Конспект по теме ,, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА “
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Конспект по теме ,, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА “
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по теме ,, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА “
Культура ( лат) — 1. возделывание, культивирование почвы.
- 2. все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.
- 3. культура в узком смысле - степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)
2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Функции культуры:
1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
2. Оценочная – определение системы ценностей
3. Регулятивная – формирование системы норм и требований
4. Информативная – передача опыта, ценностей
5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Формы культуры по предназначению :
Элитарная ( высокая) | Народна | Массовая (популярная) | Универсальная |
СлСложная по содержанию и трудная для восприятия неподготовленного человека; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества. Не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. | Создаётся неизвестными творцами - непрофессионалами ; адресована народу. Может быть индивидуальной и групповой. | Адресована всем . без различия классов, наций, пола, т.е. массам в обществе потребления. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммер- ческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. | Понятна всем , независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и социальных ролей. |
Картины к.Малевича, фильмы А.Тарковского и др. | Сказки, фольклор, танцы. песни и др. | Сериалы, реклама, лёгкая музыка и др. | А.С.Пушкин, танец танго и др. |
Экранная культура – культура созданная и передаваемая с помощью компьютера.
Эрзац культура ( Ersatz- заменитель) – это культура не с большой буквы, а перевёрнутая, не обогащающая, а опустошающая человека. ( Культура панков и наркоманов – это тоже культура, но только не возвышающая, а опустошающая человека).
Формы культуры по охвату людей :
1. Доминирующая – культура большинства населения ( господствующие духовные ценности)
2. Субкультура – культура социальной группы ( малые культурные миры) : молодёжная, профессиональная, возрастная, криминальная и др.
3. Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей, например, секты.
МОРАЛЬ
Мораль ( лат) – совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей в обществе.
Этика- наука о морали.
Признаки морали: - всеобщность - добровольность
Категории морали : - добро и зло ; - честь и совесть; - долг и справедливость;- добродетель ;
- достоинство ; - стыд; - правда ; - ответственность и др.
Функции морали:
1. познавательная - связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)- получение индивидом представления о внутреннем мире как своём собственном , так и других людей.
2. коммуникативная - обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями
3. регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
4. оценочная( познавательная) - мораль оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.
5 . воспитательная- формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества.
6. мотивационная- моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
7. прогностическая- что можно ожидать от общества.
8. аксиологическая ( формирует ценности
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
- моральные ценности - это ценности добра и зла как ценностей справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.
Общее у морали и права
1. Регулируют общественные отношения (поведения людей)
2. Ориентируются на справедливость
Отличия морали от права.
Мораль (нормы морали) | Право (нормы права) |
Появилась раньше политики, право и государства. | Появилось позже морали. |
Регулирует все стороны человеческой жизни. | Регулирует определённую область общественных отношений. |
Выражает мнение общества | Выражает волю государства |
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч | Формулируются в письменном виде в юридических актах |
Обеспечивается силой привычки. убеждённостью, совестью, давлением общественного мнения. | В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством. |
Исполнять или нет решает сам челочек | Обязательны для исполнения всеми. |
Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку | Основывается на реальных условиях жизни |
Предъявляет требования к поступкам , мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей. |
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Наука - система знаний о мире и его законах.
Основные элементы :
- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую
систематизацию объективных знаний о действительности.
- система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Классификация наук:
по предмету познания
1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)
2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)
4. технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность- различные направления и школы
- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ
Функции науки:
1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая- формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
3. практически –деятельностная - участие в преобразующей деятельности
4. социальная -исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; -управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
5. производственная- (которую также можно назвать технико-технологической функцией,) - определение путей и способов практического использования добытых знаний , внедрение новых идеё, новых технологий. (В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.)
6. прогностическая- функция науки проявляется в создании по критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного ( клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)
Инновация- нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования:
- приобщение индивида к достижениям цивилизации,
- сохранение культурного достояния.
Функции образования:
- трансляция культуры в обществе.
- формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
- социальная селекция ( размещение в социальной структуре)
- проведение социальных и культурных изменений в обществе
- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Основные направления в развитии образования:
1. демократизация(четыре принципа демократизации образования:
1) принцип равных возможностей;
2) принцип многообразия образовательных программ;
3) принцип многообразия образовательных систем;
4) принцип общественно-государственного управления образованием.
2. компьютеризация
3. интеграция — компетентностный подход (процесс объединения частей в целое.)
4 интернационализация - единая система образования
5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
6 гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7. профилизация - обеспечение возможностей для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе.
Тенденции в развитии образования:
- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное
-среднее ( лицей)
-высшее ( колледж)
а) бакалавриат
б) магистратура
Самообразование - приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами .
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного ( клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)
Моральные (этические) нормы современного ученого
- общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
- касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)
- касающиеся социальной ответственности за свои открытия
ИСКУССТВО
Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
- образное осмысление действительности.
Искусство :
1. Узкое значение
- это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира.
2. Широкое значение
- это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта.
Эстетика- наука о красоте.
Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».
Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.
Особенности искусства:
- эмоционально-чувственное постижение мира
- локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
- субъективность-отражение мира автора
- компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей
действительности
Функции искусства:
1. Познавательная – отражение объективного мира и его усвоение.
2. Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
3. Воспитательная – духовно-нравственное становление личности
4. Коммуникативная – объединение , сближение людей по общим интересам
5. Эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности)
6. Гедонистическая.( Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни) – доставление удовольствия, наслаждения
7. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Специфика познания посредством искусства
- Отражение мира с помощью художественных образов
- Наглядный характер
- Субъективное восприятие действительности
В иды искусства
-Архитектура , - Живопись, - Скульптура, - Литература
- Декоративно-прикладное искусство , - Театр, - Цирк , - Балет, - Кино , - Эстрада
Современное искусство: постмодернизм
- Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
- Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
- Одна из главных форм – коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
РЕЛИГИЯ
Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Политеизм – многобожие, язычество.
Монотеизм – единобожие.
Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога,
каких-либо сверхъестественных сил.
Функции религии:
1. Регулятивная
2. Воспитательная
3. Мировоззренческая
4. Компенсаторская ( Терапевтическая)
5. Коммуникативная
6. Интеграционная
7. Культурная.
РЕЛИГИИ
1. Родоплеменные 2. Национальные 3. Мировые
Религиозная вера
- убеждения - догматы - мораль - обряды
Родоплеменные религии.
1. Фетишизм – поклонение неодушевлённым материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
2. Магия – действия и обряды для сверхъестественного воздействия на окружающий мир.
3. Анимизм – вера в душу и духов и их влияние на людей, животных, предметы и явления, т.е. во всеобщую одухотворённость в природе.( Шаманство- вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами. , Спиритизм – вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредственного контакта с ними людей)
4. Тотемизм – вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами(родами) и животными или растениями.
Национальные религии
1. Иудаизм – 2 тыс. до н.э. – родина Палестина.
2. Зороастризм – 2-1 тыс. до н. э.- Юго-Западная Азия.
3. Мандеизм – 1 в. н.э. – Двуречье.
4. Индуизм – сер. 1 тыс .н.э.- Индия.
5. Джайнизм – 6 в. до н.э. – Индия.
6. Даосизм.- 4-3 вв. до н.э. – Китай.
7. Сикхизм – нач. 16 в. – Индия.
8. Конфуцианство – 6-5 вв. до н.э. – Китай.
9. Синтоизм – 6-7 вв. н.э. – Япония
Мировые религии
Линии сравнения | Буддизм | Ислам ( мусульманство) | Христианство |
1. Время и место возникнове-ния | VI-V вв. до н.э.- Индия | VII. н.э. – Аравия | .I в. н.э – Палестина и др. восточные провинции Римской империи |
2. Священная книга | Трипитака ( типитака) | Коран | Библия : 1. Ветхий Завет – первая часть Библии ( 39 книг) 2. Новый Завет – вторая часть Библии ( 27 книг) |
3. Сейчас в мире | 300-350 млн. человек ( 18 стран Централь-ной, Южной, Юго- Восточной Азии) | 1 млрд 500 млн. чел ( повсеместное распространение. Больше всего в Европе и Америке) | 800 млн. чел. ( 120 стран мира; из них в 35 странах Северной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии) |
4. В России | 380 тыс. чел. ( Бурятия, Тува, Калмыкия) | 20 млн. чел. ( Поволжье, Кавказ) | 120 млн. чел. |
5. Основы вероучения | Четыре благородные истины Будды. 1. Жизнь – страдания. 2. Причина страдания – желания человека. 3. Для прекращения страданий надо отказаться от всех желаний. 4. Путь избавления от страдания- следование учению Будды о восьмеричном пути. | 1.Вера в единого Бога и пророка Мухаммеда. 2. Обязательная молитва – намаз , совершаемая пять раз в день в определённое время. 3. Пост в течение месяца по лунному календарю ( рамадан) 4. Налог в пользу бедных и неимущих ( закят) 5. Паломничество в Мекку. | Нравственные заповеди христианства. 1. Почитай отца и мать. 2. Не убивай. 3. Не прелюбодействуй 4. Не кради. 5. не произноси ложного свидетельства. 6. Не желай …ничего, что у ближнего твоего. |
Признаки мировых религий
1. Огромное число последователей во всём мире.
2. Проповедуют равенство, обращены к представителям всех социальных групп.
3. Стремление обратить в свою веру представителей другого вероисповедания.
4. Космополитичность, носят меж-и надэтнический характер, выходят за пределы наций и государства.
Особенности мировых религий:
1. распространены на всех континентах
2. вера в единого бога
3. эгалитарность -проповедование равенства
4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Роль религии в жизни общества:
«+»
- один из компонентов духовной культуры
- один из институтов общества
- специфический тип мировоззрения
- совокупность моральных принципов
- активно участвует в жизни общества
- одно из средств социального контроля
- сообщество людей, связанных единой верой
- компенсаторная функция - утешение
«-»
- способствует развязыванию войн
- страх как фактор поддержания религиозности
- догматичность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме "Духовная культура"
Тесты позволяют быстро проверить знания уч-ся, выявить пробелы в знаниях, показать над какими вопросами работать на резервных уроках....

Контрольный тест по теме "Духовная культура" 10 класс
Контрольный тест по обществознанию для 10 класса на базовом уровне по теме "Духовная культура"...

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»
Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Доклад на тему «Духовная культура осетин»
Язык осетин.Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского язык...

План-конспект по обществознанию тема "Духовная культура личности и общества"
План-конспект по обществознанию по теме: "Духовная культура личности и общества" раскрывает следующие вопросы:понятие культуры, виды культуры и культуру труда, общения, поведение в обществе....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...