Концептуальные модели правового образования в Российской Федерации
статья
Данный материал получен по итогам второго съезда учителей права и обществознания в 2014г, г Санкт - Петербурге. Выступление по данному материалу, произошло на районой конференции "Слагаемые успеха" осень 2014г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnye_modeli_pravovogo_obrazovaniya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальные модели правового образования
В Российской Федерации существует несколько моделей правового обучения школьников. Можно выделить наиболее часто встречаемые модели.
- Предметная модель.
Большинство правовых курсов, подготовленных для школы, изначально носили строгий научный характер. Среди специалистов появилось понятие «предметный подход» к изучению права, который предусматривал введением самостоятельного учебного курса по праву в учебный план школы. В данном курсе прописывались этапы правового обучения:
- правовая пропедевтика (начальная школа)
- 5-7 классы - изучение граждановедческих курсов и модулей
- 8-11 классы – знакомство с основами юридических наук
При организации такой модели учащиеся получают соответствующий комплект учебных книг, пособий. Ученик на уроке и дома разбирается в сложных проблемах права и закрепляет полученные знания путем решения специальных задач, так же получение консультации у преподавателя , который так же обеспечивает системную подготовку обучающихся и определяет степень усвоения материала через зачеты, экзамены, контрольные работы.
- Практико – ориентированная модель
В школе организуются элективные правовые курсы. Практическая направленность просматривается в методах обучения. Обучаемые анализируют реальные случаи из жизни, учатся разрешать конфликты, составлять юридические документы, т. е в ходе обучения они получают навыки, необходимые гражданам для жизни. Огромная роль отводится экскурсиям и проведению уроков в судебных, правоохранительных и прочих юридических органах. Во время таких занятий школьники на практике знакомятся с особенностями деятельности адвокатов прокуроров, следователей, криминалистов, юрисконсультов, получают практические советы, которые пригодятся им в дальнейшем.
- Институционная модель
В образовательных учреждениях разработана система институционной модели правового обучения, где обращено внимание на правовое образование применительно к форме организации школьной жизни как правового пространства. К настоящему времени на основе данной модели действуют образовательные проекты «Школа – правовое пространство», «Демократическая школа». Особенность данного подхода состоит в том, что школы участвуют в правотворческой жизни школы, и правоприминительной деятельности, создают структуру законодательства и правовых институтов в рамках «школьного права». В данной модели, учтены аспекты возрастной чувствительности детей, поэтому материалы построены с установкой на детскую конвенциональность, т.е. идеи конвенции, важные как базовые начала для последующих надстроек в формировании правосознания. Каждый последующий методический ход выстроен в точном соответствии с закономерностями правового процесса.
- Этико – правовая модель
Одним из основных подходов правового обучения стала система этико – правового подхода в изучении права. Ее авторы посчитали, что в современной школе необходимо выстроить целостную систему правового обучения с первого до выпускного класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических принципах и традициях в педагогике. В рамках общей системы правового образования школьников авторы модели выделили четыре этапа, ориентируясь на сложившуюся структуру деления школы на начальную, основную, полную среднюю учитывая , что каждая ступень обладает своей спецификой содержания образования и педагогической деятельности, учитывая возрастные особенности детей.
Этапы этико – правовой модели
1 этап – этико – правовой курс «Я и мой мир» - 1 час в неделю в каждом классе.(начальная школа)
2 этап – этико – правовой курс «Социальная практика» (граждановедение) – 1 час в неделю в 5, 6, 7, классах
Основное внимание на 1и 2 этапах уделяется этическому образованию – раскрытию содержания и значения нравственных ценностей и формированию гуманистических нравственных ориентаций школьников. Именно эти ориентиры на 1 и 2 этапе должны стать фундаментом, для формирования у учащихся в процессе правового образования на последующих этапах.
3 этап –курс обществознания «Права человека в свободной стране» - 2 часа в неделю в 9 классе, либо по 1 часу в неделю в 8 и 9 –х классах. Именно 3 этап правового образования рассматривается как решающий в достижении намеченного результата. Поэтому авторы модели посчитали необходимым увеличение объема часов на изучение правоведческого курса до 68 часов в год (против традиционных 34). При этом предусмотрены два варианта: по 1 часу в неделю в 8 –х и 9-х классах, либо 2 часа в неделю в 9 – м классе.
4 этап – курс обществознания «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира» - 2 часа в неделю в 11 –м классе, а в школах с углубленным изучением гуманитарных предметов – по 2 часа в неделю в 10-м и 11 – м классах. На 4 этапе правового образования, дальнейшее становление правовой культуры школьников осуществляется с учетом их ближайших перспектив – окончание школы и появления у выпускников новых социальных ролей, поэтому с использованием различных форм внеурочной деятельности в виде ролевых и деловых игр, имеющих правовую направленность. Позволяет отработать практические умения применения правовых знаний и приобрести опыт действия в различных ситуациях, имеющих правовое содержание.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько моделей обучения праву, и в большинстве случаев выбор моделей правового обучения зависит как от традиций правового образования, сложившихся в различных субъектах Российской Федерации, так и от предпочтений участников образовательного процесса в рамках каждой конкретной образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( выступление на августовском совещании в 2011 г.)
Закон «Об образовании» должен быть предельно ясным для всех, кто им руководствуется, четко регламентировать и защищать права обучаемых и...
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...
Нормативно-правовая документация: Законы Российской Федерации: документы и выдержки
В помощь родителям школьников, школьным учителям, а также духовенству мы размещаем нормативно-правовые акты, касающиеся преподавания основ религиозных культур школьникам....
Правовое занятие "Конституция Российской Федерации"
Материал по изучению Основного Закона РФ....
Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации "Конституция РФ", которая была разработана авто...
ст. 44 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Уважаемые родители, это одна из статей ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая очень важна для Вашего прочтения....
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...