Уроки по обществознанию. Раздел 1 "Человек и общество"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
1 урок - "Общение"
2 урок - "Права человека"
3 урок - "Правовое государство". Раздел 2 "Гражданин и государство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_obshchestvoznaniyu_v_8_klasse.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 8 классе
Раздел 1 Человек и общество
Тема: Общение
Цель: показать взаимосвязь человека и общества, зависимость развития личности от общества.
Задачи:
Образовательная. Продолжить формирование представлений учащихся об общении, его видах и формах. Дополнить знания о правилах общения.
Развивающая. Развитие умения анализировать учебный текст, делать выводы.
Воспитательная. Продолжить формирование толерантности как наиболее важной для общения черты характера.
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности
Форма урока: практическое занятие с элементами проектной деятельности (презентация продукта)
Опережающие задания по группам. Используя проектную деятельность подготовить:
1 группе – открытку с мудрыми мыслями о роли общения в жизни человека, дав краткую устную характеристику авторам мыслей;
2 группе – памятку – «10 золотых правил общения»
3 группе – схему - плакат «Общение и его виды и формы», продемонстрировав устно формы общения речевого вида.
Ход урока:
1. Оргмомент – 1 мин. (учитель проверяет готовность учащихся к уроку, просит выпрямиться и сесть ровно)
2. Мотивация – 2 мин.
Вопрос учителя: Что нужно человеку, чтобы быть счастливым?
Учащиеся перечисляют все составляющие счастья, одной из которых является человеческое общение. Тема общения уже неоднократно рассматривалась в предыдущих классах, поэтому учитель должен обеспечить закрепление знаний, дополнив их теми, которые учащиеся добудут в ходе работы по группам над опережающими заданиями.
Учитель: Сегодня мы поговорим ещё об одном факторе, влияющем на составляющие понятия «счастье». Этот фактор связан с тем, что формирование личности человека тесно связано с социальной средой, т.е. с обществом. Здесь огромную роль играет общение. Тема нашего урока «Общение»
Учащиеся: записывают число и тему урока
Учитель знакомит учащихся с целью урока: установить взаимосвязь
человека и общества, зависимость развития личности от общества.
Задачами для учащихся будет закрепить представления о видах и формах общения, полученные ранее, дополнить знания о правилах общения и поведения в конфликтной ситуации.
Одной из задач является решение проблемного вопроса: «Может ли человеку в современном обществе что – либо заменить общение?», на который нужно ответить в конце урока.
3. Актуализация ведущих знаний и способов деятельности. – 5 мин
Задание учащимся: пользуясь материалом учебника ОЖС п.4 стр.24-25, п.8 стр.58 учебника «Обществознание дать определение понятия «общение», определить, что даёт человеку общение
Учитель уточняет информацию с помощью следующих вопросов:
Был ли счастлив Робинзон Крузо на необитаемом острове?
Представьте, что у вас нет возможности общаться с другими людьми, будете ли вы удовлетворены жизнью?
Ответы учащихся. Оставаясь один на необитаемом острове, человек не может быть счастливым. Общение позволяет обмениваться информацией, передавать опыт, узнавать что-то новое.
Учитель: Как вы понимаете слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступать достойно. Первый, самый благородный, - размышление. Второй – самый простой, - подражание. И третий, самый горький – опыт.
Ответы учащихся.
4. Конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях. – 20 мин.
Отчёт 1 группы и раздача учащимся открыток с мудрыми мыслями.
Примерное содержание открыток (не менее 10 афоризмов, обязательно красочное оформление, передающее тематику)
Без многого может обходиться человек, но только не без человека.
Людвиг Берне
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Право на фразу( очень старую) о непреодолимых барьерах между людьми имеет лишь тот, кто пытается эти барьеры преодолеть.
Кароль Ижиковский
Учитель. Устное народное творчество является своеобразной формой общения, формой передачи опыта от поколения к поколению. Объясните, чему учат данные пословицы и поговорки:
« Не рой другому яму – сам в неё попадёшь», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
От каких ошибок хотели нас предостеречь наши предки? Стоит ли проверять эти истины на собственном опыте?
Ответы учащихся.
Пословицы учат правилам общения.
Отчёт 2 группы и раздача учащимся памяток с правилами общения.
Примерное содержание памяток.
- Искренне интересуйтесь другими людьми.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Учитель: качество общения, т.е. полнота получаемой информации зависит от культуры общения.
Задание учащимся: в бланке №1 раздаточного материала расставьте приведённые ниже качества по их значению в общении.
Бланк №1 Открытость Подозрительность Интуиция Простота Тактичность Наблюдательность Душевность Пассивность Энергичность Грубость |
Какие ещё правила общения вы бы добавили, выполнив задание на бланке 1?
Учащиеся: формулируют правила.
Познакомьтесь с некоторыми правилами в учебнике ОЖС на стр.29.
Сейчас мы подробнее рассмотрим виды и формы человеческого общения.
Отчёт 3 группы – презентация схемы – плаката
«Общение – его виды и формы.
Примерная схема, которую должны подготовить учащиеся.
Классификация по способам передачи информации
Классификация по содержанию информации и способу воздействия
Учитель: Какой критерий взят в основу классификации по видам общения?
Учащиеся: способ передачи информации.
Учитель: Какой критерий взят в основу классификации по формам общения?
Учащиеся: содержание информации и способ воздействия
4. Физкультминутка. Учитель просит учащихся встать, повернуться друг к другу, словами и жестами продемонстрировать правила, с помощью которых можно установить общение (учащиеся улыбаются друг другу, жмут руку, говорят комплименты)
Учитель:
5. Самостоятельное применение знаний - 8 мин.
Задание 1. Выполнить задание в учебнике. Дать аргументированный ответ на вопрос «Может ли человеку в современном обществе что- либо заменить общение?
Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы.
Задание 2 Составить синквейн со словом «Общение»
Примерный вариант синквейна:
Общение
Служебное повседневное межкультурное
Общение бывает вербальное и невербальное
Делает человека человеком
Взаимодействие
Рефлексия – 3 мин
Учитель оценивает работу наиболее активных учащихся на уроке, комментирует их отметки. Кроме того, все учащиеся получают оценки за работу в группе по опережающему заданию, оценку их вкладу в проектную деятельность дают члены группы.
Домашнее задание: п.8 учебника «Обществознание», п.4 учебника ОЖС. Творческое задание: сочинить по одному «вредному совету» в области общения.
Урок по обществознанию в 8 классе
Раздел 1 Человек и общество
Тема: Права человека
Цель: развить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности
Задачи:
1.Показать назначение прав человека в обществе.
2.Раскрыть содержание естественных прав человека
3.Способствовать воспитанию уважения к правам других людей.
4.Продолжить развитие навыков работы с документами.
Тип урока: изучение нового материала с использованием медиаресурсов.
Ход урока:
Урок начинается с обсуждения ситуаций.
Слайд 1 (текст ситуаций)
Администрация предприятия установила продолжительность рабочего дня с 7 часов утра до 20 часов вечера.
Сосед против воли хозяев вошёл в квартиру и потребовал, чтобы они переехали в другой дом.
В газете гражданин Н. был назван преступником. Суда над ним ещё не было.
Какие права граждан были нарушены?
Слайд 2 (слова Антуана де Сент-Экзюпери)
«Умирают только за то, ради чего стоит жить»
Как вы понимаете эти слова?
Можете ли привести примеры из истории, подтверждающие эту мысль?
Уточняя ответы учащихся, учитель говорит о том, что на протяжении тысячелетий участники всех выступлений боролись за равноправие. В равноправии они видели необходимое условие социальной справедливости. Поэтому тема нашего урока: Права человека. Слайд 3 (тема, цель, задачи для учащихся)
Цель: Выяснить назначение прав человека в обществе
Задачи:
1.Познакомиться с содержанием понятий: правовой статус человека, естественные неотчуждаемые права человека.
2.Проанализировать статьи главного международного документа по правам человека и Конституции РФ. Составить схему соответствия статей этих документов.
А сейчас познакомьтесь с медиатекстом, выпишите в тетрадь определение понятия «правовой статус», «естественные неотчуждаемые права человека».
Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г (Тема 3, Урок 10 «Права человека»)
Дайте определение понятию «правовой статус человека».
Что такое естественные неотъемлемые права человека? Слайд 4
В каком международном документе провозглашены эти права? Слайд 5
Перечислите естественные права человека. Слайд 6
Всеобщая Декларация прав человека не является законом нашей страны, что же сделано для того, чтобы эти права соблюдались в нашей стране? Прочитайте текст учебного пособия «ОЖС» на стр.42-44
-учащиеся должны сделать вывод о том, что Основной Закон страны закрепляет провозглашённые во « Всеобщей Декларации» права и свободы граждан.
Физкультминутка.
А теперь попробуем проанализировать некоторые статьи Всеобщей Декларации прав человека и соотнести их со статьями гл.2 Конституции РФ.
Отчёт групп по работе над учебным проектом «Зачем человеку права?» (по технологии «Intel»). Каждая освещает свой проблемный вопрос:
1 гр. - Что должно делать государство, чтобы обеспечить право человека на жизнь?
2 гр. – Как Уголовный Кодекс защищает неприкосновенность личности?
3 гр. Как высказывание А.Навои связано с правом на неприкосновенность личной жизни.
«Развязность языка сама себя корит,
Рождает сотни бед, несчастий и обид».
4гр. В чём ценность и значение для человека свободы передвижения? Слайд 7
Завершается урок чтением фрагмента «Приключения маленького человека» из книги А.Усачёва «Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых» и беседы по вопросам:
- Согласны ли вы с мнением, что понятия «равноправие» и «равенство» имеют различный смысл?
- Подумайте, почему так важно уважать права человека? Заинтересован ли каждый человек в строгом соблюдении прав других людей? Почему?
Подводя итог обсуждению, учитель приводит высказывание, популярное у американцев: «Твоя свобода кончается там, где рука касается кончика носа другого человека». Слайд 8
Работа учащихся по данной теме оценивается по презентациям работы над учебным проектом. Домашнее задание: прочитать п.6-10 Учебного пособия «ОЖС». Слайд 9
Урок по обществознанию в 8 классе
Раздел 2 Гражданин и государство
Тема: Правовое государство
Цель: показать преимущества жизни гражданина в государстве, основанном на приоритете права закона.
Задачи:
1.Развить представления учащихся о правовом государстве.
2.Показать роль закона в обеспечении равноправия граждан.
3.Способствовать воспитанию уважения к закону.
4.Продолжить развитиенелинейной формы мышления.
Тип урока: изучение нового материала с использованием медиаресурсов.
Ход урока:
Учащимся предлагается прочитать рассказ об известном футболисте, представленный в учебном пособии «ОЖС».
Далее организуется беседа по вопросам:
- Как сложилась судьба талантливого футболиста?
- Почему от общества держали в тайне все обстоятельства «дела»?
- Могли ли граждане защитить Стрельцова? Почему?
- Хотели ли бы вы жить в таком государстве?
- Попытайтесь назвать признаки идеального государства.
- Приведите примеры из современной жизни, свидетельствующие о наличии признаков «идеального» государства. Слайд 1
В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что главным в идеальном государстве является равноправие и верховенство закона, т.е. системы права. Эти же признаки являются основными и для определения правового государства. Сегодня мы попробуем выяснить, является ли правовое государство идеальным с точки зрения современного человека, каковы его признаки?
Познакомьтесь с медиатекстом и выпишите в тетрадь признаки правового государства. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г (Тема 4, Урок 14 «Правовое демократическое государство»)
Учитель предлагает назвать признаки правового государства
Слайд 2
Сравните признаки правового и идеального государства.
Выполните задание вставку на стр.89 учебника. Можно ли говорить о том, что в России построено правовое государство? Учащиеся приходят к выводу, что процесс построения правового государства в России ещё не завершён, но можно привести много примеров о том, что в России этот процесс происходит и о том, что многие люди осознают преимущества правового государства. Слайд 3
Физкультминутка.
Далее учащимся предлагается разбить тему «Правовое государство» на кластеры. Для этого учащимся даётся следующий алгоритм действий:
- Напишите словосочетание «Правовое государство» в середине белого листа, который приготовлен у вас на парте.
- Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
- По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
- Выпишите столько идей, сколько вам придёт на ум, пока не закончится время.
На выполнение работы даётся 10 минут. Затем попарно учащиеся знакомятся с составленными кластерами, один пример, наиболее удачный, представляется на доске.
Подведение итогов по изученной теме:
Какое государство называется правовым?
В каком документе говорится о том, что Россия является правовым государством?
Поясните признаки правового государства.
Выполните задания на экране (Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г Тема 4, Урок 14 «Правовое демократическое государство» Задания для самопроверки)
Выполните задание 1 на стр.91 учебного пособия «ОЖС» Все задания выполняются самостоятельно на обратной стороне листа, где учащиеся работали над кластерами. В конце урока учитель собирает листы для оценивания работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: Прочитать п.12.Провести социологический опрос» Моё отношение к выборам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Разработка урока по обществознанию :" Правила поведения в обществе".6 класс.
Урок -путешествие.Цели урока: создать условия для того, чтоб ребенок на уроке смог………1. Расширить представление о правилах поведения в общественных местах.Проанализировать различные виды...
Обществознание. Раздел «Человек и общество»
банк заданий....
Методическая разработка урока "Свидетельские показания", раздел "Преступления и общество", выполненная учителем английского языка, Демкиной В.В., УМК "Starlight" 7 класс, V. Evans, J. Dooley, Ks. Baranova
Урок «Свидетельские показания» («Giving a witness statement») является 7 уроком темы: «Преступность и общество», на которую в учебной программе отводится 10 ч...
Тест по обществознанию раздел Человек и общество на базе открытого банка ФИПИ
Данный тест предназначен для проведения проверки знаний изучающих обществознание по разделу "Человек и общество".Данный тест составлен на основе заданий из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ...
Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ обществознание (раздел "Человек и общество")
Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Человек и общество") и отв...
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию раздел "Человек и общество" кодификатор 1.2
Материал для подготвки к ЕГЭ по обществознанию по теме кодификатора 1.2...