Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
материал по обществознанию (10 класс) на тему
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования
- авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования под редакцией академика РАО , доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова. – М..: Просвещение , 2010 г.
- учебника «Обществознание». 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень./ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. Под редакцией Л.Н.Боголюбова ;Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования - М.: Просвещение , 2010.
- демоверсий ЕГЭ 2006- 2011 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzamenatsionnyy_material_po_obshchestvoznaniyu_10kl.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования
- авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования под редакцией академика РАО , доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова. – М..: Просвещение , 2010 г.
- учебника «Обществознание». 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень./ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. Под редакцией Л.Н.Боголюбова ;Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования - М.: Просвещение , 2010.
- демоверсий ЕГЭ 2006- 2011 гг.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Ученик должен знать, понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Содержание экзаменационного материала
Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 включает 24 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 состоит из 5 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям учащиеся должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 3 задания с развёрнутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение).
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 2 часа (120 минут).
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Задания части 2 оцениваются от 1 (В1 – В2) до 2 (В3 – В5) баллов. Задания В3 – В5 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом), или отсутствует один символ при верно указанных других символах – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов.
Задания части 3 оцениваются от двух до трёх баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2 - 2 балла; С3, С – 3 балла.
Максимально возможный балл за всю работу – 39
34-39 баллов – «5»
25-33 баллов – «4»
12- 24 баллов – «3»
11баллов - «2»
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Часть 1.
А1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие,
учёные характеризуют общество как
1) | систему | 2) | часть природы | 3) | материальный мир | 4) | цивилизацию |
А2. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) | обществом | 2) | культурой | 3) | искусством | 4) | социумом |
А3. Продуктом массовой культуры является
1) | симфония |
2) | фольклор |
3) | балетный спектакль |
4) | городской роман |
А4. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
1) | психология | 2) | социология | 3) | политология | 4) | культурология |
А5. И человек, и животные способны
1) | использовать предметы природы |
2) | изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда |
3) | передавать трудовые навыки последующим поколениям |
4) | осознавать собственные потребности |
А6. У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1) | допускают использование определённых правил или норм |
2) | предполагают обязательное наличие партнёра |
3) | носят условный характер |
4) | предписывают обязательное соблюдение ритуалов |
А7. Субъектами игры в «дочки-матери» являются
1) | правила игры | 2) | игровые сюжеты | 3) | игрушки | 4) | дети |
А8. Верны ли следующие суждения об истине?
А. | Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. |
Б. | Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А9. Основой экономической жизни общества является
1) | регулирование социальных отношений |
2) | производство материальных благ |
3) | разработка ресурсосберегающих технологий |
4) | взаимодействие государства и политических партий |
А10. В рыночной экономике конкуренция производителей
1) | приводит к снижению налогов |
2) | ведёт к застою |
3) | увеличивает потребление |
4) | уравновешивает спрос и предложение |
А11. Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка
1) | капитала |
2) | средств производства |
3) | товаров |
4) | труда |
А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует
1) | социальную мобильность |
2) | социальную стратификацию |
3) | социальное неравенство |
4) | социальную адаптацию |
А13. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?
1) | нормы права |
2) | нормы морали |
3) | правила этикета |
4) | традиции и обычаи |
А14. Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является
1) | соблюдение прав и свобод человека |
2) | развитие частного предпринимательства |
3) | усложнение социальной структуры общества |
4) | ограничение социальной мобильности |
А15. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) | экономическая |
2) | репродуктивная |
3) | досуговая |
4) | социально-статусная |
А16. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. | Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер. |
Б. | Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А17. Любое государство характеризуется
1) | верховенством права |
2) | наличием аппарата управления |
3) | политическим плюрализмом |
4) | соблюдением прав человека |
А18. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы
1) | мажоритарной |
2) | пропорциональной |
3) | прямого делегирования |
4) | многопартийной |
А19. Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) | наличие одной партии, сросшейся с государством |
2) | стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан |
3) | гарантированность прав и свобод человека законами государства |
4) | наличие органов судопроизводства |
А20. Верховная власть в государстве N. передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство N. является абсолютной монархией?
1) | монарх утверждает главу кабинета министров |
2) | парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора |
3) | власть монарха не имеет законодательных ограничений |
4) | монарх является верховным главнокомандующим |
А21. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. | Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене. |
Б. | Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А22. В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) | указы Президента РФ |
2) | постановления Правительства РФ |
3) | правовые прецеденты |
4) | законы РФ |
А23. Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство. Это значит, что политика России направлена на
1) | создание властной вертикали, обеспечивающей укрепление власти |
2) | укрепление авторитета и власти Президента РФ |
3) | создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека |
4) | создание сильного государства, обладающего международным авторитетом |
А24. Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. | В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста. |
Б. | Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Часть 2
В1
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: _______________________________________________.
В2
Ниже приведёны качества присущие человеку. Все из них, за исключением одного имеют социальную природу. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Ответ: ________________________________________
В3
Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | обособление от природы |
2) | отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов |
3) | способность к самоорганизации и саморазвитию |
4) | выделение из материального мира |
5) | постоянные изменения |
6) | возможность деградации отдельных элементов |
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _______________________________________________.
В4
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития
человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности
существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в
______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые
элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют
___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного
производства необходима материальная база – школы, театры, музеи,
издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного
производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь,
образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты.
Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е)
культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Cписок терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
ч
ч
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С3. |
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
C1
Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
C2
Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
C3
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации по информатике за курс основной школы
Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной про...
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ для проведения промежуточной аттестации по предмету «Алгебра и начала анализа» в 10 классе
Контрольная работа содержит 4 задания по темам: «Тригонометрия» и «Производная».Приведены критерии оценок и решения всех вариантов....
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Контрольное тестирование по курсу «Обществознание – 10кл»
Контрольное тестирование по курсу «Обществознание – 10» за 1 полугодие...
Экзаменационная работа по обществознанию 10кл
Работа была составлена для проведения переводного экзамена по обществознанию в классе социально-экономического профиля.Сохранён формат ЕГЭ.Добавлены задания по экономике и праву. Уменьшено колич...
Рабочая программа по обществознанию 10кл
Рабочая программа по обществознанию 10кл...
Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе
Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе в 3 вариантах с критериями ответов и разбалловкой....