Рабочая программа факультативного курса для 5 класcа «Права человека».
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств для разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak.prava_cheloveka.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
для 5 класcа
«Права человека».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств для разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Обучение правам человека выполняет разные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно получать и применять на практике знания по правам человека; развитие творческих способностей; коммуникативных навыков.
Задачи курса:
- Формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей
- Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам.
Курс состоит из двух разделов: «Права человека», ориентированного на знакомство учащихся с основными документами по проблеме, и «Права человека в современном мире», посвященного реализации прав и свобод человека.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
основные методы: работа с документами, высказываниями, материалами СМИ, эвристические беседы, дидактические игры, составление таблиц и схем, анализ сюжетов и сказок, беседы с использованием практических заданий, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра «Суд».
Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Сроки |
1. | Введение | 1 | |
Права человека | 10 | ||
2-3 | Основные принципы и стандарты прав человека | 2 | |
4-5 | Классификация прав человека | 2 | |
6-7 | Всеобщая декларация прав человека | 2 | |
8-9 | Конвенция о правах ребенка | 2 | |
10-11 | Конституция РФ о правах человека | 2 | |
Права человека в современном мире | 22 | ||
12-13 | Нарушение прав человека в современном мире | 2 | |
14-15 | Соблюдение прав человека | 2 | |
16-17 | Лица, нуждающиеся в специальных правах | 2 | |
18-19 | Организация защиты прав человека | 2 | |
20-21 | Дискриминация или защита прав человека | 2 | |
22-23 | Геноцид, расизм, экстремизм | 2 | |
24-25 | Международный терроризм | 2 | |
26-27 | Беженцы, мигранты | 2 | |
28-29 | Правозащитные органы РФ | 2 | |
30-31 | Международные органы по защите прав человека | 2 | |
32-33 | Выдающиеся деятели в борьбе за мир | 2 | |
34 | Заключение. Права и ответственность человека. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба; права человека в сословном обществе; права гражданина, права планетарного человека).
Тема I. «Права человека». (10ч)
Эвристическая беседа с элементами игры «Основные принципы и стандарты прав человека». Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.
Семинар «Виды прав человека». Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу, по времени формирования, по субъектам-носителям.
Практическое занятие 1 «Всеобщая декларация прав человека».
Деловая игра «Всеобщая декларация прав человека».
Практическое занятие 2 «Конституция РФ о правах человека».
Практическое занятие 3 «Конвенция о правах ребенка».
Деловая игра «Конвенция о правах ребенка».
Тема II. «Права человека в современном мире».(22ч.)
Семинар «Виды нарушений прав человека». Дискриминация. Виды нарушения прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Геноцид, апартеид, национальный экстремизм, расизм, беженцы, рабочие-мигранты.
Деловая игра «Виды нарушений прав человека».
Эвристическая беседа «Соблюдение прав человека». Гарантии прав человека и гражданина.
Семинар «Лица, нуждающиеся в специальных правах». Права сирот, лис с ограниченными способностями.
Практическое занятие «Конвенция о статусе беженцев»
Эвристическая беседа «Организация защиты прав человека». Международные организации: ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный суд, комитет по правам человека.
Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ. Деятели борьбы за мир.
Деловая игра «Дискриминация или защита прав человека»?
Заключение. Права и ответственность человека. (1ч).
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
1.Всеобщая Декларация прав человека
2.Конвенция о правах ребёнка
3.Конвенция о статусе беженцев
4.Конституция РФ
Для учителя:
- Аминов А.А. Сам себе юрист: правовая игра. Граждановедение. – 2004. № 14.
- Болотина Т.В. Организация обучения по правам человека в основной школе. Право в школе. – 2014. № 2.
- Никитин А.Ф. Права человека в школе.- М., 2013.
- Никитин А.Ф Права человека: учебное пособие для средней школы. – М.,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс
Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....
Программа факультативного курса по биологии "Физиология человека" 8 класс
Программа факультативного курса по биологии: "Физиология человека" 8 класс включает занятия, расширяющие и дополняющие курс биологии. Программа включает планирование курса, ведущие понятия, практическ...
Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов
Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...
Рабочая программа факультативного курса по праву
Программа факультативного курса по праву...
Рабочая программа Факультативного курса «Практическое право»
Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 10 - 11 классов. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисцип...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...