Разработка открытого урока «Правовая защита несовершеннолетних в Российской Федерации»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цель урока: повышение правовой культуры учащихся.
Задачи урока: 1. образовательная: актуализация и закрепление знаний учащихся о правах и свободах человека и гражданина, знакомство с документами, в которых они содержатся; 2. воспитательная: воспитание у учащихся гражданских качеств, уважения к закону, правам других людей; 3. развивающая: продолжить формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать свои мысли, умения работы с документами.
Тип урока: урок-практикум с элементами технологии критического мышления.
Оборудование: ПК, документы (Конвенция о правах ребенка, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ)
Этапы урока I. Постановка темы, целей урока. II. Стадия вызова. III. Стадия осмысления. IV. Стадия размышления. V.Стадия практики, Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правовая защита несовершеннолетних в Российской Федерации» | |
Цель урока: повышение правовой культуры учащихся. Задачи урока: 1. образовательная: актуализация и закрепление знаний учащихся о правах и свободах человека и гражданина, знакомство с документами, в которых они содержатся; 2. воспитательная: воспитание у учащихся гражданских качеств, уважения к закону, правам других людей; 3. развивающая: продолжить формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать свои мысли, умения работы с документами. Тип урока: урок-практикум с элементами технологии критического мышления. Оборудование: ПК, документы (Конвенция о правах ребенка, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ) Этапы урока I. Постановка темы, целей урока. II. Стадия вызова. III. Стадия осмысления. IV. Стадия размышления. V.Стадия практики, Подведение итогов. |
«Когда на свете появились люди, то и вопросы появились - нужен был ответ, что должен человек и что обязан делать, что делать может, а что нет….
Ход урока
1.Постановка темы, целей урока.
Каждый ребёнок должен знать свои права, обязанности, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Несовершеннолетний – уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.
Подростки должны знать те права и обязанности, которые закреплены в Конституции РФ и действующих правовых актах.
Цель сегодняшнего урока – сделать еще один шаг на пути формирования нашей правовой культуры. Сегодня мы поговорим о том, какими правами обладают несовершеннолетние, какие международные и российские документы гарантируют эти права и свободы.
Учитель знакомит учащихся с темой урока.
«Правовая защита несовершеннолетних в Российской Федерации
2. Стадия вызова.
Учитель: Какова же роль права в жизни человека, общества, государства? Давайте сыграем в игру.
Ситуация «Незрячий-поводырь».
Для игры необходимо 2 человека. Один участник завязывает глаза, напарник становится «поводырем», который должен помочь «незрячему» двигаться по классу.
- Обсуждение ситуации после ее окончания:
- Ваши ощущения от ситуации?
- Легко ли было передвигаться?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Итак
1. В России проблема детей стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.
2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя
- Ребята, кого называют несовершеннолетним?
- э
2.1.Работа с нормативной базой: Конституцией РФ, СК РФ, ГК РФ.
Работа с документом Конституция РФ (опережающее домашнее задание).
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ,
главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".
1 группа: работала над личными правами человека.
2 группа: работала над политическими правами человека.
3 группа: работала над экономическими правами человека.
4 группа: работала над социальными правами человека.
5 группа: работала над культурными правами человека..
Учащиеся изучали права и заполняли таблицу см приложение №1
Организация работы со статьями СК РФ, ГК РФ (опережающее домашнее задание).
Личные права детей СК РФ, ст. 54 – 59 | Имущественные права ребёнка СК РФ, ст. 60 |
|
|
Дееспособность
ГК РФ, ст. 26 – 28
Малолетних | Несовершеннолетних | |
С момента рождения до 6 лет | С 6 до 14 лет | От 14 до 18 лет |
| Вправе самостоятельно совершать:
Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними. | Вправе самостоятельно совершать:
Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред. Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27). |
Работа с документом. Конвенция о правах ребёнка (преамбула).
Учитель:
- мы с вами уже знакомы с с Конвенцией о правах ребёнка.
- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)
- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц)
Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:
- закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
- закрепить обязанности государств-участников.
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.
Далее излагался каталог прав ребёнка. На первое место, конечно же, поставлено право ребёнка на жизнь (ст. 6): права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.
Российская Федерация, одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка.
2.2 Составление кластера.
Учитель: Ребята мы с вами знаем , что не бывает прав без обязанностей , распределите права и обязанности несовершеннолетних
права | обязанности |
3Стадия осмысления, размышления
- Мы выяснили, какими правами и обязанностями обладает человек, достаточно количество правовых документов, которые предоставляют детям права. А теперь поработаем в группе.
«Разрешается- запрещается»
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел, лечиться.
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это разрешается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными людьми дружить.
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину.
Пред сильным преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человечек поднял флаг.
Свое мненье выражать-
Это разрешается.
3.1: «Народная мудрость гласит» (2 конверта с пословицами, разрезанными на части, ручки)
Учитель- права нашли своё отражение в пословицах. вам необходимо определить, о чём же гласит народная мудрость. Сейчас вы выберете конверт с частями 2 пословиц. Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.
1. Ни от сумы, ни от тюрьмы не зарекайся.
2. Дуракам закон не писан.
3. Повинную голову и меч не сечет.
4. Не спеши карать – спеши миловать.
4.Просмотр нарезки правонарушений из мультфильмов
5.Стадия практики, Соотнесите практику и теорию. Всегда ли наши права и свободы защищает государство, суд, полиция? Давайте на практике посмотрим , что из этого получается…….
6.Практическая часть
Среди учеников были распределены следующие роли:
Адвокат
Судья
Присяжные
Прокурор
Обвиняемый
Присяжные заседатели
Свидетели: Одноклассница, Подруга Одноклассницы, Друг Подсудимого, Учитель, Дедушка Подсудимого.
Ход урока.
Вступление учителя: Сегодня на уроке обществознания мы с вами рассмотрим судебное разбирательство, подробно изучим работу органов безопасности в данном случае суда. Представим непростую ситуацию.
Секретарь: всем встать! Суд идет!
Судья: Садитесь Все присутствующие обязаны сохранять тишину и спокойствие. Слово предоставляется только судьей. Все выступающие – подсудимый и свидетели – должны стремиться предельно искренне и точно отвечать на вопросы, задаваемые им членами суда. Обвиняемый имеет право ответить на обвинение, которое будет предъявлено ему прокурором, а также на выступление по окончании опроса свидетелей. Слушается дело №888 о хулиганстве подсудимого, порчи имущества школы. Состав преступления: подсудимым было разбито окно в школе, неуспеваемость по предметам. В виду того, что подсудимый является несовершеннолетним, дело слушается в присутствии присяжных заседателей, входящие в состав коллегии, открытым голосованием избирают большинством голосов старшину.(избрание)
Секретарь Для дачи показаний вызывается одноклассница подсудимого.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.Помните, что дача ложных показаний является преступлением и преследуется по закону! (ст.308 УК РФ)
Свидетель (одноклассница): Меня зовут…(учащиеся называют вымышленные имена) … года рождения, с Подсудимым мы одноклассники.
Судья Слово предоставляется стороне защиты.
Адвокат: Расскажите, что произошло два дня назад в школе?
Свидетель (одноклассница): У нас было четыре урока, после уроков мы пошли вниз в раздевалку. А Подсудимый с другом поругались и у них завязалась драка, в результате Подсудимый кинул горшок с цветком в противника, но он уклонился и цветок угодил в окно.
Адвокат: Где вы находились в этот момент?
Свидетель (одноклассница): Я стояла около лестницы и все видела.
Адвокат: Скажите, какое у вас зрение? Как я понимаю, вы носите очки?
Прокурор: Протестую! К делу это не относится!
Судья: Протест отклоняю! Можете продолжать допрос свидетеля.
Свидетель (одноклассница): Да, я действительно ношу очки, зрение у меня
-3.
Адвокат: Были ли на вас очки во время указанного вами происшествия?
Свидетель (одноклассница): Нет, не было, я их нечаянно уронила и они разбились.
Адвокат: Так как же вы беретесь утверждать, что все видели?
Свидетель (одноклассница): Я была с подругой, она все подтвердит!
Адвокат: Прошу вызвать для дачи показаний подругу Свидетельницы.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Подруга Свидетельницы: Я ….родилась в …
Адвокат: Расскажите суду о ваших отношениях с подсудимым.
Подруга Свидетельницы: Мне никогда не нравился Подсудимый, он всегда меня обзывал, дергал за волосы, однажды даже мне жвачку в волосы кинул, пришлось выстригать прядь волос! Вот поэтому я все, все видела, это он разбил окно!
Адвокат: Скажите откуда у вас такая неприязнь к Подсудимому?
Подруга Свидетельницы: Мы с Подсудимым живем в соседних домах, в детстве он всегда издевался надо мной, к песочнице не подпускал или в лужу толкнет. Я считаю, что он хулиган и получит по заслугам!
Адвокат: Вопросов больше нет.
Прокурор: У меня тоже вопросов нет.
Судья: Для дачи показаний вызывается учитель подсудимого.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Учитель: Я….года рождения.
Судья: Слово для допроса предоставляется Прокурору.
Прокурор: Скажите, какие оценки у Подсудимого по вашим предметам?
Учитель: Подсудимый на мои предметы ходит не регулярно, оценки у него плохие, сплошные двойки.
Адвокат: Скажите, как вы относитесь к Подсудимому?
Учитель: Ужасный Мальчик! Не слушается, на уроках играет в телефон, грубит учителям. А меня вообще невзлюбил, то кнопку на стул положит, то питарду подкинет! В общем, отношения у меня с ним можно сказать враждебные. Правильно вы его судите, так ему по делам!
Прокурор: Вопросов больше нет.
Судья: У Адвоката есть вопросы?
Адвокат: Нет.
Судья: Для дачи показаний вызывается Друг Подсудимого.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Друг Подсудимого: Я …. года рождения.
Адвокат: Расскажите, почему вы подрались?
Друг Подсудимого: Мы с Подсудимым давно дружим, ну и мне с первого класса нравилась одна девушка, а он (Подсудимый) сказал, что ему она тоже нравится, вот мы и подрались, он в порыве гнева схватил горшок с цветком и запустил в меня, ну я увернулся, а окно нет.
Адвокат: Т.е. вы утверждаете, что это подсудимый разбил окно?
Друг Подсудимого: Да подтверждаю.
Адвокат: А может это вы разбили, а вину свалили на Подсудимого?
Друг Подсудимого: Нет! Это не я!
Прокурор: Я протестую! Адвокат оказывает давление!
Судья: Протест принят! Для дачи показаний вызывается дедушка Подсудимого..
дедушка Подсудимого: я всю правду расскажу. Меня зовут…я пенсионер, мне 74 года.
Адвокат: Расскажите суду, как себя ведет дома Подсудимый?
дедушка Подсудимого: Подсудимый дома мне всегда помогает, поэтому часто и пропускает занятия. Я же старенькая, мне нужно, то за лекарствами сбегать, то снег около дома почистить, вот внучок и молодец никогда не отказывает в помощи.
Адвокат: А какие у него были отношения с друзьями?
дедушка Подсудимого: Вот с этим мальчонкой внучок все дружил.
Адвокат: У меня вопросов больше нет.
Судья: Прокурор, есть ли у вас вопросы к дедушке Подсудимого?
Прокурор: Да, Ваша честь.
Прокурор: Скажите, как ваш внук учится?
дедушка Подсудимого: Хорошо учится, домашнее задание выполняет, приходит и хвалится, что получил пятерку.
Прокурор: А в дневник вы заглядывали?
дедушка Подсудимого: Нет, а зачем, внучек ведь мне врать не будет.
Прокурор: Значит, вы не знаете, что Подсудимый является двоечником и хулиганом?
дедушка Подсудимого: Что вы, это не про моего внука, он у меня порядочный.
Прокурор: К дедушке Подсудимого вопросов больше нет.
Судья: Можете садиться на место.
Судья: Мы выслушали Свидетелей, приступим к прениям сторон.
Прокурор: Уважаемый Судья, Присяжные заседатели, сегодня мы рассмотрели дело отъявленного хулигана. У Подсудимого был прямой умысел в нанесении школе урона: взаимоотношения в классе не сложились, успеваемость у Подсудимого отсутствует, учителями он не доволен, поэтому он решил отомстить учебному заведению путем порчи имущества, в данном случае окна. Обвинение считает, что вина Подсудимого полностью доказана. Опираясь на Административную ответственность, определяющаяся Кодексом РФ об административных правонарушениях, назначить Подсудимому наказание в виде штрафа в размере 5000 тыс.рублей Т.к. Подсудимый является несовершеннолетним, ответственность за уплату штрафа накладывается на родителей Подсудимого.
Судья: Слово предоставляется Адвокату Подсудимого.
Адвокат: Защита, полностью не согласна с обвинением. Мой Подзащитный оказался жертвой заговора, одноклассников. Все было специально подстроено, Другом подсудимого, который захотел убрать соперника. А свидетельница не могла видеть всего происходящего, т.к. она была без очков, поэтому точно видеть не могла происшедшего. Показания Подруги Свидетельницы так же не точны, т.к.именно она и являлась причиной спора. Возможно, что выбрав Друга Подсудимого, они могли пойти на сговор и убрать мешающего в их отношениях. дедушка Подсудимого охарактеризовала внука, как прилежного ученика и внимательного по отношению к ней. Таким образом, защита просит пересмотреть дело, за отсутствием доказательств преступления и освободить моего подзащитного из под стражи в зале суда.
Судья: Прения завершены, последнее слово предоставляется Подсудимому.
Подсудимый: Я не виновен! Меня оклеветали!
Судья: «Господа Присяжные! Перед вами выступали свидетели обвинения и защиты, вы выслушали речи прокурора и защитника, теперь вам надлежит решить его судьбу. Голосование присяжных(тайное)
Секретарь: Встать, суд идет! (оглашается вердикт)
Судья: (после подачи вердикта присяжных судье)
Обьявляется приговор(зачитывает вердикт)
(Судья выбирает вердикт 1 или 2).
Вердикт1
Суд, рассмотрел дело о хулиганстве и постановил: признать Подсудимого виновным и назначить ему наказание в виде выплаты штрафа (в данном случае родителями Подсудимого) в размере 3-х минимальных заработных плат, так же назначить Подсудимому исправительные работы, а именно уборку территории школы сроком до двух недель.
Вердикт2
Суд рассмотрел дело о хулиганстве и постановил: признать Подсудимого оправданным по всем статьям в связи с недоказанностью состава преступления, освободить Подсудимого в зале суда.
7Подведение итогов
Наш урок подошел к концу. И хотелось бы услышать ваше мнение по поводу того, насколько важный для вас вопрос мы обсуждали. Возьмете ли вы что-нибудь из урока с собою в жизнь?
- Цицерон говорил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». Мы, вступая в третье тысячелетие, должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их. Возможно, лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.
Благодарю всех участников за внимание! Всего вам хорошего и до новых встреч!
Приложение №1
Решение присяжного заседателя по делу №888
Содержание вопросов присяжным заседателям | Решение Да, виновен Нет, не виновен |
доказано ли, что деяние имело место | |
доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; ст. 64 УКРФ) | |
виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. | |
В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. |
Решение присяжного заседателя по делу №888
Содержание вопросов присяжным заседателям | Решение Да, виновен Нет, не виновен |
доказано ли, что деяние имело место | |
доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; ст. 64 УКРФ) | |
виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. | |
В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. |
Приложение №2
Вердикт коллегии присяжных заседателей по делу №888
(Возвращается суду)
Я старшина ___________________________присяжных заседателей провозглашаю вердикт, подсудимый
Виновен, в инкриминируемом деянии ст.302, 307 и 308 АКРФ
не виновен в инкриминируемом деянии ст. 339 АКРФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»
План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...
Нормативно-правовая документация: Законы Российской Федерации: документы и выдержки
В помощь родителям школьников, школьным учителям, а также духовенству мы размещаем нормативно-правовые акты, касающиеся преподавания основ религиозных культур школьникам....
Правовое занятие "Конституция Российской Федерации"
Материал по изучению Основного Закона РФ....
Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации "Конституция РФ", которая была разработана авто...
Концептуальные модели правового образования в Российской Федерации
Данный материал получен по итогам второго съезда учителей права и обществознания в 2014г, г Санкт - Петербурге. Выступление по данному материалу, произошло на районой конференции "Слагаемые успех...
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характер...