Круглый стол "Служба в армии - долг или обязанность"
проект по обществознанию (10 класс) на тему

Соколова Вера Александровна

Круглый стол "СЛУЖБА В АРМИИ – ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ" для учащихся 9 – 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyystol_sluzhba-v-armii_sokolovava.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Круглый стол

СЛУЖБА В АРМИИ – ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ

для учащихся 9 – 11 класса

Подготовила: Соколова В.А.,

учитель обществознания

г. Кимры

Тверская область

2014


Оформление: баннер « Служба в Армии- долг или обязанность” результаты анкетирования школьников; Презентация к диспуту « Служба в Армии- долг или обязанность»

Музыкальное сопровождение: песня «С чего  начинается Родина?», альбом группы «Голубые береты» (песни «Потому что русские мы», «Русь» Песни из кинофильма « Солдаты»).

                                   Ход занятия-дискуссии

Звучит музыка. «Русский парень»

  1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей дискуссии.  Тема нашего сегодняшнего разговора « Служба в армии – долг или обязанность» Сегодня едва ли в этом зале кто-то останется равнодушным к теме нашего разговора. Речь пойдет о гражданском долге. Прежде, чем проводить эту дискуссию  мы  провели  анкетирование,  которое помогло собрать более подробную информацию о вашем отношении к армии и исполнению воинского долга.

(   презентации с ответами на вопрос « Хотел бы ты служить в армии?  или хотела бы ты, чтобы твой юноша отслужил армии.?)

 

На вопрос хотели бы вы служить в армии,      опрошенных мальчиков ответили следующим образом:

ДА - 3     человек

Нет-  2   человек

Мне безразлично-     человек

На вопрос девочкам: « Хотели бы они, чтобы ваши юноши отслужили армию?»     проанкетированных девочек, ответили так:

Да-   8     человек

Нет-      человека

Мне без разницы-     человека

Вывод по результатам ответов анкеты:

Только    …    мальчиков хотели бы служить в армии. А вот отслуживших в армии юношей хотело бы видеть почти    …        девочек

Судя по вашим ответам в анкете, многие из вас искренне боятся армии. Однако свой страх прячут в своеобразном презрении  к военной службе. Слово «солдат» у многих из вас ассоциируется с понятием «неудачник».

Вы слишком много получили негативной информации, которая убивает стремление защищать Родину. Вы насмотрелись фильмов о западных супергероях, наслышались об «адских  муках» нашего солдата. А в итоге многие юноши пытаются «откосить» от армии любой ценой.

 Однако в мужском характере, как известно, генетически заложено желание защищать свой дом, оберегать любимых и слабых.

На вопрос, кто такой настоящий мужчина, мы получили следующие ответы:

Мальчики:

Это  с головой и руками -1человек

Мужчина -это человек , который умеет держать слово и отвечать за свои поступки.-3  человека;

Мужчина -это тот, кто защищает  семью- 1 человек

Ответы девочек

Добрый, отзывчивый, красивый, умный, умеющий любить,  честный, ответственный, уважающий  женщину -       человека

Умеющий постоять за себя и за свою семью,  за других, быть защитником –   человека

Таким образом, вы сегодня испытываете мучительные внутренние противоречия. Никто не отрицает, что в современной армии много проблем, новобранцам приходится нелегко, но ведь вся жизнь - это трудный и изнурительный бег с препятствиями. По сути своей армия - это жесткая модель «взрослой» жизни. И сегодня в коллективном поиске истины хотя и сложно, но необходимо сломать сложившиеся стереотипы в отношении Российской армии и выполнения гражданского долга.

Ведущий.

Все созданное народом нуждается в защите от всевозможных посягательств. Поскольку в настоящее время на вооружении ведущих армий мира находится огромное количество оружия, способного убить человечество в несколько мгновений, а запасы энергетического сырья истощаются, вопрос о будущей возможной войне остается открытым.

Ведущий. Несмотря ни на что, многие наши мальчики нередко выбирают для себя профессию военного. Выбирают сознательно, прекрасно зная, что она связана не только с «романтикой военных дорог», но и с трудностями и сложностями. Знают и то, что профессия офицера - на всю жизнь. (Слайд)

  1. Юноши призывались на военную службу на два года, а теперь на один. Призываются, чтобы охранять и защищать интересы страны. Кто они? Каков сегодня образ защитника Отечества? Вчерашний школьник или сформировавшаяся личность? С каким настроением он приходит в армию? Какими качествами должен обладать, чтобы успешно адаптироваться в воинском коллективе? Как достойно отслужить и вернуться домой? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить. А помогут  в этом нам  наши гости

 

 Военком

 Школьный психолог  

 Военнослужащий  запаса

Ведущий. Прежде, чем переходить к дальнейшему нашему разговору, обратимся к  результатам анкетирования

На вопрос девочкам: « Почему вы  хотите, чтобы ваш юноша отслужил армию?» мы получили следующий результат:

- Армия формирует характер  -2 человека

 -Повзрослеет, поумнеет -  2 человека

-  Станет настоящим защитником Родины, мужчиной  -  4 человека

ВЫВОД: Несмотря на то, что многие желают видеть своего юношу отслужившим в армии, только   …          признают, что служба в армии – это гражданский долг каждого юноши достигшего 18  лет

 Наш разговор мы начинаем с небольшой сценки. Ведь недаром говорят - лучше один раз увидеть... Подумайте, а как бы вы поступили в данной ситуации, на чью сторону встали бы?

Сценка 1, Двое - юноша и девушка

Юноша (радостно и возбужденно). Аленка, мне сегодня прислали повестку в военкомат! Иду служить (с гордостью) в десант!

Девушка (растерянная, отталкивая юношу, освобождается от объятий). Ты что? Какой десант? Какая служба? А как же я, наша дружба, наши планы на будущее? Ты ведь хотел в юридический, стать адвокатом.

Юноша (не менее растерянно). Чего ты испугалась? Хоте ли вместе поступать, так поступишь одна, зато после армии мне будешь помогать. Да и расстаемся всего на два года. Зато чувства наши проверим. А потом - это же не стройбат, а элитные войска. Десант! Представляешь!

Девушка (закрыв лицо руками, всхлипывая). Вот уж никогда бы не подумала, что ты такой дурак! Неужели твои родители не могут тебя «отмазать»? У тебя отец - крупный бизнесмен.

Юноша. Ты о чем говоришь? Я же с детства мечтал о военном деле. Не плачь. Когда над домом будем пролетать, ты мне рукой помашешь. Обещаешь ждать?

Девушка (гневно). Дай сюда повестку, я посмотрю. (Берет повестку и рвет ее на части.)

Ведущая. Ситуация более чем спорная. Чей поступок считать верным? Что выше - закон или мораль? Что важнее -детская мечта или любовь, разбившаяся в одночасье?

 У вас в руках розовые и жёлтые таблички. Если вы согласны с юношей и считаете, что гражданский долг превыше всего, что армия- важное событие в жизни юноши, поднимите желтую табличку. Если вы встали на сторону девушки, голосуйте розовой карточкой.

(Проводится голосование, ведущий выборочно спрашивает у учащихся, почему он поднял ту или иную табличку.)

Ведущий. Мнения разделились. Попросим наших экспертов представить свое видение проблемы. Послушаем - как на данную ситуацию смотрит закон.

Ведущий:- Слово предоставляется ….

Одним из вопросов нашей анкеты был следующий:

Знаете ли вы, что существует уголовная ответственность за уклонение от службы в армии?

Ответы опрошенных мальчиков:

А) Да знаю – 3  человек

Б) Нет, не знаю-   2 человек

Ответы девочек:

А) Да знаю - 5 человек

Б) Нет, не знаю-3 человека

ВЫВОД: более   половины    опрошенных, хорошо проинформированы о наказании за уклонения от военной службы по призыву.

Ведущая.   Следующий вопрос, который задавался  обучающимся  - Это  возможные причины нежелания пойти на службу в армию.

На вопрос: «Почему вы  хотите  или не хотите служить в армии?»

 мальчики ответили:

- « Дедовщина»- 3 человека;

- Армия- это потеря времени -2  человека

ВЫВОД

Как выяснилось - подавляющее большинство наших юношей видят корень зла в «дедовщине» и полном бесправии солдат в части. Как к этому суждению наших старшеклассников относятся уважаемые эксперты? Особо хотелось бы услышать мнение солдата, не понаслышке знающего об этих явлениях в армии.

Ведущий:  Слово предоставляется ….

 Ведущий: Ребята, есть ли у кого вопросы  к нашему гостю или он достаточно подробно осветил свою службу в армии.

 

Ведущий: А теперь  мы  попросим     ФИО    рассказать нам   о правовой защите солдат, о порядке подачи жалоб на неуставные отношения

Ведущая. У каждого солдата за забором воинской части остались родители, обеспокоенные судьбой сына. А для   солдата  нет дороже человека, чем мать. Но чем мать может помочь сыну, попавшему в беду, если он на себе ощутит жестокость неуставных отношений?

Слайд №30 (Наказ солдатских матерей)

Послушаем наказ  комитета солдатских матерей.

Дорогие ребята!

Нам очень хочется видеть своих сыновей настоящими мужчинами, защитниками Родины. Нам хочется гордиться их заслугами и подвигами, но не всегда и не у каждого солдата это получается. Иногда бывают проблемы во время службы в армии. Случаются неуставные отношения, которые приводят к конфликтам. Хочется вас заверить, что мы всегда придем на  помочь и сделаем всё, что в наших  силах. Главное не бояться и вовремя об этом сообщить своим близким. Вместе мы великая сила. Ведь не зря народ говорит « Родина мать». « Мать земля русская», « Царица мать небесная» Только мать способна так любить и отдать всю себя за своего ребёнка. Знайте солдаты- у вас дома остались крепкие тылы- ваши матери и с этой силой  уже давно считаются .

Ведущий. Неужели у наших Вооруженных Сил  нет  перспективы и будущее столь мрачно? Как следует из ваших анкет - совсем не так, как нам иногда преподносит средства массовой информации.

 

 На вопрос: «Что ты знаешь об армии?

Ответы мальчиков:

Это школа жизни- 3 человек

Много не знаю  -2

Ответы девочек:

 -Наберётся опыта. Придёт мужчиной- 8человек

  Итак, большинство юношей и девушек  рассматривают армию как школу жизни и способ приобретения жизненного опыта. Однако далеко не все молодые люди готовы жить в разлуке.

Часто солдат сталкивается с ситуацией, которую предлагаем посмотреть.

Сценка 2. Две девушки

1-я девушка. Ты знаешь, когда я провожала своего Кос тю в армию, обещала ждать, письма писала такие хорошие. А тут вот... В общем, встретила парня, у него тачка крутая, стильно одевается, дарит цветы, на ночные дискотеки водит. А вчера предложил выйти за него замуж. Я дала согласие.

2-я девушка. Да ты что!!! А как же чувства? Красивые обещания, слезы на проводах? Ведь он без ума от тебя. Надеется, верит тебе. Он не просто в казарме полы шваброй моет, он служит, твой же покой оберегает. Ему твоя любовь что бальзам на рану.

1-я девушка. Ну и что! Я напишу ему, он поймет. Не собираюсь себя в жертву приносить.

2-я девушка. Неужели тебе его не жалко? Ведь ему очень трудно сейчас, возможно твои письма ему очень сейчас помогают. А если Костя сорвется, не выдержит и что-нибудь с собой сделает? Читала в газетах, такое бывает.

1-я девушка. Жалко, но ничего с собой поделать не могу. Такой подвернулся вариант!! А у Кости что? Мать - инвалид, отец - шофер. Все решено, пишу завтра письмо.

Ведущая. Только представьте, какова может быть цена такого письма.

 Предлагаю проголосовать. Розовая карточка -вы за письмо. Жёлтая - против, и считаете, что лучше перестать писать и дождаться возвращения Кости.

Голосование, дискуссия вокруг данной ситуации.

Ведущий. А каким будет мнение солдат?

Солдаты  высказывает свое мнение, приводит примеры из своей армейской жизни.

Ведущая. Итак, что важнее: любовь к девушке или долг перед народом? Оправданы ли «тяготы и лишения воинской службы»? Возвращается ли юноша «настоящим мужчиной» или, не выдержав трудностей, оказывается перед дилеммой - покинуть ворота части самовольно, но избавиться от тяжелого труда службы, или, сжав зубы, сохранить свою честь и пересилить какие-то временные слабости. Сейчас последует ситуация, к сожалению, встречающаяся в армии. Смотрим.

Сценка 3. Пожилая женщина и одетый в грязный спортивный костюм юноша

Юноша. Здравствуй, мама! Я приехал.

Женщина. Сынок, родной, здравствуй. А ты, никак, раньше вернулся? Почему в таком виде? Мы же тебя всего три месяца назад проводили, на присягу ездили. Что случилось? Ты сбежал? И давно скрываешься?

Юноша. Если бы знала, какой там ад! Подъем в семь, отбой в одиннадцать, бесконечные наряды, марш-броски - все ноги смозолил. Кормят плохо, офицеры тыкают, сержанты матерят. Им ничего не стоит разбудить среди ночи и отправить убирать туалет. Я туда больше не вернусь.

Женщина. Господи! Да ты что, сынок! Это же дисбат! Вместо двух лет - четыре, а то и больше. И позор какой на всю семью! Отец служил, старший брат в «горячих точках» воевал, а ты... Пойдем в военкомат, собирайся!

Юноша. Нет! Спрячь меня, пока все не уляжется. Мало ли по стране бегает таких, как я. Авось про меня забудут.

Женщина. Сынок, как ты не поймешь - будет еще хуже. Пойдем!

Юноша. А я-то думал, что ты меня любишь, а ты...

Юноша убегает, мать бросается за ним.

Ведущая. Судя по этой сценке, здоровый физически юноша не смог адаптироваться в специфической казарменной обстановке. Очень сложно без психологической подготовки заставить себя жить по армейским законам. Итак, если вы на стороне юноши, поднимите красную карточку. Если на стороне матери, поднимите зеленую карточку. И подумайте: а готовы ли вы сегодня к службе в армии? Если нет, то почему?

Идет голосование.

Ведущий: слово предоставляется  психологу  школы

(В современном обществе очень остро стоит проблема адаптации призывника к условиям службы в армии. Это связанно с многими причинами

Во- первых:

отклонение в психическом и физическом развитии( 82%);

нервно- психическая неустойчивость( 40%);

недостаточный  интелект30%);

нервозы, анемии, фобии-(30%).

Во- вторых:

не желание идти в армию из « дедовщины», хотя сами предполагают в дальнейшем вести себя также.

В ходе беседы было выяснено, что у многих искажённое представление о « дедовщине». « Дедовщина»- это сама казарменная система. На самом деле –это принуждение, насилие над более слабыми и младшими к выполнению каких либо работ или служебных обязанностей.

« Дедовщина подкрепляется своеобразными нормами морали, в основу которых положена версия о том , что каждый молодой солдат должен подчиняться старослужащему, безропотно выполнять все его желания, порой самые абсурдные. Кто не приемлет такой стереотип, тот подвергается насилию. Это так называемые неуставные отношения. более всего они страшны тем ,кто слаб духом и не может проявить активность в решении проблем.

Следовательно в процессе адаптации призывника имеют значение его индивидуальные качества, такие как сила воли, умение разрешит конфликт, умение строить взаимоотношения с людьми, правильно оценивать ситуацию, выдержанность , умение контролировать свои эмоции.)

 

Ведущий. Каждый из вас может открыто высказаться: готов ли он к воинской службе.

 Учащиеся называют причины, из-за которых не готовы к службе.

Ведущая. А что по этому поводу скажут самые компетентные эксперты в области взаимоотношений армии и семьи?

  1. Сегодня мы подняли животрепещущий вопрос - что такое служба в армии? Долг или обязанность? Не секрет, допризывная молодежь считает, что изжить дедовщину можно. Как?  Многие  считают, что призывать надо только тех, кто этого желает и морально к этому готов. Другие учащихся считают, что если юноша физически и морально подготовлен, умеет жить в коллективе и свои личные интересы подчинять общим, то ему не страшны никакие трудности. Злу надо научиться противостоять. Кроме этого по результатам анкет видно,  что для многих армия это ступенька к будущей карьере.

4.Влияет ли служба на дальнейшую карьеру?

Мнение мальчиков

А) Да- 5 человек

Б) Нет

В) Не знаю-

Мнение девочек

А) Да – 7  человек

Б) Нет-  человек;

В) Не знаю-1 человек

ВЫВОД: и юноши и девушки имеют представление, какие требования на сегодняшний момент выдвигает рынок труда

А кем же считать тех, кто не желает надевать военные пого ны и никаким образом не собираются исполнять свой воинский долг? Являются ли они патриотами своей страны? Поговорка гласит: вырастим патриотов - будут и солдаты.

Так что же такое патриотизм? Обратимся к результатам анкетирования

Ответы мальчиков и девочек совпали:

Верность, любовь и преданность своей Родине- 11

Затрудняюсь сказать 2 человека

Ведущий: Патриотизм - слово греческое, обозначающее любовь к Родине. Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками, передаваемых из поколения в поколение.

Сейчас же отношение к понятию «патриот» противоречивое. Единого мнения нет даже у вас, уважаемые старшеклассники

 «Родина», «Род», «Родные». Слова одного корня. Наша Родина - Россия. С давних времен поэты воспевали нищую, но духовно могучую Русь с ее великим народом, который ни перед кем не вставал на колени. Сейчас Россия - могучая держава. А мы все сыны и дочери России. Долг каждого из нас - сохра нить Россию для себя и потомков. Любя Родину, надо научиться ее защищать.

Сегодня мы привели примеры ваших ответов по наиболее наболевшим вопросам: «Что такое Родина, патриотизм, гражданский долг мужество,» Если вы рассуждаете, значит, у России есть будущее, вы, наследники Великой Победы, всегда сумеете защитить нашу Родин.  Вот и подошел к концу наш разговор, надеюсь, что многие из вас изменили свое прежнее мнение о воинской службе в положительную сторону.

Звучит песня «С чего начинается Родина?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СЛУЖБА В АРМИИ - ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ"

Методическая разработка для проведения " Круглого стола" для учащихся 9-11 классов.  К разработке прилагается Презентация. Её можно взять за основу и добавить свой материал.  Мероприятие про...

"СЛУЖБА В АРМИИ - ЭТО ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ"

Конспект открытого урока в 10 классе...

Классный час: "Быть патриотами своего Отечества - долг и обязанность гражданина РФ" .

Использование различных методик для формирования чувства гражданственности и патриотизма....

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...

Защита Отечества — долг и обязанность. Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках обществознания.

   Огромную роль в решении проблемы становления гражданина и патриота играют уроки обществознания. Уроки обществознания, это один из уроков школьной программы где воспитывается уважен...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ : 23 ФЕВРАЛЯ. СЛУЖБА В АРМИИ - ДОЛГ И ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА РФ.

МАТЕРИАЛЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕОПРИЯТИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ)  УНИВЕРСАЛЬНЫ. ИХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ УРОКА ПО СООТВЕТСТВУЩЕЙ ТЕМЕ В СТАРШИХ 10-11 КЛАССАХ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ И КОНКУРСОВ, РОЛЕВОЙ ИГРЫ...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"...