Рабочая программа по обществознанию для 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новочешуйковская основная общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _______________ С.М. Лашко
Приказ № 51 от 17.08.2015 г.
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
На 2015-2016 учебный год
Автор – составитель: А.С. Щербакова
С. Новые Чешуйки
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса.
Нормативные документы, на основании которых создана рабочая программа:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования по обществознанию».
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение, 2013г.
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9классы. Стандарты второго поколения. – М. Просвещение, 2013г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. «Вестник образования», № 201г.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем ФГОС , даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на17 часов, из расчёта 0,5 часа в неделю.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
УМК и обоснование его выбора
Преподавание курса «Обществознание» ведется по программе основного общего образования по обществознанию Боголюбова Л. Н.
Выбор учебно-методического комплекса обусловлен решением ГМО истории и обществознания.
класс | Программа, автор, год издания, издательство | Учебник, автор, название, год издания, издательство | Методические пособия для учителя | Дидактические пособия | Контрольные материалы |
5 |
| Обществознание. 5 класс/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. - М.: Просвещение, 2015г. | Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г. | Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г. |
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность, дистанционное обучение.
Основное содержание тем учебного курса
№ | Содержание | Количество часов |
5 класс | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Человек | 2 |
3 | Глава 2. Семья. | 3 |
4 | Глава 3. Школа | 3 |
5 | Глава 4. Труд | 2 |
6 | Глава 5. Родина | 4 |
7 | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 5 классе 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Контроль за результатами | Д/З | |
Введение -1 час | ||||||||
1 | Введение | 1 | Обществознание, обществоведение, гуманность, взаимопонимание. | Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе. Характеризовать структуру учебника по плану. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Стр. 5-8 | ||
Тема 1. Человек -2 часа | ||||||||
2 | Загадка человека. . | 1 | Цели и ценности человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и рассматривать на конкретных примерах биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных. | Индивидуальный, фронтальный опрос Индивидуальный, фронтальный опрос | §1 С 14 з.1 | ||
3 | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель зрелости. | Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости.Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2 | ||
Тема 2. Семья -3 часа | ||||||||
4 | Семья и семейные отношения. | 1 | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3 | ||
5 | Семейное хозяйство. | 1 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4 | ||
6 | Свободное время. | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.Характеризовать значимость здорового образа жизни. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §5 | ||
Тема 3. Школа -3 часа. | ||||||||
7 | Образование в жизни человека. | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом .Описывать ступени школьного образования .Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника.Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. | Анализ материалов СМИ Индивидуальный, фронтальный опрос | §6 | ||
8 | Образование и самообразование. | 1 | Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. | Анализ различных ситуаций. Индивидуальный, фронтальный опрос | §7 | ||
9 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями .Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §8 | ||
Тема 4. Труд -2 часа | ||||||||
10 | Труд – основа жизни. | 1 | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. | Индивидуальный, фронтальный опрос Индивидуальный, фронтальный опрос | §9 | ||
11 | Труд и творчество | 1 | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §10 Стр. 90 | ||
Тема 5. Родина -4 часа | ||||||||
12 | Наша Родина – Россия | 1 | Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. | Индивидуальный, фронтальный опрос Составить словарик | §11 | ||
13 | Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. | Индивидуальный, фронтальный опрос Творческое задание §12 | |||
14 | Гражданин России. | 1 | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ, Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §13 | ||
15 | Мы – многонациональный народ. | 1 | Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | Творческое задание | §14 | ||
16 | Итоговое повторение | 1 | Работа с текстом учебника, творческие задании. | Стр. 118 | ||||
17 | Итоговое повторение | 1 | Разноуровневый тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....