Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass_fgos.docx | 73.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.
Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежавшие в основе правомерного поведения.
Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; I
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
I. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
V Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность
Поурочное тематическое планирование по обществознанию
6 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности ученика | Оценка деятельности ученика | Дата | |||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||||
Ученик должен научиться | Ученик получит возможность научиться | ||||||||
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (16ч.) | |||||||||
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ (2 ч.) | |||||||||
1 | Личность. Социальные параметры личности | Изучение нового материала Урок-презентация | использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; | -использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; - описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Взаимооценка | |
2 | Индивидуальность человека. Качества сильной личности | Комбини-рованный урок | характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; | использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.; | -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «инди видуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Оценка по готовым критериям | |
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР (2ч) | |||||||||
3 | Познание человеком мира и самого себя | Урок-презентация | Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. | - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; - описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя | Работа с эталоном | |
4 | Самосознание и самооценка. | Изучение нового материала | Демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; - описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
| Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Оценка по критериям | |
ТЕМА3. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 ч) | |||||||||
5 | Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). | Изучение нового материала Урок-презентация | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; -оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. | Самооценка | |
6 | Мотивы деятельности.. | Комбинированный урок | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
| Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности | Разработка собственных критериев | |
7 | Знания и умения как условие успешной деятельности | Урок-презентация | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Работа с эталоном | |
8 | Дискуссия: Как деятельность влияет на формирование личности? | Закрепление полученных знаний | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характе-ристике социальных параметров личности | -определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности | Взаимооценка | |
ТЕМА 4. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (4ч) | |||||||||
9 | Потребности человека — биологические, социальные, духовные | Комбини-рованный урок | Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. | Разработка собственных критериев | |
10 | Индивидуальный характер потребностей. | Урок-презентация | Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | . Характеризовать и иллюстриро-вать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. | Работа с эталоном | ||
11 | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | Изучение нового материала Урок-презентация | Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности | Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. | Взаимооценка | |
12 | Духовный мир человека. Мысли и чувства | Закрепление полученных знаний | Демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
| Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1)использование элементов причинно-следственного анализа; 2)исследование несложных реальных связей и зависимостей; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | Оценка по критериям | |
ТЕМА 5. НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ (2 ч) | |||||||||
13 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. | Изучение нового материала | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека | Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха | Рефлексия собственной деятельности | |
14 | Важность взаимопонимания и взаимопомощи | Комбини-рованный урок | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. | -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Взаимооценка | |
15 | Практикум к главе 1 «Человек в социальном измерении» | Закрепление полученных знаний | Характеризовать собственный социальный статус и социальные роли | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Рассматривать практические ситуации по теме. | Самооценка | ||
16 | Обобщение по теме «Человек в социальном измерении» | Контроль знаний | Характеризовать собственный социальный статус и социальные роли | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; | Оценивание по готовым критериям | ||||
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (10 ч) | |||||||||
ТЕМА 6 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 ч) | |||||||||
17 | Человек и ближайшее социальное окружение. | Урок-презентация | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе. | Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп | -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды | Работа с эталоном | |
18 | Сотрудничество и сопер-ничество. | Изучение нового материала | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе. | Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп | -овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | Самооценка | |
ТЕМА 7 ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ (2 ч) | |||||||||
19 | Социальные группы (большие и малые). | Комбини-рованный урок | Характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса | Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп. | -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. | Разработка собственных критериев | |
20 | Группы формальные и неформальные | Урок-презентация | Характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса | Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп. | -Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1)использование элементов причинно-следственного анализа; 2)исследование несложных реальных связей и зависимостей; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимо-понимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | Оценивание по готовым критериям | |
ТЕМА 8. ОБЩЕНИЕ (2 ч) | |||||||||
21 | Общение — форма отно-шения человека к окружающе-му миру. | Урок-презентация | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе. | Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни. | -умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1)использование элементов причинно-следственного анализа; 2)исследование несложных реальных связей и зависимостей; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. | Взаимооценка | |
22 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Комбини-рованный урок | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе. | Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни. | -способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; -овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | Работа с эталоном | |
ТЕМА 9. КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2 ч) | |||||||||
23 | Межличностные конфликты, причины их возникновения. | Изучение нового материала | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. | Рефлексия собственной деятельности | |
24 | Агрессивное поведение. Конструктивное разре-шение конфликта. | Урок-презентация | Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | Взаимооценка | |
25 | Практикум по главе 2 «Человек среди людей» | Закрепление полученных знаний | Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различ-ными спо-собами Разреш-ения кон-фликтов; выражать собственное отно-шение к различным способам разреш-ения кон-фликтов. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике конфликтов. | -умение сознательно организовывать свою познаватель-ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способности анализировать реальные социальные ситу-ации, выбирать адекватные | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с конфликтами в межличностных отношениях | Работа с эталоном | |
26 | Обобщение по теме «Человек среди людей» | Контроль знаний | -умение сознательно организовывать свою познаватель-ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способности анализировать реальные социальные ситу-ации, выбирать адекватные | ||||||
ГЛАВА 3 НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (4 ч) | |||||||||
ТЕМА 10 ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ (1 ч) | |||||||||
27 | Человек сла-вен добрыми делами. Мораль. | Изучение нового материала | На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения | использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | -способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | самооценка | |
ТЕМА 11. БУДЬ СМЕЛЫМ (2 ч) | |||||||||
28 | Смелость. Страх — защитная реак-ция человека. | Изучение нового материала | Использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека | Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | -способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. | Рефлексия собственной деятельности | |
29 | Смелость и отвага. | Урок-презентация | Использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека | Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | взаимооценка | |
ТЕМА 11. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (2 ч) | |||||||||
30 | Человечность. | Изучение нового материала | На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения | Выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. | овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. | самооценка | |
31 | Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | Урок-презентация | Использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека | Выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Разработка собственных критериев | |
32 | Практикум по главе «Нравственные основы жизни» | Закрепление полученных знаний | На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения | Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам,ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с нравственными основами жизни | самооценка | |
33 | Итоговое обобщение по курсу «Обществознание 6 класс» | Контроль знаний | На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения | Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам,ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Рефлексия собственной деятельности | ||
34 | Викторина «Познай людей и самого себя» | Закрепление полученных знаний | На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения | Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека | -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам,ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Характеризовать значимость познания людей и самого себя | взаимооценка |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безборо-дов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. - М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. - М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов об-разоват. \~чреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap. гu — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...