Открытый урок по обществознанию в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Открытый урок по обществознанию в 7 классе

 

Тема: ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_7_klasss.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Открытый урок по обществознанию в 7 классе

Тема: ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.                                                                                                                                          

        

Цели: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником; воспитывать уважение к закону.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние

                                 

                                            Х о д    у р о к а        

Эпиграфы:  Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

                                                                                                        Н. Некрасов

        Право существует для пользы человечества.        

 I. Организация урока                                                                                     Латинское изречение

Мы, ребята, в этом классе

Собрались лишь для того,

Чтоб узнать законы наши

О подростках и о детях,

Что мы можем и не можем

Что имеем и не имеем

И какие есть права.

Выяснить мы сможем точно

В голове засели прочно

Знания у вас

Иль нет?

Пусть учебник  нам поможет,

Оценить успехи сможет.

Предстоит нам вспомнить здесь-

Все проблемы молодежи.

ΙI Проверка выполнения домашнего задания.

1. Индивидуальные карточки

2. Работа с понятиями

Инфантильность-

Меркантильность –

Пессимизм-

Малая группа

Конформизм –

Межличностные отношения –

Оптимизм –

Максимализм –

3. Работа по схеме

                               

Д и с к у с с и я

Обсуждение социального портрета современного подростка.

Беседа по вопросам:

 - Перечислите основные новые черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подросткам и молодежи сегодня. Как они влияют на молодежь?

-  О каких современных молодежных проблемах вы знаете?

ΙΙI. Изучение нового материала.

  1. Сообщение     цели урока.                                          

   Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;

2.  Юридические границы подросткового возраста.

14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт – документ удостоверяющий личность.  Возраст – физическая, социальная,

юридическая  характеристика  человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им  вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.  

3. Словарная работа

  • С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
  • Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем .

4. Малолетние

   

5. Несовершеннолетние

6. Работа с диалогом

Прочитайте диалог.  Объясните, о подростках какого возраста идет речь.  

    В каких  случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

  • Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять

 играли в футбол и чуть не разбили окно на

 первом этаже! Что делать с этими

несовершеннолетними!

    -  Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее

7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.

   Учитель цитирует статьи  из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы  подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)

     Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.

     При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.

8. Распределите действия на  три группы

А. малолетние

 Б. несовершеннолетние

 В.    только  совершеннолетние

  1 Обращение в суд от своего имени

2. Самостоятельное устройство на работу

3. Покупка продуктов в магазине

4. Внесение денежного вклада в банк

5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии

6. Осуществление авторских прав

7. Голосование на выборах

8. Занятие предпринимательством

9. Регистрация своей фирмы

10. Направление на обучение в школу лечебно-воспитательного характера.

9. Продолжите фразы…

  • В 16 лет подросток уже имеет право…
  • В 14 лет подросток уже отвечает по закону……
  • Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.

Физминутка

  Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.

    Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох.

10. Работа с документами

 Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно  общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

   Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

  Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас  индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования  спокойного и стабильного общества.

   Много лет тому назад люди убедились в том, что  государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.

ΙΙΙ. Закрепление изученного.

Верны ли суждения:

1.  В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей — малолетних и несовершеннолетних.

2.  Несовершеннолетие — это лица в возрасте от 16 до 18 лет.

3.   Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

4.  Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.

5.  Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет

Правила закона. ( Ребята должны выучить и знать эти правила.)

   «За несовершеннолетних, не достигших 14 лет ( малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….

    Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать  мелкие бытовые сделки….

    Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….

    Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…

    1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;

    2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения…

    3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

    4) совершать мелкие бытовые сделки…

    Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

    При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»

      (Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)

III/ Итог урока

Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем было вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился  я и рос?

   Домашнее задание: §16,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....