Методическая разработка урока по теме "Политический лидер"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Новоселова Татьяна Анатольевна

Урок рассчитан на 45 минут. Используется самостоятельная групповая работа учащихся, которая заключается в изучении документальных источников, составлении схем. Работа на уроке демонстрирует межпредметные (связь с историей) и внутрипредметные связи (учащиеся применяют ранее полученные знания по политической сфере), метапредметные связи - связь с современной политической ситуацией.

Уровень образования школьников: урок предназначен для учащихся 11 класса базового уровня. Для проведения урока учащиеся должны владеть навыками работы с источниками информации, знать исторических деятелей, уметь ориентироваться в современной политической ситуации.

Форма учебной работы: Ученики, работают в группах, отвечают на вопросы текста. В ходе работы заполняется схема.

Формируемые компетенции:

Общекультурные компетенции - знание исторических личностей и событий.

Учебно-познавательные компетенции: анализ источников, выделять сильные и слабые стороны явлений.

Ценноностно – смысловые (понимать значение роли политического лидера и важность знаний о лидерстве, формированию научного мировоззрения, умение делать выводы и их аргументировать)

Информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

Коммуникативные компетенции: навыки работы в группе

владение различными социальными ролями.

Социальные компетенции: владение политическим знаниями.

 

Компетенции личностного самосовершенствования: развитие необходимых современному человеку личностных качеств, таких как ответственность за свой политический выбор, формирование, культуры мышления и поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию «Политический лидер»  11класс.

Цели урока:

Образовательная цель: 

  • дать характеристику института политического лидерства,
  • раскрыть понятие «политический лидер»,
  • определить характерные черты лидера,
  • охарактеризовать  функции лидеров,
  • показать воздействие на общество лидеров различных типов,
  • показать практическую значимость знаний о политических лидерах сегодня.

Воспитательная цель: 

  • формировать критическое отношение  лидерам и их роли в жизни общества,  способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, чувства гражданственности и патриотизма,
  • воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнениям одноклассников.

Развивающая цель:  

способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, материалом учебника, выделять главное, составлять схемы, определять сильные и слабые стороны явлений, анализировать, систематизировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи (в том числе и части С ЕГЭ по обществознанию).

Оборудование:

1.учебник Боголюбов Л.Н.«Обществознание»11класс (§16)

2. научные тексты

3.компьютер, экран

Формируемые компетенции:

Общекультурные компетенции - знание исторических личностей и событий.

Учебно-познавательные компетенции: анализ источников, выделять сильные и слабые стороны явлений.

Ценноностно – смысловые (понимать значение роли политического лидера и важность знаний о лидерстве, формированию научного мировоззрения, умение делать выводы и их аргументировать)

Информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

Коммуникативные компетенции: навыки работы в группе

владение различными социальными ролями.

Социальные компетенции: владение политическим знаниями.

Компетенции личностного самосовершенствования: развитие необходимых современному человеку личностных качеств, таких как ответственность за свой политический выбор, формирование, культуры мышления и поведения.

ХОД УРОКА.

Учитель зачитывает отрывок из воспоминаний  Генри Киссинджера

По словам Генри Киссинджера, «В. Путин представляет собой сочетание равнодушия, большого ума и стратегической хватки. В. Путин производит впечатление сдержанной мощи; он немногословен, его движения скупы, но эффективны. Он в хорошей физической форме. Хотя президент невысокого роста, он излучает стальную уверенность и силу. Он сдержан, пригубливает бокал, только когда протокол требует этого. В. Путин неохотно раскрывает подробности личной жизни. Говорит, что расслабляется, слушая Брамса, Моцарта, Чайковского. Он ни разу не пользовался электронной почтой. В. Путин верующий и часто читает Библию. Он не терпит светской болтовни.

В. Путин четко излагает свое видение места России в мире. Как и президент Д. Буш, В. Путин считает терроризм одной из самых серьезных угроз в новом веке, но он воздерживается от того, чтобы называть его исламским.

Президент озабочен тем, что американцы пытаются вмешиваться во внутренние дела России. Он хочет, чтобы РФ и Америка были партнерами, но чувствует, что США относятся к России как к незваному гостю на вечеринке».

Как вы поняли, речь в отрывке идет о Президенте Владимире Владимировиче  Путине.

Вопрос: «Президент – это кто?»

Варианты ответов, которые могут дать ребята: руководитель, правитель  организатор.

Вопрос: Как в политике называют людей, которые руководят и занимаются организацией? В любой группе  есть  такой человек.

Это - лидер. (в переводе с английского «ведущий, указывающий путь»).

Тема нашего урока « Политический лидер». (слайд)

Изучая историю, вы узнали о тех лидерах, которых поддерживали, за которыми шли большие группы людей, а иногда и целые народы.

Вопрос: Когда мы говорим о лидерах, что нас интересует в первую очередь?

Ответы ребят:

Кто такой лидер?

Почему человек становится лидером?

Каким должен быть лидер? Качества?

Типы лидерства.

Функции лидера.

Эти ответы распечатаны на цветных листах, которые фиксируются на доске. Это будет планом нашего урока.

1 вопрос - Кто такой лидер?   (слайд)

Задание классу: Сравните ваши представления о политическом лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным?  Объясните почему.

«Политический лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь).

 «Политический лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

 «Политический лидер – личность, пользующаяся авторитетом и способная постоянно и решающим образом  влиять  на общество, группы, благодаря наличию у неё политической власти» (Мухаев  Р.)

«Политический лидер - главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Эфрона).

Вопрос: В чем вы видите отличие политического лидера от лидера в  группе?

В современных условиях политический лидер является,  как правило, руководителем организации или государства: он не только обладает личным авторитетом, но и занимает руководящую должность и выполняет управленческие функции.

Влияние политического лидера на большие группы людей связано:

1) с личными качествами лидера,

2) с формально – должностным статусом т.е. обладанием властью.

Установка: Далее предлагаю поработать в группах. (Каждая группа получает свое задание и с ним работает)

Задания группам:

2 вопрос. Причины появления лидерства. (существующие теории)

Первая группа работает с текстом №1 «Теории, исследующие причины возникновения политического лидерства»  и отвечает на вопросы.

Ответ оформляется в виде схемы на доске.

Схема.

Вопрос: Благодаря чему стал лидером Путин Владимир Владимирович? ( все три причины, т.е существует интегративная теория.

Учитель: Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство - отражение той эпохи, той страны и того народа, которые возносят лидера на политический олимп.

3вопрос. Качества лидера.

2 группа. Работа с высказываниями известных лидеров.( Текст № 2)

Каким должен быть лидер? Какими качествами он должен обладать?

Ребята называют качества, учитель показывает слайд.

Природные:

Нравственные

Профессиональные качества

- Энергия;

- Интуиция;

- Воля;

- Обаяние;

- Чувство юмора

- Верность общественному долгу;

- Честность;

- Забота о людях, об общественном благе и справедливости;

- Мужество;

- Благородство

- Аналитические способности;

- Умение быстро ориентироваться в ситуации;

- Аргументировано противостоять своим оппонентам;

- Умение разбираться в людях;

- Компетентность;

- Профессионализм;

- Талант привлекать к себе людей;

- Ораторское искусство;

- Ответственность;

- Способность убеждать

 Вывод. Политический лидер – это всегда смелая и яркая личность.

Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они у него представлены, тем успешнее осуществляются присущие ему функции.

4 вопрос. Функции политического лидера.

3 группа. Работа с текстом учебника - параграф 16.

Ответ ребят подтверждается на слайде.

  • Интеграция общества, объединение масс.
  •  Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
  •  Защита масс от беззакония и произвола.
  •  Укрепление связи власти и масс.
  •  Мобилизация масс на реализацию политических целей.
  •  Представление  интересов определённой общественной        группы.
  • Легитимация (обоснованность, оправданность) власти, политического строя.

Вопрос: Как вы считаете, какие функции лидеров сегодня наиболее востребованы в России?

5 вопрос - Типы лидерства 

В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства. В ходе обсуждения идет заполнение схемы.

4  группа. Работа с текстом № 3 « Типы лидерства в зависимости от основания легитимности  власти»  (Макс Вебер).

Вопрос: Может ли рационально – легальный лидер быть одновременно и харизматическим? Приведите пример.

5 группа. Работа с текстом № 4 «Классификации политических лидеров  в зависимости от их внешнего  образа (имиджа) и призвания»  (М. Херманн).

Идет показ слайда о лидерах.

6 группа. Работа с текстом №5 « Типы лидеров  по стилю руководства и управления. 

Вопрос: Рейтинг политического лидера.  (слайд)

В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политиков. Для этих целей службы изучения общественного мнения  проводят специальные опросы и публикуют их итоги.

Укажите три фактора, способные оказать влияние на формирование рейтинга политического лидера. Если бы вы стали респондентом, из чего бы вы исходили?

Заключение:

Итак, тема нашего урока -  политический лидер.

Вопрос: Для чего мы сегодня об этом говорим? Почему сегодня нам нужны знания о политических лидерах?

Учитель: роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития стран, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи времени и найти  выход из проблемы.

Значение лидеров в истории особо подчеркивал Ф. Ницше. «Цель человечества лежит в его высших представителях…Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача».

Тексты для работы в группах.

Текст №1. Теории, исследующие причины возникновения политического лидерства.

        1. Одна из них – теория черт. Она создавалась на основе анализа и выявления качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Сторонники этой теории утверждают, что происходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству.

        Следует учитывать, что необходимые конкретному лидеру черты существенно варьируются в зависимости от исторических эпох, от особенностей, традиций отдельных государств мира. Часто, особенно в демократических государствах, лидерами становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
        2. Это в значительной мере способствовало появлению теории
ситуационной. Ее суть состоит в следующем: судьба всех политических лидеров показывает, что одних лидерских качеств еще недостаточно, чтобы утвердиться во главе масс. Лидером человек становится в определенных ситуациях. Под ними понимается совокупность факторов, влияющих на отношения между лидером и его последователями. Очень часто именно способность человека правильно оценить ситуацию, скорректировать соответствующим образом свои действия, обеспечивают ему лидерские позиции в обществе. Нет врожденных черт и качеств лидера, а есть определенные требования народа, веления времени. Исходя из этого,  лидером может стать тот человек, который способен выразить, воплотить в действия настроения многих.

        3. Еще одна теория – теория конституентов (последователи, активисты), или по-другому, «теория определяющей роли последователей». Она объясняет феномен лидера через его последователей, конституентов. Достоинством такого подхода является рассмотрение его как особого рода отношений между лидером и его последователями, выступающими в виде взаимосвязанных звеньев: последователи – активисты – лидер. Таким образом, лидер и конституанты составляют систему. В этой системе особая роль отводится активистам. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества лидера, его возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают своего рода природными ремнями, связывающими лидера с массами, т.е. по существу они делают лидера.

Задание: назвать теории, объясняющие  причины возникновения политического лидерства. Пояснить сущность каждой теории.

На ваш взгляд, какая ещё может быть теория? Показать в виде схемы.

Текст № 2. Высказывания знаменитых людей.

  1. «У лидера есть две важные черты:  во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей».

(Максимилиан Робеспьер)

  1. «Мы живем в эпоху осмотрительности: теперь уже вожди следуют за народом».

(Бенджамин Дизраэли)

  1. «Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший - показывает, как это сделать».

(Луначарский А.)

  1. «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими».

(Публий)

  1. «Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию».

(Эмерсон Р.)

  1. «Видеть легко, предвидеть трудно».

(Б. Франклин)

  1. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

(Н. Макиавелли)

  1. «За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

(Отто фон Бисмарк)

  1. «Больше всего в жизни нам не хватает человека, который заставлял бы нас делать то, что мы умеем».

(Р.Эмерсон)

  1. «Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким».

(Н. Макиавелли)

11. «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба»

(Дейл Карнеги)

12. «Масса всей душой будет лишь с теми, в ком она видит носителей больших идей, кому она может верить безусловно и неограниченно, в ком она видит людей, до конца с фанатизмом борющихся за свои идеи»

(А. Гитлер)

Текст № 3. Типы лидерства в зависимости от основания легитимности  власти

( Макс Вебер).

        Государство, равно как и  политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства  (легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

        Во - первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.

        Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого – то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического – избранный князь – военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

        Наконец,  господство в силу «легальности»,  в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный государственный служащий,  и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

        В данном случае нас интересует, прежде всего,  второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» вождя. Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него.

        Вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах.

Вопросы: 

1) Какие три  типа лидерства по основаниям легитимности власти названы в тексте? Их черты.

2) Приведите по одному примеру политических лидеров, относящихся к данной типологии.

3) Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определённых исторических этапах развития общества, назовите, на каких?

Текст № 4. Классификации политических лидеров  в зависимости от их внешнего  образа (имиджа) и призвания. (М. Херманн)

Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.

        Лидер-знаменосец – эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Лидер-знаменосец самостоятелен и критичен в оценках действительности, он знает, как «исправить ситуацию». На своём знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы, и пути её достижения. Пример?

        Лидер-служитель – напротив, ориентирован, прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Последние же ,в свою очередь, поддерживают в народе образ служения всей данной группы интересам общества. Именно так было в «послехрущёвско-догорбачевский»(1964—1985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса» КПСС.

        Лидер-служитель стремится, прежде всего, исправно служить своим конституантам и приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу пожеланиям трудящихся» (избирателям). Пример?

        Лидер-торговец фигура современная, рациональная, «рыночная».Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно “продать”свои идеи и планы, привлекая всё больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вместе с ними добиться их удовлетворения. Пример?

        Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных проблем. Лидер-пожарный «специалист» по кризисным ситуациям. Он эффективно действует «по обстановке», как на пожаре, направляя струю воды туда, где появляются новые языки пламени. Он находит решения самых насущных проблем. Пример?

Задание: определите типы лидеров, в чем их сущность. Назовите  примеры.

Текст № 5.  Типы лидеров  по стилю руководства и управления.

Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.

Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и директивное,

т. е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчинённым выходить за жёсткие рамки отведённых им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения и наказания.

В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотёк, либеральный лидер практически отстраняется от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства иногда называют ещё попустительским).

Наконец, демократический лидер ориентируется на принципы коллегиального, коллективного руководства и управления. Он стремится вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе учёта их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определённой самостоятельности в действиях.

 Роль политического лидера определяется тем, как он выполняет свои функции. Порой невозможно однозначно оценить деятельность политического лидера. Таким спорным вопросом является роль любого из них. 

Задания:

1)  Дать характеристику каждого стиля лидерства, назвать его сильные и слабые стороны.

2) На ваш взгляд, какой тип лидера по стилю полезен для России сегодня?  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Политический лидер

Слайд 2

« Политический лидер – главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Ефрона ). « Политический лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). « Политический лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь). « Политический лидер – личность, пользующаяся авторитетом и оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию» ( Мухаев Р.Т Основы политологии).

Слайд 3

Качества политического лидера Природные Нравственные Профессиональные качества - Энергия ; - Интуиция ; - Воля ; - Обаяние ; - Чувство юмора - Верность общественному долгу; - Честность; - Забота о людях, об общественном благе и справедливости; - Мужество; - Благородство - Аналитические способности; - Умение быстро ориентироваться в ситуации; - Аргументировано противостоять своим оппонентам; - Умение разбираться в людях; - Компетентность; - Профессионализм; - Талант привлекать к себе людей; - Ораторское искусство; - Ответственность; - Способность убеждать

Слайд 4

Интеграция общества, объединение масс. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. Защита масс от беззакония и произвола. Укрепление связи власти и масс. Мобилизация масс на реализацию политических целей. Представление интересов определённой общественной группы. Легитимация (обоснованность, оправданность) власти, политического строя. Функции политического лидера

Слайд 5

Типология политического лидерства По основанию легитимности По силе влияния По имиджу По стилю руководства По форме влияния Традиционный Харизматический Рационально - легальный Конструктивное Деструктивное Знаменосец Служитель Торговец Пожарный Авторитарное Демократическое Либеральное Формальное Неформальное

Слайд 6

Политические лидеры

Слайд 7

В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политиков. Для этих целей службы изучения общественного мнения проводят специальные опросы и публикуют их итоги . Укажите три фактора, способные оказать влияние на формирование рейтинга политического лидера.

Слайд 8

«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача». Ф.Ницше Функции политического лидера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка.Презентация по теме "Лидер и его качества"

Презентация для урока обществознания в 7 классе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга» - «Скороговорка дикторов»

Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга»«Скороговорка дикторов» Руководитель объединения: Смирнов Сергей ...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...