Рабочая программа факультативного курса для 5 класcа «Права человека».
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств для разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
для 5 класcа
«Права человека».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств для разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Обучение правам человека выполняет разные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно получать и применять на практике знания по правам человека; развитие творческих способностей; коммуникативных навыков.
Задачи курса:
- Формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей
- Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам.
Курс состоит из двух разделов: «Права человека», ориентированного на знакомство учащихся с основными документами по проблеме, и «Права человека в современном мире», посвященного реализации прав и свобод человека.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
основные методы: работа с документами, высказываниями, материалами СМИ, эвристические беседы, дидактические игры, составление таблиц и схем, анализ сюжетов и сказок, беседы с использованием практических заданий, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра «Суд».
Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Сроки |
1. | Введение | 1 | |
Права человека | 10 | ||
2-3 | Основные принципы и стандарты прав человека | 2 | |
4-5 | Классификация прав человека | 2 | |
6-7 | Всеобщая декларация прав человека | 2 | |
8-9 | Конвенция о правах ребенка | 2 | |
10-11 | Конституция РФ о правах человека | 2 | |
Права человека в современном мире | 22 | ||
12-13 | Нарушение прав человека в современном мире | 2 | |
14-15 | Соблюдение прав человека | 2 | |
16-17 | Лица, нуждающиеся в специальных правах | 2 | |
18-19 | Организация защиты прав человека | 2 | |
20-21 | Дискриминация или защита прав человека | 2 | |
22-23 | Геноцид, расизм, экстремизм | 2 | |
24-25 | Международный терроризм | 2 | |
26-27 | Беженцы, мигранты | 2 | |
28-29 | Правозащитные органы РФ | 2 | |
30-31 | Международные органы по защите прав человека | 2 | |
32-33 | Выдающиеся деятели в борьбе за мир | 2 | |
34 | Заключение. Права и ответственность человека. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба; права человека в сословном обществе; права гражданина, права планетарного человека).
Тема I. «Права человека». (10ч)
Эвристическая беседа с элементами игры «Основные принципы и стандарты прав человека». Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.
Семинар «Виды прав человека». Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу, по времени формирования, по субъектам-носителям.
Практическое занятие 1 «Всеобщая декларация прав человека».
Деловая игра «Всеобщая декларация прав человека».
Практическое занятие 2 «Конституция РФ о правах человека».
Практическое занятие 3 «Конвенция о правах ребенка».
Деловая игра «Конвенция о правах ребенка».
Тема II. «Права человека в современном мире».(22ч.)
Семинар «Виды нарушений прав человека». Дискриминация. Виды нарушения прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Геноцид, апартеид, национальный экстремизм, расизм, беженцы, рабочие-мигранты.
Деловая игра «Виды нарушений прав человека».
Эвристическая беседа «Соблюдение прав человека». Гарантии прав человека и гражданина.
Семинар «Лица, нуждающиеся в специальных правах». Права сирот, лис с ограниченными способностями.
Практическое занятие «Конвенция о статусе беженцев»
Эвристическая беседа «Организация защиты прав человека». Международные организации: ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный суд, комитет по правам человека.
Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ. Деятели борьбы за мир.
Деловая игра «Дискриминация или защита прав человека»?
Заключение. Права и ответственность человека. (1ч).
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
1.Всеобщая Декларация прав человека
2.Конвенция о правах ребёнка
3.Конвенция о статусе беженцев
4.Конституция РФ
Для учителя:
- Аминов А.А. Сам себе юрист: правовая игра. Граждановедение. – 2004. № 14.
- Болотина Т.В. Организация обучения по правам человека в основной школе. Право в школе. – 2014. № 2.
- Никитин А.Ф. Права человека в школе.- М., 2013.
- Никитин А.Ф Права человека: учебное пособие для средней школы. – М.,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс
Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330778-1383148198.jpg)
Программа факультативного курса по биологии "Физиология человека" 8 класс
Программа факультативного курса по биологии: "Физиология человека" 8 класс включает занятия, расширяющие и дополняющие курс биологии. Программа включает планирование курса, ведущие понятия, практическ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/25/picture-451417-1401042752.jpg)
Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов
Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996615-1516111329.jpg)
Рабочая программа Факультативного курса «Практическое право»
Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 10 - 11 классов. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисцип...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1214511-1581912462.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...