено действие человека.

Результат

То, чего достигает человек в ходе деятельности.

17. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в схеме.

18. Задание 1  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА

Принцип независимости судей

следование судьёй при разрешении дел, находящихся

в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению

Принцип …

суд разрешает спор на основе доказывания

самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе

1. Задание 2 № 324. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

социальная группа

первичная группа

неформальная группа

этническая общность

общественный класс

2. Задание 2 № 1027. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

социальная группа

первичная группа

неформальная группа

этническая общность

общественный класс

3. Задание 2 № 1212. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

поощрение

санкция

наказание

премирование

увольнение

4. Задание 2 № 1545. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

 

структура

стратификация

элемент

социальная статика

5. Задание 2 № 1656. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

выговор

премия

увольнение

санкции

грамота

похвала

аплодисменты

6. Задание 2 № 3843. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

социальный институт

общество как система

социальная группа

сфера общественной жизни

общественные отношения

7. Задание 2 № 4511. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

школьный класс

трудовой коллектив

родительская семья

агент социализации

СМИ

8. Задание 2 № 4548. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

классовое неравенство

статус социальной группы

иерархия социальных групп

социальная стратификация

сословное преимущество

9. Задание 2 № 4851. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

государственная премия

похвальная грамота

аплодисменты

позитивные санкции

повышение в должности

10. Задание 2 № 4888. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

племенной союз,

народность,

этнос,

нация,

племя.

11. Задание 2 № 5239. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

моральные нормы

позитивные санкции

социальный контроль

правовые нормы

негативные санкции

12. Задание 2 № 5514. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

моральные нормыпозитивные санкциисоциальный контрольправовые нормынегативные санкции.

13. Задание 2 № 5835. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

игра

общение

деятельность

труд

познание

14. Задание 2 № 5901. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

меры пресечения

личное поручительство

залог

домашний арест

подписка о невыезде

15. Задание 2 № 6137. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

властьпрестижстратификацияобразованиедоход.

16. Задание 2 № 6173. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

играобщениетруддеятельностьучение.

17. Задание 2 № 6209. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

демократияреспубликаформа государстваконфедерациямонархия.

18. Задание 2 № 6245. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

консерватизмлиберализмидеологиякоммунизмсоциал-демократия.

19. Задание 2 № 6281. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

потребность в признании со стороны других людей; стремление достичь высокого социального статуса; социальная потребность; потребность в общении; потребность в уважении со стороны своих коллег.

20. Задание 2 № 6317. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

мера пресечения; личное поручительство; залог; домашний арест; подписка о невыезде и надлежащем поведении.

21. Задание 2 № 6353. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; ценностные установки.

22. Задание 2 № 6373. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

 

Преступление; правонарушение; кража; мелкое хулиганство; проступок.

23. Задание 2 № 6394. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

моральные нормыпозитивные санкциисоциальный контрольправовые нормынегативные санкции.

24. Задание 2 № 8214. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

нормы; знания; поступки; мировоззрение; ценности; самосознание.

25. Задание 2 № 8243. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

модель поведения; престиж; социальный статус; имидж; знаки отличия; авторитет.

26. Задание 2 № 8446. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Земля; деньги; валюта; объекты собственности; ценные бумаги.

27. Задание 2 № 8475. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).

 

Умозаключение; формы познания; ощущение; понятие; представление.

28. Задание 2 № 8504. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).

 

Акция; облигация; ценная бумага; вексель; сберегательный сертификат.

29. Задание 2 № 8533. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).

 

Совесть; долг; зло; справедливость; добро; мораль.

1. Задание 5 № 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) учитель школы назначен ее директором.

Б) доцент кафедры получил должность профессора.

В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие.

Г) инженер переехал работать и жить в другой город.

 

1) вертикальная

2) горизонтальная

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) мужчина

Б) высшее образование

В) 25 лет

Г) инженер

 

1) прирожденный статус

2) приобретенный статус

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

3. Задание 5 № 430. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

 

ВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

 

1) этикет

2) корпоративная норма

3) закон

4) обычай

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Задание 5 № 504. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами

Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп

 

1) кастовая

2) сословная

3) классовая

5. Задание 5 № 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

А) различие доходов

Б) различие условий труда

В) различие уровня жизни

Г) различие рода деятельности

Д) обладание собственностью

 

1) экономическая

2) социально-профессиональная

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

6. Задание 5 № 985. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

 

ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота

Д) отказ от сотрудничества

 

1) формальные негативные санкции

2) неформальные негативные санкции

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

7. Задание 5 № 1170. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека

Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу

B) перемещение человека из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам

 

1) социальное неравенство

2) социальная норма

3) социальная роль

4) социальная стратификация

5) социальный контроль

6) социальная мобильность

8. Задание 5 № 1318. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому.

Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции.

B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу.

Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка.

Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента

 

1) восходящая

2) нисходящая

3) горизонтальная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

9. Задание 5 № 2563.

ПРИМЕРЫ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года»

2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала

3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта

4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность

5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования

6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения

 

А) брак

Б) профессиональная деятельность

В) образование

Г) служба в армии

 

Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. В таблице под каждым номером впишите необходимую букву.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

10. Задание 5 № 3273. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре

Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля

B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки»

Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице

Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории

Е) директор школы созвал заседание попечительского совета

 

1) моральные нормы

2) правовые нормы

11. Задание 5 № 3538. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров

Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей

B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника

Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте

Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре

Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ

 

1) позитивное

2) негативное

12. Задание 5 № 4171. Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

САНКЦИИ

 

ТИПЫ САНКЦИИ

A) премирование

Б) слава

B) почёт

Г) увольнение

Д) штраф

Е) презрение

 

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

13. Задание 5 № 4282. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ САНКЦИИ

A) понижение в должности

Б) государственная награда

B) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

 

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

14. Задание 5 № 4395. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ СЕМЕЙ

A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой

Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела

B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания

Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры

Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены

 

1) патриархальная

2) партнёрская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Задание 5 № 4543. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения

Б) потребность в безопасности и социальном порядке

B) потребность в обеспечении управления

Г) потребность в координировании общественных процессов

Д) потребность в воспроизводстве населения

 

1) институт семьи и брака

2) институт государства

16. Задание 5 № 4722. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

КРИТЕРИИ

A) сибиряки

Б) православные

B) белорусы

Г) горожане

Д) русские

Е) протестанты

 

1) территориальный

2) этносоциальный

3) религиозный

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

17. Задание 5 № 4759. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением

B) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

 

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

18. Задание 5 № 4846. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

А) распределение семейных обязанностей

Б) совместное проведение досуга

В) планирование семейного бюджета

Г) передача традиций и ценностей

Д) снятие психологических нагрузок

 

1) рекреационная

2) хозяйственно-экономическая

3) воспитательная

 

19. Задание 5 № 4973. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ

СТАТУСОВ

А) женщина

Б) высшее образование

В) 30 лет

Г) менеджер

Д) мать двоих детей

 

1) предписанный статус

2) приобретённый статус

20. Задание 5 № 5754. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ

А) к совместной производственной деятельности

Б) принимать и усваивать пищу

В) к членораздельной речи

Г) к воспроизведению рода

Д) создавать духовные ценности

 

1) биологическая

2) социальная

1. Задание 5 № 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) учитель школы назначен ее директором.

Б) доцент кафедры получил должность профессора.

В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие.

Г) инженер переехал работать и жить в другой город.

 

1) вертикальная

2) горизонтальная

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) мужчина

Б) высшее образование

В) 25 лет

Г) инженер

 

1) прирожденный статус

2) приобретенный статус

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

3. Задание 5 № 430. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

 

ВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

 

1) этикет

2) корпоративная норма

3) закон

4) обычай

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Задание 5 № 504. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами

Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп

 

1) кастовая

2) сословная

3) классовая

5. Задание 5 № 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

А) различие доходов

Б) различие условий труда

В) различие уровня жизни

Г) различие рода деятельности

Д) обладание собственностью

 

1) экономическая

2) социально-профессиональная

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

6. Задание 5 № 985. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

 

ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота

Д) отказ от сотрудничества

 

1) формальные негативные санкции

2) неформальные негативные санкции

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

7. Задание 5 № 1170. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека

Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу

B) перемещение человека из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам

 

1) социальное неравенство

2) социальная норма

3) социальная роль

4) социальная стратификация

5) социальный контроль

6) социальная мобильность

8. Задание 5 № 1318. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому.

Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции.

B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу.

Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка.

Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента

 

1) восходящая

2) нисходящая

3) горизонтальная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

9. Задание 5 № 2563.

ПРИМЕРЫ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года»

2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала

3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта

4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность

5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования

6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения

 

А) брак

Б) профессиональная деятельность

В) образование

Г) служба в армии

 

Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. В таблице под каждым номером впишите необходимую букву.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

10. Задание 5 № 3273. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре

Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля

B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки»

Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице

Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории

Е) директор школы созвал заседание попечительского совета

 

1) моральные нормы

2) правовые нормы

11. Задание 5 № 3538. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров

Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей

B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника

Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте

Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре

Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ

 

1) позитивное

2) негативное

12. Задание 5 № 4171. Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

САНКЦИИ

 

ТИПЫ САНКЦИИ

A) премирование

Б) слава

B) почёт

Г) увольнение

Д) штраф

Е) презрение

 

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

13. Задание 5 № 4282. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ САНКЦИИ

A) понижение в должности

Б) государственная награда

B) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

 

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

14. Задание 5 № 4395. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ СЕМЕЙ

A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой

Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела

B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания

Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры

Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены

 

1) патриархальная

2) партнёрская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Задание 5 № 4543. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения

Б) потребность в безопасности и социальном порядке

B) потребность в обеспечении управления

Г) потребность в координировании общественных процессов

Д) потребность в воспроизводстве населения

 

1) институт семьи и брака

2) институт государства

16. Задание 5 № 4722. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

КРИТЕРИИ

A) сибиряки

Б) православные

B) белорусы

Г) горожане

Д) русские

Е) протестанты

 

1) территориальный

2) этносоциальный

3) религиозный

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

17. Задание 5 № 4759. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением

B) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

 

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

18. Задание 5 № 4846. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

А) распределение семейных обязанностей

Б) совместное проведение досуга

В) планирование семейного бюджета

Г) передача традиций и ценностей

Д) снятие психологических нагрузок

 

1) рекреационная

2) хозяйственно-экономическая

3) воспитательная

 

19. Задание 5 № 4973. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ

СТАТУСОВ

А) женщина

Б) высшее образование

В) 30 лет

Г) менеджер

Д) мать двоих детей

 

1) предписанный статус

2) приобретённый статус

20. Задание 5 № 5754. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ

А) к совместной производственной деятельности

Б) принимать и усваивать пищу

В) к членораздельной речи

Г) к воспроизведению рода

Д) создавать духовные ценности

 

1) биологическая

2) социальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)

цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....

Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"

Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....

Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность

Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...

Урок-практикум по обществознанию «Общение как понимание»

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования "... должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных гос...

урок-практикум по обществознанию 9 класс

урок-практикум по обществознанию 9 класс "Правовое госудврство"....

Урок-практикум по обществознанию в 10 классе по теме "Глобализация"

В презентации содержаится план проведения  урока-практикума по  обществознанию  в 10 классе по теме «Глобализация». Целью урока являлось формирование исследовательских навыков  и у...

Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"

Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"...