Доклад на тему «Духовная культура осетин»
материал по истории на тему
Язык осетин.
Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.
В русском языке сохранилось несколько скифо-сарматских слов: «хорошо» наряду с общеславянским «добро», «топор» наряду с «секира», «собака» наряду с общеславянским «пес», и др. Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Что представляет собою индоевропейский мир, к которому относятся осетины? Народы индоевропейское речи- это ряд народов древнего и нового мира, выступающих на арене истории два тысячелетия до нашей эры. Они населяли с давних пор большую часть Индии, Ирана, часть Средней и Малой Азии, и почти всю Европу.
Индоевропейцы- это, во-первых, хетты, создавшие во втором тысячелетии до нашей эры крупнейшее государство в Малой Азии. Далее индийцы и иранцы, древние греки, римляне, кельты, славянские народы, русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, хорваты, болгары и другие. Объединены эти народы в одну группу или «семью» по признаку языка. Осетины- один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делающий на этом поприще большие успехи. Осетины жаждут образования, они охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже им владеет. Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык. Многие осетины учатся в высших учебных заведениях. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764 году в Моздоке первой осетинской школы, основанной осетинской духовной комиссией. По данным 1872 года, в Северной Осетии таких школ насчитывалось 16, в том числе 3 женских, во всех этих школах обучалось 446 мальчиков и 111 девочек. Первая осетинская женская школа была открыта в 1862 году священником Аксо Колиевым. Благодаря усилиям отмеченных выше женских школ уже перед революцией в Осетии насчитывалось более тысячи грамотных женщин-осетинок. Осетины-это врачи, юристы, инженеры, ученые, лесничие и др.-честно работаю для общегосударственной культуры и общечеловеческой пользы.
Неумирающее искусство.
Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.
Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.
Гостеприимство.
Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Гостей они принимают со следующими словами: «Мой дом- твой дом. Я и все мое- твое». Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо. Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была крайность. Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может.
Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.
Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.
Уважение к женщинам.
По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.
У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovnaya_kultura_osetin.docx | 93.07 КБ |
Предварительный просмотр:
на тему
«Духовная
культура
осетин»
Выполнила :ученица 10»А» класса
Караева Агунда
Язык осетин.
Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.
В русском языке сохранилось несколько скифо-сарматских слов: «хорошо» наряду с общеславянским «добро», «топор» наряду с «секира», «собака» наряду с общеславянским «пес», и др. Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Что представляет собою индоевропейский мир, к которому относятся осетины? Народы индоевропейское речи- это ряд народов древнего и нового мира, выступающих на арене истории два тысячелетия до нашей эры. Они населяли с давних пор большую часть Индии, Ирана, часть Средней и Малой Азии, и почти всю Европу.
Индоевропейцы- это, во-первых, хетты, создавшие во втором тысячелетии до нашей эры крупнейшее государство в Малой Азии. Далее индийцы и иранцы, древние греки, римляне, кельты, славянские народы, русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, хорваты, болгары и другие. Объединены эти народы в одну группу или «семью» по признаку языка. Осетины- один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делающий на этом поприще большие успехи. Осетины жаждут образования, они охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже им владеет. Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык. Многие осетины учатся в высших учебных заведениях. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764 году в Моздоке первой осетинской школы, основанной осетинской духовной комиссией. По данным 1872 года, в Северной Осетии таких школ насчитывалось 16, в том числе 3 женских, во всех этих школах обучалось 446 мальчиков и 111 девочек. Первая осетинская женская школа была открыта в 1862 году священником Аксо Колиевым. Благодаря усилиям отмеченных выше женских школ уже перед революцией в Осетии насчитывалось более тысячи грамотных женщин-осетинок. Осетины-это врачи, юристы, инженеры, ученые, лесничие и др.-честно работаю для общегосударственной культуры и общечеловеческой пользы.
Неумирающее искусство.
Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.
Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.
Гостеприимство.
Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Гостей они принимают со следующими словами: «Мой дом- твой дом. Я и все мое- твое». Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо. Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была крайность. Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может.
Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.
Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.
Уважение к женщинам.
По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.
У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".
В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной деятельности для развития творческих способностей учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».
Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....
ДОКЛАД по теме "Обычаи и гостеприимство осетин."
И во Франции, и в других странахСамые нелепые обычаи, самые смешныеусловности пребывают под защитой ...
Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)
Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...