внеклассное мероприятие "Святая Русь под мантией старинной..."
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему
мероприятие направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyataya_rus_pod_mantiey_starinnoy.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3.
ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИСАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.
Тема: « Святая Русь под мантией старинной»... из цикла « Дорога к храму».
Цели и задачи: - содействие духовно-нравственному воспитанию уч-ся,
-воспитание у уч-ся любви к своему Отечеству, уважение к историческому -прошлому и настоящему нашей Родины,
-формировать желание больше узнавать о православной культуре России, -развивать творческое мышление, побуждать у детей чувство преклонения -перед талантом русских мастеров.
Оборудование: ИКТ ( колокольные звоны, песнопения, слайды храмов, иконы), карточки со словами , десять заповедей, добродетели, свеча.
ХОД ЗАНЯТИ Я.МОТИВАЦИЯ . Учитель читает стихотворение.
Вот я за карандаш берусь, и Богу я молюсь при этом: Нарисовать хочу я Русь на этом вот листе большом. Святую Русь, которой след не смыт потоком грязных бед. В чем Русь моя заключена?- Да в храмах молится она!
И храмов этих не один был ею поднят из руин.
И были в посрамленье зла, отлиты вновь колокола.
Да, бита Русь, но побороть ее души не дал Господь.
И вот я Господу молюсь: спаси мою Святую Русь! ВОПРОС?. Вы наверное догадались, о чем пойдет сегодня речь.
ОТВЕТЫ детей.
Учитель объявляет тему занятия. Настраивает детей на диалог.
В своей книге « Что такое Россия?» известный историк Соловьёв говорит:» Желая похвалить свою национальность, народ выражает то, что он больше всего желает.
Француз- прекрасная Франция. Англичанин - старая Англия. Немец -немецкая верность. Русский-Святая Русь».
ВОПРОС. Что же такое Святая Русь?
Учитель. Святая Русь-это русские города,
Это храмы, церкви, соборы, древние иконы, православные праздники, малиновый звон колоколов.
Учитель. Давайте сегодня мы с вами совершим дорогу к храму и посмотрим, что же нас ведет к нему.
День за днем, век за веком, год за годом на Руси звонили колокола. Они будили в душе радость, звали живых. От самой колыбели напутствовал человека колокольный звон. Голос колокола призывал к покаянию. Скорбел по умершим. Верные спутники истории, они всегда звучали как живые голоса. Раздался вечевой- созывай народ на вече ,решать важные дела. Загремел осадный- неприятель у ворот и стен города. Торжественно, радостно, звучат колокола- значит празднует народ православный большой праздник. Колокола - очевидцы, участники многих событий, они разделяли судьбу народов страдальцев, мучеников, Колокола брали в плен, колокола наказывали: их сбрасывали на землю, били кнутами, вырывали языки, ссылали. Иные умолкали навсегда, Но в памяти народной, в преданиях, их голоса продолжали звучать.
Ученик читает стихотворение: Слышу вас, колокола , над землею.
Против горя, против зла вы со мною. Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать-Россия!
Вам и роща дорога и былинка.
И дорога на века, и тропинка,
И могучий богатырь и старушка, Златоглавый монастырь и церквушка.
Вы слышны и мудрецу, и ребенку.
Вы летите ко дворцу и в избенку.
Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас- прямо в души.Все
призывней,все сильней, все набатней
, Все соборней для людей, все понятней.
Собирает он народ воедино И на подвиги зовет исполина.
А во след ему звучат говорливы Колокольчиков-внучат переливы.
Позабудутся на миг боль да горе. Озарится светом лик в каждом взоре. Раскрываются сердца. Люди- братья. Словно не было конца и распятья.
Словно не было потерь и печали- Снова радуйся и верь, как в начале.
И для жизни собирай снова силы,
И сражайся, и страдай для России.
Голоса колоколов, словно пламя,
Как свидетели веков все вы с нами,
То ль сомнения вас жгли, то ли беды,
Все равно вы снами шли до победы.
Никогда ваш гул и стон не остынет- От Мамаевых времен до Хатыни.
И при солнце , и в ночи жизни ради Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.
И Майданек слышит вас и , Освенцим,
Потому что боль жива в вашем сердце,
Потому что знали вы слезы тризны И страдали для любви , для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,
Чтоб всегда жила любовь над Россией!
Учитель .Вы слышите, звонят колокола? (слайд № 1. Звон колоколов.)
Вопрос. Зачем звонит колокол? Куда он зовет? Где можно молиться Богу?
Есть особые места, где Бог особенно близок.
Учитель читает стихотворение. Светлым облаком сияет на горе воздушный храм-
Точно с озера взлетает белый лебедь к небесам.
Там, меж сосен изумрудных, блещет озера хрусталь.
Как молитва, в звуках чудных, звон церковный Льется вдаль...
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь , что такое храм?
Жизнь православного христианина без храма и представить себе невозможно. В нем совершаются главные события жизненного пути человека: Крещение- духовное рождение, Исповедь- врачевание совести через покаяние и прощение Господом грехов наших, Венчание, проводы в жизнь вечную усопшего. Истинный христианин спешит с радостью и надеждой в храм Божий, где его ожидает неизменно любящий и милующий Господь.
Храм или церковь- всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках. Настолько храм был важен в жизни человека, что оттого, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет- деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? ( В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются).
Учитель. Давайте войдем с вами в храм. Мы услышим песнопения .Где воедино слиты
Музыка и молитва. Душа будто уносится в тот мир духовный, где раздается песня Ангелов. Пение- это выражение молитвенных чувств. ( Слайд № 2. Песнопения.)
Вопрос .Кто из вас был в храме? В каких храмах вы были?
Слово на доске « ХРАМ». Это место для встречи с Богом.
Это место для молитв.
Это место для совершения богослужений.
Это место для совершения таинств.
Вопрос .Какие бывают храмы? Это соборы, церкви., часовни.
Работа с детьми .У вас в руках фото храмов. Они разные и в то же время одинаковые и чем-то похожи друг на друга.
Ответы детей .У всех есть крест и купол.
Учитель .Почему у православных храмов на куполе крест( крест- это святыня и символ христианства).
Вопрос .Чем они отличаются?
На столе слова: большой, великолепный, красивый, мощный, хрупкий, нежный, воздушный, легкий, добрый, строгий, веселый..
Возьмите слова, которые на ваш взгляд, подходят к описанию вашего храма.
Учитель. Ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно характеризовать теми же словами , что мы могли подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи на людей. И все же разные. Мы- люди- в чем- то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги. У нас всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует. Обижается, радуется. Но все же мы разные. У каждого свои особенности внешности( цвет глаз, форма, лица, рост. Свой характер.) Своя жизнь.
Человек когда-то рождается, и храм, человек получает имя, и у храма есть имя- он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
И храм и человек проживает свою жизнь. Но храм не может умереть. Даже разрушенный, он будет служить людям- напоминать о вечном.
( Слайд № 3. Разрушенные и восстановленные храмы г. Болхова.)
Вопрос. Дети, а что чувствуете вы, когда смотрите на храм, на величественные соборы и церкви?.
Ответы детей. Восторг, удивление ,красоту, радуюсь тому, что у нас есть такое, восхищаюсь теми, кто возводил такие архитектурные сооружения.
Учитель. Давайте войдем с вами в храм. Что мы чувствуем? Слышим? Ощущаем?
Первым, кого мы встречаем в храме- это священнослужитель. Это человек, который является посредником между Богом и людьми .Это тот, кто проводит богослужения, совершает таинства. В наших храмах тоже есть священнослужители, которые учат нас добродетели. Одним из них является Василий Ермаков. (Ученик рассказывает о батюшке Василее Ермакове).
Учитель. Давайте пройдем внутрь храма. Мы берем и покупаем свечу. Свеча- это символ света и живого огня. Давайте зажжем свечу и мы с вами. Пусть она станет для каждого из нас мостиком между небом и землей.
Учитель .Что мы можем видеть еще в храме? Иконы.
Вопрос. Кто помнит, что такое икона? Икона- слово греческого происхождения. Это священное изображение( образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому икона посвящена. Верующий человек, стоя перед иконой. Может мысленно обратится к первообразу, попросить помощи в добрых делах. И коны мироточат . исцеляют, исполняют заветное желание.
( Слайд № 4. Иконы. Тихвинская, Троица. Сергий Радонежский. Спаситель.)
Учитель .Самая известная икона Андрея Рублева « Троица». Давно это было: жил в монастыре инок Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы( Бог Отец, Сын Божий, Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова:
« Любовью должен соединиться человек и Богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность. Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой. Молился Андрей, и наливалась, расцветала под кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом.
В давние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце. Приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался образ Спасителя. Икона так и называется « Спас Нерукотворный».
Учитель .Написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Вопрос .Что такое добродетели?
Ответы детей. Это добрые качества человека. Иконы тоже учат нас , какими мы должны быть.
Задание. У вас на столах карточки , на которых написаны добродетели и страсти.
Выберите только добродетели и прикрепите к доске.
( Гордость, трудолюбие, зависть, милосердие. Чистота, ненависть., любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.)
Учитель. Но есть еще один храм, нерукотворный- это наша Душа. Каждый человек отвечает за чистоту своей души.
Вопрос. Что нужно, чтобы Душа была чистой и не ведала греха?
- Верить, любить и стремиться к Богу.
- Любить своих близких и всех людей.
- Быть добрым. Уметь помогать, сочувствовать.
- Уважать старших.
- Иметь дар творчества.
На столе лежат Заповеди Добродетели Давайте сравним их. Вывод. Если мы будем соблюдать эти заповеди и добродетели, мы будем нужны людям и нести им свет и мир,
который станет чище и лучше.
Учитель. Вот и подошел к концу наш час общения. На доске у меня написаны предложения, но я умышленно не дописала их до конца.
« Что нового я узнал на часе общения...» « Что я почувствовал на часе общения»...
Вывод. Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами, и даже не днями, а работой. Душевной работой, потому что , дорога к храму- это не только физический труд и путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе. Это умение любить, простить, понять и постичь.
Звучит молитва в исполнении учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Русь, Россия, Родина моя!"
Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля,-Это русская природа,Это Родина моя.Вижу горы и долины,Вижу степи и луга,-Это русское раздолье,Это Родина моя....
Презентация к внеклассному мероприятию "РУСЬ ВЕЛИКАЯ"
Презентация к внеклассному мероприятию "РУСЬ ВЕЛИКАЯ". К уже имеющимся слайдам можно при желании добавить вопросы о родном крае или городе. Викторина расчитана на учащихся 4 - 5 классов....
Внеклассное мероприятие Русь моя, люблю твои берёзы!
Цель: 1) развивать мышление, творческие способности, речь;2) воспитывать любовь к Родине, природе. Оформление: плакаты со стихамиРусь моя, люблю твои берёзы!С первых лет я с ними жил и рос,Потому...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Русь святая. Святитель Димитрий Ростовский – покровитель Донской земли»
Мероприятие посвящено жизни святителю Димитрию Ростовскому....
Сценарий внеклассного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"
Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"...
Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»
Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...
План-конспект внеклассное мероприятие «Русь мастеровая»
Русское народное ремесло является достоянием культуры народов России, накопленное веками, прошедшее в своём развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими взглядами создателей. Народ...