Роль религии в жизни общества.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается конспект урока: "Роль религии в жизни общества". Данный материал можно использовать на уроках обществознания в 11 классе, а также и в 9 классе, при прохождении темы "Религия". Буду рад, если этот материал пригодится кому-нибудь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_religii_v_zhizni_obshchestva.docx | 76.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль религии в жизни общества.
«Верят все, только одни верят, что Бог есть,
а другие – что его нет…»
Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; 2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
Оборудование: схемы, пакет документов, музыкальное сопровождение.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход урока:
1. Организационный момент (звучит композиция Canto Gregoriano).
Учитель Орехов В.А.: Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?»
В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.
2. Изучение нового материала
1. Религия как одна из форм культуры. Слушая мой рассказ, составляем план-тезисы. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.
Структура религии: 1) религиозное сознание;
2) религиозный культ;
3) религиозная организация.
Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т. е. признание, наряду с реальными природным и социальным бытием, второго, потустороннего мира, в котором находят своё идеальное разрешение все противоречия земного бытия.
Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый
нравственно-эмоциональный акт - акт веры.
Религиозная вера складывается:
1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения;
2) знания религиозных догматов;
3) признания и следования религиозным нормам нравственности;
4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.
Вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания. Спецификой религиозной веры является ее объект - идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны.
Выделяют два уровня религиозного сознания:
• религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов);
• религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).
2. Роль религии в жизни общества
- Проведём небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас? …… Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти
ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чём разница между добром и злом?» Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную
минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.
3. Мировые религии
Религиозные нормы возникли в глубокой древности. Человек, полностью завися от природы, приписывал ее силам божественное происхождение. Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом – верой во всеобщую одушевленность природы. Затем среди сверхъестественных существ люди выделяют особенно могущественных богов. Появляются первые политеистические религии. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1) вера в духов (анимизм); 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.
Религии делят на три большие группы:
• родоплеменные верования;
• национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм и др.);
• мировые религии ( христианство, ислам, буддизм).
Признаки мировых религий:
1) громадное число последователей (христианство – около 2,3 млрд, ислам - более 1,5 млрд, буддизм - около 500 млн);
2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств;
3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства
4) пропагандистская активность.
Разбейтесь на три творческие группы, работая со схемой дайте характеристику-анализ мировых религий. Представьте свою работу.
Первая группа - буддизм. Вторая группа - христианство. Третья группа - ислам.
Презентация работы первой группы
Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения:
• страдания правят миром;
• причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями;
• уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;
• существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.
Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»).
Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).
Презентация работы второй группы
Христианство появляется в I—II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире.
Основные положения вероучения:
• изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);
• божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения в существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;
• богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);
• страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;
• воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;
• вера в существование рая для праведников и ада - для грешников;
• вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле;
• культ страданий как повторение Страстей Господних;
• заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение.
Основными ветвями христианства являются:
1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.
Презентация работы третьей группы
Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII веке. Основателем является Мухаммад, лицо историческое. Основные положения религии:
• нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;
• человек не способен влиять на ход событий, всё в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;
• пророческая миссия Мухаммада;
• молитва (намаз) пять раз в день;
• обязательный пост;
• хадж - паломничество в Мекку;
• обязательная милостыня бедным;
• джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;
• вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;
• установление не только моральных, но и правовых норм (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).
Учитель Орехов В.А. - Что объединяет все эти мировые религии?
- Какие отличия между ними вы увидели? (Учащиеся высказывают свои мнения).
III. Итог урока
- В чём вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам?
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?
Прочитайте притчу.
У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни своё чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесёт ему зерно из дома, где никто не умирал.
- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из неё сделать? Это и будет ваше Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экономики в жизни общества, 10 класс
Разработка урока обществознания в 10 классе...
"Роль языка в жизни общества"
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе....
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса
Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...
Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс
Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....
Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества"
Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества" с использованием сингапурских технологий и практик....