План-конспект урока обществознания "Потребности человека"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Приводится план-конспект урока "Потребности человека" (обществознание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potrebnosti_cheloveka.docx | 65.18 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока в 8 классе
Учитель: Левкина Н.В.
Тема урока: «Потребности человека».
Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.
Задачи:
образовательные:
∙ выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».
∙ в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»,
∙ воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.
∙ развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.
∙ опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.
Применяемые методы:
- проблемно-поисковый
- репродуктивный
- практический
- творческий
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
- групповая
Местоположение урока в планировании:
Данный урок восьмой в теме: «Понятие общества и его основные признаки».
Прогнозируемый результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.
Оборудование урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.
Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.
Ход урока
I– организационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.
От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.
II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся:
«Метод – паучок» На доске от понятия проводят ассоциативные лучи
Понятие для обсуждения: Что такое потребности?
(Обсуждение, подведение итогов)
Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.
Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.
Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.
Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.
Вопрос для обсуждения: Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45 )
II этап – проверка дифференцированного домашнего задания;
1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.
2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4
3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»
III этап –практическая работа по теме урока.
Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:
- естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;
- материальные, или предметно-вещные;
- духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.
Посмотрите на экран.
Слайд №1 Пирамида Маслоу.
Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:
1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.
2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.
3. Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.
4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.
5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.
Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные - вторичными(приобретёнными).
Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).
Задание 1.
1-я группа
Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.
2-я группа
Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?
Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека.
От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.
1-я группа
Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;
Ученики 2группы - «современные люди».
Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.
Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.
Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель.
Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).
Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».
1-я группа
Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?
2-я группа
Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?
Слайд №5 Пирамида Маслоу.
Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?
Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.
III. Рефлексия. Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик: Красный - Работал активно, с интересом.
Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не - всегда успевал.
Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.
Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.
Устно вопросы 3,4,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"
План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....
План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс
Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"
Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...
План- конспект открытого урока по экологии человека
Тема: Сон и сновидения.Цель: Изучить явление сна, познакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна. Задачи:1. Разъяснить физиологическую ...