Поурочное планирование 9 класс обществознание
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему
Поурочное планирование 9 класс обществознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование обществознание 9 класс | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1 Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и следующих документов:
- -Закон РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
- - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089. –
- «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312
- - Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт основного общего образования по истории.
- - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07. 2003г. № 2783)
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
- - Авторская программа : класс авторская программа Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.В. Иванова и др. «Обществознание.8-9 классы» Базовый уровень- Москва, Просвещение, 2008
- . ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 декабря 2012 года N 1067. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год
- .Учебный план МБОУ « СОШ № 1» на 2013 - 2014 учебный год.
- . Положение о разработке рабочих программ МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска
2. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой экономической, политической и экологической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
- развитие личности в ответственный период социального взросления, еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты
рования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: лекция, семинар, практикум, комбинированный урок и другие.
3. Место и роль предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Новизна и специфика программы курса «Обществознание» 8-9 классов состоит в следующем:
- универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, ее народа;
- уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международным и российским традициям;
- в программу включены основные темы федерального минимума в области обществознания, принятого Министерством общего и профессионального образования РФ для основной школы.
4. Информация о количестве часов
Рабочая программа конкретизирует содержание учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (35 часов в 8 классе, 35 часов в 9 классе)
5. Содержание тем учебного курса
9 класс
Раздел1. Гражданин. Право. Мораль
Роль права в жизни человека, общества, государства. Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права.
Правовая ответственность. Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. , Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.
Правовое государство.Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство.
В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
- мораль и право неразрывно взаимосвязаны;
- право связано с юридическими законами и государством;
- называть основные признаки права;
- объяснять отличие права от других социальных норм;
- комментировать некоторые определения права;
- характеризовать теории права;
- аргументировать свою точку зрения.
Гражданское общество и государство. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского общества.
Конституция России. Основы конституционного строя.Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, ФС.
В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
- Конституция обладает высшей юридической силы, основной закон государства;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Уметь:
- объяснять, почему конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать текст конституции и др. нормативных актов
Гражданин – человек свободный и ответственный. Гражданин – человек имеющий права. Конституция РФ, конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Всеобщая декларация прав человека.Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав.
В ходе изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
- объяснять смысл основных понятий;
Уметь:
- анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека;
- делать выводы;
- отвечать на вопросы;
- сравнивать положения международных документов по правам человека
Международное гуманитарное право.Основные положения международного гуманитарного права. I-IV Женевские конференции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста.
Частная и публичная жизнь гражданина Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина.
Труд и трудовое право Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство.
Собственность, предпринимательство, гражданское право имущественные отношения. Право собственности.
Духовная жизнь право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Свобода совести религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение
Семейное право Потребность человека в семье правовые основы семейно- брачных отношений. Причины счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов.
Домашнее строительство Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью.
Социальные права человека Социальные права. Конституция РФ. Приватизация .Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Политические права и свободы Свобода слова. Политические права граждан. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека.
Право на образование Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.
Личность и личный выбор Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.
Добро и зло Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности идеалы. Добро. Зло.
Долг и совесть Мораль, долг, совесть, поведение.
Роль морали в жизни человека и общества Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека.внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.
Нравственные основы любви, брака и семьи Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов.
Нравственная культура. Современный этикет Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Личность и мораль Человек, личность. Права, обязанности. Гражданин. Мораль. Право.
5. Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые связи как внутренние, так и внешние;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
6. Система оценивания:
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Тестирование Устный опрос Сообщение по теме Рецензирование ответа (сообщения) | Тестирование по теме Составление таблицы (схемы) | Итоговый тест Экзамен |
традиционная пятибалльная система:
- отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод;
- отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но не достаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведённые учеником, воспроизводили материал учебника. На заданные учителем уточняющие вопросы ответил правильно;
- отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения;
отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные учителем вопросы не смог дать удовлетворительный
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» в 9 кл.
№ | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности | Домашние задание | |
Глава 1 Политическая сфера | |||||
1 | 2.09 | Политика как наука
| анализируют, отвечают на вопросы; - работают с текстом учебника; Находят в тексте особенности политики как деятельности | Политика § 1
| |
2 | 9.09 | Государство. | - выделяют главное в тексте учебного материала (признаки государства) - используют ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Государство. §1 | |
3 | 16.09 | Формы государства | - выделяют главное в тексте учебного материала; - используют ранее изученный материал для решения . Составляют схему формы государства | Формы государства § 2 | |
4 | 23.09 | Политический режим | анализируют, отвечают на вопросы; - работают с текстом учебника; Составляют таблицу «Виды политического режима» - выделяют главное в тексте учебного материала; - используют ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Политический режим § 2 | |
5 | 30.09 | Правовое государство | Выделяют из текста признаки правового государства | Правовое государство § 3 | |
6 | 7.10 | Гражданское общество | Находить особенности особенностях гражданского общества и правового государства. | Гражданское общество § 4
| |
7 | 14.10 | Голосование выборы | Составить схему «Избирательная компания» | Голосование выборы § 5 | |
8 | 21.10 | Референдум, голосование, выборы,
| - выделяют главное в тексте учебного материала - используют ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Голосование, выборы, референдум § 6 | |
9 | 28.10 | Процедура голосования
| Ролевая игра «Голосование» | Процедура голосования § 7 | |
10 | 11.11 | Политические партии | Составление таблицы признаки политических партий. Определяют место политической партии в политической структуре государства. Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Политические партии. § 8
| |
11 | 18.11 | Современная политика в мире | Различают основные формы правления, описывать их. Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Современная политика в мире § 8 | |
12 | 25.11 | Повторение: Политическая сфера | Анализируют, отвечают на вопросы; - работают с текстом учебника; Находят в тексте особенности политики как деятельности Решение тестов | Политическая сфера | |
13 | 2.12 | Право, его сущность и особенности
| Анализируют, отвечают на вопросы; - работают с текстом учебника; Находят в тексте особенности права, его сущность и особенности. | Право, его сущность и особенности § 9 | |
14 | 9.12 | Закон и власть.
| Анализируют, отвечают на вопросы; - работают с текстом учебника; Находят в тексте, и сопоставлять понятия закона и власти, | Закон и власть. § 10 | |
15 16 | 16.12 23.12 | Конституция РФ Конституция | Самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе с Конституцией РФ | Конституция Конституция РФ §11 | |
17 | 13.01 | Право и имущественные отношения. | Самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и с Гражданским кодексом разбираются в имущественных отношениях. | Право и имущественные отношения. § 12 | |
18 | 20.01 | Потребитель и его права. | Самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и с правами потребителя, работника, ребёнка | Потребитель и его права. § 13 | |
19 | 27.01 | Труд и право | Работают с Трудовым кодексом. Составляют схемы. «Права работника» Права несовершеннолетних» | Труд и право. § 14 | |
20 | 3.02 | Право, семья, ребёнок. | Работа с Семейным кодексом. Выписать из текста права ребенка. Решение ситуативных задач. | Право, семья, ребёнок. § 15 | |
21 | 10.02 | Преступление
| Работают с адаптированным текстом. Определять отличие преступления от проступка. Выделяют особенности деликвентности несовершеннолетних | Преступление § 16 | |
22 | 17.02 | Система правосудия в России | Работают с адаптированным текстом. Составляют схему правосудие в России. | Система правосудия в России | |
23 | 24.02 | Повторение: Человек и его права Контрольная работа «Человек и его права» | Самостоятельно работают с различными источниками информации, в том числе с Конституцией РФ. Добывать нужную информацию из учебного текста, решают познавательные задачи и проблемные задания. | Права человека | |
24 | 3.03 | Что такое культура. | Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы;Определяют сущность понятия культура, | Что такое культура. § 17 | |
25 | 10.03 | Культурные нормы. | Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы называют культурные нормы и определять их значимость в жизни людей | Культурные нормы. § 18 | |
26 | 17.03 | Формы культуры
| Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы; называют формы культуры | Формы культуры § 19 | |
27 | 31.03 | Религия. Мировые религии | Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы;виды религии и место её в жизни современных людей. составляют схему виды религий. | Религия. § 20 | |
28 | 7.04 | Искусство. Виды искусств | Р Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы;азличают понятие искусство в широком и узком смысле, описывают основные субъекты художественной культуры. | Искусство. § 21 | |
29 | 14.04 | Образование. Права и обязанности школьника | Раскрывают сущность образования как социального института. По Закону «О образовании составляют схему «Система образования в России» | Образование. § 22 | |
30 | 21.04 | Наука. Особенности научного познания | Находят признаки и особенности науки как деятельности Заполняют таблицу «Виды науки» | Наука.§ 23 | |
31 | 28.04 | Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям | Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям | |
32 | 05.05 | Итоговая контрольная работа «Политика и общество» | Письменные задания – извлекают из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизируют, анализируют и обобщают неупорядоченную социальную информацию; различают в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | ||
33-34 | 12..05 19.05 | Право и правовая культура Правовые отношения в обществе | Решение тестов. |
Контрольная № 1 уроку №12 - 27.11 к теме «Политика»
ВАРИАНТ
Часть 1
А1. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?
1) производителей и потребителей | 3) родителей и детей |
2) партий и государства | 4) писателей и читателей |
А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права | 3) научный закон |
2) норму морали | 4) правило этикета |
А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. Что является отличительной чертой науки?
1) обращение к сверхъестественным силам | 3) воздействие на эмоции людей |
2) стремление к достижению объективной истины | 4) образное отражение идей автора |
А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование | 3) полное (среднее) образование |
2) среднее профессиональное образование | 4) высшее профессиональное образование |
А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) труд | 2) товары | 3) обмен | 4) спрос |
А8. Отличительной чертой рыночной экономики является
1) централизованное распределение ресурсов | 3) введение подоходного налога |
2) свободное ценообразование | 4) товарный дефицит |
А9. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства | 3) рост инфляции |
2) бюджетный профицит | 4) бюджетный дефицит |
А10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А11. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса | 3) достигаемого статуса |
2) социальной роли | 4) общественного престижа |
А12. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует
1) политический строй | 3) хозяйственный уклад |
2) социальную структуру | 4) форму государства |
А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
1) Правительство | 3) Федеральное Собрание |
2) Совет безопасности | 4) Общественная палата |
А15. Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов
1) альтернативных | 3) формальных |
2) непрямых | 4) неравных |
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А17. Что является отличительным признаком правового государства?
- наличие системы законодательства
- равноправие и равенство граждан перед законом
- функционирование правоохранительных органов
- наличие суверенитета
А18. Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием | 3) избирается Государственной Думой |
2) назначается сроком на 5 лет | 4) утверждается Федеральным Собранием |
А19. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?
1) уголовное преступление | 3) административный проступок |
2) дисциплинарный проступок | 4) гражданский проступок |
А20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) принимаются государством | 3) опираются на представления о добре и зле | ||
2) регулируют жизнь общества | 4) устанавливают правила поведения | ||
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
- расширение круга ядерных держав
- ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте
- увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран
- истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей
- рост числа начальных школ в ряде стран Африки
Ответ: _________________
В3. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ |
А) выдвижение и проверка гипотез | 1) наука |
Б) создание художественных образов | 2) искусство |
В) формирование чувства прекрасного | |
Г) эстетическое наслаждение |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В4. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».
1) ипотечный кредит, 2) расходы семьи, 3) производство благ, 4) стоимость жизни, 5) личные сбережения.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ: ___________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93
С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы .этносов? (Назовите четыре фактора.)
С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.
Ключи Вариант 1.
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А11 | 1 |
А2 | 2 | А12 | 2 |
АЗ | 1 | А13 | 2 |
А4 | 2 | А14 | 3 |
А5 | 3 | А15 | 2 |
А6 | 4 | А16 | 2 |
А7 | 1 | А17 | 2 |
А8 | 2 | А18 | 1 |
А9 | 4 | А19 | 3 |
А10 | 4 | А20 | 3 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | 2413 |
В2 | 134 |
В3 | 1222 |
В4 | 3 |
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) развитие и стабильность этноса; 2) нормы отношений внутри этноса; 3) что влияет на развитие этноса. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм: 1) между коллективом и индивидом; 2) индивидов между собой; 3) внутриэтнических групп между собой. | |
Названы три вида | 2 |
Названы два вида | 1 |
Назван один вид, ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора.) Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть названы следующие факторы: 1) географическая среда 2) традиции; 3) отношения с соседями; 4) природный закон развития этносов. | |
Названы четыре фактора | 2 |
Названы любые два-три фактора | 1 |
Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются; 2) примеры, допустим: - изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку, - изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века. Могут быть приведены другие примеры. | |
Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера | 3 |
Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует | 2 |
Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным; 2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа». | |
Указана черта, приведен фрагмент текста | 2 |
Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной?
С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с тем, что развитие этносов — это природное явление, может быть указано, что: - процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли; - как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания; в случае согласия с тем, что развитие этносов — это социальный процесс, может быть указано, что: - решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.; - даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно — через производство, которое само по себе выступает социальным явлением. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | 2 |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | 1 |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Итоговое повторение к уроку №33, 34 – 14.05 .21.05
ВАРИАНТ 1
Часть 1
А1. Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей | 3) способность к сознательной деятельности |
2) забота о потомстве | 4) приспособление к природной среде |
А2. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие | 3) чувства и разум |
2) истина и познание | 4) честь и достоинство |
A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.
Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. Что относится к точным наукам?
1) математика | 2) физика | 3) биология | 4) история |
А5. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
1) науки | 2) искусства | 3) религии | 4) образования |
А6. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. В условиях рынка цены на товары
1) определяются спросом и предложением | 3) определяются центральным банком |
2) устанавливаются государством | 4) устанавливаются крупными производителями |
А8. Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?
1) предложение | 2) предпринимательство | 3) спрос | 4) конкуренция |
А9. В Германии 20-х годов XX века посетители кафе нередко вынуждены были платить за обед вдвое больше той цены, что указывалась в меню. Этот факт служит непосредственным проявлением
1) кризиса сферы обслуживания | 3) бюджетного кризиса |
2) роста спроса | 4) денежной инфляции |
А10. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
A11. Сибиряки, уральцы — это
1) национальные общности | 3) этнические группы |
2) территориальные сообщества | 4) профессионально-региональные группы |
А12. В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру | 3) изменение статусов |
2) межпоколенческий кризис | 4) долю нетрудоспособного населения |
А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Признаком любого государства является
1) многопартийность | 3) суверенитет |
2) разделение властей | 4) парламентаризм |
А15. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
1) равному | 2) формальному | 3) прямому | 4) всеобщему |
А16. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А17. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?
1) гражданское право | 3) семейное право |
2) трудовое право | 4) административное право |
А18. Что отличает конституцию от других правовых актов?
1) письменная форма | 3) обращение ко всем гражданам |
2) высшая юридическая сила | 4) поддержка силой государства |
А19. Инициативная группа граждан выступила против намеченного местными властями строительства жилого квартала на месте парка. Граждане обратились в суд за защитой своих прав. Данный факт свидетельствует о
- наличии гражданского общества
- деятельности органов местного самоуправления
- нарушении природоохранного законодательства
- федеративном устройстве государства
А20. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?
А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.
Б. Право жить и воспитываться в семье одно из главных прав ребенка.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
- основывается на вере в сверхъестественное
- является областью духовной культуры
- влияет на нормы поведения людей
- использует культы и ритуалы
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в приведенном ниже списке расходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) содержание армии | 4) прибыль государственных предприятий |
2) выплата пенсий | 5) продажа государственных ценных бумаг |
3) акцизы |
Ответ: ___________
В3. Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ |
А) всенародное избрание президента | 1) прямая |
Б) референдум | 2) представительная |
В) выборы депутатов парламента |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В |
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «административный проступок».
1) правонарушение, 2) действие, 3) нарушение общественного порядка,
4) арест, 5) судимость.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ:________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Семейный кодекс РФ
Глава 8. Договорный режим имущества супругов.
Статья 41.
1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в Период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42.
1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
2. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>
3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Когда может быть заключен брачный договор?
С3. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.
С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.
С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона — что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
С6. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...
Поурочное планирование по обществознанию в 6 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 11-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 7 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 10-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 9 клаасе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 8-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию
Урок обществознания 9 класс....