Открытый урок по обществознанию в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Открытый урок по обществознанию в 7 классе
Тема: ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_7_klasss.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 7 классе
Тема: ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Цели: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником; воспитывать уважение к закону.
Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние
Х о д у р о к а
Эпиграфы: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Н. Некрасов
Право существует для пользы человечества.
I. Организация урока Латинское изречение
Мы, ребята, в этом классе
Собрались лишь для того,
Чтоб узнать законы наши
О подростках и о детях,
Что мы можем и не можем
Что имеем и не имеем
И какие есть права.
Выяснить мы сможем точно
В голове засели прочно
Знания у вас
Иль нет?
Пусть учебник нам поможет,
Оценить успехи сможет.
Предстоит нам вспомнить здесь-
Все проблемы молодежи.
ΙI Проверка выполнения домашнего задания.
1. Индивидуальные карточки
2. Работа с понятиями
Инфантильность-
Меркантильность –
Пессимизм-
Малая группа –
Конформизм –
Межличностные отношения –
Оптимизм –
Максимализм –
3. Работа по схеме
Д и с к у с с и я
Обсуждение социального портрета современного подростка.
Беседа по вопросам:
- Перечислите основные новые черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подросткам и молодежи сегодня. Как они влияют на молодежь?
- О каких современных молодежных проблемах вы знаете?
ΙΙI. Изучение нового материала.
1. Сообщение цели урока.
Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;
2. Юридические границы подросткового возраста.
14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.
Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,
юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.
3. Словарная работа
- С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
- Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем .
4. Малолетние
5. Несовершеннолетние
6. Работа с диалогом
Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?
- Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять
играли в футбол и чуть не разбили окно на
первом этаже! Что делать с этими
несовершеннолетними!
- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее
7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.
Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)
Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.
При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.
8. Распределите действия на три группы
А. малолетние
Б. несовершеннолетние
В. только совершеннолетние
1 Обращение в суд от своего имени
2. Самостоятельное устройство на работу
3. Покупка продуктов в магазине
4. Внесение денежного вклада в банк
5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии
6. Осуществление авторских прав
7. Голосование на выборах
8. Занятие предпринимательством
9. Регистрация своей фирмы
10. Направление на обучение в школу лечебно-воспитательного характера.
9. Продолжите фразы…
- В 16 лет подросток уже имеет право…
- В 14 лет подросток уже отвечает по закону……
- Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.
Физминутка
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.
Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох.
10. Работа с документами
Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.
Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.
Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.
Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.
ΙΙΙ. Закрепление изученного.
Верны ли суждения:
1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей — малолетних и несовершеннолетних.
2. Несовершеннолетие — это лица в возрасте от 16 до 18 лет.
3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.
4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.
5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет
Правила закона. ( Ребята должны выучить и знать эти правила.)
«За несовершеннолетних, не достигших 14 лет ( малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки….
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…
1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения…
3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки…
Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…
При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»
(Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)
III/ Итог урока
Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем было вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Домашнее задание: §16,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс
Тема «Что такое человек?» Цели: закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы; продолжить работу по формир...
конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе
Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....
Конспект открытого урока по обществознанию 6 класс
Конспект является авторским....
Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"
урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...
Открытый урок по обществознанию. 8 класс
Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Лоренс Питер.Цель ур...
Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»
Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...
Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»
Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....