Материал для урока практикума по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная | Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
3. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме
4. Задание 1 № 1094. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе |
5. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме:
6. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Биологическое воспроизводство человеческого рода |
7. Задание 1 № 1575. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ | ПРИЗНАКИ |
Сословный | Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены |
... | Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности |
8. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный ... | Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
9. Задание 1 Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
... | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государств |
10. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
... | Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. |
Обычаи | Правила поведения, сложившиеся вследствие их применения в течение длительного времени и являющиеся привычными для членов общества. |
11. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Семья и её роль в жизни общества
ФУНКЦИИ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Психологическая | Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи |
… | Продолжение рода |
12. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Избирательные системы
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
... | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
13. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Расширенная | Семья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений |
... | Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми |
14. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Прогресс | Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. |
... | Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии. |
15. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Материальная | Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей. |
... | Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
16. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. |
Результат | То, чего достигает человек в ходе деятельности. |
17. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
18. Задание 1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА | СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА |
Принцип независимости судей | следование судьёй при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению |
Принцип … | суд разрешает спор на основе доказывания самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе |
1. Задание 2 № 324. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная группа | первичная группа | неформальная группа |
этническая общность | общественный класс |
2. Задание 2 № 1027. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная группа | первичная группа | неформальная группа |
этническая общность | общественный класс |
3. Задание 2 № 1212. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
поощрение | санкция | наказание |
премирование | увольнение |
4. Задание 2 № 1545. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
структура | стратификация |
элемент | социальная статика |
5. Задание 2 № 1656. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
выговор | премия | увольнение |
санкции | грамота | похвала |
аплодисменты |
6. Задание 2 № 3843. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальный институт | общество как система | социальная группа |
сфера общественной жизни | общественные отношения |
7. Задание 2 № 4511. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
школьный класс | трудовой коллектив | родительская семья |
агент социализации | СМИ |
8. Задание 2 № 4548. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
классовое неравенство | статус социальной группы | иерархия социальных групп |
социальная стратификация | сословное преимущество |
9. Задание 2 № 4851. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
государственная премия | похвальная грамота | аплодисменты |
позитивные санкции | повышение в должности |
10. Задание 2 № 4888. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
племенной союз, | народность, | этнос, |
нация, | племя. |
11. Задание 2 № 5239. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
моральные нормы | позитивные санкции | социальный контроль |
правовые нормы | негативные санкции |
12. Задание 2 № 5514. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
моральные нормы; позитивные санкции; социальный контроль; правовые нормы; негативные санкции.
13. Задание 2 № 5835. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
игра | общение | деятельность |
труд | познание |
14. Задание 2 № 5901. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
меры пресечения | личное поручительство | залог |
домашний арест | подписка о невыезде |
15. Задание 2 № 6137. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
власть, престиж, стратификация, образование, доход.
16. Задание 2 № 6173. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
игра, общение, труд, деятельность, учение.
17. Задание 2 № 6209. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.
18. Задание 2 № 6245. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
консерватизм, либерализм, идеология, коммунизм, социал-демократия.
19. Задание 2 № 6281. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
потребность в признании со стороны других людей; стремление достичь высокого социального статуса; социальная потребность; потребность в общении; потребность в уважении со стороны своих коллег.
20. Задание 2 № 6317. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
мера пресечения; личное поручительство; залог; домашний арест; подписка о невыезде и надлежащем поведении.
21. Задание 2 № 6353. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; ценностные установки.
22. Задание 2 № 6373. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Преступление; правонарушение; кража; мелкое хулиганство; проступок.
23. Задание 2 № 6394. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
моральные нормы; позитивные санкции; социальный контроль; правовые нормы; негативные санкции.
24. Задание 2 № 8214. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
нормы; знания; поступки; мировоззрение; ценности; самосознание.
25. Задание 2 № 8243. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
модель поведения; престиж; социальный статус; имидж; знаки отличия; авторитет.
26. Задание 2 № 8446. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Земля; деньги; валюта; объекты собственности; ценные бумаги.
27. Задание 2 № 8475. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение; формы познания; ощущение; понятие; представление.
28. Задание 2 № 8504. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Акция; облигация; ценная бумага; вексель; сберегательный сертификат.
29. Задание 2 № 8533. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть; долг; зло; справедливость; добро; мораль.
1. Задание 5 № 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. |
| 1) вертикальная 2) горизонтальная |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
2. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер |
| 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3. Задание 5 № 430. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ |
| ВИДЫ НОРМ |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения |
| 1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
4. Задание 5 № 504. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
| ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
| 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
5. Задание 5 № 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ |
| ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
| 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
6. Задание 5 № 985. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ |
| ВИДЫ САНКЦИИ |
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества |
| 1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
7. Задание 5 № 1170. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
| ПОНЯТИЯ |
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам |
| 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
8. Задание 5 № 1318. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента |
| 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание 5 № 2563.
ПРИМЕРЫ |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ |
1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» 2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала 3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта 4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность 5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования 6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения |
| А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии |
Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. В таблице под каждым номером впишите необходимую букву.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
10. Задание 5 № 3273. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ |
A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки» Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории Е) директор школы созвал заседание попечительского совета |
| 1) моральные нормы 2) правовые нормы |
11. Задание 5 № 3538. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ |
A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ |
| 1) позитивное 2) негативное |
12. Задание 5 № 4171. Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
САНКЦИИ |
| ТИПЫ САНКЦИИ |
A) премирование Б) слава B) почёт Г) увольнение Д) штраф Е) презрение |
| 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
13. Задание 5 № 4282. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ТИПЫ САНКЦИИ |
A) понижение в должности Б) государственная награда B) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент |
| 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
14. Задание 5 № 4395. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ТИПЫ СЕМЕЙ |
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены |
| 1) патриархальная 2) партнёрская |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Задание 5 № 4543. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОТРЕБНОСТИ |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения |
| 1) институт семьи и брака 2) институт государства |
16. Задание 5 № 4722. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
| КРИТЕРИИ |
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты |
| 1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
17. Задание 5 № 4759. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
| КРИТЕРИИ |
A) санкционированы государством Б) обеспечиваются общественным мнением B) закрепляют представление о прекрасном и безобразном Г) основаны на представлениях о добре и зле Д) обеспечиваются государственным принуждением Е) чаще проявляются в художественном творчестве |
| 1) моральные 2) правовые 3) эстетические |
18. Задание 5 № 4846. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ |
| ФУНКЦИИ СЕМЬИ |
А) распределение семейных обязанностей Б) совместное проведение досуга В) планирование семейного бюджета Г) передача традиций и ценностей Д) снятие психологических нагрузок |
| 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) воспитательная |
19. Задание 5 № 4973. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) женщина Б) высшее образование В) 30 лет Г) менеджер Д) мать двоих детей |
| 1) предписанный статус 2) приобретённый статус |
20. Задание 5 № 5754. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
| ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ |
А) к совместной производственной деятельности Б) принимать и усваивать пищу В) к членораздельной речи Г) к воспроизведению рода Д) создавать духовные ценности |
| 1) биологическая 2) социальная |
1. Задание 5 № 60. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. |
| 1) вертикальная 2) горизонтальная |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
2. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер |
| 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3. Задание 5 № 430. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ |
| ВИДЫ НОРМ |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения |
| 1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
4. Задание 5 № 504. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
| ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
| 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
5. Задание 5 № 652. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ |
| ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
| 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
6. Задание 5 № 985. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ |
| ВИДЫ САНКЦИИ |
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества |
| 1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
7. Задание 5 № 1170. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
| ПОНЯТИЯ |
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам |
| 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
8. Задание 5 № 1318. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента |
| 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание 5 № 2563.
ПРИМЕРЫ |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ |
1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» 2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала 3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта 4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность 5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования 6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения |
| А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии |
Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. В таблице под каждым номером впишите необходимую букву.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
10. Задание 5 № 3273. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ |
A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки» Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории Е) директор школы созвал заседание попечительского совета |
| 1) моральные нормы 2) правовые нормы |
11. Задание 5 № 3538. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ |
A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ |
| 1) позитивное 2) негативное |
12. Задание 5 № 4171. Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
САНКЦИИ |
| ТИПЫ САНКЦИИ |
A) премирование Б) слава B) почёт Г) увольнение Д) штраф Е) презрение |
| 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
13. Задание 5 № 4282. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ТИПЫ САНКЦИИ |
A) понижение в должности Б) государственная награда B) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент |
| 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
14. Задание 5 № 4395. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ТИПЫ СЕМЕЙ |
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены |
| 1) патриархальная 2) партнёрская |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Задание 5 № 4543. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОТРЕБНОСТИ |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения |
| 1) институт семьи и брака 2) институт государства |
16. Задание 5 № 4722. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
| КРИТЕРИИ |
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты |
| 1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
17. Задание 5 № 4759. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
| КРИТЕРИИ |
A) санкционированы государством Б) обеспечиваются общественным мнением B) закрепляют представление о прекрасном и безобразном Г) основаны на представлениях о добре и зле Д) обеспечиваются государственным принуждением Е) чаще проявляются в художественном творчестве |
| 1) моральные 2) правовые 3) эстетические |
18. Задание 5 № 4846. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ |
| ФУНКЦИИ СЕМЬИ |
А) распределение семейных обязанностей Б) совместное проведение досуга В) планирование семейного бюджета Г) передача традиций и ценностей Д) снятие психологических нагрузок |
| 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) воспитательная |
19. Задание 5 № 4973. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) женщина Б) высшее образование В) 30 лет Г) менеджер Д) мать двоих детей |
| 1) предписанный статус 2) приобретённый статус |
20. Задание 5 № 5754. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
| ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ |
А) к совместной производственной деятельности Б) принимать и усваивать пищу В) к членораздельной речи Г) к воспроизведению рода Д) создавать духовные ценности |
| 1) биологическая 2) социальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)
цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....
Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"
Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....
Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...
Урок-практикум по обществознанию «Общение как понимание»
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования "... должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных гос...
урок-практикум по обществознанию 9 класс
урок-практикум по обществознанию 9 класс "Правовое госудврство"....
Урок-практикум по обществознанию в 10 классе по теме "Глобализация"
В презентации содержаится план проведения урока-практикума по обществознанию в 10 классе по теме «Глобализация». Целью урока являлось формирование исследовательских навыков и у...
Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"
Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"...