Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».
статья по обществознанию на тему
Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».
В статье представлено применение различных форм обучения, в системе работы учителя, которые позволяют учащимся овладеть социально – правовой компетентностью. Научится соотносить правовые ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, находить пути решения проблем, связанных с нарушением права, выступать публично, применяя юридическую терминологию, работать в группе, выражать свое отношение по поводу той или иной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu_sotsialno.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».
Учитель обществознания и права
МБОУ «Дульдургинская СОШ»
высшей квалификационной категории
Бадмаева Эльвира Чойжалсановна
Развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». [стр.5, 6]
Исходя из этого, социализирующей функцией школы является ориентация ее на создание педагогических условий для позитивной интеграции молодежи в современное общество. Правовая компетентность формируется через активные формы обучения, при которых ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения.
«Компетентность - способность применять имеющиеся знания, умения, навыки в различных проблемных ситуациях. При этом результаты должны быть практичны. Результаты образования признаются значительными за пределами образования»[стр.18,3].
Активные формы обучения, направленные на формирование мобильности знаний и их практическое применение в жизни, формируют познавательные интересы, развивают такие свойства личности, как динамизм, конструктивность, творческие способности, ответственность за принятые решения.
Цель. Через активные формы организации занятий способствовать формированию социально – правовой компетентности на элективном курсе «Подросток и закон».
Задачи.
1. Создать условия для развития компетентности, необходимой для защиты прав, свобод и законных интересов личности через моделирование поведения в рамках социально – правовой деятельности.
2. Познакомить учащихся со спецификой работы сотрудников правоохранительной системы.
3. Способствовать формированию собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
4.Результаты.
1. Применение различных форм обучения позволяет учащимся овладеть социально – правовой компетентностью. Девятиклассники научились соотносить правовые ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, находить пути решения проблем, связанных с нарушением права, выступать публично, применяя юридическую терминологию, работать в группе, выражать свое отношение по поводу той или иной проблемы. Приобрели умение самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации. Могут составлять отдельные виды юридических документов по образцу, анализировать собственные профессиональные склонности, находить необходимую информацию в Интернете.
2. Для девятиклассников созданы условия формирования своего отношения к профессиям правовой сферы, что позволяет более грамотно определить выбор профиля в последующих классах.
3. Повышается правовая культура девятиклассников. Это подтверждают следующие данные. За 2008-2009 учебный год количество правонарушений в школе среди учащихся 9-11 классов снизилось на 10%, а за 2010-2011 год на 30% по сравнению с 2009-2010 учебным годом. На учете ПДН за этот период количество подростков сократилось на 40%.
Примечание: данные на 23 октября 2012 года
Трудности при проведении курса.
1. Временные затраты учителя.
2. Недостаточная юридическая подготовка учителя.
3. Отсутствие педагогического образования у сотрудников.
4. Большие группы детей.
Условия реализации.
1. Планирование времени и места проведения экскурсий.
2. Продуманная организация пространства учебного занятия.
3. Предварительная беседа с сотрудниками по проведению занятий.
4. Наличие свободного времени у сотрудников для проведения занятий.
Реализация активных форм проведения занятий при осуществлении
курса «Подросток и закон».
Цель. Разработать структуру проведения занятий с применением активных форм для формирования социально – правовой компетентности учащихся 9-х классов на элективном курсе «Подросток и закон».
«Эффективное правовое образование – это не только приобретение знаний, но и развитие социальных и интеллектуальных умений, нужных гражданам демократического общества». [стр.43,5]Наиболее адекватными данной задачи являются подходы, направленные на вовлечение учащихся в активное, основанное на критическом анализе обучение. Это экскурсии, моделирование, учебные игры, встречи с новыми людьми и др. Активные формы не только повышают интерес к учению, но и обеспечивает глубокое усвоение содержания, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Все это возможно при условии, что ученик становится в центр образовательной среды, а учителя из «передатчиков» знаний превращаются в «дирижеров» организаторов процесса приобретения знаний.
На первом занятии девятиклассники получают проспект специальностей, с которыми предстоит познакомиться. Это позволяет детям видеть перспективу курса, а также «осуществлять контроль» за деятельностью учителя. Все занятия, кроме вводного и итогового, «вышли» за рамки школы и урока. Они проводятся на рабочих местах сотрудников правоохранительной системы. Это позволяет создать условия, при которых ученик погружен в реальную жизненную ситуацию.
Занятия имеют четкую структуру, которая включает в себя систему повторяющихся частей и разделов при возможности изменения их содержания.
Активные формы организации занятий.
Экскурсия
Способствует более глубокому погружению в реальную ситуацию.
Развивает познавательный интерес. Проводятся на всех занятиях при
знакомстве с новой специальностью. Школьники более объективно формируют свое отношение к каждой специальности, оценивают рабочее пространство сотрудника.
Анкетирование проводится с целью рефлексии
Входящее (знания детей о специальностях правоохранительной системы)
Исходящее (знания после изучения курса)
Дети с интересом сравнили уровень знаний и отметили значительную динамику.
Игра(ролевая, имитационная, деловая)
Способствует развитию навыков критического мышления, способности
ясно выражать свое отношение к той или иной проблеме, применение на
практике другой линии поведения и умения решать сложные практические
задачи.
Игры позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри, предложить свои пути решения. Начиная с первого занятия, дети готовятся к итоговому, которое проходит в форме судебного заседания и правовой
дискотеки. Формируются группы по принципу выполнения ролей в суде: сторона защиты, сторона обвинения, истец, обвиняемый, свидетели, судья и др. В ходе изучения курса дети акцентируют свое внимание на тех специальностях, в роли которых им придется выступить, а также осваивают свою роль через телевизионные сериалы. Выступают в роли адвоката, прокурора, юрисконсульта, составляют документы у нотариуса. В подражание телевизионным судам девятиклассники проводят свои судебные
заседания, где довольно грамотно выступают в роли судьи, прокурора, адвоката и др.
В ходе курса идет подготовка справочника экстремальных правовых ситуаций, в котором указан номер телефона, имя сотрудника, адрес. Этот справочник остается у детей. При необходимости они могут обратиться к нему.
Упражнение «Ожидания».
В начале занятия ученикам предлагается высказать свои ожидания от предстоящей работы. Анализируя ожидания, учитель и сотрудник могут узнать, какие вопросы интересуют детей при изучении новой темы
Метод «мозговой штурм»
С положительной стороны зарекомендовал себя прием, который чаще всего используется на стадии вызова. Например, «Запишите все, что знаете…». Суть этого приема в том, что перед началом знакомства с новым учебным материалом школьникам предлагается вспомнить, все, что они знают и думают по данному вопросу. Это позволяет активизировать имеющиеся у учащихся знания или представления, полученные ими из книг, фильмов, жизненного опыта. Таким образом, восстановление имеющегося знания идет путем коллективной «мозговой атаки», удается восстановить большое количество учебного материала.
Работа с правовыми документами.
УК РФ, УПК РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, КоАП и др. Работа с этими кодексами предполагает достижение таких целей, как
-умение анализировать, делать объективные и взвешенные выводы
-умение соотносить проблемные ситуации с правовыми нормами
-умение выносить собственное суждение
Необходимо отметить, что «обучение внимательному прочтению, анализу статей законов, умению делать на их основании самостоятельные выводы, является необходимой задачей формирования гражданского сознания». [стр.50,5].
Способы: кластер, коллаж, синквейн.
Творческие задания. Требуется применить полученную информацию. Примеры творческих заданий:
письмо, составление договора, подготовка выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса. Творческое задание не имеет однозначного решения, является практическим и полезным.
Решение ситуативных задач. Девятиклассники научились соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации. Задание предполагает в первую очередь закрепление изученного материала, формирование практических умений и навыков, развитие внимания и сообразительности.
Решение психологических задач. Выполняя это задание, дети определяют насколько у них развита память, внимание, мышление и т.д.
Результаты диагностики
Диагностика проводилась по направлениям:
1. анкетирование учащихся
2. саморефлексия
3. количество правонарушений в школе
В течение 3 лет анкетированием было охвачено 138 девятиклассников. Анализ анкет показал, что 100% учащихся курс понравился и дал практические знания. Ученики отметили, что занятия проходили вне стен школы в форме игр, экскурсий. Девятиклассники сформировали свое отношение к специальностям правоохранительной системы. Результат анкетирования показал, что из представленных специальностей 36% детей предпочтение отдали прокурору, 14% - следователю, 10% - работнику ГИБДД, по 4% - адвокату и эксперту – криминалисту, остальные по 1-3%, 12% не выбрали ни одну из специальностей. Считаю, что курс способствовал более осознанному выбору профиля в десятом классе.
У детей вырабатываются необходимые коммуникативные навыки – устной и письменной речи, диалога, грамотной монологической речи, выступления с сообщениями, навыки групповой работы. На занятиях девятиклассники применили полученные знания, выступив в роли судьи, адвоката, прокурора, эксперта-криминалиста, юрисконсульта и других.
В школе ведется диагностика количества правонарушений. По данным социального работника школы количество правонарушений среди детей, посещавших курс, значительно сократилось.
Курс имеет высокий рейтинг по школе. В течение трех лет он является самым выбираемым. Ежегодно девятиклассникам предлагается выбрать 4 курса из более чем 20 предложенных. 80% детей выбирают курс «Подросток и закон».
В течение 3 лет среди тех, кто изучал курс «Подросток и закон» 7 победителей районной олимпиады по праву и обществознанию, 9 призеров, 1 победитель краевой олимпиады, 1 призер краевой олимпиады, 6 участников краевой олимпиады по праву и обществознанию.
Оценивание. В конце учебного года девятиклассникам выдается справка об изучении курса, в которой делается запись «успешно изучил» или «изучил».
Литература
- Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2004.
- Л.В. Мостяева. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. Рязань, 2006.
- Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие. Сост. Т.И. Тюляева. М., АСТ, 2003.
- Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. М., «Новый учебник», 2006.
- Е.А. Певцова. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., «Новый учебник», 2003.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобрено Правительством РФ за № 1756-р от 29 декабря 2001 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подросток и закон"
Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...
Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.
Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...
«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».
Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...
Элективный курс "Подросток и закон"
цель курса: содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно ...
Элективный курс "Подросток и закон"
Электив...
Элективный курс "Подросток и закон"
Электив...
Элективный курс "Подросток и закон"
Рабочая программа...