Рабочая программа по обществознанию для 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Щербакова Алла Семеновна

Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_5_kl.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новочешуйковская основная общеобразовательная школа»

Мглинского района Брянской области

                                                      УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______________ С.М. Лашко

                                                                                                        Приказ № 51 от 17.08.2015 г.

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

На 2015-2016 учебный год

Автор – составитель: А.С. Щербакова

                                                             С. Новые Чешуйки

2015 год

                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса.

Нормативные документы, на основании которых создана рабочая программа:

  • «Федеральный  государственный образовательный  стандарт (ФГОС) общего образования по обществознанию».
  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение, 2013г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9классы. Стандарты второго поколения. – М. Просвещение, 2013г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) Минобрнауки России к использованию в  общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. «Вестник образования», № 201г.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

2.      Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3.      Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,

4.      Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5.      Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

      

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем ФГОС , даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на17 часов, из расчёта 0,5 часа в неделю.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

УМК и обоснование его выбора

Преподавание курса «Обществознание» ведется по программе основного общего образования по обществознанию Боголюбова Л. Н.

Выбор учебно-методического комплекса обусловлен решением ГМО истории и обществознания.

класс

Программа, автор, год издания, издательство

Учебник, автор, название, год издания, издательство

Методические

пособия для учителя

Дидактические пособия

Контрольные материалы

5

  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников пол редакцией Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение, 2013г.

Обществознание. 5 класс/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. -  М.: Просвещение, 2015г.

Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.

Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.

            Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.  

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

  • содержания;
  • обучающих средств;
  • методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность, дистанционное обучение.

Основное содержание тем учебного курса

Содержание

Количество

часов

5 класс

1

Введение

1

2

Глава 1. Человек

2

3

Глава 2. Семья.

3

4

Глава 3. Школа

3

5

Глава 4. Труд

2

6

Глава 5. Родина

4

7

Итоговое повторение

2

Итого:

17

                                                                                                                                                                                                         

     

                     

                                                                                                                                                                           

                                                              Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                                                  по обществознанию в 5 классе 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.  

                                                                                                                                                                                                                                                           

Дата

Тема

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности

Контроль за результатами

Д/З

                                                                                                      Введение -1 час

1

Введение

1

Обществознание, обществоведение, гуманность, взаимопонимание.

Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе. Характеризовать структуру учебника по плану.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Стр.

5-8

                                                                                  Тема 1. Человек -2 часа

2

Загадка человека.

.

1

Цели и ценности человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и рассматривать на конкретных примерах биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1

С 14 з.1

3

Отрочество – особая пора жизни.

1

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель зрелости.

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости.Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2

                                                                                                       Тема 2. Семья -3 часа

4

Семья и семейные отношения.

1

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3

5

Семейное хозяйство.

1

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4

6

Свободное время.

1

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§5

                                                                                                      Тема 3.  Школа -3 часа.

7

Образование в жизни человека.

1

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом .Описывать ступени школьного образования .Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника.Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

Анализ материалов СМИ

Индивидуальный, фронтальный опрос

§6

8

Образование и самообразование.

1

Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Анализ различных ситуаций.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§7

9

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями .Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§8

                                                                                                                Тема 4.    Труд -2 часа

10  

Труд – основа жизни.

1

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Индивидуальный, фронтальный опрос

§9

11

Труд и творчество

1

Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§10

Стр. 90

                                                                                                                Тема 5.  Родина -4 часа

12

Наша Родина – Россия

1

Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Составить словарик

§11

13

Государственные символы России.

1

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Творческое задание

§12

14

Гражданин России.

1

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ, Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§13

15

Мы – многонациональный народ.

1

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Творческое задание

§14

16

Итоговое повторение

1

Работа с текстом учебника, творческие задании.

Стр. 118

17

Итоговое повторение

1

Разноуровневый тест

                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....