Статья. Роль органов ученического самоуправления
статья по обществознанию (10 класс) на тему

Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В данной статье я рассматриваю вопросы создания, структуры и основных направлений деятельности школьного ученического парламента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Ученическое самоуправление». Суровикова И.Г. ГБОУ школа № 371

РОЛЬ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Президентская программа «Наша новая школа и разработанная стратегия развития системы образования Санкт-Петеребурга 2011-2020 гг. в качестве важнейшего приоритета определяют направленность образовательного процесса не только на усвоении знаний, но и на достижение важнейшей цели – гражданской компетентности, формирование социально-активной личности.

Современный подросток – это широчайший круг проблем. И одна из главных и труднейших – как и какие найти средства и способы взаимодействия учителя и ученика. Как сделать школьные годы, школу комфортной школой.

Ища пути решения, наш педагогический коллектив определил для себя важнейшие приоритеты.

Во-первых, нам нужно было создать такую среду, где ребенок-подросток сможет научиться выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками по законам партнерства, создать в школе демократическое правовое пространство, куда органично вписывается ученическое самоуправление. Во-вторых, научить подростка искать и находить свои собственные пути достижения поставленной цели, разделить со взрослыми ответственность за результат своей деятельности.

Во многих школьных ситуациях сами ребята говорят: «А что мы можем?», «Кто нас будет слушать?» и т.д., таким образом, слились два потока поиска, определилась линия взаимодействия: диалог сотрудничество – самоуправления.

В любой школе, в каждом классе есть активные, творческие личности. Мы создаем инициативную группу и в результате обсуждений, споров, поиска сами ребята сказали: «создаем Парламент». А дальше именно они должны были ответить на 3 главных вопроса: Для чего? Для кого? Как? Члены инициативной группы изучали опыт работы. Союза юных петербуржцев; искали информацию в Интернете, нашим партнером стал штаб межшкольного актива «Тинэйджер+», почему Парламент? Потому что, через него учитывается мнение учащихся при планировании работы школы, можно решать проблемные ситуации, проявить самостоятельность. Школьный Парламент учит принимать ответственные решения, формирует лидерские качества. Как организовать дежурство классов по школе? Как решить вопрос о форме ученика? Какой вечер отдыха организовать? Как мотивировать интерес к учебе? Таких вопросов множество. А ответы должны искать сами ученики, опираясь на поддержку учителей. Парламент дает возможность привлечь внимание учителей к коллективному мнению учащихся. Каким должен быть парламент, кто может быть его полноправным членом, как избрать парламент-все эти вопросы были вынесены на обсуждение на страницы школьной газет «Доживем до понедельника». Была составлена анкета избирателя. Ее вопросы составлялись с помощью специалистов районного психолого-педагогического центра (ППМЦ) пример анкеты избирателя.

1. Кто, на ваш взгляд может наиболее точно сформулировать мнение класса по «острым вопросам» его жизни?

2. Кто, на ваш взгляд, может формулировать и отстаивать предложения, направленные на изучение жизни школы, на защиту интересов учащихся?

3. Кто, как вы считаете, получив возможность частного и прямого общения с руководством школы,  не поставит свои личные интересы на первое место?

Так определились лидеры классных коллективов. Следующий шаг-это разработка положения о школьном Парламенте. Все предложения по составу, правам и обязанностям членов Парламента, порядку выборов – все это выносилось на коллективных обсуждениях в классах, на страницы газеты. Готовый проект рассматривался педагогическим составом и был принят конференцией коллектива школы в сентябре 2004 года, утвержден директором школы.

СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА

Главным органом школьного Парламента является общее собрание членов парламента. Парламент проводит свои собрания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На первом собрании Парламента избираются и председатель и два его заместителя. На собраниях обсуждаются важнейшие вопросы жизни ученического коллектива и школы в целом, принимаются нормативные документы, законы школьной жизни, ученические проекты, обращения к учителям и родителям, к представителям государственных и общественных организации.

Парламент состоит из 20 депутатов.

Состав Парламента избирается путем тайного голосования учащихся 5-11 классов, учителей школы.

Членами Парламента могут быть учащиеся 7-х-11-х классов. Представители учащихся 5-х-6-х классов участвуют в работе Парламента с правом совещательного голоса. Администрация, учителя школы и члены родительского комитета приглашаются на собрания Парламента без права решающего голоса. Решения, принятые собранием Парламента, обязательны к исполнению всеми учащимися школы.

На первом собрании Парламента создаются постоянные комиссии:

1.Комиссия по образованию

2.Комиссия по культуре, досугу и спорту

3.Комиссия дисциплины и порядка

4.Редакционно-информационная комиссия

5.Комиссия по благоустройству

6.Музейная комиссия

Для консультативной помощи Парламенту и для обеспечения связи с педагогическим коллективом, директором школы назначается педагог-куратор.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

1.Самоуправление-это принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни.

2.Цель самоуправления – обеспечение управления школьным коллективом преподавателями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

3.Школьное самоуправления направленно на вовлечение максимально большего числа учащихся в общие дела, общий поиск и творчество.

ПРАВА ШКОЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА

Школьный Парламент имеет право:

1.Представлять интересы ученического коллектива как внутри школы, так и за ее пределами.

2.Участвовать в определении перспектив развития школы, улучшения ее жизнедеятельности.

3.Участвовать в планировании работы школы.

4.Участвовать в определении режима работы школы и разработки правил внутреннего распорядка школы.

5.Вносить предложения по обсуждению на педсовете актуальных для ученического коллектива вопросов.

6.Вносить предложения директору школы с вопросами поощрения и наказания учащихся.

7.Обращаться к руководителям школы с вопросами и предложениями, касающимися различных сторон школы.

8.Председатель Парламента имеет право участвовать в работе педагогического Совета.

9.Парламент имеет право проводить социологические опросы учащихся по важнейшим вопросам жизнедеятельности школы.

10.Парламент действует на основе Закона об образовании, Конвенции о правах ребенка, Устава школы.

ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПАРЛАМЕТА

Школьный Парламент обязан:

1.Развивать систему ученического самоуправления.

2.Быть опорой администрации школы, классных руководителей во всех делах школы и класса.

3.Осуществлять постоянную связь с ученическими коллективами классов для выяснения актуальных для них проблем и потребностей.

4.Последовательно защищать интересы коллектива школы как внутри школы, так и за ее пределами.

5.Члены Парламента обязаны быть примером добросовестного отношения к учебной и внеучебной деятельности.

6.Парламент информирует учащихся о своей деятельности, ежегодно отчитывается о своей работе перед Конференцией школы.

7.Класс вправе заменить своих представителей в Парламенте в случае их отказа от дальнейшей работы или при неудовлетворительном исполнении своих обязанностей.

8.Парламент организует соревнования между классами, подводит его итого.

ВЫБОРЫ ПАРЛАМЕНТА

1.Для проведения выборов создается избирательная комиссия.

2.Выборы Парламента осуществляется на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3.Право избирать принадлежит каждому учащемуся 5-11 классов и учителям.

4.Дата выборов Парламента – за неделю до Дня Ученика.

5.В День Ученика вновь избранный Парламент приносит присягу.

6.Для организации выборов создается Избирательная Комиссия путем прямого представительства от каждого класса.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Кандидаты в члены Парламента (по 2 человека от 7-11 классов) определяются путем рейтингового голосования в классах. Для определения рейтинга проводится анкетирование.

В избирательную комиссию предоставляются итоговые протоколы. По итогам рейтингового голосования избранные представители от каждого класса вносят в избирательный бюллетень. Каждый из кандидатов должен предоставить в комиссию свою программу улучшения жизни школы, предложения должны быть реалистичными и продуманными.

Программа может быть составлена от имени класса. Каждый учащийся имеет право выдвинуть себя как независимого кандидата. Для этого нужно получить поддержку 30 учащихся и учителей и сдать в избирательную комиссию подписной лист.

Список кандидатов регистрируется избирательной комиссией и публикуется в школьной газете «Доживем до понедельника».

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ

1.Учащиеся, классы вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.

2.Кандидаты вправе использовать имеющиеся в школе средства информации (общешкольная газета, стенды классов, доска объявлений) для агитации.

3.Агитация во время уроков запрещена.

4.Агитация методом граффити (роспись стен в коридорах и туалетах) запрещена.

5.Кандидаты, классы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

6.Предвыборная кампания проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается в день перед выборами.

7.Агитация в день выборов запрещена.

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

1.Избирательная комиссия готовит списки избирателей, которые составляются в соответствии со списками классов.

2.Составленые списки заверяются членами ИК, классными руководителями с указанием точного количества зарегистрированных избирателей.

ГОЛОСОВАНИЕ

1.Голосование проводится с 12:00 до 15:00 часов в день, назначенной избирательной комиссией.

2.Каждый избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, о чем делается отметка в общем списке.

3.В списке кандидатов избиратель ставит любой (определенный) знак напротив фамилии кандидатов, за которых он отдает голос или ставит знак в графе «против всех»

4.После того, как, избиратель сделал свой выбор, он должен опустить свой бюллетень в избирательную урну.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

1.Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% избирателей, занесенных в список голосования.

2.Бюллетень считается недействительным, если в нем не отмечена ни одна фамилия или отмечено большее число кандидатов.

3.Избранным в Парламенте считается те, кто получил по итогам голосования наибольшее число голосов.

4.Итоги выборов публикуются на стенде Избирательной комиссии на следующий день после голосования и в школьной газете.

Каждая избирательная кампания-это праздник творчества, фантазии, это дух хорошего соперничества. Все классы стараются как можно лучше и красочнее представить своего кандидата. В ходу стихи, частушки, плакаты, фотоматериалы. Главная тема в разговорах – это предвыборные программы. А на следующий день после выборов вся школа изучает, обсуждает, а иногда, критикует результаты. В ходе избирательной кампании мы учимся брать ответственность на себя за свой выбор, а избранные будут нести ответственность перед своими избирателями. Хочу отметить, что в ходе этой кампании очень большую роль играют учителя обществознания. Они проводят уроки, игры, турниры по темам: «Я избиратель», «политический лидер», «прав ребенка» и другие.

Каждый год в первые дни после выборов проходит встреча членов Парламента с администрацией школы. Это всегда обоюдополезный, заинтересованный разговор, наказ, определение важнейших направлений в работе.

Так как выборы Парламента ежегодны, то, естественно, происходит и постоянное обновление его состава. Для того, чтобы эти ребята стали командой единомышленников мы обращаемся за помощью к профессионалам. Какими партнерами  стали педагоги-психологи районного ППМЦ. Они проводят для членов Парламента 3-хдневный семинар, и только после его окончания ребята выбирают своего председателя, его заместителей, окончательно определяются по интересам своей деятельности.

Творческая инициатива и самостоятельность стали проявляться уже при обсуждении плана работы. Появилась масса идей и предложений. Так родилась комиссия дисциплины и порядка – Совет кураторов. Дежурный куратор-это координатор внутришкольной жизни в течение дня, заместитель дежурного администратора. Он обладает очень большими правами, но и обязанностями. В той комиссии работают ребята, которые пользуются абсолютным доверием среди учеников и взрослых и поэтому их решения выполняются всеми. Именно Совет Кураторов поднял вопрос о внешнем виде наших учеников и вынес его на обсуждение классных собраний. Споры были жаркими, но подавляющее большинство высказалось за форму. И это коллегиальное решение вошло в правила учащихся. Кстати, о правилах. Члены Парламента решили, что старые правила, написанные еще в 90-е годы, давно устарели. Необходимы новые, соответствующие духу времени. На уроках обществознания мы внимательно проработаем Конституцию РФ, закон об образовании, устав школы и результатом этого процесса стал проект новых правил, вынесенный на обсуждение в классы. Наши правила по структуре напоминают российскую Конституцию: есть преамбула, общие положения, отдельные главы. Есть конкретная, ясная цель: сделать нашу школьную жизнь безопасной, а учебу более эффективной, сохранить традиции нашей школы, исходить из ответственности за свое образование перед школьным сообществом, семьей, страной! Правила учащихся напечатаны в дневниках и ежегодно каждый ученик ставит свою подпись, тем самым принимая ответственность за их выполнение. В наших дневниках есть эмблема школы и гимн. Слова и музыка гимна были написаны уже давно выпускником школы, а ныне зам.директора по воспитательной работе Алексиным Е.Р. парламент постановил: быть эмблемой школы! Были созданы рабочие группы, наши аналитики и социологи провели анкетный опрос, мнения взрослых и детей постоянно печатались на страницах школьной газеты. Был объявлен конкурс на лучший эскиз, к участию в нем подключились выпускники, наши родители. В результате голосования большинство высказалось за ныне существующую эмблему.

Наш Ежик – мудрый, добрый, любознательный. А его иголки – это стерженьки, на которые нанизываются наши знания и наши общешкольные дела. Именно они легли в основу школьного конкурса «лучший класс». Парламент тщательно разработал положения, создал оргкомитет, обсудил с администрацией школы условия награждения победителей. Конкурс проводится ежегодно, а его результаты абсолютно прозрачны, т.к. в фойе школы оформляется большой экран, а на доске информации «парламентские вести» еженедельно освещаются промежуточные результаты, с которыми могут ознакомится любой желающий. В конце учебного года на итоговой общешкольной линейке награждаются победители и участники конкурса при помощи МО «Московская застава» (пред. Афонькина В.Н.). Класс – победитель награждается автобусной экскурсией. Наш парламент существует уже 6 лет. За то время ребята сделали много полезного и интересного. Социальный проект «Площадка моей мечты» нашел поддержку у депутатов Муниципального Совета. Цель этого проекта – создание детской спортивно-игровой площадки на территории школы. Она предназначена и для учащихся нашей школы, и для ребят из близлежащих домов. Депутаты согласились с нашими предложениями и взяли вопрос создания площадки в работу.

Вот уже 3 года мы реализуем проект, футбол, который нас объединяет. Ежегодно парламент школы проводит акцию памяти, посвященную Блокаде Ленинграда и победе в Великой Отечественной войне. Вся школа выезжает на места боев по Зеленому поясу славы вместе с ветеранами. Парламент возродил проведение школьной игры «Зарница», успешно реализует проект «Чистый район на карте города». Мы – постоянные участники общегородских акций. Парламент школы – участник программы «Лидеры ХХI века» председатель парламента Ткач Яков стал лауреатом премии президента РФ в 2009 году.

3 года подряд на осенние и весенние каникулы у нас проходит выездная школа актива на базе пансионата «Восток-6» под Зеленогорском. Эту школу мы называем «Ежик на Востоке», перед выездом мы формируем разновозрастные отряды из ребят 4-11-х классов. Каждый день – это конкурсы, тренинги, спортивные игры, активный отдых. Мы оформляем экран настроения, где ребята ставят свою оценку прошедшему дню. Каждый отряд оформляет свой уголок, куда заносит все призовые «ежики», полученные в течение дня, вечером каждый отряд проводит отрядную «свечку», где обсуждают итоги дня и планируют следующий день. По итогам выезда, а проходит он 3 дня, определяется лучший отряд. Именно здесь ребята могут проявить себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя, партнера и конкурента. Дружба и общение, которые складываются на выезде, продолжаются и в школе.

В партнерстве «учитель-ученик» для нас главное не вертикальное социальные отношения, а горизонтальные, а для этого нужно чтобы в школе сложился коллектив целенаправленно и систематически действующих педагогически работников. Такой коллектив – это Методическое объединение классных руководителей, оно разрабатывает общую стратегию развития работы с активом, с парламентом, планирует вместе с ребятами и анализирует проделанную работу. Классные руководители не берут все бразды правления на себя, но и не уходят от деятельности и ответственности. Создание такого коллектива единомышленников было бы невозможно без активной поддержки и внимания со стороны директора школы Сильевой Н.А. Со школьным парламентом активом постоянно работают зам. директора по УВР Шепелев А.В., учитель математики Кузьмина Т.В., учитель русского языка Талапова Е.А. и многие другие.

Многое мы сделали. Многое предстоит сделать, но главное, наши ученики в большинстве своем разделяют с педагогическим коллективом ответственность за результат своей деятельности.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЛОЩАДКА МОЕЙ МЕЧТЫ»

Цель: создания проекта спортивной площадки, учитывающего интересы и пожелание детей

Участники: учащиеся 1-11 классов

Время проведения: 16 ноября 2015-30 ноября 2015

Место проведения: ГОУ школа№371

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Разработка положения о проекте. На очередном сборе членов парламента было принято решение о проведении проекта «Площадка моей мечты». В ходе дискуссии были выработаны цели и задачи проекта, разработан план проведения, выбраны ответственные за оформление положения, ответственные за утверждение проекта администрацией, ответственные за проведение рекламной компании и сбор работ.
  2. Проведение рекламной компании. Участники рекламой компании доносили информацию о проведении проекта с помощью устных сообщений в 1-11 классах и объявлений на информационных стендах школы.
  3. Сбор работ. Работы можно было сдать членам парламента индивидуально или по истечении срока проведения проекта сдать работы организованно с классом.
  4. Подведение итогов. Членами парламента были оценены работы в разных номинациях. После подведения итогов был оформлен информационный стенд об итогах проекта и выставка работ-победителей

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «Эмблема школы №371»

  1. Определение направлений работы Парламентом школы: Создание рабочих групп

- социологическая группа: составляет, распространяет среди учащихся анкеты-опросные листы;

- аналитическая группа: совместно с социологами анализирует полученные данные и результат представляет в Парламент;

АНКЕТА для УЧАЩИХСЯ

А) Нужна ли эмблема школе

Б) Что, на Ваш взгляд должна символизировать эмблема школы?

В) Какие направления деятельности школы она должна отражать?

- группа журналистов: представляет материалы в школьной газете, оформляет наглядные материалы;

- группа юристов: проводит экспертизу Проекта: не противоречит ли он нормам права, Закону об образовании, Уставу школы.

2. Решение Парламента школы о начале Конкурса на лучший проект. Принятие Положения о Конкурсе, оповещение школьного коллектива и родителей, информация в школьной газете

3. Результат – утверждение эмблемы школы

4. Награждение победителей конкурса

5. Совместно с администрацией школы заказ и изготовление символики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе....

Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров

Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...

План работы органов ученического самоуправления

План работы органов ученического самоуправления...

Школьный пресс-центр как орган ученического самоуправления

Статья опубликована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации")...

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...