конспект урока обществознание в 8 классе "Потребности человека"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Подробный конспект урока обществознание "Потребности человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvo_8_klass.docx | 315.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО. Коряковцева Галина Алексеевна.
Место работы. МОУ « Лапшинская ООШ»
Должность. Учитель истории и обществознания.
Предмет. Обществознание
Класс. 8
Тема урока. «Потребности человека»
Базовый учебник. Обществознание: 8 кл. Кравченко, 3-е издание, М: «Просвещение», 2015 г.
Цель: Знакомство с многообразием потребностей человека.
Задачи:
- познакомить с понятием «потребности»;
- узнать, какие бывают потребности;
- узнать причины их возникновения;
- развивать умение анализировать иллюстрации.
- развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
- развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
- способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.
- стимулировать развитие познавательного интереса.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, толковые словари.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием презентации.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
«У духа есть свои потребности,
Как и у тела».
Жан – Жак Руссо
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Рефлексия настроения
Выберите лепесток цветка, характеризующий ваше настроение? Положите его на парту.
Идут слайды с картинками разных потребностей.
(Слайды 1-14)
2. Выведение темы урока.
- Что изображено на иллюстрациях, которые я вам сейчас показала?
(Люди едят, пьют, спят, занимаются спортом, посещают выставки, музеи, общаются…)
- Сформулируйте тему урока, исходя из увиденного.
(Потребности человека)
(Слайд15)
3. Постановка цели урока.
-Сформулируем цель нашего урока. Потребность у человека одна?
(нет, их много)
- Назовите цель урока.
(Знакомство с многообразием потребностей человека)
(Слайд16)
4. Постановка задач урока.
- А каковы же задачи нашего урока?
Вы знаете, что такое потребность? (нет)…
Значит, первая задача – это узнать, что такое потребность;
- Они возникают просто так? (нет, есть причины)
Значит, следующая задача – выяснить названия и причины их возникновения;
- А у вас есть потребности? (да)
И еще одна задача – определить свои потребности;
5.Мотивация к деятельности.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом ПОТРЕБНОСТЬ?
(учеба, еда, сон, одежда, тепло….)
Ответы детей учитель записывают на доску.
А сейчас « Мозговой штурм»
-Сформулируйте и запишите на листочках ваше определение слову ПОТРЕБНОСТЬ.
- А вот, что говорят разные философы о понятии «потребность».
(Слайд18)
Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;
В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;
В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как ценность;
Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;
И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;
Й. Шванцер - потребность как системная реакция;
Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным.
Найдите определение в «Толковом словаре».
Толковый словарь «Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения».
- Давайте сравним ваше определение с тем, что предлагает нам « Толковый словарь»
- Вам интересно узнать о потребностях подробнее? ( да)
6. Проверка домашнего задания.
- У каждого из вас есть любимое занятие, хобби. Домашнее задание – результат любимого занятия, который вы представите в течение урока.
7. Изучение нового материала.
- Итак, сегодня мы с вами совершим путешествие в необычный город. Как вы думаете, каково его название?
Потребности
- Этот город особый. Он растет вверх, к небу. А связано это с тем, что люди города живут каждый на своем ярусе, этаже.( На доске нарисована пирамида)
- На что похож этот город? (на пирамиду)
В городе есть улицы и микрорайоны.
Наша задача понять, почему так называются улицы и микрорайоны. Определить, что в приоритете для жителей каждой улицы.
Посмотрим на самую большую и многолюдную улицу. Как она называется?
Физиологическая
Что такое физиология? (Найдите в «Толковом словаре»)
Физиология - наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, его функционирования в единстве и взаимодействии с окружающей средой в его непрерывном приспособлении к меняющимся условиям среды и непрестанном развитии
- Как вы считаете, что в приоритете для жителей улицы физиологическая? Перед вами карточки, выберите нужные и прикрепите на территорию улицы (еда, одежда, обувь, вода, жильё, сон, продолжение рода)
- А нужно ли вам всё это? Зачем? (чтобы жить, учиться, трудиться, любить…)
- А сейчас обратимся к результатам вашего труда. Как выдумаете, что можно подарить жителям улицы Физиологической? (дети рассказывают о том, что создали и доказывают свою точку зрения.)
Поднимаемся выше. Прочитайте название следующей улицы.
Улица Безопасная
- Как вы думаете, что в приоритете для жителей этой улицы? ( безопасность жизни) Выберите подходящие карточки и прикрепите на территорию улицы (защита от врагов, помощь в случае болезни, защита на дороге…)
- А вам нужна безопасность? Зачем?
( А сейчас обратимся к результатам вашего труда. Как выдумаете, что можно подарить жителям улицы Физиологической? (дети рассказывают о том, что создали и доказывают свою точку зрения.))
Перемещаемся на улицу Социальная.
Что такое социум? (общество, общность)
Нужно ли людям жить в обществе? Может, легче жить одному где-нибудь в лесу? Почему?
- Выберите карточки, которые вы поместите на улицу Социальная.
(дружба, любовь, общение…)
- А вам это нужно? Для чего?
Таким образом, для жителей улицы Социальная главное –(общение, дружба, любовь, совместная деятельность…)
-Покажите результаты труда, которые вы подарите жителям этой улицы.
Идем на улицу Престижную. Что такое престиж?Найдите в словаре.
Престиж - влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь
Выберите карточки и поселите их на улицу (занять достойное место в жизни, пользовать уважением, статус, признание, карьера)
-Какую профессию вы считаете престижной? Почему?
-Вам важно быть признанными людьми?
(Некоторые люди дорожат социальным статусом, стараются построить карьеру, хотят, чтобы их уважали, гордились ими.)
- Переходим на улицу Духовная.
Что такое духовность? Заглянем в « Толковый словарь».
Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
- Что главное для жителей улицы Духовная?
(Самовыражение, самосовершенствование,самореализация. Дети объясняют суть данных понятий)
Самовыражение – это ( выражение себя в чём –либо, например, в создании эскизов одежды, в изготовлении скульптур.•Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться. Например, через танцы, причёску, мальчишки – посещение спортзала и т.п)
Человек может оставаться собой лишь в том случае,
если он неустанно стремится над собой возвыситься.
Жюль Лашелье( на слайде)
Как вы понимаете суть этого высказывания?( человеку нужно становиться лучше, самосовершенствоваться).
Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой, стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом.
Как самосовершенствуетесь вы?
Самореализация - это раскрытие собственных возможностей, ведущее к счастливой и успешной жизни. Например, кто-то реализует себя как актёр, кто-то как художник…)
А вы кем бы хотели стать? Почему?
Перечислите любимые занятия улицы Духовной (посещать выставки, ходить в театры, кино, писать картины, стихи, сказки…)
Выберите карточки и прикрепите на улицу (театр, кино, музыка, картины, творчество, религия, стремление к знаниям, философия).
- Покажите результаты труда, которые мы подарим жителям этой улицы. Почему?
- Подумайте, почему две нижних улицы такие большие?
( Там проживает больше людей, все люди на земле нуждаются в безопасности и физиологических потребностях)
- А почему последняя улица на самом верху?
(Она главная, там живут настоящие личности).
А теперь поговорим о микрорайонах этого города. Посмотрите на рисунок и скажите, какие микрорайоны вы видите? Где находится первый микрорайон? Как его назовем?
Низший
Где находится второй микрорайон? Как его назовём?
Высший
- На какую улицу поселились бы вы? Почему?
- С кем можно сравнить людей, которые живут в низшем микрорайоне? Почему?
(С животными)
7. Физкультминутка.
- Изобразите любимое дело.(один ученик изображает, другие за ним повторяют и отгадывают, затем изображает другой…)
Наш город – это на самом деле «Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу, который все человеческие потребности поселил на эти улицы и микрорайоны и дал им такие названия.
Вывод. Таким образом, мы с вами узнали, (что такое потребности и какие они бывают). А сейчас я посмотрю, как вы запомнили то, о чем мы говорили.
(Слайд)
8. Закрепление изученного материала.
Жители города «Потребности» придумали для вас разные задания. Начнем?
1.Отгадайте загадки. О каких потребностях идёт речь? На какую улицу вы их поселите? ( Загадки читает учитель)
1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные
2) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков.Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные
3) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков.Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические
4) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков.Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные
5.Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные.
2. Вспомните пословицы о труде. Труд – это потребность или необходимость? Докажите свою точку зрения.
(Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.Дело мастера боится.Труд кормит, лень портит.Кончил дело — гуляй смело.Всякий человек на деле познаётся.Труд — дело чести, будь в труде на первом месте)
3 Работа в паре.
- Что такое ложная потребность? Нарисуйте одну или две. (Показывают друг другу, угадывают и отвечают на вопросы:
- Нужны ли ложные потребности?
- Как от них уберечься?
4 Индивидуальное задание.
*Зависят ли потребности от времени года? Докажи. (Валя П.)
*Одинаковые ли потребности у людей разного возраста? Докажи. (Руслан М.)
*Объясни смысл пословицы «Не хлебом единым жив человек». (Серёжа Ф.)
*Вечные ли потребности? Докажи. (Полина Ц.)
5 . Продолжи фразу, связав её с темой урока.
Жизнь – это…
(непрерывный процесс удовлетворения потребностей человека.)
6 . Нарисуйте потребность, которую вы испытываете сейчас.
Объясняют свой рисунок. На какую улицу поместите?
7. Помогите Андрею.
Решите ситуацию.
Восьмиклассник Андрей мечтал о том , чтобы стать самым сильным и самым умным в классе. Но он любил много поспать, много играть в компьютерные игры, смотреть развлекательные передачи, забывал об уроках. Что вы посоветуете Андрею, чтобы его мечты сбылись?( заниматься спортом, не играть в компьютерные игры, поменьше смотреть телевизор, учить уроки…)
Подведём итог нашего урока.
- Достигли ли мы цели?
- Решили ли задачи?
- Почему я выбрала именно этот эпиграф к нашему уроку? Объясните.
- Составим синквейн по теме нашего урока. ( Например)
Потребность
Социальные, духовные
Удовлетворять, трудиться, стремиться
Потребности формируют личность.
Нужда.
Рефлексия деятельности
Закончите фразу. ( дети вытаскиваютбумажки )
На уроке я…
Мне стало известно …
Я понял, что…
Я не знал, теперь знаю…
- В какой момент урока ты почувствовал себя наиболее успешным?
Рефлексия настроения
А какое у вас сейчас настроение? Оторвите лепесток у цветка и сравните с настроением, которое было у вас в начале урока. Почему у вас такое настроение?
Оценивание самих себя.
У вас на партах лесенки, поставьте сами себе отметку. Почему ты оценил так свою работу?
Учитель ставит отметку ученикам. Объясняет. Сравнивают отметки.
- Что бы вы пожелали жителям нашего с вами города?
Расти духовно, думать не только о еде, но и об искусстве, дружить друг с другом.
Домашнее задание. Индивидуальное.
Валя П. – пословицы на тему потребности;
Полина Ц. – провести социологический опрос 20 человек «Ваши потребности», сделать вывод с помощью диаграммы.
Серёжа Ф. написать эссе на тему «Как влияют потребности на развитие человека».
Руслан М. – создать диафильм «Потребности моей семьи»
Спасибо за урок. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)
Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....
План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс
Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...
Конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Права и свободы человека" (УМК Боголюбова Л.Н.)
Разработка конкурсного урока на конкурсе "Учитель года - 2013", презентация к уроку. (УМК Боголюбова Л.Н.)...
План-конспект урока обществознания "Потребности человека"
Приводится план-конспект урока "Потребности человека" (обществознание)...
Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс
Урок обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения. Осуществляется работа с раз...
Конспект урока обществознание 6 класс.Человек и его деятельность
Конспект урока обществознание на тему: "Человек и его деятельность"...