Уроки по обществознанию. Раздел 1 "Человек и общество"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Прокопченко Ирина Витальевна

1 урок - "Общение"

2 урок - "Права человека"

3 урок - "Правовое государство". Раздел 2 "Гражданин и государство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_obshchestvoznaniyu_v_8_klasse.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 8 классе

Раздел 1 Человек и общество

Тема: Общение

Цель: показать взаимосвязь человека и общества, зависимость развития личности от общества.

Задачи: 

Образовательная. Продолжить формирование представлений учащихся об общении, его видах и формах. Дополнить знания о правилах общения.

Развивающая. Развитие умения анализировать учебный текст, делать выводы.

Воспитательная. Продолжить формирование толерантности как наиболее важной для общения черты характера.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Форма урока: практическое занятие с элементами проектной деятельности (презентация продукта)

Опережающие задания по группам. Используя проектную деятельность подготовить:

1 группе – открытку с мудрыми мыслями о роли общения в жизни человека, дав краткую устную характеристику авторам мыслей;

2 группе – памятку – «10 золотых правил общения»

3 группе – схему  - плакат «Общение и его виды и формы», продемонстрировав устно формы общения речевого вида.

Ход урока:

1. Оргмомент – 1 мин. (учитель проверяет готовность учащихся к уроку, просит выпрямиться и сесть ровно)

2. Мотивация – 2 мин.

Вопрос учителя: Что нужно человеку, чтобы быть счастливым?

Учащиеся перечисляют все составляющие счастья, одной из которых является человеческое общение. Тема общения уже неоднократно рассматривалась в предыдущих классах, поэтому учитель должен обеспечить закрепление знаний, дополнив их теми, которые учащиеся добудут в ходе работы по группам над опережающими заданиями.

Учитель: Сегодня мы поговорим ещё об одном факторе, влияющем на составляющие понятия «счастье». Этот фактор связан с тем, что формирование личности человека тесно связано с социальной средой, т.е. с обществом. Здесь огромную роль играет общение. Тема нашего урока «Общение»

Учащиеся: записывают число и тему урока 

Учитель знакомит учащихся с целью урока: установить взаимосвязь

человека и общества, зависимость развития личности от общества.

Задачами для учащихся будет закрепить представления о видах и формах общения, полученные ранее, дополнить знания о правилах общения и поведения в конфликтной ситуации.

 Одной из задач является решение проблемного вопроса: «Может ли человеку в современном обществе что – либо заменить общение?», на который нужно ответить в конце урока.

3. Актуализация ведущих знаний и способов деятельности. – 5 мин

Задание учащимся: пользуясь материалом учебника ОЖС п.4 стр.24-25, п.8 стр.58 учебника «Обществознание дать определение понятия «общение», определить, что даёт человеку общение

Учитель уточняет информацию с помощью следующих вопросов:

Был ли счастлив Робинзон Крузо на необитаемом острове?

Представьте, что у вас нет возможности общаться с другими людьми, будете ли вы удовлетворены жизнью?

Ответы учащихся. Оставаясь один на необитаемом острове, человек не может быть счастливым. Общение позволяет обмениваться информацией, передавать опыт, узнавать что-то новое.

Учитель: Как вы понимаете слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступать достойно. Первый, самый благородный, - размышление. Второй – самый простой, - подражание. И третий, самый горький – опыт.

Ответы учащихся.

4. Конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях. – 20 мин.

Отчёт 1 группы и раздача учащимся открыток с мудрыми мыслями.

Примерное содержание открыток (не менее 10 афоризмов, обязательно красочное оформление, передающее тематику)

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

Людвиг Берне

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Право на фразу( очень старую) о непреодолимых барьерах между людьми имеет лишь тот, кто пытается эти барьеры преодолеть.

Кароль Ижиковский

Учитель. Устное народное творчество является своеобразной формой общения, формой передачи опыта от поколения к поколению. Объясните, чему учат данные пословицы и поговорки:

« Не рой другому яму – сам в неё попадёшь», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

От каких ошибок хотели нас предостеречь наши предки? Стоит ли проверять эти истины на собственном опыте?

Ответы учащихся.

Пословицы учат правилам общения.

Отчёт 2 группы и раздача учащимся памяток с правилами общения.

Примерное содержание памяток.

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Учитель: качество общения, т.е. полнота получаемой информации зависит от культуры общения.

Задание учащимся: в бланке №1 раздаточного материала расставьте приведённые ниже качества по их значению в общении.

Бланк №1

Открытость

Подозрительность

Интуиция

Простота

Тактичность

 Наблюдательность

Душевность

Пассивность

Энергичность

Грубость

Какие ещё правила общения  вы бы добавили, выполнив задание на бланке 1?

Учащиеся: формулируют правила.

Познакомьтесь с некоторыми правилами в учебнике ОЖС на стр.29.

Сейчас мы  подробнее рассмотрим виды и формы человеческого общения.

Отчёт 3 группы – презентация схемы – плаката

«Общение – его виды и формы.

Примерная схема, которую должны подготовить учащиеся.

Классификация по способам передачи информации

Классификация по содержанию информации и способу воздействия

Учитель: Какой критерий взят в основу  классификации по видам общения?  

Учащиеся: способ передачи   информации.

Учитель: Какой критерий взят в основу  классификации по формам общения?  

Учащиеся: содержание информации и способ воздействия

4. Физкультминутка.  Учитель просит учащихся встать, повернуться друг к другу, словами и  жестами продемонстрировать правила, с помощью которых можно установить общение (учащиеся улыбаются друг другу, жмут руку, говорят комплименты)

Учитель:

5. Самостоятельное применение знаний - 8 мин.

Задание 1. Выполнить задание в учебнике. Дать аргументированный ответ на вопрос «Может ли человеку в современном обществе что- либо заменить общение?

Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы.

Задание 2 Составить синквейн со словом «Общение»

Примерный вариант синквейна:

Общение

Служебное повседневное межкультурное

Общение бывает вербальное и невербальное

Делает человека человеком

Взаимодействие

Рефлексия – 3 мин

Учитель оценивает работу наиболее активных учащихся на уроке, комментирует их отметки. Кроме того, все учащиеся получают оценки за работу в группе по опережающему заданию, оценку их вкладу в проектную деятельность дают члены группы.

Домашнее задание: п.8 учебника «Обществознание», п.4 учебника ОЖС. Творческое задание: сочинить по одному «вредному совету» в области общения.

Урок по обществознанию в 8 классе

Раздел 1 Человек и общество

Тема: Права человека

Цель: развить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности

Задачи: 

1.Показать назначение прав человека в обществе.

2.Раскрыть содержание естественных прав человека

3.Способствовать воспитанию уважения к правам других людей.

4.Продолжить развитие навыков работы с документами.

Тип урока: изучение нового материала с использованием медиаресурсов.

Ход урока:

Урок начинается с обсуждения ситуаций.

Слайд 1 (текст ситуаций)

Администрация предприятия установила продолжительность рабочего дня с 7 часов утра до 20 часов вечера.

Сосед против воли хозяев вошёл в квартиру и потребовал, чтобы они переехали в другой дом.

В газете гражданин Н. был назван преступником. Суда над ним ещё не было.

Какие права граждан были нарушены?

Слайд 2 (слова Антуана де Сент-Экзюпери)

«Умирают только за то, ради чего стоит жить»

Как вы понимаете эти слова?

Можете ли привести примеры из истории, подтверждающие эту мысль?

Уточняя ответы учащихся, учитель говорит о том, что на протяжении тысячелетий участники всех выступлений боролись за равноправие. В равноправии они видели необходимое условие социальной справедливости. Поэтому тема нашего урока: Права человека. Слайд 3 (тема, цель, задачи для учащихся)

Цель: Выяснить назначение прав человека в обществе

Задачи:

1.Познакомиться с содержанием понятий: правовой статус человека, естественные неотчуждаемые права человека.

2.Проанализировать статьи главного международного документа по правам человека и Конституции РФ. Составить схему соответствия статей  этих документов.

А сейчас познакомьтесь с медиатекстом, выпишите в тетрадь определение понятия «правовой статус», «естественные неотчуждаемые права человека».

Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г (Тема 3, Урок 10 «Права человека»)

Дайте определение понятию «правовой статус человека».

Что такое естественные неотъемлемые права человека? Слайд 4

В каком международном документе провозглашены эти права? Слайд 5

Перечислите естественные права человека. Слайд 6

 Всеобщая Декларация прав человека не является законом нашей страны, что же сделано для того, чтобы эти права соблюдались в нашей стране? Прочитайте текст учебного пособия «ОЖС» на стр.42-44

-учащиеся должны сделать вывод о том, что Основной Закон страны закрепляет провозглашённые во « Всеобщей Декларации» права и свободы граждан.

Физкультминутка.

А теперь попробуем проанализировать некоторые статьи Всеобщей Декларации прав человека и соотнести их со статьями гл.2 Конституции РФ.

Отчёт групп по работе над учебным проектом «Зачем человеку права?» (по технологии «Intel»). Каждая освещает свой проблемный вопрос:

1 гр. - Что должно делать государство, чтобы обеспечить право человека на жизнь?

2 гр. – Как Уголовный Кодекс защищает неприкосновенность личности?

3 гр. Как высказывание А.Навои связано с правом на неприкосновенность личной жизни.

«Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид».

4гр. В чём ценность и значение для человека свободы передвижения? Слайд 7

Завершается урок чтением фрагмента «Приключения маленького человека» из книги А.Усачёва «Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых» и беседы по вопросам:

- Согласны ли вы с мнением, что понятия «равноправие» и «равенство» имеют различный смысл?

- Подумайте, почему так важно уважать права человека? Заинтересован ли каждый человек в строгом соблюдении прав других людей? Почему?

Подводя итог обсуждению, учитель приводит высказывание, популярное у американцев: «Твоя свобода кончается там, где рука касается кончика носа другого человека». Слайд 8

Работа учащихся по данной теме оценивается по презентациям работы над учебным проектом. Домашнее задание: прочитать п.6-10 Учебного пособия «ОЖС». Слайд 9

 

Урок по обществознанию в 8 классе

Раздел 2 Гражданин и государство

Тема: Правовое государство

Цель: показать преимущества жизни гражданина в государстве, основанном на приоритете права закона.

Задачи: 

1.Развить представления учащихся о правовом государстве.

2.Показать роль закона в обеспечении равноправия граждан.

3.Способствовать воспитанию уважения к закону.

4.Продолжить развитиенелинейной формы мышления.

Тип урока: изучение нового материала с использованием медиаресурсов.

Ход урока:

Учащимся предлагается прочитать рассказ об известном футболисте, представленный в учебном пособии «ОЖС».

Далее организуется беседа по вопросам:

- Как сложилась судьба талантливого футболиста?

- Почему от общества держали в тайне все обстоятельства «дела»?

- Могли ли граждане защитить Стрельцова? Почему?

- Хотели ли бы вы жить в таком государстве?

- Попытайтесь назвать признаки идеального государства.

- Приведите примеры из современной жизни, свидетельствующие о наличии признаков «идеального» государства. Слайд 1

 В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что главным в идеальном государстве является равноправие и верховенство закона, т.е. системы права. Эти же признаки являются основными и для определения правового государства. Сегодня мы попробуем выяснить, является ли правовое государство идеальным с точки зрения современного человека, каковы его признаки?

Познакомьтесь с медиатекстом и выпишите в тетрадь признаки  правового государства. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г (Тема 4, Урок 14 «Правовое демократическое государство»)

Учитель предлагает назвать признаки правового государства

 Слайд 2

Сравните признаки правового и идеального государства.

Выполните задание вставку на стр.89 учебника. Можно ли говорить о том, что в России построено правовое государство? Учащиеся приходят к выводу, что процесс построения правового государства в России ещё не завершён, но можно привести много примеров о том, что в России этот процесс происходит и о том, что многие  люди осознают преимущества правового государства. Слайд 3

 Физкультминутка.

Далее учащимся предлагается разбить тему «Правовое государство» на кластеры. Для этого учащимся даётся следующий алгоритм действий:

  1. Напишите словосочетание «Правовое государство» в середине белого листа, который приготовлен у вас на парте.
  2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
  3. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
  4. Выпишите столько идей, сколько вам придёт на ум, пока не закончится время.

На выполнение работы даётся 10 минут. Затем попарно учащиеся знакомятся с составленными кластерами, один пример, наиболее удачный, представляется на доске.

Подведение итогов по изученной теме:

Какое государство называется правовым?

В каком документе говорится о том, что Россия является правовым государством?

Поясните признаки правового государства.

Выполните задания на экране (Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний.8-9 класс» «Кирилл и Мефодий», 2002 г Тема 4, Урок 14 «Правовое демократическое государство» Задания для самопроверки)

Выполните задание 1 на стр.91 учебного пособия «ОЖС» Все задания выполняются самостоятельно на обратной стороне листа, где учащиеся работали над кластерами. В конце урока учитель собирает листы для оценивания работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: Прочитать п.12.Провести социологический опрос» Моё отношение к выборам»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию :" Правила поведения в обществе".6 класс.

Урок -путешествие.Цели урока: создать условия  для того, чтоб ребенок на уроке смог………1. Расширить представление  о правилах поведения в общественных местах.Проанализировать различные виды...

Методическая разработка урока "Свидетельские показания", раздел "Преступления и общество", выполненная учителем английского языка, Демкиной В.В., УМК "Starlight" 7 класс, V. Evans, J. Dooley, Ks. Baranova

Урок «Свидетельские показания» («Giving a witness statement») является 7 уроком  темы: «Преступность и общество», на которую в учебной программе отводится 10 ч...

Тест по обществознанию раздел Человек и общество на базе открытого банка ФИПИ

Данный тест предназначен для проведения проверки знаний изучающих обществознание по разделу "Человек и общество".Данный тест составлен на основе заданий из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ...

Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ обществознание (раздел "Человек и общество")

Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Человек и общество") и отв...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию раздел "Человек и общество" кодификатор 1.2

Материал для подготвки к ЕГЭ по обществознанию по теме кодификатора 1.2...