"Личность"
методическая разработка по обществознанию на тему
Цели:
- развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности;
- сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._raz._lichnost.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА «ЛИЧНОСТЬ»
(с использованием проектной технологии, технологии сотрудничества)
Разработчик: преподаватель Васильева О.А.
г. Павловский Посад
2014 г.
Предметная область: обществознание.
Форма продуктов проектной деятельности: устный журнал «В мире замечательных людей».
Группа: БЭ-134
Время работы: краткосрочный проект, 2 урока
Материально-техническое оснащение: историческая, публицистическая литература, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.
Цели проекта:
- развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности;
- сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.
Реализация проекта:
1. Введение в проект.
2. Формирование творческих групп.
3. Представление результатов проекта.
Введение в проект Урок 1.
Ход урока:
Преподаватель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.
Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество. О человеке иногда говорят и как об индивидуальности. Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.
Слово «личность» (лат. persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.).
Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.
Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т. д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т. д.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту, характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический портрет личности.
Практикум «Темперамент. Чувства. Способности».
Задание 1. Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Слова для справок: повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, малая активность, вялость, выразительность мимики, ярко выраженная жестикуляция, молчаливость, чувствительность, возбудимость
Задание 2. На основании характеристик определите тип темперамента:
а) Виктор, ученик 7 класса. Медлителен. Походка неторопливая. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руку не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Сам не обижает ребят, но к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для друзей ленится что-то сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не очень
быстро. Требуется несколько раз повторить новый материал, после чего задание выполняет правильно. Любит порядок.
б) Борис, ученик 7 класса. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. От смеха резко переходит к гневу. Очень инициативен. Любознателен. Любит получать хорошие отметки. Не может сдерживать свои эмоции.
в) Саша, ученик 7 класса. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, часто плачет, расстраивается по каждому поводу. Очень обидчив. Мечтатель. Покорно подчиняется всем правилам. Не верит в свои силы. Если встречаются трудности, легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца.
Задание 3. Приведите примеры из сказок, фильмов, литературных произведений, где дети обладали теми или иными способностями.
Задание 4. Перечислите, какие вы знаете эмоции и чувства, составьте с этими словами предложения.
Задание 5. Произнесите предложение «Сегодня идет дождь» с разными чувствами (с грустью, радостно, удивленно и т. д.).
Учитель: Мы сегодня познакомились с очень важными для каждого человека понятиями. На следующем уроке мы продолжим изучением темы
Формирование творческих групп Урок 2.
Ход урока:
Преподаватель. Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен немало. Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:
• ответить на вопросы:
- Какого человека называют «выдающейся личностью»?
- Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?
• соотнести конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
• высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.
Вопросы для обсуждения в каждой группе:
1. Кого называют личностью?
2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?
Материал для 1-й группы.
«...Отправившись в «великое посольство», Петр I посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.
- Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий. - В том, что я царь, моей заслуги нет, на; то воля Божья. А вот звание корабельного мастера я сам себе добыл своими руками...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означают слова русского императора?
Материал для 2-й группы.
«С ранних лет к Леонардо да Винчи были приставлены учителя, которые учили мальчика чтению, письму, арифметике, латыни и музыке. Каждое утро начиналось с занятий. Он быстро справлялся со всеми заданиями и всё оставшееся время посвящал рисованию и лепке. Его детские пальцы с удивительной точностью лепили из бесформенных кусков глины фигурки собак, лошадок и людей. Одаренность ребенка была настолько очевидна, что Леонардо отдали в ученики к знаменитому скульптору и живописцу Андрею Варроккьо. Ученику приходилось трудиться с утра до ночи, и Леонардо работал сосредоточенно и упорно.
Особенно больших успехов Леонардо достиг в живописи. В 20 лет его уже провозглашают «мастером», то есть профессионалом своего дела. Самые знаменитые его шедевры - «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Благовещение». Помимо живописи он имел познания в математике, физике и оптике. Он изобрел пропорциональный циркуль и прибор для вычерчивания параболы. Он часто повторял: «Механика - рай математических наук», и занимался ею постоянно. Его даже считают величайшим инженером всех времен. Он ввёл понятие силы трения. Леонардо да Винчи изобрел несколько типов станков для прядения и ткачества, выдвижную пожарную лестницу, землечерпалку, снаряжение для водолазных работ, построил модель планера. О нём отзывались как о необыкновенно красивом человеке, прекрасном пловце, искусном всаднике, фехтовальщике, острослове и блестящем рассказчике, танцоре, певце и поэте, математике, гениальном художнике, астрономе, геологе, ботанике, военном инженере, мыслителе... Умирая весной 1519 г., он сокрушался, что сделал так мало в своей жизни и просил за это прощения у Бога и людей».
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью?
Материал для 3-й группы.
«В России конца XIX века Сергей Александрович Рачинский был известен как педагог, создатель уникальной школы для крестьянских детей. Культурное значение его деятельности было велико - крупный ученый-ботаник, профессор, философ, литератор, музыкант, поэт.
Большой удачей для детей села Татево и окрестных деревень оказалось то, что дело их школьного образования попало в руки человека, который как никто другой был к нему предназначен, о котором все знавшие его вспоминают как о подвижнике, о человеке удивительно высоких нравственных устоев, о духовном деятеле.
Крестьянские дети стали его семьей, он не только учил их, но и заботился об их дальнейшей судьбе.
Рачинский любил своих учеников, любовался ими, восхищался их способностями, тяготением к высокому нравственному идеалу...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? В чём С. А. Рачинский видел смысл своей жизни?
Материал для 4-й группы.
«С. И. Мамонтов был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал театральное искусство, живопись. Покровительствовал русским художникам, коллекционировал их картины.
Познакомившись в 1873 году с В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своем имении Абрамцево мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики, скульптуры. Образовался так называемый Абрамцевский художественный кружок. Там жили и работали братья Васнецовы, Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал Савва Иванович. Художники жили там подолгу, зачастую с семьями. Здесь были созданы многие шедевры мировой живописи. Абрамцево при Мамонтовых стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры.
Именно Мамонтов открыл и поддержал Шаляпина как оперного певца. Савве Ивановичу удалось путем постоянных поисков создать сильный оперный коллектив. Из его Частной оперы вышли многие знаменитые певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах.
Шаляпин, выступая по случаю победы на конкурсе оперного искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь, посвященную Мамонтову: «...Я хочу вспомнить о своем друге и учителе Савве Ивановиче Мамонтове... Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Какую роль в развитии отечественной культуры сыграл С. И. Мамонтов?
Представление результатов проекта
1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
2.Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:
1) О ком хотят рассказать участники проекта?
2) В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
3) Почему этого человека признают выдающейся личностью?
4) Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха в жизни?
5) Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?
Оценивание проекта преподавателем и студентами. Процесс самооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.
«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...