Обществознание 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту второгопоколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Программа ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:
• Обществознание. 5–9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. 8 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. – М. : Просвещение, 2015.
• Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование, развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение знаний о системных связях экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (п том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- овладение алгоритмами применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 8-х классов.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8-х классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Личность и общество | 9 |
2 | Сфера духовной культуры | 7 |
3 | Социальная сфера | 5 |
4 | Экономика | 14 |
Итого | 35 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Личность и общество (9 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это
Тема 4. Экономика (14 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Глава I. Личность и общество | 7 | Что делает человека человеком. Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей |
2 | Глава II. Сфера духовной культуры | 8 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. | Характеризовать особенности познания человеком мира духовной культуры. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
3 | Глава III. Социальная сфера | 5 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения в социальном окружении. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа |
4 | Глава IV. Экономика | 13 | Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Инфляция и семейная экономика. Безработица, её причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. | Характеризовать и иллюстрировать примерами экономических отношений. Составлять схемы, сравнительные таблицы. Выполнение практикума. Выявлять на конкретных жизненных примерах экономического развития государств. Выполнение заданий различной направленности в рабочих тетрадях. Выполнение тестовых заданий по форме ОГЭ. |
5 | Итоговое повторение | 2 | Итоговая контрольная работа. Урок повторения и обобщения. | Обобщение изученного материала, работа в группах, выполнение тестовых заданий. |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во | Элементы | Планируемые результаты | Домашнее | ||
Предметные | Метапредметные | личностные | ||||||
Глава 1. Личность и общество (9 часов) | ||||||||
1 | 03.09.2015 | Что делает человека человеком? | 1 | Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. | Объяснять понятия личность, общество. Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы. Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества Характеризовать процесс социализации индивида. Раскрывать значение понятия «мировоззрение». Приводить примеры и выстраивать пирамиду жизненных ценностей и ориентиров. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | §1 р.т. з. №3,4,5 |
2 | 10.09.2015 | Человек, общество, природа | 1 | Взаимодействие человека и природы. Влияние человека на природу. | Объяснять понятия личность, общество. Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы. Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества Характеризовать процесс социализации индивида. Раскрывать значение понятия «мировоззрение». Приводить примеры и выстраивать пирамиду жизненных ценностей и ориентиров. | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; | развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | §2, р.т. з. №5,6 |
3 | 17.09.2015 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. | Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. Описывать основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Раскрывать содержание общественных отношений. | понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; | развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | §3, р.т.з.№5,6 |
4 | 24.09.2015 | Диагностическая контрольная работа по курсу обществознания | 1 | Актуализация знаний по курсу обществознания 7 класс | Объяснять понятия, вспомнить основные признаки функции денег, актуализировать знания по экономике и социальной среде человека. | Знать термины, общие представления об обществознании, | Повторение | |
5 | 01.10.2015 | Развитие общества | 1 | Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXIвеке. Глобальные проблемы современности. | Характеризовать социальные изменения и их формы. Раскрывать пути развития общества. Выделять тенденции развития, оценивать основные вызовы и угрозы человечеству в 21 веке. Объяснять понятия: глобализация, глобальные проблемы. Перечислять глобальные проблемы современности. | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | §4 р.т.з.№4,5,6 |
6-7 | 08.10.2015 15.10.2015 | Как стать личностью | 2 | Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. | уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; | познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | |
8 | 22.10.2015 | Контрольная работа по теме: «Личность и общество» | 1 | Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | Формировать навыки индивидуальной поисково-эвристической деятельности и навыки работы в группе. Систематизировать знания. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Работа в группах. | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | Повторение |
9 | 29.10.2015 | Анализ контрольной работы. Урок обобщения и повторения. | 1 | |||||
Глава 2. Сфера духовной культуры (7 часов) | ||||||||
10 | 12.11.2015 | Сфера духовной жизни | 1 | Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России. | Знать, что включает в себя понятие «культура». Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения Характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; | формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; | §6, р.т.з. №4,6,7 |
11 | 19.11.2015 | Мораль | 1 | Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. | Объяснять понятие мораль. Называть основные ценности и нормы морали. Раскрывать смысл понятий: гуманизм, патриотизм, гражданственность | принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; | §7, р.т.з. №3,5 |
12 | 26.11.2015 | Долг и совесть | 1 | Что такое долг? Долг общественный и долг моральный. Совесть. | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | Характеризовать добро и зло как главные понятия этики. Выделять критерии морального поведения. Характеризовать моральные категории – долг и совесть. Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; | формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; | §8, р.т.з.№ 4,5 |
13 | 03.12.2015 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | §9, р.т. з. №6,7 | |
14 | 10.12.2015 | Образование. Наука в современном обществе | 1 | Приоритетность образования. Общее и профессиональное образование в РФ. Что такое наука? Возрастание роли современной науки. | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий. | Ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; | §10, 11 р.т. з.№5,6,7, |
15 | 17.12.2015 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести, свобода вероисповедания. | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; | §12, р.т. з.№5,6 |
16 | 24.12.2015 | Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры» | 1 | Выполнение тестовых заданий. | Формировать навыки индивидуальной поисково-эвристической деятельности и навыки работы в группе. Систематизировать знания. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Работа в группах. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | Повторение |
Глава 3. Социальная сфера (5 часов) | ||||||||
17 | 24.12.2015 | Социальная структура общества. | 1 | Что такое социальная структура. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути м их решения. | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя Межпредметные связи, материалы СМИ; | Характеризовать социальную структуру общества. Раскрывать сущность социальной мобильности. Выделять различия между большими и малыми социальными группами, формальными и неформальными группами. | Формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; | §13, р.т. з. №5,6 |
18 | 14.01.2016 | Социальные статусы и роли | 1 | Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. | Выявлять многообразие социальных ролей личности. Раскрывать содержание половозрастных ролей в современном обществе, социальных ролей подростка. Характеризовать особенности отношений между поколениями | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; | §14, р.т. з. №7,8 |
19 | 21.01.2016 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. | Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения | Характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; | §15, р.т. з.№4,5,6 |
20 | 28.01.2016 | Отклоняющееся поведение | 1 | Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни | Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Определять социальную значимость здорового образа жизни. | Ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; | §16, р.т. з. №3,4, 6 |
21 | 04.02.2016 | Практикум по теме: «Социальная сфера» | 1 | Выполнение заданий. Работа с карточками. | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Определять социальную значимость здорового образа жизни. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Повторение |
Глава 4. Экономика (14 часов) | ||||||||
22 | 11.02.2016 | Экономика и её роль в жизни общества . | 1 | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтернативная стоимость. | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора | объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом. | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | §17, р.т. з. №6,7,8 |
23 | 18.02.2016 | Главные вопросы экономики | 1 | Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производится продукт? Типы экономических систем. | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах | объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом. Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями. | развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | §18, р.т. з. №4,5,6 |
24 | 25.02.2016 | Собственность. Рыночная экономика. | 1 | Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать при- мерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности | Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями. Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; | §19, р.т. з.№6,7 |
25 | 10.03.2016 | Контрольная работа по теме: «Экономика» часть 1 | 1 | Выполнить тестовую работу | Формировать навыки индивидуальной поисково-эвристической деятельности и навыки работы в группе. Систематизировать знания. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Работа в группах. | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | Повторение |
26 | 17.03.2016 | Анализ контрольной работы. Производство – основа экономики. | 1 | Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности | Раскрывать основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Характеризовать функции экономической системы. Выявлять различия между моделями экономических систем. Объяснять содержание понятия собственность. | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; | §21, р.т.з. №6,7,8 |
27 | 31.03.2016 | Предпринимательская деятельность. | 1 | Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство. | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов | Перечислять формы собственности. Раскрывать на примерах механизм защиты прав собственности. Характеризовать рынок и рыночный механизм регулирования экономики. Объяснять понятия спрос и предложение, взаимозависимость между ними. | принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; | §22, р.т.з.№5, 6 |
28 | 07.04.2016 | Роль государства в экономике. | 1 | Зачем экономике государства. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения | Характеризовать производство. Объяснять понятия: товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. Объяснять понятие предпринимательство | понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | §23, р.т. з. №5 |
29 | 14.04.2016 | Распределение доходов. | 1 | Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей | Характеризовать роль государства в экономике. Раскрывать экономические цели и функции государства. Объяснять понятие государственный бюджет, его структуру. Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения. Раскрывать механизм перераспределение доходов. | понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | §24, р.т. з.№5,6 |
30 | 21.04.2016 | Потребление | 1 | Семейное потребление. Экономические основы прав потребителей. | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах | Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения. Раскрывать механизм перераспределение доходов. | учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; | §25, р.т. з. №5,6,7 |
31 | 28.04.2016 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать собственными примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. | Выделять экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать процесс потребления, семейное потребление. Раскрывать содержание страховых услуг, предоставляемых гражданам. | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; | §26, р.т. з. №3,4,5 |
32 | 05.05.2016 | Безработица, её причины и последствия. | 1 | Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные по- следствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда | Характеризовать явление безработицы. Выделять причины безработицы. Оценивать экономические и социальные последствия безработицы. | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; | §27, р.т. з.№5,6 |
33 | 12.05.2016 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Обменные курсы валют. | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» | Раскрывать роль государства в обеспечении занятости. Характеризовать процесс обмена. Объяснять понятия: мировое хозяйство, международная торговля, обменные курсы валют. Раскрывать содержание и значение внешнеторговой политики | ориентировка на разнообразие способов решения задач; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | §28, р.т.з. №5 |
34 | 19.05.2016 | Итоговая контрольная работа: «Человек в различных сферах деятельности» | 1 | Тестовая контрольная работа. Работа по карточкам. | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умение работать с карточками | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; | Повторение |
35 | 26.05.2016 | Анализ контрольной работы. Урок повторения и обобщения | 1 | Работа в группах. | Обобщение и повторение полученных знаний, работа с карточками. | Решение тестовых задач по форме ОГЭ | ориентировка на разнообразие способов решения задач; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; | Повторение |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект
Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Учебник «Обществознание. 8 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2014 г.;
Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
Базисный учебный план школы.
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. – М.:Просвещение, 2005. (Интернет)
Стандарт основного общего образования по обществознанию. (Интернет)
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Информационно-коммуникационные средства:
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD).
Мультимедийные презентации к урокам.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения:
КИМы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
Электронные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. 8 класс.
Литература для учителя обществознания (основная школа):
1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Тишков В. А. Российский народ. Ккнигадля учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
9. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс.
http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg— Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/— Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема»
.http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран проекционный,
- принтер.
Учебно-практическое оборудование:
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс
Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия
ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...