Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по теме "Домашнее хозяйство"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по теме "Домашнее хозяйство".Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания

Класс: 6 класс.

Тема урока

«Домашнее хозяйство»

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

«Обществознание». Поурочные разработки, 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. Ф. Иванова.-М.: Просвещение 2012  год.

«Обществознание».6 класс: учебник для  общеобразоват.  учреждений/  Л. Н. Боголюбов; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.-М.: Просвещение 2012  год.

«Обществознание».6 класс: рабочая тетрадь  для  общеобразоват.  учреждений/ Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова-М.: Просвещение 2012  год

План урока

1. Семейные заботы.
2. Каким должен быть хозяин дома.
3. Как хозяйствовать по правилам.

Цель урока

Формирование понятия «домашнее хозяйство» и его составляющие.

Задачи урока

  1. Раскрывать особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи.
  2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
  3. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.
  4. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности
  5. Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  6. Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.

Формы и методы обучения

1.Методы частично- поисковый, ??????????????

2.Формы Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, проектная

Основные понятия

Потребности, ресурсы, экономика

Планируемые результаты

Учащиеся знают составляющие семейного бюджета; знают ос

Формируемые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.

Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.  

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки № 1 с текстами, карточки № 2 с заданиями по определению вида бюджета, изображение денежного знака «10 рублей» с написанным на нем стихотворением, кошелек, монеты разного достоинства.  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

Iэтап. Организационный

Вот звенит для нас  звонок-

Начинается урок

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания;

Понимают значение знаний и принимают его

II этап. Постановки цели и задачи урока (Мотивационный этап)

Отрывок из сказки «Теремок»
«Мышка-норушка – толокно толчет,
Лягушка-квакушка – пироги печет,
А петух на подоконнике – играет на гармонике,
Серый ёжик свернулся в клубок –
Он сторожит теремок».

-Предположите какую тему мы будем сегодня изучать?

- Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый из вас мысленно сказал себе: «Сегодня мне нужно будет….» 

Кто готов озвучить?

-Попытаемся определить  три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять (на слайде появляются: думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить) Можно я добавлю – быть устремленным. Без устремленности и воли можно забросить дело на полпути

Выдвигают предположения о теме урока, аргументируют свои предположения

Определяют для себя задачи урока

Определяют способы достижения поставленной цели

Размышление, рассуждение по заданной теме

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

коммуникативные- слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос

III этап. Изучение нового материала (Учебно- деятельностный этап)

1. Семейные заботы.

-Какой вопрос в семье самый спорный?

-Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям?

-Есть ли в вашей семье совместные дела? Кто принимает в них участие?

-Для чего нужен совместный труд?

-Что такое потребности?

Раздать рисунки

-У кого больше обязанностей в семье?

-Работа в Рабочей тетради

Стр20. задание№3

-Бывают ли дела мужские и женские?

-Как можно облегчить домашний труд?

 Какие выводы можно сделать ? (Смайлик)

Отвечают на вопросы; выдвигают  предположения, приводят аргументы

Читают, анализируют текст находят ответ на вопрос

Находят объяснение слова в словаре

Составление схемы

Работа с картиной, ответ на вопрос

Анализ результатов деятельности

Работа с материалами рубрики «Обсудим вместе» стр.33

Работа с текстом учебника стр. 33; п. «Семейные заботы» 2-3 абзац.

Стр125, словарик

потребности

Проблемная ситуация, составление схемы

Стр.34  рисунок

Оцените свой вклад в общее дело

Фронтальный

Фронтальный

Работа в парах

Индивидуальная работа

Коммуникативные  -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным способом; владеть устной речью;

Познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Логические - поиск существенной информации

     Личностные

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Познавательные – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Регулятивные -   оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности  (чужой, своей);

Устный опрос

Задания в рабочей тетради

2. Каким должен быть хозяин дома.

- Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница?

Слова, какими вы бы охарактеризовали героев произведений?

-Что значит быть рачительным хозяином?

-Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к вещам, книгам, окружающим предметам?

Чему тебе надо еще научиться?

-С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя.

Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром.  

Отвечают на вопросы; выдвигают  предположения, приводят аргументы

Работа с историческими источниками в парах,

составление алгоритма действия, решение учебной задачи.

Словарь урока

Рачительность

Стр125, словарик

Работа с учебником

Стр35.,3 абзац

Стр.39, задание 8

Прочитать задание, составить алгоритм работы.

 и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется,  эти правила на современный лад.

Фронтальная

Индивидуальная работа

Работа в парах

        

Регулятивные

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать

Личностные

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной   страны;

Коммуникативные

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Устный опрос

3. Как хозяйствовать по правилам.

- В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон.

Экономика –  1. правила ведения хозяйства.

                        2. наука о развитии  хозяйства.

Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи.

Отвечают на вопросы; выдвигают  предположения, приводят аргументы, работают со словарями

Словарь урока

Экономика –  

1. правила ведения хозяйства.

   2. наука о развитии  хозяйства.

ресурсы

Стр126, словарик

IVэтап. Рефлексивный

-Давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали,наблюдали, обобщали.

- Скажите, получилось ли у вас ответить на те вопросы которые вы ставили в начале урока?.

 Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым)

А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память)

Нам есть над чем работать на следующих уроках.

Анализ деятельности, самооценка, взаимооценка

 Кого из ребят можно сегодня особо отметить за работу на уроке?

Кто не хочет похвалить себя? Почему?

Регулятивные

анализировать эмоциональные состояния, полученные от  успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности  (чужой, своей);

Vэтап. Домашнее задание Рабочая тетрадь , стр.22,задание 7 или стр 23, задание 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока. Обществознание 8 класс

Учебно-тематический план и поурочное планирование с УУД. Обществознание 8 класс...