Парламентский урок "Где рождаются законы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Парламентский урок "Где рождаются законы" разработан с целью углубления знаний учащихся о работе законодательных органов РФ и РТ и воспитанию правовой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Парламентский урок "Где рождаются законы" | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории МБОУ « СОШ № 4» Беляева Т.В.
Парламентский урок: «Где рождаются законы»
Цель и задачи:
- Закрепить основные знания о государственных символах РФ и РТ.
- Воспитывать патриотизм и любовь к своей родине .
- Дать представление об основных понятиях: Конституция, принцип разделения властей, Президент, Госсовет, депутат.
- Объяснить и охарактеризовать систему органов власти в РФ и РТ.
Тип урока: семинар, проводимый в актовом зале для учащихся 9-11 классов.
Оборудование :
- презентация DWD диска о достопримечательностях России и Татарстана.
- музыка гимнов России и Татарстана
- государственные символы России и Татарстана
- политическая карта мира , Российской Федерации и республики Татарстан.
- выставка книг о России и республики Татарстан.
- основные понятия и термины: Конституция, символы РФ и РТ, патриотизм, принцип разделения властей, Президент, Госсовет, Парламент, система органов власти.
Ход урока:
1. Звучит гимн Российской Федерации, а затем гимн республики Татарстан.
2.Просмотр фильма о Российской Федерации и Республике Татарстан.
3.Проверка знаний учащихся о РФ и РТ.
Введение в материал:
Ребята стоя прослушивают гимн РФ и Республики Татарстан.
Вступительное слово учителя: сегодня у нас особый урок, мы поговорим и узнаем как и где рождаются законы, о государственных символах России и республики Татарстан, о их достопримечательностях и о системе органов власти в РФ и РТ.
Государственные символы отражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Проявление уважения граждан к символам государства свидетельствует об уважении к политике государства, своему народу, любви к своей Родине и гордости за неё.
А сейчас мы просмотрим фильм о России и республики Татарстан .
Просмотр фильма.
После просмотра фильма учитель предлагает учащимся обсудить некоторые вопросы:
- что означает слово герб?
-гимн страны
- сколько цветов у Российского флага и флага РТ, и что они означают?
-как называется главный закон нашей страны?
-охарактеризовать систему органов власти РФ и РТ, а также заполнить предложенную схему .
Ответы учащихся:
- Слово герб происходит от немецкого слова « наследство» и обозначает символ города , страны. Герб эмблема государства, города, страны., изображаемая на флагах, монетах, печатях. Государственных и других официальных документах. Герб –отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определённым правилам, принятым в данной стране, в данный исторический период и утверждается специальным законодательным актом.
- Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693году. Цвета флага означают: белый – мир и чистота устремлений; синий – вера, верность и постоянство; красный – отвага сила, кровь, пролитая за Отечество. 21 августа 1991г- день возрождения Флага России.
- Трёхцветный флаг Татарстана – является государственным символом республики Татарстан., был утверждён постановлением Верховного Совета Республики Татарстан 29 ноября 1991года. Зелёный цвет означает зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.
Главой государства России является Д.А. Медведев.
Учитель: мы с вами изучали смысловое содержание термина «закон»,а сегодня рассмотрим систему государственной власти в РФ и РТ. Давайте внимательно рассмотрим схему «органы государственной власти в РФ» и закончим её используя следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд.
Предлагает учащимся заполнить схему:
Система органов государственной власти в Российской Федерации | |||
Глава государства | Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
Учитель: ребята , вы уже знаете , что республика Татарстан является субъектом РФ.
Давайте постараемся на основе текста Конституции Республики Татарстан составить схему « Органы государственной власти РТ». А помогут вам следующие термины: Президент, Государственный Совет, Конституционный Суд, Кабинет Министров. Составление схемы:
Система органов государственной власти в республике Татарстан |
Глава государства | Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
Учитель: рассмотрев схемы, мы можем ответить, что законы рождаются в парламенте.
Сначала разрабатывается проект закона. Его вносит парламент или Президент, или депутат,, или Правительство. Депутаты изучают законопроект, а потом обсуждают на заседаниях – сессиях. Готовят свои предложения, поправки, которые принимаются или отклоняются голосованием. И когда законопроект полностью готов , за него вновь голосуют и принимают закон. Вот и появился закон. Его отправляют Президенту, если закон не противоречит Конституции , Президент его подпишет, а если противоречит , то закон отправляется в Парламент на дальней шее обсуждение и доработку. Но закон не имеет силы до тех пор, пока его не подпишет Президент страны или республики. В нашей стране закон принимается на двух языках – татарском и русском. Закон вступает в силу только после того , как Президент его подпишет , и он будет опубликован в СМИ.
- Как называется Парламент республики Татарстан?( Государственный Совет)
-Кто возглавляет Госсовет РТ ?( Фарид Хайрулович Мухаметшин)
-Какова главная задача Госсовета? ( принятие законов и их толкование)
- назовите комитеты, которые образуются Парламентом для введения законопроектной работы( Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению, Комитет по законности и правопорядку, Комитет по культуре и науке, Комитет по экономике, Комитет по бюджету, Комитет по социальной политике, Комитет по экологии.
- Какие законы вы знаете?(Закон об образовании, СК, КоАП, УК,ГК,НК,ТК и т. д.)
Учитель: ребята,-« кто такие депутаты и какова их роль в жизни общества?»
Учащиеся: Депутаты – это граждане страны, республики, которых избрали членами представительного , законодательного органа власти. Они собираются на заседании парламента, работают над созданием новых законов, встречаются с избирателями, обсуждают наболевшие проблемы,, стараются чтобы жизнь в стране стала лучше.
- Как вы считаете ,кто может стать депутатом?
(депутатом может избран любой гражданин ,имеющий гражданство в нашей стране и достигший 18 лет).
Высказываются мнения ребят и подводятся итоги семинара.
Учитель: сегодня мы рассмотрели с вами интересующую вас тему и узнали , что представляет система органов государственной власти, где и как рождаются законы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Законы Пермского края: механизмы и процедуры принятия" - парламентский урок
Знакомство с законотворческой деятельностью Законодательного Собрания Пермского края...
Парламентский урок "Как рождается закон"
Технологическая карта урока...
Парламентский урок. Тема: "Как работает закон?"
Осознание учащимися роли гражданина в процессе реализации и контроля над выполнением закона....
Разработка урока "Где рождаются законы"
Разработка "Парламентского урока" на тему "Где рождаются законы" - это беседа педагогв и учащихся о работе Парламента, особенностях законотворчества, о роли законов в нашей жизни. Целью урока ...
Парламентский урок "Как рождаются законы?"
Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе.Задачисистематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодател...
Парламентский урок "Где рождаются законы"
Парламентский урок на тему "Где рождаются законы" для 8 класса...
Парламентский урок: Здесь рождаются законы.
Ознакомление учащихся с системой парламентаризма...