Разработка урока по теме: "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Разработка урока по теме: "Деньги и их функции" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi_i_ih_funktsii | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания
ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ФГОС
ТЕМА УРОКА:
«Деньги и их функции»
Цель:
ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.
Задачи:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Раскрыть основные функции денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология
Оборудование:
проектор презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.
Основные термины:
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.
Тип урока: комбинированный
План урока.
1. История денег
2. Как деньги стали деньгами?
3.Деньги меняют обличье
4. Функции денег
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Вспомните, что мы называем ценой? (это стоимость товара на рынке, выраженная в денежной форме или сумма денег, которой уплачивают при покупке товаров или услуг).
Каким бы словом вы назвали процесс, описанный мною в считалочке?
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер). - Кто хочет свой товар продать,
тот с нею должен подружиться.
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
(Реклама) - Дайте определение, что такое экономика как наука, экономика как хозяйство.
- Что включает в себя экономика как хозяйство (Производство, распределение, обмен, потребление)
- А без чего не может обойтись торговый обмен? Что является обязательным условием обмена? (деньги)
III. Изучение нового материала.
- На столах у учащихся разложены мех, соль, ракушки.
Учитель: «Ребята, обратите внимание, на предметы которые находятся у вас на столах, как они связаны с нашей темой? Почему именно, данные предметы представлены?»
- «Как вы уже догадались, речь пойдет о деньгах, т.к. именно эти предметы в древности использовали в качестве денег».
- Что вам уже известно о деньгах, составьте кластер на тему деньги. (2-3 минуты) По ходу нашего урока, вы будете дополнять свой кластер. (приложение 1)
- Как вы думаете, почему люди придумали деньги? Могли ли люди обойтись предметами?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам сыграть в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем сообщение «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
5. Учитель:
- Так что же означает термин «деньги»? Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.
Как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.
Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
6. Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем просмотрев видеоролик. Просмотрев видео дополните кластер: «Функции денег».
Учитель:
- А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Задание №1. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
Задание №2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).
Задание №3. В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
Задание №4. Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
В завершении урока, вам необходимо заполнить ПОПС-формулу. (приложение 2.)
Задание на дом, выставление оценок, итог урока.
Дополнительное задание. Работа с наличными деньгами. (приложение 3)
Учитель:
– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс - лицевая сторона монеты,
Реверс – оборотная сторона монеты,
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
Гурт - боковая поверхность монеты.
Приложение 1. Кластер на тему «Деньги»
Приложение 2. ПОПС – формула
П - позиция: Я считаю, что___________________________________________
О - объяснение: Потому, что _________________________________________
П - пример: Я могу доказать это на примере____________________________
С - следствие: Исходя их этого, я делаю вывод о том, что_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Деньги, их функции"
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...
Презентация к уроку по теме "Деньги и банки" (9 класс)
Презентация поможет учителю построить урок по теме...
методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)
Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....
Конспект открытого урока по теме: «Деньги, их функции»
Конспект открытого урока по теме:«Деньги, их функции» 7 класс...
Презентация к уроку по теме: "Деньги и их функции"
Презентация к уроку в 7 классе...
урок по теме "Деньги и их функции" 7 класс
Презентация и рабочий лист к уроку по теме "Деньги и их функции"(Дистаннционное обучение)...
Открытый урок на тему "Деньги и их функции"
Открытый урок на тему "Деньги и их функции"...