Разработка урока по обществознанию по теме "Общение"
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

Урок является заключительным в разделе «Общество и человек». При проведении урока используются деятельностные технологии обучения: урок как «добывание знаний». Учитель – руководитель, наставник и организатор.Образовательный аспект усиливается за счёт наглядности,  применения ИКТ.   Методика проведения урока показывает целесообразность использования ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска  на определённом этапе урока. Новизна: интеграция с уроком МХК- на этапе закрепления, с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Общение

1. Предмет : Обществознание

2. Класс: 8 класс

3. Цель урока: расшить  знания   о  видах  и формах общения и его роли в жизни человека.

4.При подготовке урока была поставлена единая дидактическая цель:

Учебная – Способствовать углублению знаний учащихся о  способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Воспитательная Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Развивающая –Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Методическая – показать вариант современного  урока с использованием интерактивных средств, для наиболее эффективного раскрытия данной темы.

5.Планируемые результаты:

Личностные –  получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах.

6.Урок является заключительным в разделе «Общество и человек». При проведении урока используются деятельностные технологии обучения: урок как «добывание знаний». Учитель – руководитель, наставник и организатор.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Средства обучения: учебник, презентация, словарь по обществознанию, отрывки из разных произведений, иллюстрации     разных форм общения.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА УРОКЕ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Наименование

Назначение

1

Интерактивная доска SMART Notebook

1.Выполнение заданий различного уровня на логику, на закрепление (приемы: множественный выбор, заполни таблицу, прием «шторка»).

2.Акцентирование внимания на наиболее сложных и важных моментах в работе с определением: прием «волшебное перо».

3.Обобщение и подведение итогов урока: прием «информационная кнопка».

4.Выведение на экран темы урока, цели и плана урока.

5.Рефлексия

Актуальность урока: практическая значимость общения неоспорима. Для современного подростка общение - это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. Материал урока дает представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Знание этой темы открывает большие возможности для дальнейшей эффективной социализации учащихся.Соответственно, это дает возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и т. п.

Новизна: интеграция с уроком МХК- на этапе закрепления, с использованием интерактивной доски.

   Структура  урока позволяет изложить весь необходимый материал в отведённое время. В ходе проведения урока изложение материала сочетается с постановкой проблемы перед учениками, с поиском совместного решения поставленных  проблем, что позволяет  вызвать интерес учащихся к теме урока, поддерживать их активность, развивать способности к формулированию своих взглядов, анализировать и делать выводы.  В ходе изучения данной темы восприятие информации идёт по нескольким направлениям: зрительное, слуховое.          Образовательный аспект усиливается за счёт наглядности,  применения ИКТ.   Методика проведения урока показывает целесообразность использования ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска  на определённом этапе урока.

В заключительной части урока  проводится обобщение и рефлексия.

  С целью дальнейшего углубления знаний по изучаемой теме, дано домашнее задание разноуровневое, с привлечением дополнительного материала, а также предложены дополнительные формы углубления своих знаний:

1.Более сложные вопросы для размышления;

2.Дополнительный материал для реализации последующих уроков.

Распределение деятельности учителя и учащихся на различных этапах урока

Этап урока

Название ис-

пользуемого обо-

рудования, про-

граммного обес-

печения, инфор-

мационных ре-

сурсов

(с указанием по-

рядкового номера

из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Оргмомент

Настрой учащихся на работу на уроке. Создание благоприятного психологического климата.

Приветствуют учителя.

2.Мотивация.

Целеполагание

Интерактивная доска 1.4

Актуализация опорных знаний учащихся  и подготовка к восприятию материала.

1.Создает условия  для того, чтобы мотивировать на урок. «Сегодня  вы совершите путешествие в одно чудесное место. Очень дальний родственник вам оставил  в наследство свой остров. Подъезжая к острову,вы видите, что остров весь в сочной зелени,ярких и красивых цветах. На острове много домов, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода, здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров.»

Как бы вы поступили в этом случае, почему?

Согласование и конкретизация общей темы и цели урока.

Слайд №1,2

Задание: работая в парах, сформулируйте тему урока.

Тема нашего занятия очень актуальна и близка всем нам. Сегодня мы посвящаем наш урок очень важному понятию и процессу в жизни каждого из нас – общению.

Вопрос  к учащимся: Что вы знаете об общении и что вам еще неизвестно и  вы хотели бы узнать ?

Постановка  цели.

Цель урока: расшить  знания   о  видах  и формах общения и его роли в жизни человека.

1.Определяют тему урока, (работа в

паре),записывают в тетрадь.

2.Записывают согласованную цель урока в тетрадь.

7минут

3.Планирование

Интерактивная доска 1.4

Создает условия для построения плана  и достижения поставленной цели. «Составим вместе план работы на уроке».

Фиксирует уточненный  план урока на слайде №3

Составляют свой план (работа в паре), согласовывают, записывают в тетрадь

3 минуты

Постановка проблемы.

Внимательно  слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя  предложенные задания, к  концу урока вы должны дать ответ на вопросы к  эпиграфу сегодняшнего урока: Антуан Сент-Экзюпери  «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.» Почему общение важно ?Какова роль общения?

4.Реализация плана

Интерактивная доска 1.2

Интерактивная доска 1.1

Общение – широкое многоплановое понятие. В современной науке об общении существует огромное количество определений. Перед вами лежит текст с различными определениями термина «общение».Просмотрите материал, выделите сходство во всех определениях. Назовите их.(запись на доске для визуализации). На основе данных слов и словосочетаний  дайте свое определение этому понятию. (мнения учащихся)

 Работа с определением на слайде.

Таким образом, общение – это социально-психологический процесс взаимодействия 2 или более людей. Основанный на обмене информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

 Работа со слайдом,используя интеррактивный прием «волшебное перо».Слайд №4

Однажды путешественник прогуливался с женой по улицам незнакомогогорода и увидел рисовавшего юношу. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его. И, протягивая деньги заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице было прохладно.

— Почему ты без перчаток? — спросил он художника.

— Чтобы можно было держать карандаш.

Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены путешественника. Ожидая, когда портрет будет готов, тот вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке. Почему они поняли друг друга?

Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов. Итак, мы говорим о  видах общения.

вербальные (Речевые ),общение с помощью слов                          невербальные (Неречевые) мимика, жесты,                                                         движения тела

Формы общения. Работа в парах.На основе материала учебника или предоставленного дополнительного материала рассмотрите различные формы общения и приведите 2-3 примера. 

Промежуточный контроль

Работа со слайдами.

1.Назвать формы общения .Слайд № 5,6,7,8,9

2.   Тестовый вариант со слайдами.Учащимся предлагаются  картины русских художников, необходимо назвать форму общения,задание на логику «Заполни таблицу»                        

Используется интерактивный прием «шторка»,

интеррактивный прием «Множественный выбор»

Учащиеся работают с текстом,подчеркивают необходимую информацию,пробуют составить своё определение.

Учащиеся высказывают своё мнение. Обобщение ответов.

Работа с дополнительным материалом, обобщение

24минуты

4.Контроль и оценка

Интерактивная доска 1.3

Антуан Сент-Экзюпери  «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.»Как вы понимаете эти слова? Объясните.

Почему общение важно ?Какова роль общения?

Учитель обобщает ответы учащихся.

2.Вопросы к учащимся: а)Все ли этапы плана пройдены?; б)Выполнена ли поставленная цель урока?

Используется интерактивный прием «Информационная точка».Слайд № 10,11

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

5 минут

5.Рефлексия

Интерактивная доска 1.5

На слайде две картины русских художников. Станьте по обе стороны картин так, как вы сегодня: освоили материал, понравился урок или нет,остались ли вопросы к учителю.

Если кто-то из учащихся пожелает поделиться-выслушать ответы

Слайд №13

Жизнь — бумеранг. К тому ведется:

Что отдаете, то и вернется.

То, что посеешь — то и пожнешь,

Ложью пробьется ваша же ложь.

Каждый поступок имеет значенье;

Только прощая, получишь прощенье.

Вы отдаете — вам отдают,

Вы предаете — вас предают,

Вы обижаете — вас обижают,

Вы уважаете — вас уважают...

Жизнь — бумеранг:

Все и всем по заслугам;

Черные мысли вернутся недугом,

Светлые мысли — Божественным светом...

Если не думал — подумай об этом!

Учащиея определяются с мнением

2 минуты

6. Домашнее задание

Д/З

1.Параграф №8

2. Практикум

3.Вопрос №5,повышенной сложности

4.Творческое задание (по желанию, на дополнительную    оценку) – составить Синквейн об общении или конфликте (памятка на раздаточном листочке).

1.Выбирают по желанию и возможностям задание.

2 минуты

Приложение 1

Обще́ние — передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией,обмен действиями, восприятие и понимание партнера

Энциклопедия социологии

2.ОБЩЕНИЕ —взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

Психологический словарь

3.Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты

Философская энциклопедия

4.ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных  субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками.

5.Психологи-практики

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

6. (Андреева Г.М.)

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Приложение 2

Ритуальное общение

В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая маска с заранее заданными свойствами. Поэтому естественно, что участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Они требуют от участников только одного — знания правил игры. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой.

Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.

Межкультурное общение

В жизни различных народов (этносов) значительную роль играет межкультурное взаимодействие (общение) . Кроме того, огромное количество людей временно живут или работают за границей, и потому находятся вне родной культуры.

Выделяют несколько категорий таких людей:

1) туристы, выезжающие на короткий срок;

2) бизнесмены, правительственные чиновники и ученые, совершающие не слишком продолжительные путешествия;

3) специалисты и бизнесмены, заключившие многолетний трудовой контракт, студенты, обучающиеся за рубежом;

4) иммигранты, которым необходимо быстро адаптироваться к чужой культуре.

Бытовое (повседневное)общение

Сфера бытового общения — (бытовое общение)    Сфера общения, включающая в себя: 1) семейное общение; 2) общение вне семьи: на улице, в магазине, на базаре, в общественном транспорте и т.п. В сфере бытового общения употребление языка не поддается официальному…

Мама!

А!

Что у нас на обед?

Борщ!

Деловое общение

Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения. Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение

определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

А. – Алло. Центр «Интерконгресс».

Б. – Здравствуйте. Радитехнический университет. Миронова Ольга. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

А. – Добрый день. Слушаю вас.

Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек?

А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест.

Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

Убеждающее общение

Убеждающее общение часто выходит за рамки делового офиса и правительственного кабинета. Оно может происходить дома, когда родители разговаривают с детьми. В любом случае люди пытаются повлиять на взгляды или действия других. Убеждающее общение подразумевает участие людей, которые значимы друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, агитатор влияет на мнения агитируемых, защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д.

Приложение 3

Список картин русских художников

Иван Шишкин

Виктор Васнецов

Василий Суриков

Василий Перов

Приложение 4

Памятка.

Алгоритм написания синквейна.

Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.

1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)

2 строка: Какой? (два имени прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...