Урок обществознания в 7 кл.(ФГОС) по теме "Защита Отечества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обществознания по ФГОС. | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 7 классе (ФГОС)
Учитель. Скабёлкин Клим Юрьевич.
Тема. Защита Отечества.
Цель:
- Подвести учащихся к пониманию значения защиты Отечества в жизни человека и общества.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
- Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, работе с ИКТ, воспитывать патриотизм.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, карточки, Конституция РФ, толковый словарь Ожегова, информационные, оценочные листы.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученный материал, познакомимся с новой темой. Работаем в группах. Старосты помнят о своих обязанностях: организовывать, координировать, оценивать учебную деятельность членов группы.
Чтобы урок был плодотворным, предлагаю каждому выбрать «установку на успех».
Быть. ПОНЯТЬ
ВНИМАТЕЛЬНЫМ НАУЧИТЬСЯ
АКТИВНЫМ СТРЕМИТЬСЯ
КОМПЕТЕНТНЫМ ПРОЯВИТЬ
- Актуализация ранее полученных знаний.
Откройте тетради, вашему вниманию предлагается тест.
Вопросы на слайдах. Учитель озвучивает текст на слайдах.
СЛАЙД №1.
Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание законов?
- Закон А. Референдум.
- Конституция. Б. Президент.
- Указ. В. Федеральное Собрание.
СЛАЙД №2.
2. Наиболее полно естественные права отражены:
А. В законах Хаммурапи.
Б. В «Русской Правде».
В. Всеобщей декларации прав человека.
СЛАЙД №3.
3.Уже сейчас ты имеешь право:
А. Давать согласие на изменение своего имени и фамилии.
Б. Выбирать место жительства.
В. Совершать любые сделки.
СЛАЙД №4.
- В. И. Даль определял свободу словом:
А. вседозволенность.
Б. Воля.
В. Простор.
СЛАЙД №5.
- Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А. 1947 г.
Б. 1958 г.
В. 1948 г.
СЛАЙД №6. Оцените свои работы. Старосты заносят отметки в оценочные листы.
Ответы: Оценка:
1 – В, 2 – А, 3 – Б. «5» - без ошибок;
2 – В. «4» - 1 ошибка;
3 – А. «3» - 2 ошибки.
4 – Б.
5 – В.
Вспомним понятийный аппарат, которым мы пользуемся при изучении данной главы. Разгадаем кроссворд. Но, кроссворд с секретом. Разгадав его правильно, мы сможем прочитать зашифрованное слово.
Учитель читает определения, учащиеся отгадывают термин, выходят к доске и записывают слово маркером в кроссворд.
- Многообразные, общеобязательные правила, установленные государством. ПРАВО
- Юридический документ, принятый Федеральным Собранием. ЗАКОН
- Основной закон страны. КОНСТИТУЦИЯ
- Совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека. МОРАЛЬ
- Название страны, в которой ты живешь. РОССИЯ
- Все человечество в прошлом, в современности, и перспективе; все население Земли. ОБЩЕСТВО
- Древнегреческий философ, принявший яд по приговору суда. СОКРАТ
- Переход к теме урока. Целеполагание.
-- Прочитайте слово, которое у нас получилось.
-- Кого называют ПАТРИОТОМ? (выслушать ответ 3-4 учеников).
Патриот – это человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. В Древней Греции оно означало – земляк, соотечественник. В период Французской революции конца XVIII века слово меняет смысл и означает – «сын Отечества». В России появилось во времена Петра I.
А теперь давайте поиграем. Какие АССОЦИАЦИИ у вас вызывает слово ПАТРИОТ? ( Дети называют слова, учитель прикрепляет карточки со словами на магнитную доску)
ПАТРИОТ----ГРАЖДАНИН---- РОДИНА--- ОТЧИЗНА--- ОТЕЧЕСТВО----РОССИИЯ----ЗАЩИТА---- СЛУЖБА
Мы с вами уже знаем, что у каждого гражданина есть обязанности. Какая же главная обязанность у гражданина России?
Ответить на этот вопрос вам поможет видеоролик.
Просмотр видеоролика «ВОЕННАЯ ПРИСЯГА».
--Дети отвечают на вопрос, какова главная обязанность гражданина РФ.
Итак, какая тема нашего урока? СЛАЙД№7 ТЕМА УРОКА.
Давайте попытаемся обозначить цели урока. СЛАЙД №8ЦЕЛИ УРОКА
Ученик рассуждает: Защищать, значит оберегать, охранять. Для этой цели в любом государстве существует армия. Значит мы должны узнать в чем заключается военная служба. Как готовить себя к исполнению воинского долга.
Правильно. А еще, мы поговорим о том, почему защита Отечества – это и долг, и обязанность. И решим проблему: какие же качества необходимо формировать в себе для того, чтобы подготовить себя к исполнению воинского долга. СЛАЙД №9 ПРОБЛЕМА,
Работаем в группах.
1 группа. Для работы вам понадобится информационный лист с заданием. Текст Конституции РФ. Толковый словарь Ожегова.
- Найди в тексте Конституции статью о защите отечества. Внимательно прочитай ее формулировку.
- Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом и обязанностью?
- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?.
Для ответа на вопросы используй толковый словарь Ожегова и материал учебника с. 31 – 32. Ответ представь в виде логичного рассказа.
2 группа. Изучи материал учебника с. 33 – 34. Подготовь ответ на вопрос: В чем заключается военная служба?
Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.
3 группа. Используя материал учебника с.34 – 35, сравните военную службу по призыву и по контракту.
Выяви общее и разницу. Составьте схему. Прокомментируйте её.
Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.
4 группа. Работа в режиме on line. Используя гиперссылку, зайди на сайт Министерства Обороны РФ. СЛАЙД №10
Подготовьте краткий рассказ об информации, которую можно получить на этом сайте.
- Изучение темы урока. Самостоятельная работа в группах.
Учитель контролирует работу групп.
- Презентация ответов групп.
1 гр. Для того, чтобы ответить на вопрос, мы воспользовались текстом Конституции РФ, толковым словарем русского языка Ожегова и уже имеющимися знаниями. Статья _59 Конституции РФ гласит «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным Законом». Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения. Долг – это то же что обязанность. Юноши, достигшие 18 лет призываются на службу в армию. Но как нам известно из истории, защищать Родину можно не только в армии. Этот долг распространяется на любого гражданина, ведь защитить свою Родину можно трудясь на оборонном заводе, работая в госпитале, как было в годы Великой Отечественной войны. Мы можем привести очень много подобных примеров. Вот почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом в Конституции РФ.
(Это должна добавить девочка). Можно найти кадры из Интернета и во время рассказа продемонстрировать.
И еще мне хотелось бы добавить, что в наше время не только юноши, но и девушки служат в армии. Конечно это еще как бы эксперимент, но практика показывает, что в нашей стране много отважных девушек, готовых нести военную службу.
2 гр. На документ-камере составляется схема. И комментируется.
Итак, военная служба заключается в следующем:
3 гр. Используя материал учебника, мы сравнили военную службу по призыву и по контракту. У нас получилась следующая схема.
СЛУЖБА ПО
ПРИЗЫВУ КОНТРАКТУ
- С 18 лет. 1. С 18 лет.
(В обоих случаях военнослужащий должен быть годен по состоянию здоровья, для этого он проходит медицинскую комиссию.)
- Срок службы 12 месяцев. 2. Срок службы по условиям
контракта.
- Выполнение общих воинских 3. Выполнение обязанностей
обязанностей: наряды, учения и т.д. по условиям контракта.
- ____________ 4. Получение льгот, гарантий,
компенсаций.
4 гр. Учащиеся перечисляют, какую информацию можно найти на сайте.
Обязательно должны рассказать об альтернативной службе.
- Обобщение учителя. Разрешение проблемы.
Патриот – человек, горячо любящий свою Родину. Синоним слова патриот – патриотизм, что в переводе с греческого patris – означает Родина, Отечество. Каждый человек должен и обязан защищать себя, своих родных и близких. А все мы вместе в целом составляем то самое Отечество, которое должны уметь защищать. И учиться этому надо с самого раннего детства. Рано или поздно у каждого возникает любовь к Родине. В начале это происходит неосознанно. Мы не замечаем как привязываемся к друзьям, школе, селу или городу, в котором живём. С годами меняется взгляды, убеждения, но всё это для нас тем не менее по-прежнему очень дорого.
ИТАК, какие же качества необходимо формировать в себе для того, чтобы подготовить себя к исполнению воинского долга. ПРОБЛЕМА
СЛАЙД №11
ВОЛЯ
ТВЕРДОСТЬ ХАРАКТЕРА
УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ
- Рефлексия.
Ну что же, вернемся к той установке, которую вы выбрали в начале урока.
---Как вы считаете, удалось ли вам достичь успеха?
--- А может быть что-то не получилось?
- Домашнее задание.
Записано заранее на доске или слайд. & 4. Ответить на вопрос.
- Выставление оценок.
Старосты групп сдают оценочные листы.
Информационный лист для группы №1.
Для работы вам понадобится текст Конституции РФ, толковый словарь русского языка и текст учебника.
- Найдите в тексте Конституции РФ статью о защите Отечества. Внимательно прочитайте её формулировку.
- Найди в толковом словаре значение слов «долг», «обязанность».
- Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью?
- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции РФ рядом?
- Прочти текст учебника с. 31 – 32.
- Ответ представь в виде красивого логичного рассказа.
Информационный лист для группы №2.
Для работы вам понадобится текст учебника, умение работать с документ – камерой.
- Изучи материал учебника с. 33 – 34.
- Подготовь ответ на вопрос – В чём заключается военная служба?
- Составь схему.
- Презентацию ответа представь, используя документ – камеру.
Информационный лист для группы №3.
Для работы вам понадобится текст учебника, умение работать с документ – камерой.
- Изучи материал учебника с. 34 – 35.
- Расскажи, что значит служить по призыву.
- Объясни, что такое служба по контракту.
- Сравни службу по призыву и службу по контракту.
- Выяви общее и разницу.
- Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.
Информационный лист для группы №4.
Группа работает в режиме on line.
- Обратите внимание на гиперссылку, предложенную учителем.
- Используя её, зайдите на сайт.
- Озвучьте этот сайт.
- Какую информацию можно получить на сайте?
- Для кого эта информация?
- Что такое альтернативная служба?
- Ответ представь в виде красивого логичного рассказа.
1 гр. Для того, чтобы ответить на вопрос, мы воспользовались текстом Конституции РФ, толковым словарем русского языка Ожегова и уже имеющимися знаниями. Статья _59 Конституции РФ гласит «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным Законом». Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения. Долг – это то же что обязанность. Юноши, достигшие 18 лет призываются на службу в армию. Но как нам известно из истории, защищать Родину можно не только в армии. Этот долг распространяется на любого гражданина, ведь защитить свою Родину можно трудясь на оборонном заводе, работая в госпитале, как было в годы Великой Отечественной войны. Мы можем привести очень много подобных примеров. Вот почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом в Конституции РФ.
(Это должна добавить девочка). Можно найти кадры из Интернета и во время рассказа продемонстрировать.
И еще мне хотелось бы добавить, что в наше время не только юноши, но и девушки служат в армии. Конечно это еще как бы эксперимент, но практика показывает, что в нашей стране много отважных девушек, готовых нести военную службу.
2 гр. На документ-камере составляется схема. И комментируется.
Итак, военная служба заключается в следующем:
3 гр. Используя материал учебника, мы сравнили военную службу по призыву и по контракту. У нас получилась следующая схема.
СЛУЖБА ПО
ПРИЗЫВУ КОНТРАКТУ
- С 18 лет. 1. С 18 лет.
(в обоих случаях военнослужащий должен быть годен по состоянию здоровья, для этого он проходит медицинскую комиссию)
- Срок службы 12 месяцев. 2. Срок службы по условиям
контракта.
- Выполнение общих воинских 3. Выполнение обязанностей
обязанностей: наряды, учения и т.д. по условиям контракта.
- ____________ 4. Получение льгот, гарантий,
компенсаций.
4 гр. Учащиеся перечисляют, какую информацию можно найти на сайте.
Обязательно должны рассказать об альтернативной службе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."
Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы раз...
Презентация к уроку обществознания "Защита Отечества"
Материал для проведения урока обществознания...
Технологические карты уроков обществознания 5 класс ФГОС Боголюбов 2013 г
Подробный материал для уроков обществознания...
Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
Данное мероприятие позволило школьникам приобрести базовые навыки, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...
Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.
Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....
Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества"
Конспект урока обществознания по ФГОС с технологической картой и сценарием урока...
Урок обществознания , 6 класс ФГОС. Гражданин России.
Способствовать формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях....