лекция 1 2 3
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие «общество»
В широком смысле слова | Обособившаяся от природы, но тесно с ней свя- занная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей |
В узком смысле слова | Круг людей, объединённых общностью цели, ин- тересов, происхождения (например, общество ну- мизматов, дворянское собрание) |
Отдельное конкретное общество, страна, госу- дарство, регион (например, современное россий- ское общество, французское общество) | |
Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество) | |
Человечество в целом |
Общество характеризуется как:
- динамическая саморазвивающаяся система: способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость;
- сложноорганизованная саморазвивающаяся откры- тая система: включает в себя отдельных индивидов и социаль- ные общности, объединённые кооперативными, согласованны- ми связями и процессами саморегуляции, самоструктурирова- ния и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обще- ству, выработано понятие «подсистема». Подсистема — проме- жуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.
Основными подсистемами общества принято считать сферы об- щественной жизни.
Основные сферы общественной жизни1 | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая | Производство, распределе- ние, обмен и потребление ма- териальных благ и соответ- ствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, про- фессиональными и возраст- ными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоох- ранения, социаль- ного обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между граждан- ским обществом и государ- ством, между государством и политическими партиями | Парламент, прави- тельство, партии, общественные ор- ганизации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, рас- пространения, потребления | Школы, вузы, теат- ры, музеи, библио- теки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни слу- жат базовые потребности человека2.
Характерные черты общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы
- Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем.
- Несводимость к людям, его составляющим: система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
- Самодостаточность: способность своей активной совме- стной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые усло- вия собственного существования.
- Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.
- Особый статус субъектов, определяющих развитие общества.
- Непредсказуемость, нелинейность развития.
1 Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, спорт, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
2 См. 1.6. Потребности и интересы (с. 80–82).
Основные институты общества
Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реали- зующих определённые функции в обществе, главная из кото- рых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.
Основные комплексы социальных институтов | Социальные институты |
Экономические институты | Деньги, обмен, собственность, хозяйственные от- ношения и др. |
Политические институты | Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др. |
Социальные институты | Семья, брак, кровная месть, наследование, мате- ринство, отцовство и др. |
Институты, дей- ствующие в духов- ной области | Религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др. |
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, в си- стеме политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного са- моуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
- организуют человеческую деятельность в определённую систе- му ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в раз- личных сферах общественной жизни;
- включают систему санкций — от правовых до морально-эти- ческих;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый ха- рактер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально ти- пичных ситуациях.
Понятие общественного прогресса
Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Особенности прогресса
- Относительность прогресса: есть области, к которым поня- тие прогресса не применимо (например, искусство: нельзя сказать, что современное искусство прогрессивнее, допустим, искусства эпо- хи Средневековья).
- Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным си- лам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Критерии прогресса
- Развитие человеческого разума.
- Совершенствование нравственности людей.
- Возрастание степени свободы, которую общество может пре- доставлять человеку.
- Прогресс науки и техники.
- Развитие производительных сил, включая самого человека.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это та- кой тип развития, для которого характерен переход от выс- шего к низшему, процессы деградации, понижения уровня орга- низации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движе- ние вперёд могло задерживаться и даже на время останавли- ваться, что называется стагнацией (от лат. stagnum — стоячая вода).
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансфор- мируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками: средняя продолжительность жизни челове- ка, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Общественное развитие | |||||
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) | Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) | ||||
это какая-либо степень усовер- | это коренное, качествен- | ||||
шенствования в какой-либо сфере | ное изменение всех или | ||||
общественной жизни, проводимо- | большинства сторон обще- | ||||
го одновременно, через ряд посте- | ственной жизни, затраги- | ||||
пенных преобразований, не затра- | вающее основы существую- | ||||
гивающих фундаментальные осно- | щего социального строя | ||||
вы (системы, явления, структуры) |
И реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилакти- ка. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация».
Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderne — новейший, современ- ный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Тип общества1 Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль- ное) | Индустриальное | Постиндустриаль- ное (информа- ционное) |
Время возникно- вения | Переход от пер- вобытности к цивилизации IV тыс. до н.э. | Переход от Средневековья к Новому времени XVI в. | Переход к исто- рии современ- ности конец ХХ в. |
Способ перехода | Неолитическая революция | Промышленная революция | НТР |
Основной фак- тор производ- ства | Земля | Капитал | Знания |
Основной про- дукт производ- ства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое приме- нение механиз- мов, технологий | Автоматизация производства, компьютериза- ция общества |
Характер труда | Индивидуаль- ный труд | Преимущест- венно стандарт- ная деятельность | Резкое повыше- ние творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяй- ство — около 75% | Сельское хозяй- ство — около 10%, промыш- ленность — 85% | Сельское хозяй- ство — до 3%, промышлен- ность — около 33%, услуги — около 66% |
Доминирующая форма собствен- ности | Общинная | Частная | Акционерная |
1 В качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития ору- дий и средств производства.
Продолжение табл.
Тип общества Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль- ное) | Индустриальное | Постиндустриаль- ное (информа- ционное) |
Товарность | Натуральное хо- зяйство | Массовое про- изводство | Мелкосерийное производство |
Социальная структура | Сословия, клас- сы, включён- ность всех в коллектив; замкнутость со- циальных струк- тур; низкая со- циальная мо- бильность | Классовое деле- ние; упрощение социальной структуры; под- вижность и от- крытость соци- альных структур | Сохранение со- циальной диффе- ренциации; рост численности среднего класса; профессиональ- ная дифференци- ация в зависи- мости от уровня знаний, квали- фикации |
Продолжитель- ность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на при- роду | Локальное, не- контролируемое, идеал гармонии | Глобальное, не- контролируемое, эксплуатация | Глобальное, кон- тролируемое, решение эколо- гических проб- лем |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсут- ствуют; власть выше закона, для неё не нуж- ны обоснова- ния; сочетание | Провозглаше- ние политичес- ких свобод, ра- венства перед законом; демок- ратические пре- образования; власть не вос- принимается как данность, от неё | Политический плюрализм1, сильное граж- данское обще- ство; возникно- вение новой формы демокра- тии — «демо- кратии консен- суса»2 |
1 Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — принцип устройства политической системы, предполагающий многооб- разие и свободное соревнование политических идей, партий и других инс- титутов, наличие легально действующей оппозиции, различных полити- ческих субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
2 Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — согласован- ность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить своё выражение в их соответ- ствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов обще- ственно-политической жизни.
Окончание табл.
Тип общества Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль- ное) | Индустриальное | Постиндустриаль- ное (информа- ционное) |
самоуправляю- щихся общин и традиционных империй | требуется обос- нование права на лидерство | ||
Духовная жизнь | Господствуют | Утверждаются | Основа мировоз- |
традиционные | новые ценности | зрения — ин- | |
религиозные | прогресса, лич- | формация; осо- | |
ценности; одно- | ного успеха, ве- | бая роль науки, | |
родный харак- | ры в науку; воз- | образования; | |
тер культуры; | никает и занима- | развитие индиви- | |
преобладает уст- | ет лидирующие | дуализированно- | |
ная передача ин- | позиции массо- | го сознания; не- | |
формации; ма- | вая культура; | прерывное обра- | |
лое количество | подготовка спе- | зование | |
образованных | циалистов | ||
людей; борьба с | |||
неграмотностью |
Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не явля- ются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных ус- ловиях существовавших ранее проблем в системе «человек — при- рода — общество».
Причины возникновения глобальных проблем
- Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность.
- Интенсивность преобразующей деятельности человека в усло- виях общества потребления.
- Недостаточный уровень политического мышления, экологи- ческого сознания, общественной организации.
- Отставание уровня нравственного развития от научно-техни- ческого.
Глобальные (от лат. globusterrae — земной шар) про- блемы — совокупность проблем человечества, ко- торые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование ци- вилизации
Интерсоциальные проблемы
Предотвращение ми- ровой ядерной ката- строфы и создание оп- тимальных условий для социального про- гресса всех народов; предотвращение от- сталости развиваю- щихся стран и др.
Проблемы, возника- ющие в результате взаимоотношения общества и природы
Обеспечение челове- чества необходимыми ресурсами (сырьём, продовольствием, энергией); предотвра- щение загрязнения окружающей среды (экологическая), про- блема использования Мирового океана
и др.
Проблемы, возник- шие в системе от- ношений человека и общества
Преодоление отрица- тельных воздействий НТР; демографичес- кая проблема; про- блема здоровья чело- века и др.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Общие черты глобальных проблем современности
- Масштабность: затрагивают жизнедеятельность всего чело- вечества.
- Предполагают международное сотрудничество различных стран.
- Проявляются как объективный фактор развития обще- ства.
- Острота: от их решения зависит дальнейшая судьба челове- ческой цивилизации.
- Настоятельно требуют решения.
Способы решения глобальных проблем
- Перевоспитание человечества — формирование нового пла- нетарного сознания: широкое информирование людей о глобаль- ных проблемах, отказ от ценностей потребления, воспитание чело- века на принципах гуманизма.
- Использование современных научных достижений для наблю- дения и контроля за глобальными процессами на планете.
- Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, исполь- зующих вторсырьё, природные источники энергии).
- Вывод международного сотрудничества на новый качествен- ный уровень, концентрация усилий всех стран по решению проблем.
Социальные прогнозы перспектив человечества
Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») | Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») |
Разрешить глобальные проблемы человечества невозможно, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практи- чески нельзя (например, приоста- новка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня пот- ребления и т. д.) → неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества | Научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является приня- тие мировым сообществом концеп- ции «устойчивого развития», со- гласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества |
Предварительный просмотр:
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тематические элементы содержания: краткая характеристика
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической
и социокультурной эволюции)
Антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — проис- хождение) — теория происхождения человека, где рассматри- вается процесс его возникновения и развития.
Основные теории происхождения человека
Религиозная теория | Теория палеовизита | Естественно-научные (материалистические) теории | |
Эволюционная (от лат. evolutio — развёртывание) теория | Трудовая теория | ||
Божественное | Человек — со- | Человек как био- | Главная причина |
происхождение | здание пришель- | логический вид | появления чело- |
человека. | цев из космоса, | имеет естествен- | века — труд. Под |
Душа — источ- | которые, посе- | ное, природное | влиянием труда |
ник человеческо- | тив Землю, оста- | происхождение | сформировались |
го в человеке | вили на ней чело- | и генетически | специфические |
веческие суще- | связан с высши- | качества челове- | |
ства | ми млекопитаю- | ка: сознание, | |
щими | язык, творчес- | ||
кие способности |
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились око- ло 550 тысяч лет назад.
Человек — биосоциальное существо
Биологическое существо | Социальное существо |
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разум- ный). Биологическая природа че- ловека проявляется в его анато- мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами | Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно- шения, в общение с другими. Соци- альная сущность человека прояв- ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от- ветственность и др. |
Условие, предпосылка существова- ния человека | Сущность человека |
Основные отличия человека от животного
- Обладает мышлением и членораздельной речью.
- Способен к сознательной целенаправленной творческой де- ятельности.
- В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духов- ные блага и ценности.
- Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
- Воспроизводит не только свою биологическую, но и социаль- ную сущность должен удовлетворять не только свои материаль- ные, но и духовные потребности.
Характеристики человека
Индивид (от лат. individuum — недели- мый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интере- сов и т. д. | Человек как отдельная особь среди других людей |
Индивидуальность — это неповто- римое своеобразие проявлений чело- века, подчёркивающая исключи- тельность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности | Человек как один из многих, но с учётом его личных осо- бенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. |
Окончание схемы
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющий- ся субъектом сознательной деятель- ности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в об- щественной жизни | Человек с социально значи- мыми качествами | |
Структура личности | |
Социальный статус | Место человека в системе общественных отноше- ний |
Социальная роль | Образ поведения, одобренный нормативно и соот- ветствующий социальному статусу |
Направленность | Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения |
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации1.
Развитие человека
Социальный опыт, культура
Социализация индивида
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — это целостное представление о приро- де, обществе, человеке, находящее выражение в системе цен- ностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
1 См. 3.13. Социализация индивида (с. 243–245).
Знания
Духовные
ценности Структура мировоззрения Принципы
Убеждения
Основные этапы формирования мировоззрения
Этап | Наименование | Его сущность |
I | Мироощущение | Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира |
II | Мировосприятие | Преимущественно чувственный, соединённый образ мира |
III | Миропонимание | Характеризует познавательно-интеллектуаль- ную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира |
Особенности мировоззрения
- Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обще- ством стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми не- посредственно живёт общество.
- Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
- В нём могут проявляться:
- догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвиж- ностью, стремлением к авторитарности;
- скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследу- ющий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
- разумный критицизм.
- Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
- Определяет общую направленность личности — сово- купность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
- Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Классификация видов мировоззрения
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Мировоззренчес- кая основа | Теоцентризм (от гр. theos — бог) | Приоритет отдаётся Богу |
Природоцентризм | Приоритет отдаётся природе | |
Антропоцентризм (от гр. antropos — человек) | Приоритет отдаётся человеку | |
Социоцентризм | Приоритет отдаётся обществу | |
Знаниецентризм (наукоцентризм) | Приоритет отдаётся знаниям, науке | |
Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от более низких форм развития к выс- шим, движение вперёд, изме- нения к лучшему |
Реакционное | Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ- шим, движение назад, измене- ния к худшему | |
Революционное | Приоритет нового, обоснова- ние необходимости преобразо- вания наличного бытия | |
Консервативное | Приоритет сохранения суще- ствующего положения |
Окончание табл.
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Оптимистическое | Приоритет позитивного нача- ла, уверенность в будущем | |
Пессимистическое | Приоритет негативного нача- ла, настроения безысходности, неверия в будущее | |
Способ отраже- ния действитель- ности | Обыденное (житейское) | Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе- ние их потребностей |
Религиозное | Признание сверхъестествен- ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели- гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.) | |
Философское (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) | Теоретическое обоснование со- держания и способов достиже- ния обобщённых знаний о действительности, установле- ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей | |
Научное | Теоретическое осмысление ре- зультатов научной деятельно- сти людей, обобщённых итогов человеческого познания |
Мировоззрение:
- даёт человеку ориентиры и цели для его практической и тео- ретической деятельности;
- позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ори- ентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельно- сти;
- создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Виды знаний
Познание — процесс деятельности человека, основным со- держанием которого является отражение объективной ре- альности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знание — результат познания действительности, содер- жание сознания, полученное человеком в ходе активного от- ражения, идеального воспроизведения объективных законо- мерных связей и отношений реального мира.
Смысловые значения понятия «знание»
Знание
Способности, умения, навыки, которые базируются на осве- домлённости |
Познавательно значимая информация |
Особая познавательная единица, выражающая форму отно- шения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практи- ческим отношением |
Виды знаний
Наименование вида | Его сущность |
Житейское | Носит эмпирический1 характер. Базируется на здра- вом смысле и обыденном сознании. Является важней- шей ориентировочной основой повседневного поведе- ния людей, их взаимоотношений между собой и с при- родой. Сводится к констатации фактов и их описанию |
1 Эмпирический (от гр. emperia — опыт) — основанный на человечес- ком опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств.
Окончание табл.
Наименование вида | Его сущность |
Научное | Понимание действительности в её прошлом, настоя- щем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осу- ществляет предвидение различных явлений. Реаль- ность облекается в форму отвлечённых понятий и ка- тегорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Практическое | Овладение вещами, преобразование мира |
Художественное | Целостное отображение мира и человека в нём. Стро- ится на образе, а не на понятии |
Рациональное (от лат. rationalis — разумный) | Отражение реальности в логических понятиях и кате- гориях. Связано с рациональным мышлением |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже про- тиворечит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые яв- ления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам ло- гики и науки |
Личностное | Зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию
- Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
- Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовме- стимо с имеющимся научным знанием.
- Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
- Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Знание обеспечивается единством чувственного и рацио- нального познания действительности.
Уровни (ступени) познания | ||||
Чувственное | Рациональное | |||
|
|
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
|
|
ющаяся в прямом воспроизведении | ственного познания. |
объекта |
|
| ность возникающих в результате |
возникающих в результате познания | познания образов. |
образов |
|
| нове внутренних закономерных |
рон и свойств объектов | связей и отношений |
Понятие истины, её критерии
Различные трактовки понятия «истина»
- Соответствие знаний действительности.
- То, что подтверждено опытом.
- Некое соглашение, конвенция.
- Свойство самосогласованности знаний.
- Полезность полученного знания для практики.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как отно- сительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зави- сит ни от человека, ни от человечества | Абсолютная истина |
| |
Относительная истина | |
|
Разница между абсолютной и относительной истинами (или аб- солютным и относительным в объективной истине) в степени точно- сти и полноты отражения действительности. Истина всегда конкрет- на: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Возможные критерии истины
- Соответствие законам логики.
- Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
- Соответствие фундаментальным законам.
- Простота, экономичность формы.
- Парадоксальность идеи.
- Практика.
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная ор- ганическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осу- ществляющаяся в определённом социокультурном контексте | |
Формы практики | Их направленность |
| На природную среду |
| На социальную среду |
| На природную и социальную среду |
Характерные черты практики
Окончание табл.
- Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
- Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружа- ющий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материаль- ного мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным на- блюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
- Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскры- вает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в сво- ей практической деятельности.
- Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории,
концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не пре- творится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)
- Мышление и деятельность
Мышление — активный процесс отражения объективно- го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Биологическая основа | |
Головной мозг человека | |
Средство
Мышление | |
Язык
База | |
Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов |
Этапы процесса мышления
Этапы | Их сущность |
I | Потребность1 Интерес Отделение неизвестного от известного Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незна- комое Формулирование задачи |
II | Решение поставленной задачи — мыслительный процесс, пред- полагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкре- тизацию |
III | Достижение нового знания, которым раньше человек не владел |
Характерные черты мышления
- По своей природе социально: для постановки и решения лю- бой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
- Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.
- Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения пред- метов.
- Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испы- тывает чувства при их решении.
- Включение в процесс эмоционально-волевых сторон лич- ности.
- Сложное социально-историческое явление: его развитие ха- рактеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Типы мышления
Наименование типа | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций |
1 См. 1.6. Потребности и интересы (с. 80–82).
Окончание табл.
Наименование типа | Его сущность |
Понятийное (теоретичес- кое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом её ре- шения будет использование абстрактных понятий, тео- ретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоз- зрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего зна- чения имеют познавательный образ тех или иных явле- ний, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной дея- тельности |
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно це- лесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям че- ловека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с актив- ностью животного, но отличается творческо-преобразующим отно- шением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наибо- лее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение резуль- тата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами тру- да, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельно- сти — это тот, кто осуществляет дея- тельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутрен- нее состояние человека)
Мотив
Методы
и средства Процесс
Результат (продукт)
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих ак- тивность субъекта и определяющих направленность дея- тельности (например, потребности, интересы, социальные уста- новки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того резуль- тата, на достижение которого направлено действие чело- века.
Виды деятельности,
в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продук- та, а сам процесс — развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, бы- стро меняется; в её процессе используются так называемые замеща- ющие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участни- ков; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает не- обходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происхо- дит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, стра- дание, страх и т. д.).
Структура общения
- Субъекты — те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
- Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
- Содержание — это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому.
- Средства — это способы передачи информации, идей, эмо- ций.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение мо- жет приобрести характер самообразования.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на до- стижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение за- программированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; нали- чие результата; преобразование внешней среды обитания человека.
Основные классификации деятельности
Основания для классификации | Виды деятельности |
Объекты и результаты (продукты) деятельности — создание матери- альных благ или культурных цен- ностей | Материальная (практическая) подразделяется на: материально- производственную и социально- преобразовательную |
Духовная подразделяется на: поз- навательную, ценностно-ориен- тировочную, прогностическую | |
Субъект деятельности | Индивидуальная |
Коллективная | |
Характер самой деятельности | Репродуктивная |
Творческая | |
Соответствие правовым нормам | Законная |
Незаконная | |
Соответствие моральным нормам | Моральная |
Аморальная |
Окончание табл.
Основания для классификации | Виды деятельности |
Соотношение с общественным прогрессом | Прогрессивная |
Реакционная | |
Зависимость от основных сфер общественной жизни | Экономическая |
Социальная | |
Политическая | |
Духовная | |
Особенности проявления челове- ческой активности | Внешняя |
Внутренняя |
Творчество — это вид деятельности, порождающей не- что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (на- пример, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть → необходимо овладевать культурой, языком, знания- ми, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие ме- ханизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний |
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании |
Фантазия (от гр. phantasia — психический образ, плод вообра- жения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч- ностью создаваемых представлений и образов |
Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, ус- ловия получения которого не осознаются |
- Потребности и интересы
Потребность — это нужда человека в том, что состав- ляет необходимое условие его существования. В мотивах де- ятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные)
Социальные Духовные (идеальные,
познавательные)
В пище, одежде, жи- лище, санитарно-ги- гиеническом благопо- лучии и др.
В общении с другими людьми, в обществен- ной деятельности, в общественном при- знании и др.
В знаниях, творческой деятельности, созда- нии прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая1.
Базовые потребности | Уровни проявления потребностей |
Первичные (врождённые) | Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, ды- хании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. |
Экзистенциальные (от лат. exsistentia — существова- ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случа- ев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. |
1 Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.
Окончание табл.
Базовые потребности | Уровни проявления потребностей |
Вторичные (приобретён- ные) | Социальные: в социальных связях, общении, привя- занности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности |
Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оцен- ки, служебном росте | |
Духовные: в самоактуализации, самовыражении, само- реализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущны- ми, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей: 1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;
- потребности не должны противоречить нравственным нормам об- щества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих ка- честв: стремление к истине, красоте, знаниям, желание при- носить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склон- ностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — это целенап- равленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы | |||||||||||||||||||
По их носителю | По направленности | ||||||||||||||||||
Индиви- дуаль- ные | Груп- повые | Всего обще- ства | Эконо- мичес- кие | Соци- альные | Поли- тиче- ские | Ду- хов- ные |
Интересы людей:
- определяются положением различных социальных групп и ин- дивидов в обществе;
- направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступ- ными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
- в большей или меньшей степени осознаются людьми → явля- ются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
- выражают направленность их личности, которая во многом оп- ределяет их жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
В истории общественной мысли проблема свободы чаще всего сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопре- делением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Свобода — это познанная необхо- димость | Свобода — это возможность по- ступать так, как хочется |
П о с л е д с т в и я | |
Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной про- грамме | Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность уста- новления каких-либо устойчивых социальных связей |
Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловлен- ная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объек- тивных, т. е. независимых от сознания человека, законов.
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллек- туальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями обусловлива- ет диапазон выбора. Этот диапазон определяется ещё условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной дея- тельности, уровнем развития общества и местом человека в обще- ственной системе.
Социальные условия реализации свободы
Социальные нормы
Формы общественной деятельности
Место человека в обществе
Уровень развития общества
Социализация
Свобода — это умение познавать объективную необходи- мость и, опираясь на это познание, вырабатывать правиль- ные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объектив- ной необходимости, а в умении обоснованно принимать решения. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.
Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изо- лированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое реше- ние.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Предварительный просмотр:
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Понятие «культура»
(от лат. cultura — уход, обработка, возделывание)
В широком смысле слова | Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще- ственной жизни форм, принципов, способов и резуль- татов активной творческой деятельности людей |
В узком смысле слова | Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребля- ются духовные ценности |
Культура1 | |
Материальная культура | Духовная культура |
Связана с производством и освое- нием предметов и явлений мате- риального мира, с изменением фи- зической природы человека: ма- териально-технические средства труда, коммуникация, культур- но-бытовые сооружения, произ- водственный опыт, умения, на- выки людей и др. | Совокупность духовных цен- ностей и творческой дея- тельности по их производ- ству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мо- раль, политика, право и др. |
1 Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в мате- риальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
В масштабе отдельного общества различают три формы культу- ры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновид- ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Культура
Основные формы
Элитарная
Создаётся приви- легированной час- тью общества, ли- бо по её заказу про- фессиональными творцами
Народная
Создаётся аноним- ными творцами, не имеющими про- фессиональной подготовки (ми- фы, легенды, эпо- сы, сказки, песни, танцы)
Массовая
Понятие, используемое для характеристики современного культур- ного производства и потребления (концерт- ная и эстрадная музы- ка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня матери- ального состояния, стандартизация куль- туры)
Разновидности
Субкультура
Часть общей культуры, систе- ма ценностей, присущих опре- делённой группе (половозра- стные: женская, детская, молодёжная и др.; профессио- нальные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до- суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
Контркультура
Оппозиция и альтернатива по отношению к господствую- щей в обществе культуре (бит- ники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Дости- жения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» эли- тарного искусства.
Наука.
Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука — форма духовной деятельности людей, направлен- ная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения исти- ны и открытия объективных законов.
Наука
Социальный инс- титут со своей структурой и фун- кциями
Отрасль духовного производства
Особая система знаний (в форме научных представле-
ний, понятий, тео-
Особая система об- щественных органи- заций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распро- страняющих и внед-
ряющих знания
Система
научных исследо- ваний
Опытно-
конструк- торские изыскания
рий), приведённая в целостную систему на основе опреде- лённых принципов
(НИИ, вузы, акаде- мические институты,
Академия наук РФ и др.)
Основная
продукция
Понятия, законы, теории
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, на- ука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Внутренние законы науки
Наука ∙ Преемственность (сохране- ние положительного содержа- ния старых знаний в новых).
- Чередование относительно спокойных периодов развития
и периодов «крутой ломки» фун- даментальных законов и прин- ципов (научные революции).
- Сочетание процессов диффе-
ренциации и интеграции.
- Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции | Её содержание |
Культурно-мировоззрен- ческая | Помогает человеку не только объяснить изве- стные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окру- жающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объясни- тельная | Осуществляет познание и объяснение устрой- ства мира и законов его развития |
Прогностическая | Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития об- щества, формулирует рекомендации по их пре- одолению |
Научное познание — особый вид познавательной деятель- ности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
- Объективность добываемого знания.
- Развитость понятийного аппарата (категориальность).
- Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказа- тельностью и системностью.
- Проверяемость.
- Высокий уровень обобщения знаний.
- Универсальность.
- Использование специальных способов и методов познаватель- ной деятельности.
Общество | |
техническая база общества |
Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический
Выявление объектив- ных фактов, как прави- ло, со стороны их оче- видных связей
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей
и отношений
Формы научного познания
Научный
факт Проблема
Эмпириче-
ский закон Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематиза- ция, описание, сравнение
Универсальные
Анализ и синтез, дедукция и индук- ция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Единство исторического и логического, восхожде- ние от конкретного к абстрактному и от аб- страктного к конкретно- му, формализация, мате- матизация
Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившее- ся) — отражение объективного факта в человеческом созна- нии, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, кон- кретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема (от гр. problema — задача, задание) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и тре- бующих ответа.
Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — на- учное предположение, сформулированное на основе ряда фак- тов, истинное значение которого неопределённо, носит веро- ятностный характер и нуждается в доказательстве, провер- ке, обосновании.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследова- ние) — наиболее развитая форма научного знания, дающая це- лостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная зако- номерность превращается в правило действия субъекта (исследова- теля).
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) |
Целенаправленное и органи- зованное восприятие вне- шнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на не- го при помощи создания новых усло- вий, соответствующих целям иссле- дования, или же через изменение те- чения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна- ния на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследова- ния |
Возможность использования приборов и инструментов в це- лях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ
и синтез.
Анализ (от гр. analysis — разложение) | Синтез (от гр. synthesis — соединение) |
Процесс мысленного или факти- ческого разложения целого на составные части | Процесс мысленного или факти- ческого воссоединения целого из частей |
Познание не может сделать действительного шага вперёд, толь- ко анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синте- тической деятельности связь анализа и синтеза — органичес- кая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедук- ции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (от лат. inductio — наведение) | Дедукция (от лат. deductio — выведение) |
Путь опытного изучения явле- ний, в ходе которого от отде- льных фактов совершается пе- реход к общим положениям. От- дельные факты как бы наводят на общее положение | Доказательство или выведение утверждения (следствия) из од- ного или нескольких других ут- верждений (посылок) на основе законов логики, носящее досто- верный характер |
С переходом к Новому времени начинается становление есте- ственных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного (от лат. humanitas — человечество, человечность) знания.
Социальные науки — форма духовной деятельности лю- дей, направленная на производство знаний об обществе.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, по- скольку без человека нет общества, но и человек не может суще- ствовать без общества.
Основные задачи | |
Социального знания | Гуманитарного знания |
Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыс- лов, побуждений, намерений |
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, оду- хотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренчес- кие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Особенности общественных наук
- Субъект и объект познания совпадают: общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реаль- ность → субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
- Получаемое социальное знание всегда связано с интереса- ми индивидов-субъектов познания.
- Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен- ностное знание: это служение истине как ценности, как правде.
- Сложность объекта познания — общества, которое об- ладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии → установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В от- личие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
- В процессе изучения общества можно говорить об установ- лении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.
- Ограничена возможность применения такого метода на- учного познания, как эксперимент.
Важнейшие социальные науки
Наименование науки | Её сущность |
История | Наука, изучающая прошлое человеческого общества |
Культурология | Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре |
Политология | Наука, объектом изучения которой является много- образие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в поли- тике) как отдельных обществ, так и мирового сооб- щества в целом |
Правоведение | Наука, изучающая право как особую систему соци- альных норм и различные аспекты правопримени- тельной деятельности |
Окончание табл.
Наименование науки | Её сущность |
Социология | Наука о закономерностях развития и функциониро- вания социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных |
Философия | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания |
Экономика | Наука, которая исследует, как люди в условиях огра- ниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас- тущие потребности |
Эстетика | Наука о закономерностях эстетического освоения че- ловеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты |
Этика | Одна из древнейших теоретических дисциплин, объ- ектом изучения которой является мораль |
Образование, его значимость для личности и общества
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и на- выков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования — обучение и самооб- разование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции | Её содержание |
Экономичес- кая | Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и техни- ческие новшества и эффективно использовать их в про- фессиональной деятельности |
Социальная | Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная | Использование раннее накопленной культуры в целях вос- питания индивида, развития его творческих способностей |
Общие тенденции в развитии образования
Наименование тенденции | Её сущность |
Демократиза- ция системы об- разования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, мас- совое распространение получило среднее и высшее об- разование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Рост продолжи- тельности об- разования | Современное общество нуждается в высококвалифи- цированных специалистах → удлинение сроков обуче- ния |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация об- разования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитариза- ция образования | Повышение роли общественных дисциплин в образо- вательном процессе — таких, как экономическая тео- рия, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернациона- лизация процес- са образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютериза- ция процесса об- разования | Использование новых современных технологий обуче- ния, телекоммуникационных сетей глобального масш- таба |
- Религия
Смысловые значения понятия «религия»
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) | |||||||
Вера в сверхъесте- ственное (в Бога) | Совокупность взглядов и пред- ставлений, система верований и обря- дов, объединяющая признающих их людей в единую общность | Одна из свойствен- ных культуре форм приспособления человека к окружа- ющему миру, удов- летворения его духовных потреб- ностей |
Главные признаки религии | |||||||
Вера в сверхъесте- | Организованное пок- | Стремление согласо- | |||||
ственное — цент- | лонение высшим си- | вать жизнь с требова- | |||||
ральная мировоз- | лам | ниями безусловного | |||||
зренческая позиция | начала (Бога, Абсо- | ||||||
и психологическая ус- | люта) | ||||||
тановка всех религий |
Вера выражает специфическое отношение к действитель- ности или воображаемым объектам, явлениям, когда их до- стоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почита- ние, поклонение), ритуалы и иные формы практического воплоще- ния веры.
Ранние формы религии
Наименование формы | Её сущность |
Тотемизм (от англ. totem на языке североамер. индей- цев букв. «его род» | Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику |
Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман) | Религиозное поклонение, суть которо- го сводится к приписыванию отде- льным предметам (амулетам, фигур- кам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение же- лаемого результата |
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) | Выражение веры в духов и душу или все- общую одухотворённость природы |
Религии в современном мире
Родоплеменные примитивные верования, со- хранившиеся по сей день
Национально-госу- дарственные рели- гии, составляющие ос- нову религиозной жиз- ни отдельных наций
Мировые религии
| ||
- Иудаизм
- Индуизм и др.
Признаки мировых религий |
|
|
|
|
Функции религии
Наименование функции | Её содержание |
Мировоззренческая | Задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об- щество, человек, обеспечиваются целеполага- ние и смыслополагание |
Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняет ограниченность, зависимость, бес- силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существо- вания. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утеше- ние, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. |
Регулятивная | Упорядочивает определённым образом помыс- лы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующе-дезин- тегрирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими при- знаётся более или менее единое, общее вероис- поведание → сохранение стабильности, устойчи- вости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их рели- гиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются раз- личные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуротранслирую- щая | Способствует развитию определённых основ культуры — письменности, книгопечатания, ис- кусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Легитимирующе-раз- легитимирующая | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, пра- вовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наобо- рот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) |
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (от гр. дом Господний) — социальный ин- ститут общества, религиозная организация, в основе кото- рой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему уп- равления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Искусство
Искусство — практическая деятельность человека, на- правленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружа- ющим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Всё многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются от- ражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реаль- но существующих предметов, событий и явлений.
Форма бытия искусства — художественное произведе- ние, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляю- щееся в качестве материального предмета — знака, который пере- даёт людям соответствующую художественную концепцию, облада- ющую эстетической ценностью.
Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (стан- ковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, на- тюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жан- ры), декоративно-прикладное искусство, литература, музы- ка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания
- Образность и наглядность.
- Специфические способы воспроизведения окружающей дей- ствительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т. д.).
- Большая роль в процессе познания воображения и фанта- зии познающего субъекта.
Функции искусства1
Наименование функции | Её содержание |
Общественно-преобразу- ющая | Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную дея- тельность по преобразованию общества |
Художественно-концепту- альная | Анализирует состояние окружающего мира |
Воспитательная | Формирует личность, чувства и мысли людей |
Эстетическая | Формирует эстетические вкусы и потребно- сти человека |
Утешительно-компенса- торная | Восстанавливает в сфере духа гармонию, ут- раченную человеком в реальной действи- тельности, способствует сохранению и вос- становлению психического равновесия лич- ности |
Предвосхищения | Предвосхищает будущее |
Внушающая | Воздействует на подсознание людей, на чело- веческую психику |
Гедонистическая (от гр. hedone — наслаждение) | Доставляет людям удовольствие |
Познавательно-эвристи- ческая | Отражает и осваивает те стороны жизни, ко- торые труднодоступны науке |
- Мораль
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоя- щая из системы ценностей и требований, регулирующих пове- дение людей.
1 По поводу содержания функций между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Моральные требования и представления
- Правила поведения (позитивные — уважай старших и т. д. и негативные — не ври и т. д.).
- Моральные качества человека (отзывчивый, добрый, справед- ливый, мудрый и т.д.).
- Моральные принципы (индивидуализм — коллективизм; эго- изм — альтруизм и т. д.).
- Моральные ценности (смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д.).
- Морально-психологические механизмы внутреннего контроля (долг, совесть, стыд, честь).
Особенности норм морали
- Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении.
- Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.
- Их реализация не нуждается в организованной принуди- тельной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, об- щественная оценка поведения людей.
- Дают бoльший простор для их толкования, чем правовые нормы.
- Регулируют отношения, подконтрольные и неподконт- рольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.).
- Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Функции морали
Наименование функции | Её содержание |
Регулятивная | Регулирование поведения человека во всех сфе- рах общественной жизни |
Ценностно-ориента- ционная | Утверждение человеческого в человеке, посколь- ку мораль является жизненным ориентиром, в ко- тором выражается стремление человека к самосо- вершенствованию |
Мотивационная | Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуж- дения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирова- ние нравственного облика личности |
Окончание табл.
Наименование функции | Её содержание |
Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) | Принципы нравственности — высшие, главен- ствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопусти- ма нигде |
Координационная | Обеспечение единства и согласованности взаимо- действия людей в самых разнообразных обстоя- тельствах. Соблюдение людьми единых и всеоб- щих нравственных принципов делает их поведе- ние предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции о здоровом образе жизни и нравственности
Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...
Лекция по теме "НТР" 10 класс
Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...
лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс
Лекция и презентация к лекции к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...
Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"
Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...
Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"
Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и МХ"...
Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...
Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"
Лекция для учащихся старших классов....