Политический конфликт
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-практикум. | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по обществознанию в 11 классе
по теме «Политический конфликт».
Цели и задачи урока:
- Познакомить с особенностями политических конфликтов, показать этапы эскалации политического конфликта, определить пути урегулирования и разрешения конфликтов;
- Развивать у учащихся умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать у учащихся отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Тема изучается на двух уроках.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступление учителя: «Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала «золотую свадьбу» (50 лет). За завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел любимую нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, раз ты так ее любишь».
Действительно в жизни очень важны взаимопонимание и умение обсуждать проблемы, не допускать конфликтных ситуаций. Поговорим о природе политических конфликтов сегодня на уроке.
Тема урока: «Политический конфликт». (Демонстрация слайда №1.2)
План урока
- Источники и значение конфликтов в политике.
- Развитие политического конфликта.
- Урегулирование конфликтов.
(3 минуты)
- Изучение нового материала.
- Источники и значение конфликтов в политике.
В наши дни нередки конфликты, вызванные политическими проблемами. Приведите примеры политических конфликтов (учащиеся приводят примеры).
Запишите в тетрадь определение. Политический конфликт – это столкновение, противоборство субъектов политики, в основе которого лежит расхождение политических интересов, ценностей и целью, которого является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. (Слайд №3).
Предположите, из каких проблем общества могут возникнуть политические конфликты. Учащиеся приводят варианты: из-за социальных противоречий в сфере экономике, культуры, политических противоречий между государством и обществом, государством и местным самоуправлением, между элитой и контрэлитой, вследствие непродуманной национальной политики. (Слайд №4)
Как вы считаете, возникновение политических конфликтов – это закономерный процесс? (учащиеся предлагают свое мнение). Вывод: жизнь доказывает, что своевременное выявление и разрешение противоречий способствует предотвращению конфликтов, и наоборот, невнимание и равнодушие властей к проблемным ситуациям в обществе могут стать источником политических конфликтов.
(5 минут)
Работа парами с материалами учебника стр. 268-269. Определить роль конфликтов в жизни общества. Сравнить свои выводы с теорией (слайд №5). Составить схему.
Роль политических конфликтов в жизни общества | ||
Политике присуща конфликтность. Конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. | Конфликт – аномальное явление, отклонение от нормального развития, которое нарушает стабильность и согласие в обществе. | Конфликты, принимающие особо острый и неразрешимый характер, разрушают политическое развитие общества, уносят человеческие жизни. |
(7 минут)
Составьте таблицу «Типы политических конфликтов» (слад №6).
Типы политических конфликтов | |
Тип конфликта | Сущность |
Первый – конфликт интересов | Связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени. Стремление социальных групп изменить в свою пользу возможности удовлетворения своих потребностей. Такие конфликты относительно легче поддаются регулированию. |
Второй – конфликт ценностей | Расхождение мнений по вопросу о базовых ценностях и идеалах. Может возникнуть между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, рыночную экономику, и той частью общества, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этом случае действует правило «или-или2, их регулирование затруднено. |
Третий – конфликт идентичности | Характеризуется принадлежность людей к той или иной группе. Субъект политики отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом, а с тем или иным этносом, религиозной группой и т.п. Тогда конфликт возникает по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения. |
(10 минут)
- Развитие политического конфликта.
Как же возникает конфликт? Как он протекает? Работая с пунктом №2, исследуйте, как развивается конфликт, чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта. Ответьте на вопросы:
- Какие этапы протекания конфликта вы можете назвать?
- Что собой представляет этап скрытого (латентного) обострения противоречий?
- К чему приводит этот этап?
- Как называется второй этап протекания конфликта?
- В чем сущность?
- Какие основные черты он имеет?
- Охарактеризуйте процесс эскалации конфликта.
- В чем опасность этого конфликта, если одной из сторон является государственная власть?
- Что такое бунт? Каковы его отличительные черты? Приведите примеры.
- Что такое мятеж? Чем отличается от бунта?
- Что такое восстание? Его отличительные черты.
- Что такое гражданская война? Вспомните ее характерные особенности.
- К чему приводят международные конфликты? Приведите примеры.
(Демонстрация слайдов № 7-10). (20 минут)
Звонок с первого урока. Продолжение на 2-ом уроке.
Учащимся выдается рабочий материал на каждую парту. Перед вами фрагмент документа. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.
Рабочий материал.
Мо-цзы (V в. До н.э.) (Слайд №11)
Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся нанести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другие семьи. Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними…
Вопросы.
- Когда и где был написан этот документ и как он отражает традиции страны, которую представляет автор?
- В чем, по мнению автора, главная причина конфликта?
- Можно ли говорить об актуальности взглядов автора сегодня?
- минут)
3. Урегулирование конфликтов.
Итак, мы рассмотрели, что неразрешимые проблемы могут иметь трагические последствия. К счастью, современное общество выработало методы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов. Исследуем их.
Познакомьтесь с суждениями немецкого философа и социолога XX века Дарендорфа о регулировании конфликтов и ответьте на вопросы.
Рабочий материал.
- Переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей стороны, т.е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций.
- Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т.е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального канцлера и т.д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования.
- Тем не менее, часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т.е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых (в частности в международных) конфликтах.
- В случае, если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.
Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным: хотя он продолжается и может быть интенсивным. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, движущей силой социальных изменений, но он не должен быть войной. Пожалуй, в рациональном обуздании всех конфликтов заключается одна из центральных задач политики.
Вопросы.
- Назовите способы урегулирования конфликтов.
- Какую из двух позиций в оценке конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа.
- Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитража от посредничества?
- Почему обязательный арбитраж рассматривается как форма, находящаяся на границе между регулированием и подавлением конфликта?
- Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?
(По ходу ответов выстраивается схема) На экране слайд №12-14.
Способы урегулирования конфликтов | ||
Переговоры – совместное обсуждение спорных вопросов с целью достижения согласия. | Компромисс | Посредничество – привлечение третьего, независимого, участника переговоров. |
Составление таблицы «Типы соглашения».
Типы соглашения | Сущность соглашения |
Соглашение о перемирии | Прекращение столкновений на определённый срок. |
Урегулирование конфликта | Происходит увязка интересов сторон, в результате чего снижается острота противоречий. |
Ликвидация конфликта | Устранение его причин и исчерпание спора. |
(20 минут).
- Итог уроков.
Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал: «Компромисс – это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу по политическим спорам? Аргументируйте свой ответ. (5 минут)
Стихотворение – притча Руми «Рассказ о винограде» (слайд №15).
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретём!»
«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб, -
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»
А тюрок перебил их:
«Что за шум, друзья мои?
Не лучше ли узюм?»
«Что вы за люди! – грек воскликнул им. –
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был
Он их одним бы словом примирил.
«На ваши деньги, - он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым.
Слова несведущих несут войну,
Мои ж – единство, мир и тишину.
Вопросы
- Каков основной смысл данной притчи? Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?
- Почему возникают столкновения между народами? Каким образом их можно предотвратить? (10 минут)
- Подведение итогов. Домашнее задание. Оценки. (5 минут)
Самоанализ урока.
открытого урока по обществознанию в 11 классе
по теме «Политический конфликт».
Цели и задачи урока:
- Познакомить с особенностями политических конфликтов, показать этапы эскалации политического конфликта, определить пути урегулирования и разрешения конфликтов;
- Развивать у учащихся умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать у учащихся отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Тема изучается на двух уроках.
Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие политического конфликта, причины, роль политического конфликта в жизни общества, типология политических конфликтов рассматривали в практической работе, обсуждали выводы и самостоятельно составили схему «Роль политических конфликтов в обществе» и таблицу «Типы политических конфликтов». Активно участвовали в беседе по новому материалу об этапах развития политических конфликтов. Особое место на уроке занимает анализ исторического документа, представленного как рабочий материал: высказывание древнекитайского ученого Мо-цзы и суждение немецкого философа XXвека Дарендорфа о причинах и способах регулирования конфликтов. По итога обсуждения, которое построено по образцу заданий «С» на ЕГЭ, учащиеся составили схему «Способы урегулирования конфликтов» и таблицу «Типы соглашений».
В итоге учащиеся обсудили в форме эссе высказывание германского государственного деятеля Людвига Эрхард, что компромисс – это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему. Также притчу арабского мыслителя Руми о причинах столкновений между народами.
На уроке учащиеся получили знания об особенностях политических конфликтов, этапах эскалации политического конфликта, путях урегулирования и разрешения конфликтов. Материал урока очень актуальный, несет в себе большую воспитательную нагрузку, формирование чувства толерантности. На уроке систематически развивались такие качества учащихся как умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...
Заседание политического клуба «Мнение» по теме «Межвозрастные конфликты»
Заседание политического клуба «Мнение» по теме «Межвозрастные конфликты»...
Элективное занятие по обществознанию в 11 классе " Политический конфликт".
Разработка элективного занятия по обществознанию .Содержит материал о типах политических конфликтов, стратегии взаимодействия людей в конфликтах....
Начало "холодной войны". Военно-политические блоки, локальные конфликты
материал презентации раскрывает причины начала "холодной войны", содержит актуализацию знаний по прошлым темам, задания для учащихся на изучение нового материала, содержит схемы...
Реферат " ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ."
работа в зоне конфликта...
Презентация Политический конфликт
Материал предназначен для уроков обществощзнания 11 класса...