Политические режимы. Демократия.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Цели и задачи урока:

  • познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма;
  • развивать умения вести сопоставление, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, находить примеры, подтверждающие теоретические положения;
  • формировать ценностное отношение к демократическим принципам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  обществознания

в социально-гуманитарном  11б классе

       

Тема:  Политические режимы.

Демократия.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ  № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Цели и задачи урока:

 -познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма;

-развивать умения вести сопоставление, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, находить примеры, подтверждающие теоретические положения;

-формировать ценностное отношение к демократическим принципам.

Оборудование урока :

-Обществознание 11 класс, учебник общеобразовательных учреждений : профильный уровень под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова  и др.

   М.   «Просвещение», 2011г

-Сборники материалов ЕГЭ.

-Хрестоматия по обществознанию.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности:

Из письма известного русского философа П.А.Флоренского, арестованного в 1933г органами НКВД.  Ваша задача - выразить суть этого письма одним словом.

«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она приобретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…

Как долго мы грезили о ней.  И не о такой жизни мечтали для своих детей.

Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия…

Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль  в новых условиях рожденную.

Велико счастье тех, кто ею обладает».

- О чем пишет автор этого письма? Выделите суть, одним словом. ( На доске это слово закрыто, учащиеся  называют это слово «свобода»).

- Какой политический режим обладает такой  ценностью   как  свобода?

( На доске написано « демократический режим»).

2. Актуализация знаний.

Работа с понятиями. Найти соответствие.

Термины                                         Определения

1.Политика                                      А.   Способность и возможность    распоряжаться

2.Власть                                                  кем-либо, подчинять своей воле.

3.Политическая система              Б.    Объединение единомышленников.

4.Государство                                  В.    Основной закон государства, имеющий

5.Партия                                                   высшую юридическую силу.

 6.Политическая культура             Г.    Комплекс норм, институтов, организаций,

7.Идеология                                               составляющих самоорганизацию общества.

8.Конституция                                Д.    Совокупность идей, ценностей, выражающих

                                                                     интересы определенной  социальной  группы.

                                                             Е.    Деятельность, регулирующая отношения  

                                                                    между большими   социальными  группами

                                                                     по поводу удержания или завоевания власти.

                                                            Ж.   Политико-территориальная, суверенная            

                                                                    организация власти в обществе.

                                                            З.    Знания, ценности людей участвующих в

                                                                    политике.

На доске нарисована схема политических режимов, необходимо заполнить таблицу приведенными фактами, в отношении недемократических режимов. Принципы демократического режима в таблице пока отсутствуют.

Авторитарный

Тоталитарный

Демократический

Небольшое число носителей власти.

Господство единой официальной идеологии.

Народовластие.

Неограниченность власти.

Господство единственной массовой партии.

Принцип большинства.

Стремление использовать силу для разрешения конфликтов.

Слияние партийных и государственных структур, доминирование партийных структур.

Уважение прав меньшинства.

Доминирование структур государства над обществом.

Культ личности вождя.

Политический плюрализм.

Недопущение политической оппозиции.

Отчуждение народа от власти.

Гласность.

Закрытость правящей элиты, назначение на должности сверху.

Отсутствие прав и свобод, контроль за личностью.

Правовое и политическое равенство граждан.

Главенство исполнительной власти.

Тотальный контроль за всеми сферами жизни.

Парламентаризм.

Особая роль церкви и армии.

Силовые структуры обеспечивают не только правопорядок, но и являются карательными органами.

Свобода, терпимость, сотрудничество, компромисс.

3. Постановка проблемы.

Обращение к цитате урока.

- Мы привели  примеры основных принципов диктаторских режимов, обеспечивают ли они свободу человека?

-Есть ли другие политические режимы?

Какую проблему мы можем поставить?

-Степень свободы человека при демократическом режиме.

Цель нашего урока:- выяснить признаки и ценности демократического режима,

- узнать основной механизм  действия  парламентаризма.

4.Построение проекта.

Работа в группах.

1. группа- работа с текстом учебника стр.168-170

Выписать принципы демократии.

2. группа – учебник 175-176- проблемы современной демократии.

Выписать плюсы и минусы демократии.

3. группа  -стр. 170-171  учебника

Что такое парламентаризм.

5.Разрешение проблемы.

-Учащиеся называют основные ценности демократии. Определяют степень свободы в разных сферах жизни общества (заполняется 3 столбик таблицы)

-Свобода предполагает возможность выбора. Это осуществляется через представительную и непосредственную демократию. В чем заключается парламентаризм?

-Учащиеся называют, что парламентаризм предполагает такую государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству- парламенту. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегирую(передают) свои полномочия депутатам. Делегирование происходит  в процессе парламентских выборов. Граждане участвуют в выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.

-Учащиеся называют основные типы избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Обсуждаются основные особенности каждой системы. Учащиеся делают краткие записи.

-Признавая  ценности демократии, надо отметить, что и демократия не идеальна, не случайно Черчилль высказался на этот счет: «Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных».

Учащиеся называют плюсы и минусы демократии.

Достоинства демократии

Недостатки демократии

Признание естественных и неотчуждаемых прав  личности.

Юридическое равенство не означает реального равенства граждан.

Поощряет активное участие народа в политической жизни.

Сильна зависимость политиков от поддержания их финансово-промышленными группами.

Стимулирует  многообразие общественной жизни.

Слабый механизм контроля за выдвижением кандидатов.

Отказ от диктатуры и насилия.

Явления лоббизма и коррупции.

Ограничивает всевластие государства.

6. Проговаривание в устной речи.

Учащиеся делают вывод о сущности демократии.

Принципы  и ценности демократии  проявляются  в

элементах политической системы:политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимосвязях и взаимоотношениях.

- Важнейшими условиями и гарантиями политической демократии выступают: в экономической сфере - плюрализм форм собственности, развитая рыночная экономика; в социальной сфере – преобладание в социальной структуре  среднего класса; в духовной сфере – высокий уровень культуры общества  и мировоззренческий плюрализм.

7. Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проверяют по образцу.

см. Приложение №1

Сущность, каких политических режимов передают эти цитаты:

« Государство-это я» - Людовик XIV

« …Дважды два будет столько, сколько скажет вождь. Если скажет

«    пять»  значит так и есть, пять». Дж. Оруэлл(«1984»)

« Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу». А.Солженицын

8.Рефлексия. 

В каких формах деятельности вы сегодня принимали участие?

-Что было трудным в ходе занятия?

-Что было для тебя наиболее успешным?

-Что нового вы узнали на занятии?

Д/з-написать эссе. Прочитать  параграф учебника, подготовить план на тему: Политический режим.



Предварительный просмотр:

                                                   Выполнить задание

Найти соответствие:

Термины                                                               Определения

1.Политика.                                     А.Способность и возможность распоряжаться кем- либо,

2.Государство                                                         подчинять своей воле.

3.Власть                                            Б.Комплекс норм, институтов составляющих                                                      4.Политическая система                  самоорганизацию общества

5.Партия                                            В.   Основной закон государства.              

6. Политическая культура               Г.Деятельность, регулирующая отношения между

7.Констиуция                                     большими группами  людей по поводу завоевания или

                                                             удержания власти

                                                           Д.Политико-территориальная суверенная организация                      

                                                                 власти в обществе.

                                                            Е. Знания, идеи, ценности людей участвующих в

                                                                   политике.

                                                            Ж. Объединение людей с общими политическими

                                                               взглядами.                



Предварительный просмотр:

                                         Тест: Политика.

                                                            Вариант 1.

1).Что относится к  институтам политической системы

А. политические организации, главное из них государство

Б.совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами

В.нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь

Г. совокупность различных политических идей

2.)Верны ли суждения

А. В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека.

Б.в демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств.

1.верно А   2.верно Б.  3. верны оба суждения   4. неверны оба суждения

3.)Какой признак отличает тоталитарный режим

А.наличие единственной общеобязательной идеологии

Б.обязанность граждан подчиняться закону

В.невмешательство государства в дела гражданского общества

Г. Наличие правоохранительных органов

4.)Найти соответствие

Признаки                                                                           Политический режим

А. разделение властей.                                                   1.тоталитарный

Б.широкий круг прав и свобод                                      2.демократический

В.всесторонний контроль государства за жизнью

общества

Г.политический плюрализм

Д.культ личности вождя

5).В приведенном списке найти признаки демократического режима, выписать цифры

1.наличие разветвленной системы законов

2.существование СМИ

3.верховенство судебной власти над законодательной  и исполнительной

4.гарантия свободы СМИ

5.защита прав и свобод граждан

6.наличие единой обязательной идеологии

Вариант 2.

1).В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой здесь политический режим?

А. авторитарный     Б. тоталитарный     В демократический  г. диктаторский

2.)Найти соответствие

Признаки                                                                                    Типы избирательных систем

А. голосование по партийным спискам                                                  1.мажоритарная

Б. победил тот кандидат, кто набрал больше голосов                            2. пропорциональная

В.места в парламенте распределяются пропорционально

числу поданных голосов за каждую партию

Г.голосование происходит по избирательным округам за одного

или нескольких кандидатов

3.)Что отличает демократический режим

А. периодические свободные выборы

Б.наличие парламента

В.однопартийная система

Г.  государственная цензура за СМИ

4). Все кроме 2-х терминов относятся к понятию политический институт: бизнес, государство, партии, общественные движения,  семья.

5.)Политическая идеология относится к

А. политическим нормам

Б.политической культуре

В. политическим институтам

Г. политическим связям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Учетные листы для проведения устного зачета по теме "Политические режимы"

Таблицы с характеристикой режимов заранее размещаются на стенде "Готовимся к зачету". Учащиеся получают задание подтвердить реальными фактами каждый признак. При такой работе и сами признаки легко зап...

«Политические режимы и политические движения в обществе».

Интерактивный урок обобщения  знаний о политических режимах и политических движений через ролевое моделирование....

Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Политические режимы. Демократия"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Политические режимы. Демократия"...