Конспект урока на тему "Быть личностью"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1. «Быть личностью»
Задачи:
- Расширить и углубить представление об уникальности каждого человека, о единстве в нем биологического и социального, соотношений понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», социальных характеристиках личности, путях и этапах ее становления в общественных условиях.
- Создавать условия для личностной рефлексии, осознания собственных жизненных целей и перспектив.
- Развивать умения анализировать различную социальную информацию, относящуюся к изучаемой тематике, осмысливать влияние различных социальных факторов на становление личностных свойств человека, формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам, создавать условия для применения на практике полученных сведений.
Литература: Обществознание. 8 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н. - М., Просвещение 2012.
План:
- Человек, индивид, личность.
- Жизненные ченности и ориентиры.
- Становление личности.
Глоссарий
Адаптация (лат. аdaptation приспособление). Приспособление к изменяющимся внешним, в том числе социальным, экономическим, политическим условиям.
Индивид (лат. individuum нераздельный, неделимый, отдельный человек). Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Употребляя понятие «индивид», подчеркивают самобытность, неповторимость человека и в то же время зависимость его особенностей от общества, от условий формирования.
Индивидуальность – особенность темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей отдельного человека, отличающие одного индивида от другого.
Интеграция (лат.integratio восполнение, восстановление). Процесс и результаты объединения в единое целое разрозненных частей, элементов.
Личность – индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, а также его отношение к миру.
Социализация (лат.socialis общественный). Процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм.
Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле; объект, результат и субъект (активный участник) общественно-исторической деятельности и культуры.
Ход урока
Индивидуальность – это неповторимый набор красок
для шедевра по названию «Личность», но ещё вовсе
не сам шедевр.
В. Гаврилов, современный российский писатель
- Как известно, в человеке сочетаются природное (биологическое) и социальное (общественное) начала. Будучи существом мыслящим, человек задумывается над вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласиться с множеством определений. Среди них – имя (я – Мария, Глеб, Ольга Петровна…), род занятий (ученик, студентка, домашняя хозяйка, политический деятель, учёный, изобретатель…), черты характера (весёлый, задумчивый, предприимчивый, добрый, смешливая…) или увлечения (любитель музыки, заядлый болельщик, поклонник лирической поэзии, коллекционер…). Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов (я – русский…) или ко всему человечеству (я – землянин) и т. п.
Если проанализировать предполагаемые ответы на вопрос «Кто я?», можно выделить различные важные отличительные признаки человека. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей – индивид (от лат. individuum – отдельный человек). Индивид – это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.
Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другим. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда – писатели, поэты, художники, актёры, музыканты. Для художника-творца важно индивидуальное начало. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность – характеристика человека в обществе.
Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.
Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.
- Жизненные ценности и ориентиры
Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть своё внутреннее и внешнее «я»: «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость», «Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым.
Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану? Что случится со мной в будущем? Как и зачем мне жить? Действительно очень трудно оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными (у Лермонтова: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет…»), а то вдруг хотите быть очень юными и даже маленькими.
«Зачем я?» Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворённостью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать её нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет ему стать творцом не только собственной судьбы, но и общественного развития. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?
Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если в данный момент одиноко, то «счастье – это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на город, что близкие живы – счастье…). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений – кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, всё ли сделал, что мог? Бывает, что на этот вопрос приходится отвечать с болью, стыдом и горечью за пустые и бессмысленные годы. (Мы знаем, что деятельность человека всегда подчинена какой-либо цели. Но разве вам не приходилось слышать о «бесцельно прожитых годах»?)
Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору. Попробуйте составить для себя перечень того, что вы ждёте от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти интересное для себя и полезное для других дело, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.
Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Один продолжит семейную традицию. Другой с детства возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что успешно занимается в театральном кружке. Четвёртому и думать не надо: в городе или посёлке есть один завод, на нём и предстоит трудиться. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: кем быть?
Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих – свыше 8000. Практически ежедневно появляются новые профессии.
Для того чтобы ваш выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше вы о ней узнаёте, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии кое-чего добился.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек – техника», где главный ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человека – природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «человек – знак» - здесь ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек – человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек – художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии проходяща, а профессиональный успех – удел тружеников.
В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции – всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.
Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо, чтобы утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.
- Становление личности. Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть, это, прежде всего, идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.
Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.
Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений, обогащает общество, даёт возможности формированию личности, её неповторимого внутреннего мира.
Вот, что писал о мировоззрении русский философ С. Л. Франк (1877 – 1950):
«Мировоззрение – это всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом… смысле существует, собственно, столько мировоззрений, сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев… Каждое мировоззрение содержит известное единство теории и идеала…»
Как же проходит становление личности?
Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.
Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности этой группы, становится, как все. Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio – приспособление).
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.
Третья фаза – интеграция (от лат. integration – восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого – группы, общности, всего общества.
Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности – в понимании закономерностей становления личности – в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.
Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности – социализацией.
Среди агентов социализации принято выделять ближайшее окружение человека – семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье складывается определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям.
Например:
В конце XIX в. в Нижнем Новгороде в семье владельца маленькой красильной мастерской жил мальчик Алёша. Дед его, человек, в общем-то, не злой, воспитывал внуков по обычаям Домостроя (Домострой – старинный (XVI в.) русский свод житейских правил и наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи). По субботам детей пороли за провинности, а нередко и для острастки. Не раз бабушка спасала внука от несправедливой расправы и унижения. Став взрослым, писатель Максим Горький воспринимал страдания других как личное горе.
К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека – организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей – семья и ближайшее окружение.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
Домашнее задание. Параграф 1 (устно). Письменно вопрос 1 на стр. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока "Вернисаж. Знаменитые личности села. С.В. Нарыжный"
Данная презентация дополняет конспект урока по одноименной теме....
План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"
Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...
конспект урока литературы для учащихся 10-11 классов "Тема становления личности в повести В.Н. Крупина "И вот приходит мне повестка..."
Данный урок разработан в помощь учителям русского языка при изучении литературы XX века в 11 классе. Тема повести Крупина и проблемы, поднятые в ней, актуальны для современного юношества. Вопросы, кот...
Конспект урока по истории России в 10 классе "Личность и деятельность Петра I"
Конспект урока-семинара по истории России для обучающихся 10 класса по теме "Личность и деятельность Петра I". Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы "Преобразования Пет...
конспект урока "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"
Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"...
Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"
В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....
План-конспект урока "Генрих VIII как историческая личность и человек" на английском языке
Данный материал содержит малоизвестные факты о Генрихе VIII. Врамках дискуссии обучающиеся учатся проводить анализ фактов, касающихся личной жизни и политической роли английског...