урок "Мораль и нравственность"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Мораль и нравственность" | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по обществознанию в 11 классе
по теме «Мораль и нравственность».
Цели и задачи урока:
- Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
- Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступление учителя. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
Тема урока: «Мораль и нравственность». Тема рассчитана на два урока.
Объявляются цели и задачи уроков.
План уроков
- Мораль в жизни людей
- Мир моральных категорий
- Нравственная культура.
Объявляется и записывается домашнее задание: выучить § 30, подготовить наглядный ответ по творческому заданию группы.
( на оргмомент отводится 3 минуты).
- Изучение нового материала.
- Мораль в жизни людей.
Стержнем человека, который помогает ему встретить радость и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?
Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.
Мораль и ее функции
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях. | ||
Моральные требования и представления | Функции морали | Этические категории |
Нормы поведения: не лги, не укради, не убей, почитай старших и т.д. | Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. | Фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок. |
Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д. | Утверждает человеческое в человеке | |
Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д. | ||
Морально-психологические механизмы: долг, совесть | ||
Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье |
(Схема на доске и каждому ученику на парте, на изучение схемы отводится 10 минут)
Вопросы
- Что такое мораль?
- Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам кажется самой важной? Почему?
- Назовите и охарактеризуйте функции морали.
- Охарактеризуйте нравственные принципы.
- Как вы думаете, когда мораль эффективна?
- А что такое нравственность и чем она отличается от морали?
Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.
Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важно руководствоваться ими в повседневной жизни.
(Обсуждение вопросов закончить за 15 минут).
- Мир моральных категорий.
Обсудим в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности. Работу представить наглядно. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает дополнительный рабочий материал, изучает пункт 2 § 30 и определяет анализ и характеристику моральных категорий:
Первая группа – добра и зла;
Вторая группа – долга;
Третья группа – чести и достоинства личности;
Четвертая группа – счастья;
Пятая группа – совести;
Шестая группа – морального идеала.
Рабочим материалом служит рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
(Данная работа в группах занимает 15 минут)
- Подведение итогов первого урока по теме.
Вывод.
Таким образом, мы познакомились с сущностью морали и нравственности, выяснили причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали художественный текст о нравственной культуре. На уроке развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Считаю, что на этом и следующем уроке по этой теме вы сформируете свое отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Второй урок.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся определиться по тем группам, которые работали на предыдущем уроке. Учащиеся должны наглядно оформить свое исследование, выступить с доказательствами своей проблемы.
- Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается со второго вопроса.
2. Мир моральных категорий.
Каждая группа выступает по той проблеме, с которой работали на первом уроке.
Первая группа – добра и зла;
Вторая группа – долга;
Третья группа – чести и достоинства личности;
Четвертая группа – счастья;
Пятая группа – совести;
Шестая группа – морального идеала.
Каждой группе выделяется для выступления 3-4 минуты. (Итого на эту работу уходит 18-20 минут).
Вывод: если у человека есть совесть, тогда исчезнут все неправды, коварства, насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться жизнью человека.
- Нравственная культура.
Учитель резюмирует. Понятно, нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему?
Учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.
- Низкая общая культура людей
- Принадлежность к разным социальным группам и слоям
- Различные интересы и цели своей жизни и деятельности
- Различия в степени нравственных переживаний и сопереживаний.
- Итог уроков
Учитель проводит обсуждение проблемы.
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же» (К. Тосси).
- Какие качества представляют для вас наибольшую ценность – качества гражданина или человека?
Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя.
- Что, по вашему мнению, для этого надо делать?
Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.
- Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?
Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».
- Согласны ли вы с этим мнением?
Домашнее задание: выучить § 30, выполните задания.
Самоанализ урока.
открытого урока по обществознанию в 11 классе
по теме «Мораль и нравственность».
Цели и задачи урока:
- Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
- Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-проблема.
Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие морали, ее природу и сущность, ее функции учащиеся рассматривали в практической работе. Обсуждали в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности, используя дополнительный рабочий материал, изучая пункт 2 § 30, определили характеристику моральных категорий. Работу представили наглядно. Активно участвовали в беседе по новому материалу - учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.
Особое место на уроке занимает анализ документа – обществоведческого текста, представленного как рабочий материал: рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». По итогам обсуждения, которое построено по образцу заданий «С» на ЕГЭ, учащиеся высказали свое видение проблемы «Мораль и нравственность».
В итоге учащиеся обсудили в форме эссе высказывание немецкого философа начала XIX века И. Канта: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
На уроке учащиеся получили знания о сущности морали и нравственности, о причинах изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали нравственную культуру. Развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. На уроке у учащихся сформировалось отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)
В данном сборнике представлены наработки Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...
Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...
Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...
Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......
Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»
Проект урока в рамках преподавания "Духовного краеведения Подмосковья" в старших классах и СПО....
- Мне нравится (1)