Разработка урока по обществознанию по теме "Общение"
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему
Урок является заключительным в разделе «Общество и человек». При проведении урока используются деятельностные технологии обучения: урок как «добывание знаний». Учитель – руководитель, наставник и организатор.Образовательный аспект усиливается за счёт наглядности, применения ИКТ. Методика проведения урока показывает целесообразность использования ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска на определённом этапе урока. Новизна: интеграция с уроком МХК- на этапе закрепления, с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение
1. Предмет : Обществознание
2. Класс: 8 класс
3. Цель урока: расшить знания о видах и формах общения и его роли в жизни человека.
4.При подготовке урока была поставлена единая дидактическая цель:
Учебная – Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Воспитательная Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Развивающая –Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Методическая – показать вариант современного урока с использованием интерактивных средств, для наиболее эффективного раскрытия данной темы.
5.Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах.
6.Урок является заключительным в разделе «Общество и человек». При проведении урока используются деятельностные технологии обучения: урок как «добывание знаний». Учитель – руководитель, наставник и организатор.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Средства обучения: учебник, презентация, словарь по обществознанию, отрывки из разных произведений, иллюстрации разных форм общения.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА УРОКЕ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
№ | Наименование | Назначение |
1 | Интерактивная доска SMART Notebook | 1.Выполнение заданий различного уровня на логику, на закрепление (приемы: множественный выбор, заполни таблицу, прием «шторка»). 2.Акцентирование внимания на наиболее сложных и важных моментах в работе с определением: прием «волшебное перо». 3.Обобщение и подведение итогов урока: прием «информационная кнопка». 4.Выведение на экран темы урока, цели и плана урока. 5.Рефлексия |
Актуальность урока: практическая значимость общения неоспорима. Для современного подростка общение - это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. Материал урока дает представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Знание этой темы открывает большие возможности для дальнейшей эффективной социализации учащихся.Соответственно, это дает возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и т. п.
Новизна: интеграция с уроком МХК- на этапе закрепления, с использованием интерактивной доски.
Структура урока позволяет изложить весь необходимый материал в отведённое время. В ходе проведения урока изложение материала сочетается с постановкой проблемы перед учениками, с поиском совместного решения поставленных проблем, что позволяет вызвать интерес учащихся к теме урока, поддерживать их активность, развивать способности к формулированию своих взглядов, анализировать и делать выводы. В ходе изучения данной темы восприятие информации идёт по нескольким направлениям: зрительное, слуховое. Образовательный аспект усиливается за счёт наглядности, применения ИКТ. Методика проведения урока показывает целесообразность использования ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска на определённом этапе урока.
В заключительной части урока проводится обобщение и рефлексия.
С целью дальнейшего углубления знаний по изучаемой теме, дано домашнее задание разноуровневое, с привлечением дополнительного материала, а также предложены дополнительные формы углубления своих знаний:
1.Более сложные вопросы для размышления;
2.Дополнительный материал для реализации последующих уроков.
Распределение деятельности учителя и учащихся на различных этапах урока
Этап урока | Название ис- пользуемого обо- рудования, про- граммного обес- печения, инфор- мационных ре- сурсов (с указанием по- рядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Оргмомент | Настрой учащихся на работу на уроке. Создание благоприятного психологического климата. | Приветствуют учителя. | ||
2.Мотивация. Целеполагание | Интерактивная доска 1.4 | Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. 1.Создает условия для того, чтобы мотивировать на урок. «Сегодня вы совершите путешествие в одно чудесное место. Очень дальний родственник вам оставил в наследство свой остров. Подъезжая к острову,вы видите, что остров весь в сочной зелени,ярких и красивых цветах. На острове много домов, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода, здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров.» Как бы вы поступили в этом случае, почему? Согласование и конкретизация общей темы и цели урока. Слайд №1,2 Задание: работая в парах, сформулируйте тему урока. Тема нашего занятия очень актуальна и близка всем нам. Сегодня мы посвящаем наш урок очень важному понятию и процессу в жизни каждого из нас – общению. Вопрос к учащимся: Что вы знаете об общении и что вам еще неизвестно и вы хотели бы узнать ? Постановка цели. Цель урока: расшить знания о видах и формах общения и его роли в жизни человека. | 1.Определяют тему урока, (работа в паре),записывают в тетрадь. 2.Записывают согласованную цель урока в тетрадь. | 7минут |
3.Планирование | Интерактивная доска 1.4 | Создает условия для построения плана и достижения поставленной цели. «Составим вместе план работы на уроке». Фиксирует уточненный план урока на слайде №3 | Составляют свой план (работа в паре), согласовывают, записывают в тетрадь | 3 минуты |
Постановка проблемы. | Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопросы к эпиграфу сегодняшнего урока: Антуан Сент-Экзюпери «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.» Почему общение важно ?Какова роль общения? | |||
4.Реализация плана | Интерактивная доска 1.2 Интерактивная доска 1.1 | Общение – широкое многоплановое понятие. В современной науке об общении существует огромное количество определений. Перед вами лежит текст с различными определениями термина «общение».Просмотрите материал, выделите сходство во всех определениях. Назовите их.(запись на доске для визуализации). На основе данных слов и словосочетаний дайте свое определение этому понятию. (мнения учащихся) Работа с определением на слайде. Таким образом, общение – это социально-психологический процесс взаимодействия 2 или более людей. Основанный на обмене информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Работа со слайдом,используя интеррактивный прием «волшебное перо».Слайд №4 Однажды путешественник прогуливался с женой по улицам незнакомогогорода и увидел рисовавшего юношу. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его. И, протягивая деньги заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице было прохладно. — Почему ты без перчаток? — спросил он художника. — Чтобы можно было держать карандаш. Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены путешественника. Ожидая, когда портрет будет готов, тот вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке. Почему они поняли друг друга? Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов. Итак, мы говорим о видах общения. вербальные (Речевые ),общение с помощью слов невербальные (Неречевые) мимика, жесты, движения тела Формы общения. Работа в парах.На основе материала учебника или предоставленного дополнительного материала рассмотрите различные формы общения и приведите 2-3 примера. Промежуточный контроль Работа со слайдами. 1.Назвать формы общения .Слайд № 5,6,7,8,9 2. Тестовый вариант со слайдами.Учащимся предлагаются картины русских художников, необходимо назвать форму общения,задание на логику «Заполни таблицу» Используется интерактивный прием «шторка», интеррактивный прием «Множественный выбор» | Учащиеся работают с текстом,подчеркивают необходимую информацию,пробуют составить своё определение. Учащиеся высказывают своё мнение. Обобщение ответов. Работа с дополнительным материалом, обобщение | 24минуты |
4.Контроль и оценка | Интерактивная доска 1.3 | Антуан Сент-Экзюпери «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.»Как вы понимаете эти слова? Объясните. Почему общение важно ?Какова роль общения? Учитель обобщает ответы учащихся. 2.Вопросы к учащимся: а)Все ли этапы плана пройдены?; б)Выполнена ли поставленная цель урока? Используется интерактивный прием «Информационная точка».Слайд № 10,11 | Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. Подводят итог урока. | 5 минут |
5.Рефлексия | Интерактивная доска 1.5 | На слайде две картины русских художников. Станьте по обе стороны картин так, как вы сегодня: освоили материал, понравился урок или нет,остались ли вопросы к учителю. Если кто-то из учащихся пожелает поделиться-выслушать ответы Слайд №13 Жизнь — бумеранг. К тому ведется: Что отдаете, то и вернется. То, что посеешь — то и пожнешь, Ложью пробьется ваша же ложь. Каждый поступок имеет значенье; Только прощая, получишь прощенье. Вы отдаете — вам отдают, Вы предаете — вас предают, Вы обижаете — вас обижают, Вы уважаете — вас уважают... Жизнь — бумеранг: Все и всем по заслугам; Черные мысли вернутся недугом, Светлые мысли — Божественным светом... Если не думал — подумай об этом! | Учащиея определяются с мнением | 2 минуты |
6. Домашнее задание | Д/З 1.Параграф №8 2. Практикум 3.Вопрос №5,повышенной сложности 4.Творческое задание (по желанию, на дополнительную оценку) – составить Синквейн об общении или конфликте (памятка на раздаточном листочке). | 1.Выбирают по желанию и возможностям задание. | 2 минуты |
Приложение 1
Обще́ние — передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией,обмен действиями, восприятие и понимание партнера
Энциклопедия социологии
2.ОБЩЕНИЕ —взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.
Психологический словарь
3.Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты
Философская энциклопедия
4.ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками.
5.Психологи-практики
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
6. (Андреева Г.М.)
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Приложение 2
Ритуальное общение
В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая маска с заранее заданными свойствами. Поэтому естественно, что участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Они требуют от участников только одного — знания правил игры. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой.
Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
Межкультурное общение
В жизни различных народов (этносов) значительную роль играет межкультурное взаимодействие (общение) . Кроме того, огромное количество людей временно живут или работают за границей, и потому находятся вне родной культуры.
Выделяют несколько категорий таких людей:
1) туристы, выезжающие на короткий срок;
2) бизнесмены, правительственные чиновники и ученые, совершающие не слишком продолжительные путешествия;
3) специалисты и бизнесмены, заключившие многолетний трудовой контракт, студенты, обучающиеся за рубежом;
4) иммигранты, которым необходимо быстро адаптироваться к чужой культуре.
Бытовое (повседневное)общение
Сфера бытового общения — (бытовое общение) Сфера общения, включающая в себя: 1) семейное общение; 2) общение вне семьи: на улице, в магазине, на базаре, в общественном транспорте и т.п. В сфере бытового общения употребление языка не поддается официальному…
Мама!
А!
Что у нас на обед?
Борщ!
Деловое общение
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения. Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение
определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.
А. – Алло. Центр «Интерконгресс».
Б. – Здравствуйте. Радитехнический университет. Миронова Ольга. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.
А. – Добрый день. Слушаю вас.
Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек?
А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест.
Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?
Убеждающее общение
Убеждающее общение часто выходит за рамки делового офиса и правительственного кабинета. Оно может происходить дома, когда родители разговаривают с детьми. В любом случае люди пытаются повлиять на взгляды или действия других. Убеждающее общение подразумевает участие людей, которые значимы друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, агитатор влияет на мнения агитируемых, защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д.
Приложение 3
Список картин русских художников
Иван Шишкин
Виктор Васнецов
Василий Суриков
Василий Перов
Приложение 4
Памятка.
Алгоритм написания синквейна.
Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.
1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)
2 строка: Какой? (два имени прилагательных)
3 строка: Что делает? (три глагола)
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
5 строка: Кто? Что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина
Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"
Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...
Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".
Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...
Методическая Разработка Урока по Обществознанию
Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...