лекция 1 2 3
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Пискун Анастасия Сергеевна

1.человек и общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l1.docx165.29 КБ
Файл l2.docx337.16 КБ
Файл l3.docx285.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Понятие «общество»

В широком смысле слова

Обособившаяся от природы, но тесно с ней свя- занная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей

В узком смысле слова

Круг людей, объединённых общностью цели, ин- тересов, происхождения (например, общество ну- мизматов, дворянское собрание)

Отдельное конкретное общество, страна, госу- дарство, регион (например, современное россий- ское общество, французское общество)

Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

Человечество в целом

Общество характеризуется как:

  • динамическая саморазвивающаяся система: способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость;
  • сложноорганизованная саморазвивающаяся откры- тая система: включает в себя отдельных индивидов и социаль- ные общности, объединённые кооперативными, согласованны- ми связями и процессами саморегуляции, самоструктурирова- ния и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обще- ству, выработано понятие «подсистема». Подсистема — проме- жуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Основными подсистемами общества принято считать сферы об- щественной жизни.


Основные сферы общественной жизни1

Деятельность людей

и отношения между ними

Учреждения (организации)

Экономическая

Производство, распределе- ние, обмен и потребление ма- териальных благ и соответ- ствующие отношения

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, про- фессиональными и возраст- ными группами; деятельность государства по обеспечению социальных  гарантий

Системы здравоох- ранения, социаль- ного обеспечения, коммунальные службы и др.

Политическая

Отношения между граждан- ским обществом и государ- ством, между государством и политическими партиями

Парламент, прави- тельство, партии, общественные ор- ганизации и др.

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, рас- пространения, потребления

Школы, вузы, теат- ры, музеи, библио- теки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни слу- жат базовые потребности человека2.

Характерные черты общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся  системы

  • Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем.
  • Несводимость к людям, его составляющим: система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
  • Самодостаточность: способность своей активной совме- стной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые усло- вия собственного существования.
  • Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.
  • Особый статус субъектов, определяющих развитие общества.
  • Непредсказуемость, нелинейность развития.

1 Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, спорт, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

2 См. 1.6. Потребности и интересы (с. 80–82).


  1. Основные институты общества

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реали- зующих определённые функции в обществе, главная из кото- рых — удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.

Основные комплексы социальных институтов

Социальные институты

Экономические институты

Деньги, обмен, собственность, хозяйственные от- ношения и др.

Политические институты

Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.

Социальные институты

Семья, брак, кровная месть, наследование, мате- ринство, отцовство и др.

Институты, дей- ствующие в духов- ной области

Религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, в си- стеме политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного са- моуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

  • организуют человеческую деятельность в определённую систе- му ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в раз- личных сферах общественной жизни;
  • включают систему санкций — от правовых до морально-эти- ческих;

  • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый ха- рактер;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально ти- пичных ситуациях.
  1. Понятие общественного прогресса

Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Особенности прогресса

  • Относительность прогресса: есть области, к которым поня- тие прогресса не применимо (например, искусство: нельзя сказать, что современное искусство прогрессивнее, допустим, искусства эпо- хи Средневековья).
  • Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным си- лам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Критерии прогресса

  • Развитие человеческого разума.
  • Совершенствование нравственности людей.
  • Возрастание степени свободы, которую общество может пре- доставлять человеку.
  • Прогресс науки и техники.
  • Развитие производительных сил, включая самого человека.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это та- кой тип развития, для которого характерен переход от выс- шего к низшему, процессы деградации, понижения уровня орга- низации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движе- ние вперёд могло задерживаться и даже на время останавли- ваться, что называется стагнацией (от лат. stagnum — стоячая вода).

Понятие прогресса в современных условиях всё более трансфор- мируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками: средняя продолжительность жизни челове- ка, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Общественное развитие

Реформа

(от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Революция

(от лат. revolutio — поворот, переворот)

это какая-либо степень усовер-

это коренное, качествен-

шенствования в какой-либо сфере

ное        изменение        всех        или

общественной жизни, проводимо-

большинства сторон обще-

го одновременно, через ряд посте-

ственной жизни, затраги-

пенных преобразований, не затра-

вающее основы существую-

гивающих фундаментальные осно-

щего социального строя

вы (системы, явления, структуры)

И реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилакти- ка. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация».

Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderne — новейший, современ- ный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.


  1. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Тип общества1

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриаль- ное)

Индустриальное

Постиндустриаль- ное  (информа- ционное)

Время возникно- вения

Переход от пер- вобытности к цивилизации

IV тыс. до н.э.

Переход от Средневековья к Новому времени XVI в.

Переход к исто- рии современ- ности

конец ХХ в.

Способ перехода

Неолитическая революция

Промышленная революция

НТР

Основной фак- тор производ- ства

Земля

Капитал

Знания

Основной про- дукт производ- ства

Пища

Промышленные изделия

Услуги

Характерные черты производства

Ручной труд

Широкое приме- нение механиз- мов, технологий

Автоматизация производства, компьютериза- ция общества

Характер труда

Индивидуаль- ный труд

Преимущест- венно стандарт- ная деятельность

Резкое повыше- ние творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяй- ство — около 75%

Сельское хозяй- ство — около 10%, промыш- ленность — 85%

Сельское хозяй- ство — до 3%, промышлен- ность — около 33%, услуги —

около 66%

Доминирующая форма собствен- ности

Общинная

Частная

Акционерная

1 В качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития ору- дий и средств производства.


Продолжение табл.

Тип общества

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриаль- ное)

Индустриальное

Постиндустриаль- ное  (информа- ционное)

Товарность

Натуральное хо- зяйство

Массовое про- изводство

Мелкосерийное производство

Социальная структура

Сословия, клас- сы, включён- ность всех в коллектив; замкнутость со- циальных струк- тур; низкая со- циальная мо- бильность

Классовое деле- ние; упрощение социальной структуры; под- вижность и от- крытость соци- альных структур

Сохранение со- циальной диффе- ренциации; рост численности среднего класса; профессиональ- ная дифференци- ация в зависи- мости от уровня знаний, квали- фикации

Продолжитель- ность жизни

40—50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздействие человека на при- роду

Локальное, не- контролируемое, идеал гармонии

Глобальное, не- контролируемое, эксплуатация

Глобальное, кон- тролируемое, решение эколо- гических проб- лем

Политическая жизнь

Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсут- ствуют; власть выше закона, для неё не нуж- ны обоснова- ния; сочетание

Провозглаше- ние политичес- ких свобод, ра- венства перед законом; демок- ратические пре- образования; власть не вос- принимается как данность, от неё

Политический плюрализм1, сильное граж- данское обще- ство; возникно- вение новой формы демокра- тии — «демо- кратии консен- суса»2

1 Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — принцип устройства политической системы, предполагающий многооб- разие и свободное соревнование политических идей, партий и других инс- титутов, наличие легально действующей оппозиции, различных полити- ческих субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.

2 Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — согласован- ность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить своё выражение в их соответ- ствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов обще- ственно-политической  жизни.


Окончание табл.

Тип общества

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриаль- ное)

Индустриальное

Постиндустриаль- ное  (информа- ционное)

самоуправляю- щихся общин и традиционных империй

требуется обос- нование права на лидерство

Духовная жизнь

Господствуют

Утверждаются

Основа мировоз-

традиционные

новые ценности

зрения — ин-

религиозные

прогресса, лич-

формация; осо-

ценности; одно-

ного успеха, ве-

бая роль науки,

родный харак-

ры в науку; воз-

образования;

тер культуры;

никает и занима-

развитие индиви-

преобладает уст-

ет лидирующие

дуализированно-

ная передача ин-

позиции массо-

го сознания; не-

формации; ма-

вая культура;

прерывное обра-

лое количество

подготовка спе-

зование

образованных

циалистов

людей; борьба с

неграмотностью

  1. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не явля- ются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных ус- ловиях существовавших ранее проблем в системе «человек — при- рода — общество».

Причины возникновения глобальных проблем

  • Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность.

  • Интенсивность преобразующей деятельности человека в усло- виях общества потребления.
  • Недостаточный уровень политического мышления, экологи- ческого сознания, общественной организации.
  • Отставание уровня нравственного развития от научно-техни- ческого.

Глобальные (от лат. globusterrae — земной шар) про- блемы — совокупность проблем человечества, ко- торые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование ци- вилизации

Интерсоциальные проблемы

Предотвращение ми- ровой ядерной ката- строфы и создание оп- тимальных условий для социального про- гресса всех народов; предотвращение от- сталости развиваю- щихся стран и др.


Проблемы, возника- ющие в результате взаимоотношения общества и природы

Обеспечение  челове- чества  необходимыми ресурсами (сырьём, продовольствием, энергией); предотвра- щение загрязнения окружающей среды (экологическая), про- блема использования Мирового океана

и др.


Проблемы, возник- шие в системе от- ношений человека и общества

Преодоление отрица- тельных  воздействий НТР; демографичес- кая проблема; про- блема здоровья чело- века и др.

ВЗАИМОСВЯЗЬ

Общие черты глобальных проблем современности

  • Масштабность: затрагивают жизнедеятельность всего чело- вечества.
  • Предполагают международное сотрудничество различных стран.
  • Проявляются как объективный фактор развития обще- ства.
  • Острота: от их решения зависит дальнейшая судьба челове- ческой цивилизации.
  • Настоятельно требуют решения.

Способы решения глобальных проблем

  • Перевоспитание человечества — формирование нового пла- нетарного сознания: широкое информирование людей о глобаль- ных проблемах, отказ от ценностей потребления, воспитание чело- века на принципах гуманизма.
  • Использование современных научных достижений для наблю- дения и контроля за глобальными процессами на планете.
  • Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, исполь- зующих вторсырьё, природные источники энергии).
  • Вывод международного сотрудничества на новый качествен- ный уровень, концентрация усилий всех стран по решению проблем.

Социальные прогнозы перспектив человечества

Пессимистические  прогнозы («экологический пессимизм»)

Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм»)

Разрешить глобальные проблемы человечества невозможно, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практи- чески нельзя (например, приоста- новка роста населения, отказ от технического и  технологического прогресса, снижение уровня пот- ребления и т. д.) неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества

Научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является приня- тие мировым сообществом концеп- ции «устойчивого развития», со- гласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества



Предварительный просмотр:

1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Тематические элементы содержания: краткая характеристика

  1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической

и социокультурной эволюции)

Антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — проис- хождение) — теория происхождения человека, где рассматри- вается процесс его возникновения и развития.

Основные теории происхождения человека

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно-научные (материалистические) теории

Эволюционная (от лат. evolutio — развёртывание) теория

Трудовая теория

Божественное

Человек — со-

Человек как био-

Главная причина

происхождение

здание пришель-

логический вид

появления чело-

человека.

цев из космоса,

имеет естествен-

века — труд. Под

Душа — источ-

которые, посе-

ное, природное

влиянием труда

ник человеческо-

тив Землю, оста-

происхождение

сформировались

го в человеке

вили на ней чело-

и генетически

специфические

веческие суще-

связан с высши-

качества челове-

ства

ми млекопитаю-

ка: сознание,

щими

язык, творчес-

кие способности

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились око- ло 550 тысяч лет назад.


Человек — биосоциальное существо

Биологическое  существо

Социальное существо

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разум- ный). Биологическая природа че- ловека проявляется в его анато- мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно- шения, в общение с другими. Соци- альная сущность человека прояв- ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от- ветственность и др.

Условие, предпосылка существова- ния человека

Сущность человека

Основные отличия человека от животного

  • Обладает мышлением и членораздельной речью.
  • Способен к сознательной целенаправленной творческой де- ятельности.
  • В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духов- ные блага и ценности.
  • Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
  • Воспроизводит не только свою биологическую, но и социаль- ную сущность должен удовлетворять не только свои материаль- ные, но и духовные потребности.

Характеристики человека

Индивид (от лат. individuum — недели- мый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интере- сов и т. д.

Человек как отдельная особь среди других людей

Индивидуальность это неповто- римое своеобразие проявлений чело- века, подчёркивающая исключи- тельность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности

Человек как один из многих, но с учётом его личных осо- бенностей: внешний облик, манера поведения, характер

и т. д.


Окончание схемы

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющий- ся субъектом сознательной деятель- ности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в об- щественной жизни

Человек с социально значи- мыми качествами

Структура личности

Социальный статус

Место человека в системе общественных отноше- ний

Социальная роль

Образ поведения, одобренный нормативно и соот- ветствующий социальному статусу

Направленность

Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации1.

Развитие человека


Социальный опыт, культура


Социализация индивида

  1. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — это целостное представление о приро- де, обществе, человеке, находящее выражение в системе цен- ностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1  См. 3.13. Социализация индивида (с. 243–245).


Знания

Духовные

ценности        Структура  мировоззрения        Принципы

Убеждения

Основные этапы формирования мировоззрения

Этап

Наименование

Его сущность

I

Мироощущение

Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира

II

Мировосприятие

Преимущественно  чувственный,  соединённый образ мира

III

Миропонимание

Характеризует познавательно-интеллектуаль- ную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира

Особенности мировоззрения

  • Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обще- ством стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми не- посредственно живёт общество.
  • Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
  • В нём могут проявляться:
  • догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвиж- ностью, стремлением к авторитарности;
  • скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследу- ющий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
  • разумный критицизм.

  • Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
  • Определяет общую направленность личности — сово- купность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
  • Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Классификация видов мировоззрения

Основания

для классификации

Основные виды мировоззрения

Основные приоритеты

Мировоззренчес- кая основа

Теоцентризм

(от гр. theos — бог)

Приоритет отдаётся Богу

Природоцентризм

Приоритет отдаётся природе

Антропоцентризм (от гр. antropos — человек)

Приоритет отдаётся человеку

Социоцентризм

Приоритет отдаётся обществу

Знаниецентризм (наукоцентризм)

Приоритет отдаётся знаниям, науке

Вектор направленности

Прогрессивное

Приоритет перехода от более низких форм развития к выс- шим, движение вперёд, изме- нения к лучшему

Реакционное

Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ- шим, движение назад, измене- ния к худшему

Революционное

Приоритет нового, обоснова- ние необходимости преобразо- вания наличного бытия

Консервативное

Приоритет сохранения суще- ствующего положения


Окончание табл.

Основания

для классификации

Основные виды мировоззрения

Основные приоритеты

Оптимистическое

Приоритет позитивного нача- ла, уверенность в будущем

Пессимистическое

Приоритет негативного нача- ла, настроения безысходности, неверия в будущее

Способ отраже- ния действитель- ности

Обыденное (житейское)

Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе- ние их потребностей

Религиозное

Признание сверхъестествен- ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели- гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)

Философское

(от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость)

Теоретическое обоснование со- держания и способов достиже- ния обобщённых знаний о действительности, установле- ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей

Научное

Теоретическое осмысление ре- зультатов научной деятельно- сти людей, обобщённых итогов человеческого познания

Мировоззрение:

  • даёт человеку ориентиры и цели для его практической и тео- ретической деятельности;
  • позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ори- ентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельно- сти;
  • создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

  1. Виды знаний

Познание — процесс деятельности человека, основным со- держанием которого является отражение объективной ре- альности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Знание — результат познания действительности, содер- жание сознания, полученное человеком в ходе активного от- ражения, идеального воспроизведения объективных законо- мерных связей и отношений реального мира.

Смысловые значения понятия «знание»

Знание

Способности, умения, навыки, которые базируются на осве- домлённости

Познавательно значимая информация

Особая познавательная единица, выражающая форму отно- шения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практи- ческим отношением

Виды знаний

Наименование вида

Его сущность

Житейское

Носит эмпирический1 характер. Базируется на здра- вом смысле и обыденном сознании. Является важней- шей ориентировочной основой повседневного поведе- ния людей, их взаимоотношений между собой и с при- родой. Сводится к констатации фактов и их описанию

1 Эмпирический (от гр. emperia — опыт) — основанный на человечес- ком опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств.


Окончание табл.

Наименование вида

Его сущность

Научное

Понимание действительности в её прошлом, настоя- щем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осу- ществляет предвидение различных явлений. Реаль- ность облекается в форму отвлечённых понятий и ка- тегорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Практическое

Овладение вещами, преобразование мира

Художественное

Целостное отображение мира и человека в нём. Стро- ится на образе, а не на понятии

Рациональное

(от лат. rationalis — разумный)

Отражение реальности в логических понятиях и кате- гориях. Связано с рациональным мышлением

Иррациональное

Не связано с рациональным мышлением и даже про- тиворечит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые яв- ления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам ло- гики и науки

Личностное

Зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовме- стимо с имеющимся научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Знание обеспечивается единством чувственного и рацио- нального познания действительности.


Уровни (ступени) познания

Чувственное

Рациональное

  1. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта.
  2. Восприятие — синтез от- дельных ощущений, целостный образ объекта.
  3. Представление — нагляд- ный образ объекта без непо- средственного контакта че- ловека с объектом
  1. Понятие — мысль, утвержда- ющая общие и существенные свойства объекта.
  2. Суждение — мысль, утверж- дающая или отрицающая что- либо об объекте.
  3. Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и вы- ведение из них нового суждения

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное  познание

Рациональное познание

  • Непосредственность,   выража-
  • Опора  на  результаты  чув-

ющаяся в прямом воспроизведении

ственного познания.

объекта

  • Абстрактность  и  обобщён-
  • Наглядность и предметность

ность возникающих в результате

возникающих в результате познания

познания образов.

образов

  • Воспроизведение объектов на ос-
  • Воспроизведение внешних сто-

нове внутренних закономерных

рон и свойств объектов

связей и отношений

  1. Понятие истины, её критерии

Различные трактовки понятия «истина»

  • Соответствие знаний действительности.
  • То, что подтверждено опытом.
  • Некое соглашение, конвенция.
  • Свойство самосогласованности знаний.
  • Полезность полученного знания для практики.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как отно- сительно самостоятельные истины.


Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зави- сит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

  • Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.
  • Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты

Относительная истина

  • Неполное, неточное знание, соответ- ствующее определённому уровню разви- тия общества, который обусловливает способы получения этого знания.
  • Знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения

Разница между абсолютной и относительной истинами (или аб- солютным и относительным в объективной истине) в степени точно- сти и полноты отражения действительности. Истина всегда конкрет- на: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Возможные критерии истины

  • Соответствие законам логики.
  • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
  • Соответствие фундаментальным законам.
  • Простота, экономичность формы.
  • Парадоксальность идеи.
  • Практика.

Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная ор- ганическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осу- ществляющаяся в определённом социокультурном контексте

Формы практики

Их направленность

  • Материально-производственная: материальное производство (труд), преобразование  природы

На природную среду

  • Общественно-политическая: со- циальное действие (реформа, рево- люция, война и т. п.)

На социальную среду

  • Научно-экспериментальная

На природную и социальную среду


Характерные черты практики


Окончание табл.

  • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружа- ющий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его  происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материаль- ного мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным на- блюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
  • Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскры- вает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в сво- ей практической деятельности.
  • Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории,

концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не пре- творится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)

  1. Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объективно- го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Биологическая основа

Головной мозг человека

Средство

Мышление

Язык

База

Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов


Этапы процесса мышления

Этапы

Их сущность

I

Потребность1 Интерес

Отделение неизвестного от известного

Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незна- комое

Формулирование  задачи

II

Решение поставленной задачи — мыслительный процесс, пред- полагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкре- тизацию

III

Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Характерные черты мышления

  • По своей природе социально: для постановки и решения лю- бой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
  • Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.
  • Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения пред- метов.
  • Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испы- тывает чувства при их решении.
  • Включение в процесс эмоционально-волевых сторон лич- ности.
  • Сложное социально-историческое явление: его развитие ха- рактеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Типы мышления

Наименование типа

Его сущность

Образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие.

Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций

1 См. 1.6. Потребности и интересы (с. 80–82).


Окончание табл.

Наименование типа

Его сущность

Понятийное (теоретичес- кое)

Задача поставлена как теоретическая. Способом её ре- шения будет использование абстрактных понятий, тео- ретических знаний.

Свойственно современному человеку

Знаковое

Обусловлено проникновением в человеческое мировоз- зрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками.

Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего зна- чения имеют познавательный образ тех или иных явле- ний, процессов объективной реальности.

Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной дея- тельности

В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно це- лесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям че- ловека.

Деятельность человека имеет определённое сходство с актив- ностью животного, но отличается творческо-преобразующим отно- шением к окружающему миру.

Характерные черты деятельности человека

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наибо- лее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение резуль- тата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами тру- да, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно- сти это тот, кто осуществляет дея- тельность (человек, коллектив, общество)


Объект деятельности это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутрен- нее состояние человека)

Мотив

Методы

и средства        Процесс


Результат (продукт)

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих ак- тивность субъекта и определяющих направленность дея- тельности (например, потребности, интересы, социальные уста- новки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).

Цель деятельности — это осознанный образ того резуль- тата, на достижение которого направлено действие чело- века.

Виды деятельности,

в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продук- та, а сам процесс — развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, бы- стро меняется; в её процессе используются так называемые замеща- ющие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участни- ков; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает не- обходимыми  навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором происхо- дит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, стра- дание, страх и т. д.).


Структура общения

  • Субъекты — те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
  • Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
  • Содержание — это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому.
  • Средства — это способы передачи информации, идей, эмо- ций.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение мо- жет приобрести характер самообразования.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на до- стижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение за- программированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; нали- чие результата; преобразование внешней среды обитания человека.

Основные классификации деятельности

Основания для классификации

Виды деятельности

Объекты и результаты (продукты) деятельности — создание матери- альных благ или культурных цен- ностей

Материальная (практическая) подразделяется на: материально- производственную и социально- преобразовательную

Духовная подразделяется на: поз- навательную, ценностно-ориен- тировочную, прогностическую

Субъект деятельности

Индивидуальная

Коллективная

Характер самой деятельности

Репродуктивная

Творческая

Соответствие правовым нормам

Законная

Незаконная

Соответствие моральным нормам

Моральная

Аморальная


Окончание табл.

Основания для классификации

Виды деятельности

Соотношение с общественным прогрессом

Прогрессивная

Реакционная

Зависимость от основных сфер общественной жизни

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

Особенности проявления челове- ческой активности

Внешняя

Внутренняя

Творчество — это вид деятельности, порождающей не- что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (на- пример, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть необходимо овладевать культурой, языком, знания- ми, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие ме- ханизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний

Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия (от гр. phantasia — психический образ, плод вообра- жения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч- ностью создаваемых представлений и образов

Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, ус- ловия получения которого не осознаются


  1. Потребности и интересы

Потребность — это нужда человека в том, что состав- ляет необходимое условие его существования. В мотивах де- ятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные)


Социальные                Духовные (идеальные,

познавательные)

В пище, одежде, жи- лище, санитарно-ги- гиеническом благопо- лучии и др.


В общении с другими людьми, в обществен- ной деятельности, в общественном при- знании и др.


В знаниях, творческой деятельности, созда- нии прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая1.

Базовые потребности

Уровни проявления потребностей

Первичные (врождённые)

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, ды- хании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.

Экзистенциальные (от лат. exsistentia — существова- ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случа- ев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

1 Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.


Окончание табл.

Базовые потребности

Уровни проявления потребностей

Вторичные (приобретён- ные)

Социальные: в социальных связях, общении, привя- занности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оцен- ки, служебном росте

Духовные: в самоактуализации, самовыражении, само- реализации

Потребности каждого следующего уровня становятся насущны- ми, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей: 1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;

  1. потребности не должны противоречить нравственным нормам об- щества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих ка- честв: стремление к истине, красоте, знаниям, желание при- носить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склон- ностей.

Интерес (от лат. interest — иметь значение) — это целенап- равленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы

По их носителю

По направленности

Индиви- дуаль- ные

Груп- повые

Всего обще- ства

Эконо- мичес- кие

Соци- альные

Поли- тиче- ские

Ду- хов- ные


Интересы людей:

  • определяются положением различных социальных групп и ин- дивидов в обществе;
  • направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступ- ными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
  • в большей или меньшей степени осознаются людьми явля- ются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
  • выражают направленность их личности, которая во многом оп- ределяет их жизненный путь, характер деятельности и т. д.

  1. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В истории общественной мысли проблема свободы чаще всего сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопре- делением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Свобода — это познанная необхо- димость

Свобода — это возможность по- ступать так, как хочется

П о с л е д с т в и я

Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной про- грамме

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность уста- новления каких-либо устойчивых социальных связей

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловлен- ная всем предшествующим ходом их развития.

Необходимость существует в природе и обществе в виде объек- тивных, т. е. независимых от сознания человека, законов.


Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллек- туальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями обусловлива- ет диапазон выбора. Этот диапазон определяется ещё условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной дея- тельности, уровнем развития общества и местом человека в обще- ственной системе.

Социальные условия реализации свободы

Социальные нормы


Формы общественной деятельности

Место человека в обществе


Уровень развития общества


Социализация

Свобода — это умение познавать объективную необходи- мость и, опираясь на это познание, вырабатывать правиль- ные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объектив- ной необходимости, а в умении обоснованно принимать решения. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изо- лированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое реше- ние.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.



Предварительный просмотр:

  1. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Понятие «культура»

(от лат. cultura — уход, обработка, возделывание)

В широком смысле слова

Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще- ственной жизни форм, принципов, способов и резуль- татов активной творческой деятельности людей

В узком смысле слова

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребля- ются духовные ценности

Культура1

Материальная культура

Духовная культура

Связана с производством и освое- нием предметов и явлений мате- риального мира, с изменением фи- зической природы человека: ма- териально-технические средства труда, коммуникация, культур- но-бытовые сооружения, произ- водственный опыт, умения, на- выки людей и др.

Совокупность духовных цен- ностей и творческой дея- тельности по их производ- ству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мо- раль, политика, право и др.

1 Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в мате- риальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д.


В масштабе отдельного общества различают три формы культу- ры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновид- ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Культура

Основные формы

Элитарная

Создаётся приви- легированной час- тью общества, ли- бо по её заказу про- фессиональными творцами


Народная

Создаётся аноним- ными творцами, не имеющими про- фессиональной подготовки (ми- фы, легенды, эпо- сы, сказки, песни, танцы)


Массовая

Понятие, используемое для характеристики современного культур- ного производства и потребления (концерт- ная и эстрадная музы- ка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня матери- ального состояния, стандартизация куль- туры)

Разновидности

Субкультура

Часть общей культуры, систе- ма ценностей, присущих опре- делённой группе (половозра- стные: женская, детская, молодёжная и др.; профессио- нальные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до- суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)


Контркультура

Оппозиция и альтернатива по отношению к господствую- щей в обществе культуре (бит- ники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)


Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Дости- жения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» эли- тарного искусства.

  1. Наука.

Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука — форма духовной деятельности людей, направлен- ная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения исти- ны и открытия объективных законов.

Наука

Социальный инс- титут со своей структурой и фун- кциями


Отрасль духовного производства


Особая система знаний (в форме научных представле-

ний, понятий, тео-

Особая система об- щественных органи- заций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распро- страняющих и внед-

ряющих знания


Система

научных исследо- ваний


Опытно-

конструк- торские изыскания


рий), приведённая в целостную систему на основе опреде- лённых принципов

(НИИ, вузы, акаде- мические институты,

Академия наук РФ и др.)


Основная

продукция

Понятия, законы, теории


Являясь подсистемой более сложной системы — общества, на- ука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Внутренние законы науки

Наука        Преемственность (сохране- ние положительного содержа- ния старых знаний в новых).

  • Чередование относительно спокойных периодов развития

и периодов «крутой ломки» фун- даментальных законов и прин- ципов (научные революции).

  • Сочетание процессов диффе-

ренциации и интеграции.

  • Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Функции современной науки

Наименование функции

Её содержание

Культурно-мировоззрен- ческая

Помогает человеку не только объяснить изве- стные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окру- жающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Познавательно-объясни- тельная

Осуществляет познание и объяснение устрой- ства мира и законов его развития

Прогностическая

Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития об- щества, формулирует рекомендации по их пре- одолению

Научное познание — особый вид познавательной деятель- ности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.


Особенности научного познания

  • Объективность добываемого знания.
  • Развитость понятийного аппарата (категориальность).
  • Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказа- тельностью и системностью.
  • Проверяемость.
  • Высокий уровень обобщения знаний.
  • Универсальность.
  • Использование специальных способов и методов познаватель- ной деятельности.

Общество

  • Потребности развития общества.
  • Материально-

техническая база общества

Уровни научного познания

Эмпирический        Теоретический

Выявление объектив- ных фактов, как прави- ло, со стороны их оче- видных связей


Выявление   фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей

и отношений

Формы научного познания

Научный

факт        Проблема

Эмпириче-

ский закон        Гипотеза

Теория

Методы научного познания

Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематиза- ция, описание, сравнение


Универсальные

Анализ и синтез, дедукция и индук- ция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация


Единство  исторического и логического, восхожде- ние от конкретного к абстрактному и от аб- страктного к конкретно- му, формализация, мате- матизация


Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившее- ся) — отражение объективного факта в человеческом созна- нии, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, кон- кретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема (от гр. problema — задача, задание) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и тре- бующих ответа.

Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — на- учное предположение, сформулированное на основе ряда фак- тов, истинное значение которого неопределённо, носит веро- ятностный характер и нуждается в доказательстве, провер- ке, обосновании.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследова- ние) — наиболее развитая форма научного знания, дающая це- лостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная зако- номерность превращается в правило действия субъекта (исследова- теля).

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Эксперимент

(от лат. experimentum — проба, опыт)

Целенаправленное и органи- зованное восприятие вне- шнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на не- го при помощи создания новых усло- вий, соответствующих целям иссле- дования, или же через изменение те- чения процесса в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна- ния на объект исследования

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследова- ния

Возможность использования приборов и инструментов в це- лях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих  технических  устройств


К универсальным методам научного познания относятся анализ

и синтез.

Анализ

(от гр. analysis — разложение)

Синтез

(от гр. synthesis — соединение)

Процесс мысленного или факти- ческого разложения целого на составные части

Процесс мысленного или факти- ческого воссоединения целого из частей

Познание не может сделать действительного шага вперёд, толь- ко анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синте- тической деятельности связь анализа и синтеза — органичес- кая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедук- ции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция

(от лат. inductio — наведение)

Дедукция

(от лат. deductio — выведение)

Путь опытного изучения явле- ний, в ходе которого от отде- льных фактов совершается пе- реход к общим положениям. От- дельные факты как бы наводят на общее положение

Доказательство или выведение утверждения (следствия) из од- ного или нескольких других ут- верждений (посылок) на основе законов логики, носящее досто- верный характер

С переходом к Новому времени начинается становление есте- ственных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного (от лат. humanitas — человечество, человечность) знания.

Социальные науки — форма духовной деятельности лю- дей, направленная на производство знаний об обществе.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, по- скольку без человека нет общества, но и человек не может суще- ствовать без общества.

Основные задачи

Социального знания

Гуманитарного знания

Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся  явлений

Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыс- лов, побуждений, намерений


Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, оду- хотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренчес- кие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Особенности общественных наук

  • Субъект и объект познания совпадают: общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реаль- ность субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
  • Получаемое социальное знание всегда связано с интереса- ми индивидов-субъектов познания.
  • Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен- ностное знание: это служение истине как ценности, как правде.
  • Сложность объекта познания — общества, которое об- ладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В от- личие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены)  предсказания.
  • В процессе изучения общества можно говорить об установ- лении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.
  • Ограничена возможность применения такого метода на- учного познания, как эксперимент.

Важнейшие социальные науки

Наименование науки

Её сущность

История

Наука, изучающая прошлое человеческого общества

Культурология

Комплексная  гуманитарная  наука,  охватывающая всю совокупность знаний о культуре

Политология

Наука, объектом изучения которой является много- образие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в поли- тике) как отдельных обществ, так и мирового сооб- щества в целом

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему соци- альных норм и различные аспекты правопримени- тельной деятельности


Окончание табл.

Наименование науки

Её сущность

Социология

Наука о закономерностях развития и функциониро- вания социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных

Философия

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Экономика

Наука, которая исследует, как люди в условиях огра- ниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас- тущие потребности

Эстетика

Наука о закономерностях эстетического освоения че- ловеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

Этика

Одна из древнейших теоретических дисциплин, объ- ектом изучения которой является мораль

  1. Образование, его значимость для личности и общества

Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и на- выков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Основной путь получения образования — обучение и самооб- разование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.


Функции  образования

Наименование функции

Её содержание

Экономичес- кая

Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и техни- ческие новшества и эффективно использовать их в про- фессиональной деятельности

Социальная

Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности

Культурная

Использование раннее накопленной культуры в целях вос- питания индивида, развития его творческих способностей

Общие тенденции в развитии образования

Наименование тенденции

Её сущность

Демократиза- ция системы об- разования

Во многих странах ликвидирована неграмотность, мас- совое распространение получило среднее и высшее об- разование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

Рост продолжи- тельности об- разования

Современное общество нуждается в высококвалифи- цированных специалистах удлинение сроков обуче- ния

Непрерывность образования

В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии

Гуманизация об- разования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитариза- ция образования

Повышение роли общественных дисциплин в образо- вательном процессе — таких, как экономическая тео- рия, социология, политология, основы правовых знаний

Интернациона- лизация процес- са образования

Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем

Компьютериза- ция процесса об- разования

Использование новых современных технологий обуче- ния, телекоммуникационных сетей глобального масш- таба


  1. Религия

Смысловые значения понятия «религия»

Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа)

Вера в сверхъесте- ственное (в Бога)

Совокупность взглядов и пред- ставлений, система верований и обря- дов, объединяющая признающих их людей в единую общность

Одна из свойствен- ных культуре форм приспособления человека к окружа- ющему миру, удов- летворения его духовных потреб- ностей

Главные признаки религии

Вера в сверхъесте-

Организованное пок-

Стремление согласо-

ственное — цент-

лонение высшим си-

вать жизнь с требова-

ральная мировоз-

лам

ниями безусловного

зренческая  позиция

начала (Бога, Абсо-

и психологическая ус-

люта)

тановка всех религий

Вера выражает специфическое отношение к действитель- ности или воображаемым объектам, явлениям, когда их до- стоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почита- ние, поклонение), ритуалы и иные формы практического воплоще- ния веры.


Ранние формы религии

Наименование  формы

Её сущность

Тотемизм (от англ. totem на языке североамер. индей- цев букв. «его род»

Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

Фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман)

Религиозное поклонение, суть которо- го сводится к приписыванию отде- льным предметам (амулетам, фигур- кам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение же- лаемого результата

Анимизм (от лат. anima — душа, дух)

Выражение веры в духов и душу или все- общую одухотворённость природы

Религии в современном мире

Родоплеменные примитивные верования, со- хранившиеся по сей день


Национально-госу- дарственные рели- гии, составляющие ос- нову религиозной жиз- ни отдельных наций


Мировые религии

  • Буддизм
  • Христианство:
  • католицизм
  • православие
  • протестантизм
  • Ислам:
  • суннизм
  • шиизм

  • Иудаизм
  • Индуизм и др.

Признаки мировых религий

  • Огромное число последователей во всём мире
  • Эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к пред- ставителям всех социальных групп)
  • Пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обра- тить в свою веру лиц другого исповедания)
  • Космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, вы- ходя за переделы наций и государств

Функции религии

Наименование функции

Её содержание

Мировоззренческая

Задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об- щество, человек, обеспечиваются целеполага- ние и смыслополагание

Компенсаторная (терапевтическая)

Восполняет ограниченность, зависимость, бес- силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существо- вания. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утеше- ние, медитация, духовное наслаждение

Коммуникативная

Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

Регулятивная

Упорядочивает  определённым  образом  помыс- лы, стремления людей, их деятельность

Интегрирующе-дезин- тегрирующая

Объединяет индивидов, группы, если ими при- знаётся более или менее единое, общее вероис- поведание сохранение стабильности, устойчи- вости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция).

Разъединяет индивидов, группы, если в их рели- гиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются раз- личные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии  (дезинтегрирующая  функция)

Культуротранслирую- щая

Способствует развитию определённых основ культуры — письменности, книгопечатания, ис- кусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

Легитимирующе-раз- легитимирующая

Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, пра- вовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наобо- рот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)


Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от гр.  дом Господний) — социальный ин- ститут общества, религиозная организация, в основе кото- рой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему уп- равления жизнедеятельностью, поведением верующих.

  1. Искусство

Искусство — практическая деятельность человека, на- правленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружа- ющим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Всё многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются от- ражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реаль- но существующих предметов, событий и явлений.

Форма бытия искусства — художественное произведе- ние, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляю- щееся в качестве материального предмета — знака, который пере- даёт людям соответствующую художественную концепцию, облада- ющую эстетической ценностью.

Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (стан- ковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, на- тюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жан- ры), декоративно-прикладное искусство, литература, музы- ка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Специфика искусства как формы художественного познания

  • Образность и наглядность.
  • Специфические способы воспроизведения окружающей дей- ствительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т. д.).
  • Большая роль в процессе познания воображения и фанта- зии познающего субъекта.

Функции искусства1

Наименование функции

Её содержание

Общественно-преобразу- ющая

Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную дея- тельность по преобразованию общества

Художественно-концепту- альная

Анализирует состояние окружающего мира

Воспитательная

Формирует личность, чувства и мысли людей

Эстетическая

Формирует эстетические вкусы и потребно- сти человека

Утешительно-компенса- торная

Восстанавливает в сфере духа гармонию, ут- раченную человеком в реальной действи- тельности, способствует сохранению и вос- становлению психического равновесия лич- ности

Предвосхищения

Предвосхищает будущее

Внушающая

Воздействует на подсознание людей, на чело- веческую психику

Гедонистическая (от гр. hedone — наслаждение)

Доставляет людям удовольствие

Познавательно-эвристи- ческая

Отражает и осваивает те стороны жизни, ко- торые труднодоступны науке

  1. Мораль

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоя- щая из системы ценностей и требований, регулирующих пове- дение людей.

1 По поводу содержания функций между сторонниками различных теорий ведутся споры.


Моральные требования и представления

  • Правила поведения (позитивные — уважай старших и т. д. и негативные — не ври и т. д.).
  • Моральные качества человека (отзывчивый, добрый, справед- ливый, мудрый и т.д.).
  • Моральные принципы (индивидуализм — коллективизм; эго- изм — альтруизм и т. д.).
  • Моральные ценности (смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д.).
  • Морально-психологические механизмы внутреннего контроля (долг, совесть, стыд, честь).

Особенности норм морали

  • Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении.
  • Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.
  • Их реализация не нуждается в организованной принуди- тельной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, об- щественная оценка поведения людей.
  • Дают бoльший простор для их толкования, чем правовые нормы.
  • Регулируют отношения, подконтрольные и неподконт- рольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.).
  • Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

Функции морали

Наименование функции

Её содержание

Регулятивная

Регулирование поведения человека во всех сфе- рах общественной жизни

Ценностно-ориента- ционная

Утверждение человеческого в человеке, посколь- ку мораль является жизненным ориентиром, в ко- тором выражается стремление человека к самосо- вершенствованию

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуж- дения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирова- ние нравственного облика личности


Окончание табл.

Наименование функции

Её содержание

Конститутивная

(от лат. constitus — утвердившийся, установленный)

Принципы нравственности — высшие, главен- ствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопусти- ма нигде

Координационная

Обеспечение единства и согласованности взаимо- действия людей в самых разнообразных обстоя- тельствах. Соблюдение людьми единых и всеоб- щих нравственных принципов делает их поведе- ние предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции о здоровом образе жизни и нравственности

Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...

Лекция по теме "НТР" 10 класс

Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"

Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...

Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"

Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и  МХ"...

Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...

Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"

Лекция для учащихся старших классов....