Экзаменационная работа по обществознанию 10кл
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) на тему
Работа была составлена для проведения переводного экзамена по обществознанию в классе социально-экономического профиля.Сохранён формат ЕГЭ.Добавлены задания по экономике и праву. Уменьшено количество заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_10.docx | 200.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс
Вариант 1001
Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
НАЗВАНИЕ НАУКИ | ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ |
Экономика | Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг |
... | Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни |
Задание 2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
политические деятели | президент государства | лидеры общественно-политических движений |
лидеры политических партий | руководители парламентских фракций |
3. Задание 3 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) научные истины | 2) народная мудрость | 3) мифология |
4) гипотеза | 5) заблуждение | 6) эксперимент |
Задание 4 . Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Задание 5 . Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) централизованное планирование Б) свобода предпринимательства В) принцип уравнительного распределения Г) директивное ценообразование Д) конкуренция товаропроизводителей |
| 1) рыночная 2) командная (плановая) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 6 .
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите в порядке возрастания цифры,под которыми они указаны.
- Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
- Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.
- Преобладают экстенсивные методы развития хозяйства.
- Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
- Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.
- Постепенно складывается демократия.
Задание 7 . Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имущественное расслоение товаропроизводителей | 2) товарный дефицит |
3) заинтересованность в технических новинках | 4) полная занятость трудоспособных |
5) преодоление цикличности развития экономики |
Задание 8 . Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ |
A) плата за аренду помещения Б) покупка сырья B) выплата процентов по кредиту Г) оплата электроэнергии Д) оклады администрации |
| 1) переменные 2) постоянные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 9 . Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль за ценами на товары и услуги
2) распределение факторов производства между производителями
3) создание общественных благ
4) поддержка социально незащищённых групп населения
5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса
Задание 10 .
На рисунке отражено изменение спроса на джинсовую одежду на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано со (с)
1) снижением доходов потребителей
2) модой на джинсовую одежду
3) мощной рекламной компанией о достоинствах и преимуществах джинсовой одежды с привлечением известных актеров, спортсменов
4) повышением цен на энергоносители
5) увеличением таможенных пошлин на импортную одежду
Задание 11 . Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
Задание 12 . В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.
Задание 13
Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ |
A) получают доходы в виде дивидендов Б) отвечают за долги своим имуществом B) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов Д) имущество предприятия неделимо |
| 1) полное товарищество 2) унитарное предприятие 3) акционерное общество 4) общество с ограниченной ответственностью |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 14 . Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
| ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
A) управление федеральной собственностью Б) разработка федерального бюджета B) назначение выборов Президента Российской Федерации Г) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации Д) проведение единой государственной политики в области культуры
|
| 1) Правительство РФ 2) Совет Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 15 . Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.
2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.
3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.
4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.
5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
Задание 16 . В Статье 7 Конституции РФ зафиксирован один из основополагающих принципов российской государственности — социальное государство. Запишите цифры, под которыми указаны его характеристики.
1) создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
2) осуществление комплекса мер по поддержанию неимущих групп
3) признание прав и свобод человека и гражданина
4) провозглашение свободы мнений и действий
5) создание эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности
6) обеспечение активного и беспрепятственного использования личностью конституционных прав и свобод
Задание 17 . Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА |
| ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА |
A) право на жизнь Б) право на участие в управлении делами государства B) право на защиту чести и доброго имени Г) право равного доступа к государственной службе Д) право иметь в частной собственности землю |
| 1) Гражданин РФ 2) Каждый человек, законно проживающий в РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 18 .. Гражданин Н., находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде?
1) Гражданского
2) Административного
3) Уголовного
4) Кооперативного
Задание 19 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду . (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 20 . .
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
Чем страна однороднее, тем выше её шансы на успех в процессе
демократизации. Странам со сложным _______(А) или каким-либо ещё
составом населения придётся, вероятно, заниматься в ближайшее время
не демократизацией, а проблемами _______(Б) целостности и поддержанием
_______(В) и порядка. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что
демократия укажет им, куда идти дальше. Но демократия – не просто
_______(Г) взглядов, демократия – это система правления. Её цель –
обеспечить тем, кто правит, поддержку народа; и демократия должна давать
возможность править. _______(Д), будучи трибуной свободного выражения
мнений, есть прежде всего _______(Е) политической власти, который должен
реагировать на предложения правительства или выдвигать собственные
инициативы.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Пропущенные элементы:
1) институт 2) общественный
3) парламент 4) территориальный
5) анархия 6) многообразие
7) власть 8) законность
9) этнический
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 21 . С опорой на текст сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте два приведённых в тексте компонента этой картины мира.
Научная картина мира
Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В её структуре можно выделить два главных компонента - понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определённой фундаментальной научной теории, служащей её обоснованием.
В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея его сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т. е. каждый из них развивается из другого.
Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название «космизм». Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь её сокровенные тайны.
Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в развитии Вселенной снимает проблему бытийственной укоренённости человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.
Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять своё развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времён. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого постижения звёздного неба над своей головой.
(Е.И. Попов)
Задание 22 . Приведите два указанных в тексте основных признака научной картины мира.
Задание 23 . Изложите по тексту сущность идеи космизма. Поясните с опорой на текст вывод автора о психотерапевтической функции этой идеи (приведите три пояснения).
Задание 24 . «В процессе естественной эволюции суперсистема "Вселенная" обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять своё развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». Поясните мысль автора. Приведите три аргумента в обоснование приведённого суждения.
Задание 25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем, и одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.
Задание 26 . Рынок выполняет в рыночной экономике множество различных функций. Проиллюстрируйте любые три функции рынка конкретными примерами.
Задание 27 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Источники (формы) права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс
Вариант 1002
Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Материальная | Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей. |
... | Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
Задание 2 . Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).
земля | трудовые ресурсы | фактор производства |
капитал | информация |
Задание 3 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.
Задание 4 . Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы | 2) наличие подверженных изменениям подсистем |
3) обособленность элементов | 4) самоорганизация и саморазвитие |
5) появление новых элементов и связей | 6) многоаспектность и целостность |
Задание 5 . Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
Задание 6. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика как наука зародилась в античные времена.
Задание 7 . Найдите в списке доходы, учитываемые при исчислении Валового внутреннего продукта (ВВП), и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской
2) доходы от перепродажи подержанного планшетника
3) доходы, полученные от сдачи металлолома
4) доходы от продажи партии новых компьютеров
5) доходы, вырученные от продажи овощей, выращенных фермером
6) доходы от реализации партии контрафактного товара
Задание 8 . Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
| ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
Б) экономические потребности населения устойчивы и зависят от социальной принадлежности
Г) производственные технологии не меняются длительное время Д) цены устанавливаются государством |
| 1)командная экономика 2) традиционная экономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 9 . Правительство страны Z обсудило целесообразность вступления государства в ВТО. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z проводится протекционистская экономическая политика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z были выделены субсидии сельскохозяйственным производителям.
2) В стране Z был принят профицитный государственный бюджет.
3) Правительством страны Z был установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле в отношении приграничных государств.
4) В стране Z были повышены пошлины на ввоз импортной бытовой техники.
5) В стране Z была разработана программа по локализации сборки автомобилей выпускаемых иностранными производителями.
6) Центральным банком страны Z была снижена ключевая ставка.
Задание 10.
На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — Si (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение сети парикмахерских
2) новые модные веяния в стилях причесок
3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса
4) использование новых средств по уходу за волосами
5) изменение ставки подоходного налога
Задание 11 . Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
2) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
3) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
6) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
Задание 12 . В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Треть респондентов не хочет участвовать в политике.
2) Большая доля молодых людей готова обсуждать законы муниципального самоуправления и участвовать в акциях и мероприятиях.
3) Каждый пятый молодой человек не интересуется политикой в силу разных причин.
4) Почти равные доли опрошенных считают, что обсуждение законов и участие в акциях и мероприятиях будет для них полезным и интересным.
5) Самая незначительная доля молодёжи ещё не определилась.
Задание 13 . Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избиратели голосуют по партийным спискам.
2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.
3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.
4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.
5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
Задание 14 . Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ |
| СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации Б) управление федеральной собственностью В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации Г) разработка федерального бюджета Д) осуществление помилования |
| 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4) Правительство РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 15 . Установите соответствие между правовыми вопросами и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) наследование Б) развод В) аренда Г) усыновление Д) изменение имени Е) забота о нетрудоспособных членах семьи |
| 1) Гражданское 2) Семейное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 16 . Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми эти положения указаны.
1) Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления.
2) Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.
3) Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.
4) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
5) Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.
6) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Задание 17 . Установите соответствие между юридическими лицами и их видами.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО |
| ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА |
А) товарищество собственников недвижимости Б) религиозное объединение В) общество с ограниченной ответственностью Г) крестьянское (фермерское) хозяйство Д) потребительский кооператив |
| 1) коммерческие организации 2) некоммерческие организации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 18 . Найдите в приведённом списке полномочия Конституционного суда РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
2) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции
3) толкование Конституции Российской Федерации
4) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации 5) рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций
6) обобщение судебной практики, анализ судебной статистики
Задание 19 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Задание 20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«XX—XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и _________ (А) в жизни общества. Появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на ___________ (Б) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Поскольку люди позволили этой ____________(В) затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья_____________ (Г), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают теории ___________(Д) круговорота, глобальных экологических и ядерных ____________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) развитие | 2) критерии | 3) катастрофа |
4) циклическое | 5) история | 6) регресс |
7) экономика | 8) идея | 9) человечество |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задания 21-24 . Прочитайте текст и выполните задания
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных
организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
(по А. В. Петрову))
Задание 21. Какое определение гражданскому обществу даёт автор? Чьи действия корректирует гражданское общество, с точки зрения автора?
Задание 22 . В чём автор видит причину сложности отстаивания своих интересов наёмными работниками? Какой социально-экономический процесс повлёк за собой появление профсоюзов?
Задание 23 . Какой процесс в политической сфере общественных отношений, с точки зрения автора, сопровождается становлением институтов гражданского общества? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите три любых института гражданского общества, исключая профсоюзы.
Задание 24 . Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите политический режим, в рамках которого ни при каких условиях невозможно развитие институтов гражданского общества. Назовите три любые функции гражданского общества, не упомянутые в тексте.
Задание 25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.
Задание 26 . Аксиомой экономики является ограниченность ресурсов (факторов) производства. Укажите три любые ресурса (фактора) производства и проиллюстрируйте ограниченность каждого из них конкретным примером.
Задание 27 . Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности правового регулирования общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 10 класс
Часть 1
Задания 1–3, 10, 12 в 1 варианте и задания 1-3,10,18 во 2 варианте оцениваются 1 баллом. Задание считается
выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана
в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 в 1 варианте и заданий 4–9, 11- 17, 19,20 оценивается
2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное
правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной
ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду
со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие
одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания -0 баллов.
№п/п | Вариант 1001 | Вариант 1002 |
1. | демография | Духовная |
2. | Политические деятели | Фактор производства |
3. | 46 | 23 |
4. | 145 | 245 |
5. | 21221 | 124 |
6. | 45 | 34 |
7. | 13 | 145 |
8. | 21212 | 12121 |
9. | 345 | 145 |
10. | 23 | 13 |
11. | 34 | 246 |
12. | 125 | 24 |
13. | 31242 | 15 |
14. | 11221 | 24341 |
15. | 145 | 121212 |
16. | 12 | 146 |
17. | 21211 | 22112 |
18. | 1 | 134 |
19. | 12332 | 32122 |
20. | 948631 | 618543 |
Задание 27. Вариант 1002. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности правового регулирования общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Право – важнейший социальный регулятор. 2) Основополагающие принципы права: а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой). б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство). в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения). г) взаимность в области международного, торгового права д) неотвратимость ответственности 3) Особенности правового регулирования социальных отношений: а) носит общеобязательный характер; б) гарантировано силой государства; в) распространяется на всех членов общества 4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) | 3 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 27. Вариант 1001. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Источники (формы права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об источниках (формах права)./ Источники права – внешнее закрепление правовых норм. 2) Основные источники права: а) нормативно-правовые акты; б) судебные и административные прецеденты; в) правовые обычаи и деловые обыкновения; г) договоры с нормативным содержанием. 3) Признаки нормативных актов – важнейших источников права: а) издаются компетентным государственным органом; б) обладают строгой иерархичностью; в) закрепляются в установленной форме; г) обладают общеобязательной силой. 4) Специфика источников права в современных правовых системах. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) | 3 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 1001. Задание 21.Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Сформулировано определение:
- научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.
2. Указаны два компонента:
- понятийный, представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии);
- чувственнообразный, представленный совокупностью наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы)-2 балла
Задание 22. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.
Сформулированы признаки научной картины мира, например:
- научная картина мира строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием;
- в основе современных научных представлений о строении мира лежит идея его сложной системной организаци – 2 балла
Задание 23. В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы.
1. Изложена сущность идеи микрокосма с опорой на текст, например:
- представление о человечестве как закономерной ступени космической эволюции, как о своеобразной кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь её сокровенные тайны.
2. Приведены три пояснения психотерапевтической функции космизма, допустим:
- идея обосновывает причину, логику и смысл человеческого бытия;
- человек осознает свою важность во вселенной как элемент, призванный ее познать и объяснить;
- объяснена органическая связь человека и человечества со всеми остальным миром взаимосвязи и взаимовлияние космоса и микрокосма (человека)
Могут быть приведены иные пояснения.-3 балла
Задание 24. В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы.
1. Дано пояснение, например:
автор полагает, что миссия человечества заключается не только в том, чтобы познать законы мироздания, но и в том, чтобы выявить угрожающие миру угрозы, стараться предотвратить их в пределах Земли.
2. Приведены три аргумента, допустим:
- человечество проводит важные исследования в космическом пространстве, на МКС, это позволяет определить возможные риски и угрозы для жизни, предотвратить их;
- при помощи исследований, проводимых на Большом адронном коллайдере, моделируется версия о происхождении Вселенной из "большого взрыва", это позволит не определить перспективы развития всей нашей цивилизации;
- осознавая глобальные вызовы, угрозы и риски, стоящие перед земной цивилизацией и человечеством, люди ищут и находят средства преодоления этих вызовов и угроз;
- изучая солнечную активность, процессы происходящие на Солнце, ученые прогнозируют магнитные бури, ученый А. Чижевский вообще связывал общественные общественные события, динамику социальных процессов с солнечной активностью в своем трудк "Земное эхо солнечных бурь".- 3 балла
Задание 25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
- экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Два предложения с информацией бо экономической системе.
«Существует несколько типов экономических систем: командно-административная, рыночная, традиционная и смешанная». «В рыночной экономической системе основные вопросы экономики: что, как и для кого производить решает сам предприниматель».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об экономической системе.-3 балла
Вариант 1002. Задание 21.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Дано определение гражданского общества:
1) система негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления;
2) указано, чьи действия корректирует гражданское общество:
– государства (корректирует государственную политику) и предпринимателей.-2 балла
Задание 22.В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) указана причина:
государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, а наёмные работники отстаивают свои интересы самостоятельно;
2) указан процесс:
распространение индустриальных отношений.-2 балла
Задание 23.В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) назван процесс:
− демократизация общественных отношений;
2) названы институты гражданского общества:
− ТСЖ, жильцы дома;
− творческие союзы;
− семья.
- общественные объединения.
(Могут быть приведены другие институты.)-3 балла
Задание 24. В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1. назван политический режим:
– тоталитарный;
2. названы функции:
– ограничение власти чиновников, в том числе контроль и борьба с правонарушениями властей предержащих;
– контроль за соблюдением прав человека и укрепление законности и правопорядка;
– наблюдение за выборами, обеспечение более высокого уровня демократии, повышение доверия к демократическому процессу;
– правовое воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей.
(Могут быть названы другие функции.)-3 балла
Вариант 1002. Задание 25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: система правовых норм, регулирующая целую сферу общественных отношений;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией об основных отраслях российского права, опирающейся на знания курса, например: «К основным отраслям российского права относят конституционное, гражданское, административное, трудовое, семейное, уголовное право и др.»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об основаниях деления права на отрасли.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса предмет регулирования одной из отраслей российского права, например: «Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает меру наказания за их совершение».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса предмет регулирования одной из отраслей российского права.-3 балла
Задание 26. Вариант 1002. Аксиомой экономики является ограниченность ресурсов (факторов) производства. Укажите любые три ресурса (фактора) производства и проиллюстрируйте ограниченность каждого из них конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны ресурсы (факторы) производства и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) фактор земля; - только определенное количество земель обладает плодородием и условиями, необходимыми для производства сельскохозяйственных культур, например, не везде растет чай, только там, где можно обеспечить значительный полив, можно вырастить рис; - ограничено на земле количество месторождений полезных ископаемых, например, промышленные запасы марганцевых руд есть только на территории России и Афганистана; - ограничено также наличие лесных и водных ресурсов, только в определенных районах мира можно создавать рекреационные курорты (Ривьера, Крым, Черноморское побережье Кавказа и т.д.). 2) фактор труд: - работодатель на рынке может найти только работников тех специальностей и такого уровня квалификации, которые там есть в наличии, например, в современной России не хватает инженерных, технических кадров, квалифицированных управленцев; - при ухудшении демографической ситуации в стране становится более сложная ситуация и на рынке труда, так как сокращается в целом трудоспособное население; - развитие новых отраслей экономики для страны будет сдерживаться нехваткой специалистов для них и т.д. 3) фактор капитал, допустим; - модернизация российской экономики тормозится тем, что во многом сохраняется советский основной капитал, устаревшие технологии, например, для добычи нефти на океаническом шельфе невозможно опираться только на российские технологии, нужны зарубежные разработки; - фирма для развития своих мощностей может опираться только на реально имеющиеся у нее возможности, например, автомобильный концерн модернизировал только часть своих производств, на которых он может производить новые модели, поэтому вынужден сохранять пока старое производство и выпускать старые модели. 4) фактор предпринимательские способности, допустим; - по данным ученых предпринимательскими способностями, способностями к самостоятельной инициативной деятельности, готовностью рисковать и принимать ответственные экономические решения обладают не более 10% граждан; - уникальными считаются специалисты в области кризисного менеджмента, способные вывести компанию из сложной ситуации, преодолеть спад, найти новые управленческие ходы и решения. Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие основные факторы производства. | |
Приведены три примера (по одному к каждому из факторов). | 3 |
Приведены два примера. | 2 |
Приведен один пример. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 26. Вариант 1001. Рынок выполняет в рыночной экономике множество различных функций. Проиллюстрируйте три любые функции рынка конкретными примерами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны функции рынка и приведены иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) информационная (например, предприниматель К. получил необходимую ему для принятия экономического решения информацию о тенденции изменения спроса на свою продукцию, об уровне цен у конкурентов, о диапазоне цен на необходимые ему для производства сырье и материалы); 2) стимулирующая (например, автомобильный концерн, для того, чтобы сохранить позиции на рынке, модернизировал сборочное производство, и приступил к серийному производству новой модели); 3) санирующая (оздоравливающая) (например, продуктовый магазин закрылся под угрозой банкротства, не выдержав конкуренции с открывшимся рядом сетевым супермаркетом); 4) посредническая (например, крупное издательство нашло в регионе новую типографию, в которой разместило выгодный для себя заказ на тиражирование) 5) регулирующая (например, изучив изменение спроса, фирма электроники приняла решение сократить производство ноутбуков и нетбуков и увеличить производство планшетов и мобильных устройств). Могут быть указаны другие формулировки функций и приведены другие примеры. | |
Указаны три функции и три примера . | 3 |
Указаны две-три функции и два примера ИЛИ три функции и один пример | 2 |
Указаны две-три функции без примеров ИЛИ две функции и один пример ИЛИ одна функция и один пример | 1 |
Указана одна функция без примеров ИЛИ приведен один пример без четкого определения функции ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Источники.
- Кишенкова О.В. Обществознание. Тренировочные задания к разделу «Экономика» 2014г.
- Кишенкова О.В. Темы планов по разделу «Право»
- Материалы сайта «Решу ЕГЭ»
Пояснения к заданию 19.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Примерная итоговая экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе (социально-гуманитарный профиль)
Тестовая работа составлена с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий с учетом пройденного материала....
Итоговая экзаменационная работа по обществознанию за курс 10 класса
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний...
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова...
Экзаменационная работа по обществознанию 6 класс
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 6 класс к учебнику под редакцией Боголюбова...